Публикация в сборнике научных статей. Тема: Компьютерная зависимость и её профилактика у детей дошкольного возраста
статья по психологии

Гусева Ксения Андреевна

Данная статья была опубликована для сборника публикаций в рамках Международной научно-практической конференции «Весенняя психологическая сессия: проблемы психологического благополучия», организованной Уральским государственным педагогическим университетом.

В  статье представлен обзор проблемы компьютерной зависимости у детей дошкольного возраста, причины и степени компьютерной зависимости, вопросы актуальности социального влияния электронных ресурсов на развивающуюся личность. Представлены возможные способы реагирования ребёнка. Освещен вопрос профилактики компьютерной зависимости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 372.3/.4

Гусева Ксения Андреевна,

педагог-психолог, МАДОУ - детский сад № 233, Россия, г. Екатеринбург

КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ И ЕЁ ПРОФИЛАКТИКА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В данной статье представлен обзор проблемы компьютерной зависимости у детей дошкольного возраста, причины и степени компьютерной зависимости, вопросы актуальности социального влияния электронных ресурсов на развивающуюся личность. Представлены возможные способы реагирования ребёнка. Освещен вопрос профилактики компьютерной зависимости.

Ключевые слова: компьютерная зависимость, профилактика зависимости, роль компьютерных технологий, дети дошкольного возраста.

Guseva Kseniya Andreevna,

teacher-psychologist, MADOU - kindergarten № 233, Yekaterinburg, Russia

COMPUTER ADDICTION AND ITS PREVENTION IN PRESCHOOL CHILDREN

Abstract. This article provides an overview of the problem of computer addiction in preschool children, the causes and extent of computer addiction, and the relevance of the social impact of electronic resources on a developing personality. Possible ways of the child's reaction are presented. The issue of computer addiction prevention is highlighted.

Keywords: computer addiction, addiction prevention, the role of computer technology, preschool children.

Дошкольное детство – это время, когда у ребёнка развиваются навыки успешного социального взаимодействия и коммуникаций. Нравственное воспитание детей в этом возрасте предполагает формирование дружеских взаимоотношений со сверстниками, привычки играть, трудиться, умения договариваться, помогать друг другу, стремления радовать взрослых хорошими поступками. [1, с.183].

В настоящее время наряду с семьёй и системой образования социальное влияние на развивающуюся личность оказывают и средства массовой информации: печать, радио, телевидение, Интернет. Как правило, они в реальной действительности являются для ребёнка основными носителями и трансляторами представления о мире, об отношениях между людьми и нормах их поведения. [2, с.32].

Жизнь современного дошкольника невозможно представить без компьютера. Высокие требования к уровню современного образования предполагают внедрение электронных средств обучения уже на начальной ступени образования. На данном этапе развития общества компьютерные технологии активно применяются не только в качестве передачи, обработки и хранения информации, но и как средство развлечения. Дошкольники не являются исключением из правила, так как компьютер для них – интересная игрушка, часто  доступная, никогда не надоедающая.

Взаимодействие с компьютером для многих из них заменяет семейные ценности, игры со сверстниками, общение с родителями, а главное – игры на свежем воздухе. Как правило, родителям сложнее выбрать время для прогулки, проще – уступить место за компьютером, телефоном, планшетом. Незаметно компьютер становится неотъемлемой частью жизни современной семьи, часто – единственно интересным развлечением. Современные родители не всегда  осознают значимость компьютера для жизни своего ребёнка, если он находится в зоне его доступности. Проблемы появляются, когда ребёнку предлагают другие формы отдыха, в нашем случае это поездка в деревню к бабушке, отдых на даче. Когда ребёнок не может или не хочет себя ничем занять, ему не интересны активные виды деятельности, не хочет вступать в социальные контакты и как результат – просит родителей забрать его домой.

Как правило, такие родители приходят на консультации к специалистам и просят «что-нибудь сделать», чтобы у ребёнка появился интерес к чему-либо, так как в дальнейшем они хотят, чтобы у ребёнка были сформированы лидерские качества и развитые коммуникативные навыки. В беседе с родителями выясняется, что компьютер или планшет, телефон у ребёнка уже давно в пользовании, на вопрос о его необходимости у ребёнка 4-х лет специалисты могут получить ответ: «у всех друзей есть, они активные пользователи, он тоже просит», или «пусть играет, зато – занят и не мешает, мы контролируем, что он смотрит».

В этом случае следует отметить, что степень дозволенности в каждой семье разная, не всегда оправданно допустимая. Как правило, родители начинают бить тревогу при возникновении агрессивных реакций у ребёнка на окружающих, или когда не могут справиться с ребёнком, или когда замечают, что ребёнок становится пассивным к чему-либо кроме гаджетов.

