Проект сюжетно-ролевой игры "Салон красоты "Стиль"
методическая разработка по теме

 

   Игра для ребенка – это его работа. Поддерживая сюжетно-ролевую игру детей, воспитатель помогает естественному развитию их навыков и способностей. Дети многому учатся друг у друга. Игра также предоставляет им возможность решать проблемы, принимать решения, учиться выражать свои мысли и чувства, узнавать о существующих различиях, приобретать самостоятельность и учиться у сверстников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_stil.doc153 КБ

Предварительный просмотр:

        Проект сюжетно-ролевой игры «Салон красоты «Стиль»

Цель: формировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Салон красоты».

Задачи:

  1. учить комбинировать знания, полученные из разных источников, отражать их в едином сюжете игры;
  2. побуждать детей самостоятельно распределять роли, подготавливать необходимые условия;
  3. создавать условия для творческого самовыражения;
  4. способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений;
  5. обогащать и расширять словарь детей;
  6. формировать навыки культурного поведения в общественных местах, уважительного отношения к работникам салона.

                   

Ресурсное обеспечение: набор специальных игрушек «Парикмахерская»,  самоделки, предметы-заместители.

Актуальность проекта.

         

   Игра является потребностью растущего организма. Она в дошкольном возрасте влияет на развитие всех сторон личности ребенка.

Ребенок всегда играет, он есть существо играющее, игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту, интересам и включает в себя элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений.

Сюжетно-ролевая игра является формой активного, творческого отражения ребенком окружающей жизни людей. Широкое использование ее в процессе воспитания детей связано с определяющим ее значением для формирования самых существенных психических образований.

   Игра для ребенка – это его работа. Поддерживая сюжетно-ролевую игру детей, воспитатель помогает естественному развитию их навыков и способностей. Дети многому учатся друг у друга. Игра также предоставляет им возможность решать проблемы, принимать решения, учиться выражать свои мысли и чувства, узнавать о существующих различиях, приобретать самостоятельность и учиться у сверстников.

 

  Освоение проектного метода, в том числе организации сюжетно-ролевых игр с детьми ОНР позволяет создать в группе условия для планомерной и эффективной работы. Во время игры дети работают активно и увлеченно именно благодаря использованию интересного, занимательного материала, который способствует развитию связной речи, формированию лексико-грамматических категорий русского языка. Дети открывают для себя удивительный мир слов и задумываются над их значением, что обогатит их словарный запас.

Научно-методическое обоснование.

   Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. «Игра – говорил К.Д. Ушинский, - основной и главный вид деятельности ребенка, претерпевающий значительные изменения по мере его роста и развития»,

    Игра есть путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить (М. Горький).

   Игра – источник развития, она создает зону ближайшего развития, т.е. определяет развитие ребенка, утверждал Л.С. Выготский.

   На каждом из этапов психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение; при этом другие виды деятельности существуют как бы параллельно. Именно в связи с развитием ведущей деятельности в психике ребенка происходят главнейшие изменения, развиваются психические процессы, способствующие переходу ребенка на более высокую ступень развития (Д.Б. Эльконин).

  Д.Б. Эльконин выделяет четыре основные линии влияния на психическое развитие ребенка:

       - развитие мотивационно-потребностной сферы;

       - преобладание познавательного «эгоцентризма» ребенка;

       - формирование идеального плана;

       - развитие произвольности действий.

                              Ожидаемые  результаты:

  1. Обогащение и расширение словарного запаса;

  1. Развитие диалогической и монологической речи;

  1. Совершенствование и расширение игровых умений детей;

  1. Появление умения налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, убеждать, действовать;

  1. Получение знаний о специалистах, работающих в салоне;

  1. Ролевое общение. 

                                                                            Этапы игровой деятельности

                                                                                          (старшая группа)

      Процесс

          Совместная деятельность

                 педагога и детей

          Совместная

         деятельность              

      логопеда и детей

           Деятельность

               педагога

                                                                                        Подготовительный

Выявление

проблемы

Диагностика игровых и речевых навыков, игровой среды.

