Образовательная область "Музыка": интеграция и взаимосвязь
материал по теме

Материалы из опыта моей работы в контексте Новой Образовательной Программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnaya_oblast_muzykaopyt_raboty.doc38.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Образовательная область «Музыка»:

интегративные связи как основа развивающего компонента

музыкального воспитания дошкольников

Слайд 1

В новой редакции Основной Общеобразовательной Программы дошкольного образования  обозначена устойчивая тенденция познавательного музыкального образования детей дошкольного возраста.

Слайд 2 Одна из принципиальных позиций Программы –  взаимосвязь эстетического (музыкального) и интеллектуального развития ребенка, то есть проникновение (интеграция)  музыки в другие образовательные области обучения. Авторы Программы выделяют специальный вид деятельности – музыкально - образовательную деятельность, которая целенаправленно решает задачу развития музыкального воспитания через интеллектуальный (развивающий) компонент.

 Новые Федеральные Государственные Требования к дошкольному образованию в части развивающего компонента особенно актуальны для меня и моих коллег, так как приоритетным направлением нашего ДОУ является интеллектуально – творческое развитие дошкольников.

Слайд 3 В нашем ДОУ работа в образовательной области «Музыка» уже много лет ведется с приоритетом классического искусства («Музыкальные шедевры» О.Радыновой, «Синтез» К.Тарасовой). Суть работы по музыкальному воспитанию состояла в том, чтобы максимально использовать интегративные связи музыки, живописи и художественной литературы  в развитии интеллектуальных и эмоциональных качеств ребенка.

Слайд 4 Общность музыки и других видов искусства я соотносила  в работе с дошкольниками очень осторожно, в наиболее существенных тенденциях развития средств выразительности каждого вида искусства (табл. 2). В таблице даны основные сравнительные средства выразительности, присущие в равной мере музыке, живописи и литературе.

По этой аналогии я проследила взаимосвязь музыки с другими образовательными областями, и путем интеграции стараюсь наиболее широко использовать положительное влияние музыкального искусства на развитие ребенка в целом и его интеллектуального компонента в частности.

Слайд 5 Современные педагоги – психологи в своих исследованиях также единодушны: эффект положительного воздействия музыки и других видов искусства на формирование интеллекта человека несомненен, в особенности, если это искусство классическое (учеными абсолютно доказано существование всемирно известного  уникального «эффекта Моцарта», многократно повышающего работоспособность головного мозга).

Слайд 6 Результаты работы полностью оправдали наши ожидания: благодаря многогранному познанию классического искусства наши дети стали эстетически воспитаны, эмоционально стабильны и, что особенно важно, позитивно настроены к общению с окружающим их миром.

Слайд 7 Используя специальные термины Основной Образовательной Программы, выпускники нашего ДОУ приобрели такие интегративные качества как «Эмоционально отзывчивый», «Любознательный, активный», «Способный управлять своим поведением, соблюдая общепринятые нормы и правила».

Слайд 8 Но самый главный положительный итог был сделан на основании аналитических исследований, проведенных несколько позже совместно с учителями начальных классов школ нашего города: бывшие выпускники нашего ДОУ, занимающиеся в группе искусства,  показывают гораздо более высокий уровень успеваемости в начальной школе.

Вывод однозначен: целенаправленная интегративная работа в образовательных областях художественно – эстетического направления повысила интеллектуальные способности наших воспитанников.

        Учитывая высокие интеллектуальные достижения воспитанников нашего ДОУ и рекомендации учителей города, я сочла возможным свою работу вынести за пределы нашего ДОУ.

Слайд 9 Свой творческий замысел я реализовала в собственной разработке - Творческий Проект «Путешествие в Прекрасное». По моему мнению, это наиболее показательный пример интегративных связей музыки с другими образовательными областями и практически единственный в районе формат воспитания музыкально - познавательной и эстетической культуры дошкольников.

Ввиду территориальной отдаленности нашего города от основных культурных центров страны, практически полного информационного вакуума в области пропаганды классического искусства, Проект частично решает  создавшуюся проблему.

