Развитие эмоционального интеллекта в ГБДОУ с детьми ЗПР среднего возраста.
статья по психологии (средняя группа)

Джанлы Ольга Валерьевна

Статья содержит материалы по развитию эмоционального интеллекта, которые можно использовать с детьми в дошкольном учреждении, в свободной деятельности. Так же при консультировании родителей,  как  рекомендации для домашних игр, занятий и развлечений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие эмоционального интеллекта в ГДОУ с детьми ЗПР среднего возраста.

Что такое эмоциональный интеллект и для чего его нужно развивать?

Это навыки и способности человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей. Распознавать свои собственные эмоции и правильно применять их с  происходящей ситуацией.  Развитие способности управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач, применяя навыки умения договариваться, используя взаимовыручку.

Ребенку необходим хорошо развитый эмоциональный интеллект, чтобы разбираться в собственных чувствах и эмоциях, легче находить общий язык со сверстниками, лучше усваивать учебную программу, контролировать эмоции и мотивировать себя.

У детей с ЗПР  развитие психики и эмоций развивается  медленнее, чем в норме. Отмечаются недоразвитие эмоций, их незрелость. Большинству из детей доступны простые эмоции, такие как страх, радость, удовольствие и гнев, но обычно эмоциональные реакции по глубине не соответствуют причине, вызывающей эти эмоции. Чаще они выражены недостаточно ярко, также встречаются и слишком сильные переживания по незначительному поводу. Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость — отличительные качества их волевых процессов. 

Для того, чтобы помочь ребенку успешно справится с поставленной задачей, нам нужно понимать, что входит в понятие «эмоциональный интеллект».

 Можно выделить пять составляющих эмоционального интеллекта:

1. Самопознание. Человек признаёт собственные эмоции и понимает, как они влияют на мысли и поведение, а также знает свои сильные и слабые стороны, уверен в собственных силах.

2. Самоконтроль. Человек умеет контролировать импульсивные чувства, управлять своими эмоциями в отношениях, брать на себя инициативу, следовать обязательствам и адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам.

3. Эмпатия. Человек умеет развивать и поддерживать хорошие отношения, легко общается, вдохновляет и направляет других людей.

4. Мотивация. Человек представляет свою цель и чётко осознаёт каждый следующий шаг на пути к своей мечте или цели.

5. Социальные навыки. Человек может понимать эмоции, потребности и проблемы других людей, распознавать невербальные сигналы, комфортно чувствовать себя в обществе, определять статус человека в группе или организации.

Игры и упражнения могут стать лучшим вариантом для развития эмоционального интеллекта. 

Задания не должны казаться ребёнку полноценными занятиями, проходить в лёгкой необременительной и безоценочной обстановке. Важно понимать, какое в данный момент настроение и настрой на взаимодействие у ребёнка.

Игры на развитие эмоционального интеллекта:

«Кубик настроений» 

Изготовьте картинки с изображением эмоций. Вы задаёте вопрос: «Какое у тебя настроение?» или «Что ты чувствуешь, когда ссоришься с подругой?», а ребёнок должен выбрать подходящую картинку и объяснить, что он чувствует и почему.  

«Зеркало»

Вы без слов показываете эмоцию с помощью мимики и жестов, а ребёнок старается угадать. Затем нужно поменяться ролями. Можно играть не только вдвоём, но и по немколько человек.

«Я радуюсь, когда...»

По очереди с ребёнком составляете список «Я радуюсь, когда...». Сюда можно включить любые моменты от хорошей погоды до  беседы друг с другом. Можно использовать картинки, вырезки с журналов, буклетов с эмоциональными изображениями.

Упражнения на работу с эмоциями

«Подушка злости»

Заведите подушку, которую можно бить, пинать и топтать при появлении агрессии. Это позволит ребёнку выплёскивать негативные эмоции. При этом поясняя ребёнку, что другим людям ты в этом случае не причиняешь зла, никаких плохих эмоций или слов, а справляешься сам - с подушки, «выплеснув» туда свою злость и негодование.

«Дневники добра»

 Для отслеживания позитивных эмоций составьте:

«Дневник побед», куда можно записывать что-то, что удалось сделать впервые;

«Дневник хорошего воспоминания», где хранятся лучшие моменты каждого дня;

«Дневник успеха», который помнит только хорошее.

Можно использовать картинки, вырезки с журналов, буклетов с эмоциональными изображениями.

Ожидаемые результаты:

Ребенок -

- научится рассказывать о себе и своем социальном окружении;

- будет знать о собственных индивидуальных особенностях и особенностях своих сверстников;

- научится понимать и описывать свои чувства и желания;

- будет способен выражать эмоциональные состояния различными способами и контролировать реакции;

- научится устанавливать связь между эмоциональным состоянием и событием ему предшествующем;

- научится взаимодействовать с коллективом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка серии лэпбуков для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Развитие эмоционального интеллекта»

В разработке представлена современная технология организации учебно - воспитательного процесса - Лэпбук, которая помогает отлично систематизировать процесс обучения и собрать в одном месте всё самое н...

Статья "Развитие эмоционального интеллекта у детей раннего и младшего дошкольного возраста"

В наше время остро стоит проблема воспитания эмоционального интеллекта у ребёнка. Новейшие исследования в области педагогики и психологии показывают, что эмоциональный интеллект, наравне с IQ, являетс...

Сценарный план организации педагогического мероприятия с детьми раннего возраста с использованием технологии развития эмоционального интеллекта

Вашему вниманию предоставляется конспект сценарного планаорганизации педагогического мероприятия с детьми раннего возраста с использованием технологии развития эмоционального интеллекта ...

Сценарный план организации педагогического мероприятия с детьми раннего возраста с использованием технологии развития эмоционального интеллекта в рамках реализации регионального проекта «Формирование детствосберегающего пространства дошкольного образова

Понятие «Эмоциональный интеллект» трактуются по-разному, но все определения сводятся к тому, что эмоциональный интеллект — способность к пониманию своих и чужих эмоций, чувств и пере...

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Важность развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Уже в дошкольном возрасте у ребенка могут формироваться его глубинные убеждения, которые будут влиять и на формирование его ежедневных автоматических мыслей. Иными словами - все, что закладывается в д...