Диагностика речевого развития

Диагностика по методике Н.Н. Серовой.

Диагностика по методике О.С. Ушаковой.

Обрисовка сюжетной канвы

Вечером в группе должен состояться маленький концерт. Дети готовятся к этому развлечению. Некоторые ребята решили сначала посетить «Салон красоты». Салон с радостью предоставляет свои услуги.

В группе намечается показ мод. Дети серьезно готовятся к этому событию. В показе им не обойтись без помощи специалистов, работающих в салоне. Дети приглашают всех специалистов принять активное участие в подготовке показа.

Создание условий для развития у детей речевого общения с взрослыми и сверстниками через побуждение их обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями на занятиях, во время дидактических игр и упражнений.

Изучение литературы: Виноградова Н.А. «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников» -М., 2008г. Рыжова Н.А. «Развивающая среда дошкольных учреждений» -М., 2003г. Арушанова А.Г. «Речь и речевое общение детей» -М., 1999 г. Сековец Л.С. «Коррекция нарушений речи у дошкольников» -Н.Новгород, 1999г. Селиверстов В.И. «Значение игры в воспитательной и логопедической работе с детьми» - М., 1994г.

Организационная

работа

Лексическая тема:  «Расти коса, до пояса». (Предметы гигиены. Уход за волосами.)

Продуктивные виды деятельности.

Изготовление атрибутов для игры.

Беседы с детьми: «Правила поведения в парикмахерской», «Как играть».

Дидактические игры: «Кто больше назовет действий», «Встреча с коробейником», «Маленький парикмахер», «Зачем нужно».

Занятия

Познавательное развитие «Здоровые волосы – красота человека».

Рисование «Современные прически».

Лепка «Такие разные заколки».

Аппликация «Шляпки, кепки и береты».

Экскурсия в парикмахерскую.

Встреча с детским парикмахером.

Составление сказки «Варвара краса – длинная коса».

Конкурс среди девочек «Лучшая прическа у моей куклы».

Лексическая тема: «Советы мастера портного».  (Одежда).

Чтение художественной литературы: «Почему у месяца нет платья». Сербская сказка. «Самый красивый наряд на свете». Японская сказка.

Беседы с детьми: «Об одежде», «Как надо одеваться на прогулку», «Где берем одежду».

Дидактические игры: «Кто что носит?», «Закончи строчку», «Подбери слова», «Найди пару», «Что надену», «Что нужно портнихе», «Что здесь лишнее?».

Занятия

Познавательное развитие «Наряды из бабушкиного сундука».

Рисование «Расписные ткани».

Аппликация «Укрась галстук».

Экскурсия в Ателье.

Составление сказок на тему: «Приключение Иголки», «Сказка о Замарашке».

Конкурс рисунков «Одежда моей мечты».

Мини – конкурс «Модники и модницы».

Занятие на тему: «Предметы ухода за телом».

Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Наоборот», «Кто больше запомнил», «Говорит гусь Коле», «Чего нет?».

Занятие на тему:

«Одежда».

Дидактические игры: «Один – много», «Оденем куклу на прогулку», «Портниха или портной», «Потерялся мальчик» или «Потерялась девочка»

Придумывание воспитателем материала для игры: для парикмахера, маникюрши, стилиста, кассира. Планирование календарных планов. Подбор стихов, загадок, пословиц, поговорок по данной теме. Разработка конспекта игры «Салон красоты».

Работа

с родителями

Посещение родителей с детьми парикмахерской, салона.

Консультации для родителей: «Девичья краса, или как ухаживать за детскими волосами», «Как правильно одевать ребенка для прогулок».

                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                                                 Основной  

Систематизация

информации

Организация игрового пространства салона. Принятие на себя роли. Обсуждение содержания игры.

Обеспечение руководства. Распределение ролей. Взятие на себя второстепенной роли. Обсуждение содержания игры. Руководство организацией игрового пространства.