Слайд 10 Творческий Проект «Путешествие в Прекрасное» действует с 2009 года на основании «Положения о Творческом Проекте «Путешествие в Прекрасное», согласованном с руководством нашего ДОУ и утвержденном начальником бюро Детских Дошкольных учреждений г.Удачный. При поддержке и активном участии всего нашего педагогического коллектива за это время проведены 3  концертно – тематические встречи.

Слайд 11 В данный момент в образовательной области «Музыка» я изучаю перспективное направление по формированию музыкально – интеллектуальной культуры посредством активизации музыкального мышления с интенсивной интеграцией в образовательные области «Физическое воспитание», «Познание», «Коммуникация», «Социализация» с использованием методических рекомендаций А.Самбурской, М.Хватовой, Г.Маляренко.
Слайд 12  Анализ интегративных связей позволил скорректировать работу по музыкальному воспитанию в нашем ДОУ в сторону интеллектуально – творческой составляющей и наметить основные цели, задачи и направления разработки и реализации данной темы. Слайд 13

Рассмотренные связи между музыкой и другими образовательными областями  позволяют создавать интегрированные циклы - занятия, составные элементы  которых взаимодополняют и обогащают друг друга, и, как следствие, многократно усиливают познавательный эффект.
        По личному опыту могу сказать, что на практике наиболее эффективно активизируют музыкальное мышление и общую интеллектуальную деятельность дошкольников
дидактические игры и самостоятельная музыкальная импровизационная деятельность дошкольников. Именно, действуя практически и самостоятельно, ребенок получает уникальную возможность самому принять решение, придумать и воплотить свой творческий замысел в конкретной музыкальной форме.

Слайд 14 Так, в музыкально – дидактической игре «Определи по ритму» перед ребенком стоит задача: увидеть, определить и воспроизвести ритмический рисунок, изображенный на игровой карточке и подобрать знакомую песню со сходным ритмическим рисунком. Подобный процесс требует не просто интеллектуальных, а интеллектуально – творческих усилий для достижения успеха.

Слайд 15 Комплекс игровых упражнений «Пчелки» я использую для развития у детей певческих  навыков и эмоционального отношения к собственному исполнению. Для пояснения нам необходимо ориентироваться в терминах, общих для музыки и математики: «высоко – низко», «дальше – ближе» и т.п. Таким образом, интегрируясь в различные образовательные области, наиболее успешно решаются развивающие, образовательные задачи, формируется осознанное отношение к своим действиям.

Слайд 16 Не менее действенный метод активизации интеллектуального (развивающего) компонента  - музыкальная импровизация. Наиболее любима детьми танцевальная импровизация и игра в оркестре. Для того, чтобы включиться в импровизационный процесс, ребенок должен проанализировать характер предлагаемой музыки, подобрать соответствующее танцевальное движение либо подходящий музыкальный инструмент и, действуя сообразно накопленному музыкальному опыту, создать собственный музыкальный вариант. На первый взгляд кажущаяся сложность импровизационного процесса детьми решается достаточно легко при условии наличия необходимого набора навыков и умений.

Слайд 17 Подобный подход в работе по формированию развивающего компонента посредством максимальной интеграции музыки в другие образовательные области считаю наиболее оптимальным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ВИКТОРИНЫ ПО ПДД С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ. ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: «Безопасность» и «Коммуникация». Тема: «ТРИ СИГНАЛА СВЕТОФОРА».

КОНСПЕКТ ВИКТОРИНЫ ПО ПДД С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ. ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: «Безопасность» и «Коммуникация».Тема: «ТРИ ...

Конспект организованной образовательной деятельности (интеграция образовательной области «Коммуникация»)

- Учить выделять общий признак в словах, продолжать развивать умение обобщать-Развивать навык звукобуквенного анализа, учить детей называть слова с заданным звуком, закрепить знания о согласных ...

Изобразительная деятельность: интеграция и взаимосвязь видов

Использование интеграции разных видов искусств и художественных видов деятельности позволяет подводить детей к целостному осмысленному восприятию конкретных явлений, событий, гаммы чувств....

Изобразительная деятельность: интеграция и взаимосвязь видов

Описание актуального педагогического опыта.Использование интеграции разных видов искусств и художественных видов деятельности позволяет подводить детей к целостному осмысленному восприятию конкретных ...