Развитие эмоционального интеллекта в ГБДОУ с детьми ЗПР среднего возраста.
статья по психологии (средняя группа)
Статья содержит материалы по развитию эмоционального интеллекта, которые можно использовать с детьми в дошкольном учреждении, в свободной деятельности. Так же при консультировании родителей, как рекомендации для домашних игр, занятий и развлечений.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие эмоционального интеллекта в ГДОУ с детьми ЗПР среднего возраста.
Что такое эмоциональный интеллект и для чего его нужно развивать?
Это навыки и способности человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей. Распознавать свои собственные эмоции и правильно применять их с происходящей ситуацией. Развитие способности управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач, применяя навыки умения договариваться, используя взаимовыручку.
Ребенку необходим хорошо развитый эмоциональный интеллект, чтобы разбираться в собственных чувствах и эмоциях, легче находить общий язык со сверстниками, лучше усваивать учебную программу, контролировать эмоции и мотивировать себя.
У детей с ЗПР развитие психики и эмоций развивается медленнее, чем в норме. Отмечаются недоразвитие эмоций, их незрелость. Большинству из детей доступны простые эмоции, такие как страх, радость, удовольствие и гнев, но обычно эмоциональные реакции по глубине не соответствуют причине, вызывающей эти эмоции. Чаще они выражены недостаточно ярко, также встречаются и слишком сильные переживания по незначительному поводу. Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость — отличительные качества их волевых процессов.
Для того, чтобы помочь ребенку успешно справится с поставленной задачей, нам нужно понимать, что входит в понятие «эмоциональный интеллект».
Можно выделить пять составляющих эмоционального интеллекта:
1. Самопознание. Человек признаёт собственные эмоции и понимает, как они влияют на мысли и поведение, а также знает свои сильные и слабые стороны, уверен в собственных силах.
2. Самоконтроль. Человек умеет контролировать импульсивные чувства, управлять своими эмоциями в отношениях, брать на себя инициативу, следовать обязательствам и адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам.
3. Эмпатия. Человек умеет развивать и поддерживать хорошие отношения, легко общается, вдохновляет и направляет других людей.
4. Мотивация. Человек представляет свою цель и чётко осознаёт каждый следующий шаг на пути к своей мечте или цели.
5. Социальные навыки. Человек может понимать эмоции, потребности и проблемы других людей, распознавать невербальные сигналы, комфортно чувствовать себя в обществе, определять статус человека в группе или организации.
Игры и упражнения могут стать лучшим вариантом для развития эмоционального интеллекта.
Задания не должны казаться ребёнку полноценными занятиями, проходить в лёгкой необременительной и безоценочной обстановке. Важно понимать, какое в данный момент настроение и настрой на взаимодействие у ребёнка.
Игры на развитие эмоционального интеллекта:
«Кубик настроений»
Изготовьте картинки с изображением эмоций. Вы задаёте вопрос: «Какое у тебя настроение?» или «Что ты чувствуешь, когда ссоришься с подругой?», а ребёнок должен выбрать подходящую картинку и объяснить, что он чувствует и почему.
«Зеркало»
Вы без слов показываете эмоцию с помощью мимики и жестов, а ребёнок старается угадать. Затем нужно поменяться ролями. Можно играть не только вдвоём, но и по немколько человек.
«Я радуюсь, когда...»
По очереди с ребёнком составляете список «Я радуюсь, когда...». Сюда можно включить любые моменты от хорошей погоды до беседы друг с другом. Можно использовать картинки, вырезки с журналов, буклетов с эмоциональными изображениями.
Упражнения на работу с эмоциями
«Подушка злости»
Заведите подушку, которую можно бить, пинать и топтать при появлении агрессии. Это позволит ребёнку выплёскивать негативные эмоции. При этом поясняя ребёнку, что другим людям ты в этом случае не причиняешь зла, никаких плохих эмоций или слов, а справляешься сам - с подушки, «выплеснув» туда свою злость и негодование.
«Дневники добра»
Для отслеживания позитивных эмоций составьте:
«Дневник побед», куда можно записывать что-то, что удалось сделать впервые;
«Дневник хорошего воспоминания», где хранятся лучшие моменты каждого дня;
«Дневник успеха», который помнит только хорошее.
Можно использовать картинки, вырезки с журналов, буклетов с эмоциональными изображениями.
Ожидаемые результаты:
Ребенок -
- научится рассказывать о себе и своем социальном окружении;
- будет знать о собственных индивидуальных особенностях и особенностях своих сверстников;
- научится понимать и описывать свои чувства и желания;
- будет способен выражать эмоциональные состояния различными способами и контролировать реакции;
- научится устанавливать связь между эмоциональным состоянием и событием ему предшествующем;
- научится взаимодействовать с коллективом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода "куклотерапия" для развития эмоционального интеллекта у детей среднего дошкольного возраста
паример использования техники "куклотерапия". Лепка куклы из пластилина....
Методическая разработка серии лэпбуков для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Развитие эмоционального интеллекта»
В разработке представлена современная технология организации учебно - воспитательного процесса - Лэпбук, которая помогает отлично систематизировать процесс обучения и собрать в одном месте всё самое н...
Статья "Развитие эмоционального интеллекта у детей раннего и младшего дошкольного возраста"
В наше время остро стоит проблема воспитания эмоционального интеллекта у ребёнка. Новейшие исследования в области педагогики и психологии показывают, что эмоциональный интеллект, наравне с IQ, являетс...

Сценарный план организации педагогического мероприятия с детьми раннего возраста с использованием технологии развития эмоционального интеллекта
Вашему вниманию предоставляется конспект сценарного планаорганизации педагогического мероприятия с детьми раннего возраста с использованием технологии развития эмоционального интеллекта ...

Сценарный план организации педагогического мероприятия с детьми раннего возраста с использованием технологии развития эмоционального интеллекта в рамках реализации регионального проекта «Формирование детствосберегающего пространства дошкольного образова
Понятие «Эмоциональный интеллект» трактуются по-разному, но все определения сводятся к тому, что эмоциональный интеллект — способность к пониманию своих и чужих эмоций, чувств и пере...
Презентация «Развитие эмоционального интеллекта средствами художественной литературы у детей дошкольного возраста" (2020 уч. г.)
Материал за 2020 уч. г....

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Важность развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Уже в дошкольном возрасте у ребенка могут формироваться его глубинные убеждения, которые будут влиять и на формирование его ежедневных автоматических мыслей. Иными словами - все, что закладывается в д...