Игровая

деятельность

Игра. Соблюдение правил, выполнение взятых на себя ролей. Взаимосвязь с партнером. Изменение ролевого действия в ходе игры.

Выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций.

 

                                                                                         

                                                                                        Заключительный

Итог

Принимают участие в обсуждении проведенной игры. Оценивают умение играть вместе.

Принимают участие в обсуждении проведенной игры. Оценивают результаты речевой деятельности во время игры.

Подведение итогов игры.

Диагностика игровых и речевых умений.

                                                                         

                                                                                  Этапы игровой деятельности

                                                                                     (подготовительная группа)                                                                                                                                                  

     Процесс

         Совместная деятельность

                педагога и детей

      Совместная

     деятельность

  логопеда и детей         

             Деятельность

                 педагога

                                                                 

                                                                                          Подготовительный

Выявление

проблемы

Диагностика  игровых и речевых навыков, игровой среды.

Диагностика речевых навыков и умений.

Диагностика по методике О.С.Ушаковой.

Диагностика по методике Н.Н. Серовой.

Обрисовка сюжетной канвы

Воспитатель объявляет о расширении штата «Салона красоты». Там начинает свою работу новый специалист -  визажист. «Салон красоты» открывает двери для всех желающих.

В детском саду должен состояться выпускной вечер. Семьи выпускников готовятся к этому важному событию. Некоторые родители решили обратиться к услугам «Салона красоты». Салон в свою очередь предоставляет услуги парикмахера, маникюрши, Стилиста и визажиста. Затем организуется праздничный вечер.

Создание условий для развития у детей речевого общения с взрослыми и сверстниками через побуждение их обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями на занятиях, во время дидактических игр и упражнений.

Изучение литературы: смотри выше.

Организационная

         работа

Лексическая тема: «Мои помощники – кожа».

Чтение художественной литературы: «Почему кот моется после еды». Литовская сказка.  К.И. Чуковский «Мойдодыр».

Продуктивные виды деятельности.

Изготовление атрибутов для игры. Оформление коллажа «Чистота – залог здоровья».

Беседы с детьми: «Пожалей свою бедную кожу», «Дружи с водой», «Забота о коже».

Дидактические игры: «Разрешается – запрещается», «Когда что пригодится?», «Выбери».

Занятия

Познавательное развитие «Кожа, ее строение и значение», «Гигиена кожи».

Рисование «В гостях у Мойдодыра».

Аппликация «Красивое полотенце».

Экскурсия в медицинский кабинет, в прачечную  детского сада.

Составление рассказов, сказок на темы: «Война с микробами», «Путешествие в Чистоград».

Конкурс детских рисунков «Волшебница вода».  Выставка предметов гигиены.

Лексическая тема: «Руки – это лицо человека».  (Профессии)

Чтение художественной литературы:     Е. Пермяк «Для чего руки нужны», «Ленивая Бручолина». Итальянская сказка, Л.Квитко «Бабушкины руки».

Беседы с детьми: «Руки и ноги тебе еще пригодятся», «Что такое чесотка».

Дидактические игры: «Ручки в стороны», «А что у вас», «что делают наши мамы».

Пальчиковая гимнастика: «Прятки», «Мои пальчики».

Занятия

Познавательное развитие «Наши руки не знают скуки».

Рисование «Все работы хороши, выбирай на вкус».

Лепка «Бижутерия».

Аппликация «Как мастера создают узоры».

Встреча с маникюршей.

Составление сказок, рассказов на тему: «Чтобы не было беды». Конкурс детских работ «От добрых рук ничего не уходит».

Занятие на тему: «Предметы гигиены».

Дидактические игры: «Льется чистая водица», «Что мы видели – не скажем, а что делали покажем», «Подбери нужное слово», «Повтори, как я», «Отгадай, что взял Петрушка».

Занятие на тему: «Женские профессии».

Дидактические игры: «Воробушек», «Письмо-шутка от Мойдодыра», «Что нужно для работы», «Что лишнее?», «Чего не хватает».