Степень восприимчивости и психологической устойчивости у разных детей неодинакова. Роль компьютера оценивается по-разному: с одной стороны -  восхищение по поводу его возможностей, с другой с - опасением негативного влияния на психику детей, особенно в раннем возрасте (начиная с 3 – 4 лет), а также физическое здоровье. Проведённые в ДОУ анкетирования выявили, что, по мнению родителей, у детей портится зрение и в первую очередь страдает осанка. Родители знают, что дошкольнику необходим свежий воздух и двигательная активность.

Выше 80% современных детей, отвечая на вопрос о своих интересах и

увлечениях, называют компьютер или телефон, часто пренебрегая при этом общением со сверстниками, прогулками, занятиям спортом, аргументируя тем, «что там всегда интересно».

Компьютер заменил всё, стал привычной, и необходимой вещью в современной жизни. Родители гордятся своим ребёнком, когда он лучше и быстрее их может что-либо сделать в социальной сети, но когда ребёнка невозможно «достать» из компьютерной игры, родители бьют тревогу. Сегодня в большинстве дошкольных организаций есть компьютеры. Они приносят пользу, помогая специалистам с помощью развивающих игр сформировать у детей нужные и полезные навыки. Конечно, в данном случае он приносит пользу, у ребёнка горят глаза от неподдельного увлечения и интереса. Он становится более

собранным и внимательным, повышается объём запоминаемой информации, включаются мыслительные операции, развиваются психические процессы.

Естественно, необходимо соблюдать правила работы за компьютером, дети

должны знать пользу и вред, которую он приносит. Эту функцию должны координировать взрослые (дома и в образовательных учреждениях), пока ребёнок не сделал выбор сам – в свою пользу, в соответствии со своими интересами. Специалисты, работающие с детьми, должны профилактировать данный вопрос, беседовать с родителями, напоминать, что проблему проще предотвратить, чем столкнуться с ней, когда ребёнок из-за компьютера отказывается от прогулок или общения, объясняя, «что там не интересно».

Причины и степени компьютерной зависимости. Специалисты выделяют следующие причины возникновения компьютерной зависимости [3, с.55]:

– отсутствие контроля со стороны родителей, неумение ребёнка самостоятельно спланировать свою деятельность;

– дефицит общения в семье, т.е. идет замена общения с близкими людьми;

– у ребёнка нет дома личного пространства, он чувствует себя хозяином только за компьютером;

– замкнутость ребёнка, иногда – неприятие сверстниками;

– неуверенность ребёнка в своих силах, низкая самооценка;

– незнание правил взаимодействия с компьютером (психогигиена) и т.д.

Проблему компьютерной зависимости интересно осветила психолог Дмитриева У. С. [4]. Она отметила следующие стадии компьютерной зависимости:

- первая степень – увлеченность на стадии освоения. Свойственна ребёнку в первый месяц приобретения компьютера. Это овладение новой забавой, освоение неизвестного, необычайно интересного предмета.

- вторая степень – состояние возможной зависимости. Характеризуется сильной погруженностью в игру, пребыванием за компьютером более 3-х часов в день, снижением познавательной мотивации, пропадает живой интерес к другим видам детских деятельностей.

- третья степень – выраженная зависимость. Играющий не контролирует себя, эмоционально не устойчив, в случае необходимости прервать игру нервничает, реагирует бурно или не реагирует никак. В случае насильственного вмешательства взрослых может прореагировать неадекватно, стать безразличным к своему бывшему увлечению. Регресс в развитии познавательных процессов. Угасание интереса к общению со сверстниками очень сильное, замена компьютером – полная.

- четвёртая степень – клиническая зависимость. У детей дошкольного возраста

данная степень не наблюдается.

В помощь родителям составлена памятка, которая поможет им правильно выявить проблему.

Как определить степень зависимости ребёнка от компьютера.

Родители могут провести простейший тест, чтобы выявить степень зависимости от компьютера у их ребёнка. Они обращаются к ребёнку с просьбой, например: «Помоги мне, пожалуйста, сделать подарок для папы / мамы» или «Помоги мне, пожалуйста, подобрать разбросанные игрушки». Обращаться к ребёнку нужно именно в тот момент, когда он сидит за компьютером и играет.

Возможные способы реагирования ребёнка в данной ситуации:

1. Ребенок легко откликается на просьбу, помогает, может увлечься этой помощью, переключиться на другое дело, отвлечься, забыть о компьютере – полная свобода от компьютера на момент тестирования.

2. Ребёнок откликается со второго – третьего раза, неохотно выполняет просьбы, демонстрирует недовольство, огрызается – это и есть первая степень зависимости в пределах первого месяца овладения новой игрушкой и (или) начальный этап второй степени зависимости.

