Буклет "Подготовка к школе"
консультация по психологии (подготовительная группа)
Буклет "Подготовка к школе"
Данный материал содержит краткое описание компонентов психологической готовности к обучению в школе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 411.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическая готовность к обучению в школе состоит из:
- интеллектуальной готовности (хорошо развитая память, мелкая моторика, словарный запас, умение анализировать и обобщать, способность к самостоятельному обучению, ориентироваться во времени, пространстве, окружении);
- коммуникативной или социальной готовности (потребность в общении, умение находить место в коллективе сверстников, подчиняться правилам сверстников или взрослого, или умение руководить, понимание, что не все зависит от желаний);
- эмоционально-волевой готовности (умение управлять своим поведением и поступками, выполнять правила другого взрослого);
- мотивационно-личностной готовности (ребенок хочет идти в школу и у него положительное отношение к ней, его никто не пугает «школьными страшилками»);
Так много показателей и все для одного маленького ребенка?!? Что же должен делать ребенок до поступления в первый класс. Все очень просто - ИГРАТЬ!
Игры и умения, формирующие интеллектуальную готовность:
- Учить стихотворения и пересказывать вслух, получать ответы на все «почемучки», вопросы, которые рождаются в головах малышей и ищут немедленного ответа: «А почему листья зеленые?», «А почему сейчас зима, а не лето?» и т.д.
- Фантазировать, придумывать новое. Много говорить и использовать большой запас слов.
- Уметь самостоятельно анализировать, рассуждать, обобщать предметы (мебель, посуда, домашние/дикие животные), ориентироваться во времени (утро-обед-вечер-ночь, времена года, дни недели, месяца). Знать где располагается вверх-низ-право-лево, по диагонали.
Игры для развития мелкой моторики:
- занятия с пластилином, тестом, "волшебным" песком, глиной;
- рисование различными инструментами (пальчиками, карандашом, кистью, мелом и т.д.);
- аппликации, работа с ножницами и клеем;
- игры с конструктором, мозаикой, пазлами;
- штриховка фигур, дорисовывание предметов, разукрашивание картинок.
А шнурки Ваш ребенок умеет завязывать, а застегивать пуговицы, а самостоятельно переодеться и одеться? Это тоже немаловажные факторы готовности к школе, к новой ответственной жизни будущего школьника.
Коммуникативная или социальная готовность:
В условиях современного образования, наверное, ведущее – это развитие личности ребенка.
- Ваш ребенок умеет подчиняться правилам игры в группе сверстников, а может самостоятельно играть и устанавливать правила?
- А как ребенок взаимодействует с другими взрослыми, понимает, что есть правила, общепринятые нормы и ценности, принятые в обществе, которые необходимо выполнять?
- Ваш ребенок умеет сопереживать, быть отзывчивым, готовым прийти на помощь, желает играть с ровесниками, или другими ребятами.
- Знает правила безопасного поведения, а что можно делать и чего нельзя делать в быту, обществе и на природе?
Ответив на эти вопросы, вы поймете, насколько ваш ребенок ГОТОВ взаимодействовать с внешним миром, или в этом вопросе ему нужна ПОМОЩЬ взрослых, родителей, педагогов или психолога.
В старшем дошкольном возрасте полезно подключить настольные игры. Основная задача настольных игр — помочь ребенку научиться запоминать правила, ожидать своей очереди и взаимодействовать с другими людьми в команде.
Эмоционально-волевая готовность:
Она заключается в том, что ребёнок в состоянии управлять своим поведением и эмоциями (то есть не впадает в истерики и не применяет насилие к другим людям во время интенсивных переживаний), своей памятью, вниманием, мышлением, следить за своей речью, вовремя подключать воображение, действовать по инструкции взрослого, умеет сосредотачиваться, и т.д.
В школе придётся слушать учителя не зависимо от того, интересную ли информацию он сейчас излагает, для этого ребёнок должен подключать усилия воли.
Произвольность в поведении ребенка проявляется в преднамеренном заучивании стихотворения, в способности преодолеть непосредственное желание, отказаться от привлекательного занятия, игры ради выполнения задания взрослого, общественного поручения, оказания помощи маме, а также в способности преодолеть боязнь (войти в темную комнату, в кабинет стоматолога и т.д.), преодолеть боль, не заплакать при обиде.
Ребенок может спокойно подождать или заниматься тем, что ему не очень хочется делать, не менее 15–20 минут. Вариант «он может 4 часа играть в конструктор, а здесь ему просто скучно, и поэтому он отвлекается» не свидетельство школьной зрелости.
Школьная зрелость определяется именно качеством произвольного внимания— умением управлять своим вниманием и направлять его туда, куда сейчас «надо», даже если немножко неохота.
Мотивационно-личностная готовность
(или проще говоря, желание учиться и быть хорошим учащимся):
Спросите своего ребенка: «А ты хочешь идти в школу?», «А зачем?». И вот в ответе ребенка заложен ведущий мотив, т.е. с каким желанием ребенок пойдет, и захочет ли приобретать новые знания, может, ответ «зачем», будет – ИГРАТЬ! И тут вариант только один, действительно играть, во все игры, которые необходимы для развития, для того чтобы перерасти игровой мотив и самостоятельно перейти на новый – учебный.
Мама и папа должны «прорекламировать» школу и рассказать о ней как можно больше и интереснее. Для этого стоит устроить совместные просмотры фильмов и мультиков про школу, прогуляться до школьного здания, показать школьные альбомы родителей.
Выберите вместе с ребенком форму, рюкзак и канцелярские принадлежности.
Расспросите ребенка о его ожиданиях от первого учебного дня и поделитесь своим опытом. Вы можете рассказать, как тревожно вам было идти в первый класс, чтобы ребенок понял, что испытывать такие чувства — нормально.
Заставить ребенка ходить в школу, возможно, но привить желание учиться самостоятельно и успешно, процесс не простой, и зависит от мотивации первоклассника.
«Быть готовым к школе- не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе- значит быть готовым всему этому научиться.»
Л.А.Венгер
Составитель: педагог-психолог Симакова Я.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».
Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада. Зад...
Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»
На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...

Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...

Воспитание положительного отношения к школе, у детей подготовительной к школе группы, в рамках проекта "Я хочу в школу" (из опыта работы воспитателя Карелиной Т.Н.)
Из опыта работы над проектом "Я хочу в школу"...

"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/
Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...

Сценарий выпуска детей в школу "Золушка идет в школу" (подготовительная к школе группа)
Сценарий праздника выпуска детей подготовительной группы в школу включает в себя фрагменты сказки о Золушке, что вовлекает детей в ход праздника с его играми, разными заданиями. Прослеживается интегра...