Продолжение работы по придумыванию материала для игры: для визажиста, косметолога и маникюрши. Планирование календарных планов.

Подбор стихов, загадок, пословиц и поговорок по данной теме.

Подбор и систематизация произведений народного творчества и стихов для пальчиковой гимнастики.

 Разработка конспекта игры «Салон красоты».

Работа

с родителями

Посещение мам с детьми салона красоты для знакомства с работой маникюрши.

Консультации для родителей: «Ребенок идет в парикмахерскую»,

«Как правильно ухаживать за руками», «Личная гигиена детей дошкольного возраста».

                                                                                               Основной

Систематизация

информации

Обсуждение содержания игры. Принятие на себя роли. Организация игрового пространства.

Обеспечение руководства.

Распределение ролей. Взятие на себя второстепенной роли. Руководство  организацией игрового пространства.

Игровая

деятельность

Игра.

Соблюдение правил, выполнение взятых на себя ролей. Взаимосвязь с партнером. Изменение ролевого действия в ходе игры.

Выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций.

                                                                                          Заключительный

Итог

Принимают участие в обсуждении проведенной игры.

Оценивают умение играть вместе.

Принимают активное участие в обсуждении проведенной игры. Оценивают результаты речевого общения во время игры.

Подведение итогов игры.

Диагностика игровых и речевых умений.

                                                                                       План – схема конспекта

                                                             сюжетно- ролевой игры «Салон красоты  «Стиль».

                                                                                        (старшая группа)

ЦЕЛЬ: формировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Салон красоты».

ЗАДАЧИ:

учить детей распределять роли, подготавливать необходимые условия;

способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений;

развивать сюжет на основе знаний, полученных ранее;

способствовать укреплению устойчивых детских игровых объединений;

закрепить знания детей о работе салона красоты;

обогащать и расширять словарь детей;

учить спокойно, в вежливой форме высказывать несогласие с предложениями сверстников, их действиями;

обогатить словарный запас;

совершенствовать речевое общение детей в игровой деятельности.

 Структура игры

  Общие методические приемы

  Методические приемы, используемые в игре

        Задачи

Формировать умение словесно обозначать игровую роль. Реализовывать специфические ролевые действия. Формировать умение комбинировать события в общем сюжете.

Формировать умение обозначать свои роли: парикмахер, маникюрша, стилист, кассир, заведующая, уборщица, шофер.

Учить выполнять роли.

Развивать умение у детей играть с партнерами (парикмахер – клиент, заведующая – шофер, маникюрша – заведующая и т.д.).

Формировать умение выстраивать сюжетную линию до начала игры (обговаривать, учитывать желания).

Формировать умение воссоздавать события рабочей атмосферы салона.  

Общая стратегия

       игровых

взаимодействий

Создать условия для возникновения игры. Включать детей в ролевое взаимодействие.

Взяв на себя игровую роль, втягивать в игру детей, предлагая новые игровые события.

Вступительная беседа о работе салона.

Распределить роли.

Подготовить атрибуты, создать игровое пространство, закрепить полученные знания о работе салона.

В конце игры предложить обсудить действия специалистов.

      Способы

   руководства

        игрой

Принять на себя роль заведующей (с разрешения детей).  Помочь детям в подготовке и планировании действий согласно выбранным ролям.

Задавать вопросы о том, как поставлена работа в салоне. Рассказать о том, что в детском саду показ мод. Подвести детей к решению пригласить специалистов салона для подготовки к показу.

 Составить план игры.

 В  процессе игры направлять развитие сюжета с помощью взятой на себя роли, поощрять самостоятельность детей, следить за выполнением правил игры, советовать, направлять действия малоактивных детей.

                                                                                     План – схема конспекта

                                                                сюжетно-ролевой игры «Салон красоты «Стиль».

                                                                                 (подготовительная группа)

ЦЕЛЬ: формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом.