3. Ребёнок не откликается на просьбу, явно не слышит обращение, игру не прерывает – это зависимость второй – третьей степени.

В случае, если ребёнок вёл себя по схеме 2 или 3, необходимо через какой-то промежуток времени (на следующий день) обратиться к ребёнку с развёрнутой аргументированной просьбой, например: «Сынок, помоги мне, пожалуйста. Я одна справиться не смогу. Мне нужна твоя помощь, прерви своё занятие и помоги мне». Если реакция на просьбу будет аналогичной, то можно делать окончательный вывод о наличии у ребёнка компьютерной зависимости и родители должны скорректировать свои действия по дальнейшему взаимодействию с ребёнком.

Родителям следует предложить следующие правила взаимодействия ребёнка с компьютером.

Профилактика компьютерной зависимости.

1. Введите чёткий режим, «общение» с компьютером для дошкольников: 20 – 30 минут в день. Не поддавайтесь на слезы, капризы ребёнка. Реагируйте спокойно, терпеливо объясняйте, отвлекайте другими занятиями.

2. Поощряйте, хвалите детей. Не скупитесь хвалить детей за хороший поступок, доброе дело, игры и общение. Ведь в компьютерные программы для детей заложено очень много поощрений, которые дети не слышат от большинства родителей. Компьютер не устаёт хвалить ребёнка, подчёркивает его способности и ум, ловкость, позитивно реагирует даже на проигрыш и ошибки, в то время как взрослые раздражаются, срываются на крик.

3. Родители – образец для подражания. Не нарушайте правила, которые

устанавливаете для ребёнка. Проанализируйте, не являетесь ли вы сами зависимыми от гаджетов? Ваше правильное поведение за компьютером – профилактика зависимости у вашего ребёнка.

4. Контролируйте занятость ребёнка (кружки, личные интересы), приобщайте к домашним обязанностям. Культивируйте семейные ценности, общайтесь, играйте. Старайтесь занять место в сердце вашего ребёнка, мотивируйте на активные виды деятельности, иначе это место займёт компьютер.

Таким образом, анализируя предложенный выше материал, следует отметить значительное влияние компьютера на жизнь современного дошкольника. Положительное или чаще отрицательное взаимодействие зависит от понимания родителями потребностей своего ребёнка, способствующей его развитию или регрессу.

Список литературы

1. Нуштаева, Л. В. Формирование компьютерной аддикции как одного из видов адаптационного нарушения / Л. В.  Нуштаева // Современные проблемы и условия социализации личности: сборник научных трудов / Уральский государственный педагогический университет. — 2012. —   С. 183 - 186.

2.Валдас, М. И. Влияние мультипликационных фильмов на процесс социализации детей дошкольного возраста / М. И. Валдас // Современные проблемы и условия социализации личности: сборник научных трудов / Уральский государственный педагогический университет. — 2012. —   С. 32–35.

3. Фазлетдинова, А. А. Профилактика компьютерной зависимости у

детей старшего дошкольного возраста / А. А. Фазлетдинова // Справочник педагога-психолога. – 2014. – №6. – С. 55 - 58.

4. Дмитриева, У. С.  Увлечение или диагноз? / У. С. Дмитриева // Журнал «Школьный психолог». — 2008. — № 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов Тема: «Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста».

     В наше время использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Владение инфомационн...

Статья на публикацию по теме:"Опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста"

публикация опыта работы в электронном сборнике материалов конференции «Гражданское и национально-патриотическое воспитание: опыт, проблемы, перспективы»...

Статья. Тема: Влияние современных мультфильмов на нравственное развитие детей дошкольного возраста.

В  современном мире телевизор, интернет, гаджеты — стали частью нашей жизни и не только дети, но и взрослые становятся их «поклонниками».  Ребенок, живущий в век инфор...

Научно-методическая статья для открытого педагогического конкурса "Есенинские уроки". "Приобщение детей дошкольного возраста к фольклорным традициям при знакомстве с поэзией С.А.Есенина.

В данной работе содержится конспект занятия "Сказочный образ лебедя в фольклоре и творчестве великих русских поэтов и композиторов, который можно провести в подготовительной - старшей группах дет...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Публикация в сборнике научных статей по обобщению педагогического опыта)

В системе дошкольного образования в настоящее время формируются иуспешно применяются новейшие разработки, методики, технологии. Свведением Федерального Государственного образовательного стандартадошко...

Научная статья "Экспериментальное изучение предпосылок графо-моторных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР"

В данной статье представлено теоретическое изучение проблемы формирования графо-моторных навыков у детей дошкольного возраста. Охарактеризованы предпосылки графо-моторного навыка у старших дошкольнико...