ЗАДАЧИ:  побуждать детей более широко и творчески использовать в игре знания о специалистах, работающих в салоне;

продолжать учить детей выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты, предметы-заместители;

обеспечить развитие игры;

учить понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней;

развивать у детей творческое воображение, способность совместно развертывать игру;

формировать навык речевого этикета;

развивать диалогическую речь, интонационную выразительность;

воспитывать уважение к людям разных профессий.

         Структура

             игры

  Общие методические

            приемы

Методические приемы, используемые в игре

Задачи

Формировать умение выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров-сверстников.

Формировать умения воспроизводить события выпускного вечера, развивать умения детей играть с партнерами (заведующая – подчиненные, парикмахер - уборщица и т.д.).

Формировать умение комбинировать предложенные ребенком и другими участниками игры события в общем сюжете.

Формировать умения выстраивать сюжетную линию до начала игры.

Общая стратегия  игровых взаимодействий

Создать условия для возникновения игры.

Обогатить игровое пространство.

Создать заинтересовывающий момент.

Предварительно обсудить содержание игры.

Выслушивать мнения детей о том, как будут развиваться события выпускного вечера, чем можно обогатить сюжет. Выстроить последовательность событий.

Помочь детям в развитии и поддержании сюжета игры.

Помочь затрудняющимся детям вводить новую сюжетную линию и т.п.

Обсудить результат игры.

В конце игры предложить обсудить действия специалистов (все ли было сделано правильно, все ли предусмотрели и т.п.).

Способы руководства игрой

Провести вступительную беседу, введя заинтересовывающий момент.

Задать вопросы о том, как поставлена работа в салоне, какие услуги он может предоставить клиентам. Рассказать о предстоящем событии. Подвести детей к решению о необходимости посетить салон.

Участвовать в распределении ролей. При необходимости оказать небольшую помощь в подготовке и планировании действий согласно выбранным ролям.

При необходимости с помощью вопросов помочь детям определить роли, распланировать действия и составить план игры.

При необходимости взять на себя роль.

Взять на себя второстепенную роль.

Если понадобиться  помочь в развитии сюжетной линии, способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений.

В процессе игры, если понадобиться, направить развитие сюжета с помощью взятой на себя роли. Поощрять самостоятельность детей. Следить за соблюдением правил игры, советовать, направлять действия малоактивных детей.

                                                                                   Словарный минимум

   Часть словаря

          Старшая группа

    Подготовительная      

             группа

      Профессии

Парикмахер, заведующая, кассир, продавец, уборщица, шофер

Стилист, визажист, маникюрист, директор

   Орудия труда        

Телефон,  деньги,  ручка, ножницы,  расческа,  бигуди, плойка,  фен,  шипцы, машинка для стрижки

Мобильный телефон, визитка, пилочка

      Трудовые

       действия

Отвечать, руководить, обслуживать, предложить, встречать, провожать, стричь, укладывать, украшать, выдавать

Информировать, согласовывать, заверять,  рекомендовать, управлять

  Качество труда

Вежливо, внимательно, аккуратно, чисто, уютно, умело, ответственно, успешно

Добросовестно, четко, энергично, организованно, высококачественно

 Общественная    

   значимость

Качественно обслуживать клиентов, информировать правдиво

Результаты труда

Качественное обслуживание клиентов, ознакомление с модными направлениями

   Учреждения

Парикмахерская, салон, магазин

Вежливые слова и выражения

Здравствуйте, добрый день, доброе утро, добрый вечер, до свидания, всего доброго, извините, пожалуйста, будьте добры, спасибо

Приятно снова видеть вас, до встречи, примите мои извинения, разрешите, прошу вас

                                                                      Построение ролевого диалога

Роли

Ролевые действия

Парикмахер

 Получает заказ клиента. Делает прическу, моет голову, сушит феном, подстригает.                  Выписывает талон для оплаты за услуги. Дает советы.

Маникюрист

 Получает заказ клиента. Делает маникюр.

Стилист

 Получает заказ клиента. Делает макияж. Помогает подобрать аксессуары.

Кассир

 Принимает плату за услугу. Сдает сдачу, записывает в журнал информацию об услуге.

Уборщица

Убирает зал, меняет полотенца, моет инструменты.

Клиент

Делает заказ, расписывается за него, проверяет. Благодарит за работу.

Заведующая

 Подбирает на работу кадры. Устраняет конфликты. Делает заявки на приобретение  косметических средств, инструментов, оборудования. Организует работу сотрудников.  Беседует с клиентами.

      Продавец в магазине

 Выдает товар по заявке, упаковывает его. Выдает чек.

                 Шофер

 Доставляет косметические средства, оборудование, инструменты из магазина в салон, получает товар. Подписывает путевой лист.

                                                                  Построение ролевого взаимодействия

Заведующая салона

Клиент

Кассир

 Организует работу. Контролирует.  Общается. Проверяет отчетность.

 Рассчитывается за услугу, получает сдачу.

Парикмахер

 Организует и контролирует работу.  Общаются. Передаетпожелания   клиентов. Инфор мирует о поступлении новых товаров, рекламирует их.

 Делает заказ. Проверяет заказ. Благодарит за работу. Общаются.   Дает советы в процессе работы.

Маникюрист

 Организует работу. Контролирует. Общаются. Информирует о поступлении новых товаров, инструментов, рекламирует их.

 Делает заказ. Проверяет заказ. Благодарит за работу. Общаются. Дает советы в процессе работы.

Стилист

 Организует работу. Контролирует. Общаются. Информирует о поступлении новых товаров, инструментов, рекламирует их.

 Делает заказ. Проверяет заказ. Благодарит за работу. Общаются. Дает советы в процессе работы.

Уборщица

 Организует и контролирует работу.

Клиент

 Беседует с клиентом.

 Устанавливают очередь. Соб людают правила поведения в общественных местах.

Шофер

 Дает указание о доставке. Вы дает деньги на приобретение товара. Подписывает путевой лист. Контролирует.

Литература:

Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. М., 2009.

Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Логиновой, П.М. Саморуковой. М: Просвещение. 1988.

Калиниченко А.В., Миклаева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольника. М:Айрс-Пресс, 2004.

Михайленко Н.Я.,  Короткова Н.А.«Организация сюжетной игры в детском саду. М., 2000.

Недоспасова В.А. Растем, играя: средний и старший дошкольный возраст. М., 2002.

Петровский В.А, Кларина Л.М, Смывина Л.А. Построение развивающей среды в дошкольных учреждениях. М., 1993.

Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Бойченко Н.А., Григоренко П.Н. Киев, 1982.

Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В, Краснокуекова. Ростов на Дону. 2010.

Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е издание. М: Туманит, изд. Центр, Владос. 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект сюжетно - ролевой игры "Путешествие на Байкал"

Проект был предложен на методическом объединении воспитателей города. С удовольствием воплотили в жизнь эту игру. Дети очень любят путеществовать,  придумывают новые сюжеты......

Проект сюжетно-ролевой игры "День рождения".

Развитие сюжетной игры на разных этапах. Средний возраст....

Методическая разработка возможного проекта сюжетно – ролевой игры по ознакомлению детей с современными объектами мегаполиса. Тема: Посещение гипермаркета «Ашан».

Детям нравится принимать участие в жизни и деятельности взрослых, а вот прожить роль взрослых помогает сюжетно – ролевая игра в коллективе сверстников в детском саду....

Проект сюжетно - ролевой игры "Космонавты"

                                                    ...

проект сюжетно-ролевой игры "Гости из будущего"

разработан с целью приобщения детей к социальной действительности и закрепления лексических тем в условиях детского сада для детей с нарушениями речи...

Игровой проект сюжетно-ролевой игры. Подготовили: Григорьева А.В., Кохова Е.А. Тип проекта: познавательный, групповой, игровой Сроки реализации: двухдневный.

Актуальность проектаИгра как основной вид деятельность детей дошкольного возраста является ведущим средством их воспитания. Именно в игре у дошкольников формируются личностные образования,...