Главные вкладки

    Статья "Использование игр В. В. Воскобовича в социально-бытовой реабилитации детей с нарушением зрения"
    статья на тему

    Халяпина Ольга Михайловна

    Использование игр Воскобовича для развития зрительного восприятия детей, мелкой моторики.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Статья

    «Использование игр В. В. Воскобовича в социально-бытовой реабилитации детей с нарушением зрения».

    Выполнила:

    Халяпина Ольга Михайловна,

    воспитатель МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа – детский сад № 40 «Солнышко» компенсирующего вида.

    г. Коломна

    Я работаю воспитателем с детьми, имеющими нарушения зрения. Таким  детям жизненно необходимы разносторонняя помощь и поддержка. Мне хочется научить их видеть этот мир, замечать, чувствовать, воспринимать все, что нас окружает.

    Знакомство с  научными данными в трудах Аветисова Э. С., Солнцевой Л.И., Стребелевой Е. А., Феоктистовой В. А., и др., а также собственные наблюдения в работе с такими детьми, показали, что ребята испытывают трудности. Дефект зрения влияет на формирование зрительных представлений об окружающем мире, на развитие наглядно – образного мышления и зрительного восприятия детей. Ребята путаются в определении формы, цвета, величины и пространственного расположения предметов, тяжело овладевают практическими навыками, им трудно  ориентироваться, особенно в пространстве. Для них характерны недостатки развития движений, малая двигательная активность, медлительность действий. Это приводит к тому, что детям тяжело адаптироваться в современном мире, они комплексуют, становятся неуверенными в себе.

    Эти проблемы помогает решить введение в  образовательный процесс игровых технологий. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, которые имеют четко поставленную цель обучения и соответствующий ей результат.

    Одной из таких технологий являются игры В. В. Воскобовича. Они есть в нашем детском саду и в моей группе.   Я считаю, что эти игры осуществляют предаппаратную подготовку, а это способствует раннему и эффективному проведению лечения. Игры помогают детям выработать навыки быстрого произвольного переключения внимания, развивают зрительное восприятие,  зрительно-моторную координацию, упражняют глазодвигательную систему, что, в свою очередь, способствует восстановлению нарушенного зрения и подготовке ребенка к школе.

    Я хочу рассказать об использовании в своей практике некоторых игр В. В. Воскобовича. Их цель – развитие маленького человечка. В них, с одной стороны, ребенок подражает взрослому, с другой – проявляет свою фантазию и личное творчество. Эти игры учат действовать детей в «уме» и мыслить, а это, в свою очередь, развивает у ребенка все психические процессы, мыслительные операции, способности к моделированию и конструированию, представления о математических понятиях, речь и, тем самым, способствует коррекции зрения.

    Развивающих игр Воскобовича много. Среди самых популярных можно выделить: «Двухцветный и четырехцветный квадраты», Игровизор, «Прозрачный квадрат», «Геоконт», «Чудо – крестики», «Конструктор букв», «Чудо-цветик», «Шнур-затейник», «Лого-формочки». Каждая игра имеет свои отличительные конструктивные элементы, решает определенные образовательные задачи. Все игры рассчитаны на широкий возрастной диапазон. Они привлекают своей красочностью, яркостью, вводимыми забавными игровыми персонажами, приключениями, что немаловажно для детей с нарушением зрения.

    Я использую игры В. Воскобовича как на занятиях (2-х и 4-х цветные квадраты Воскобовича, прозрачные льдинки, «Игровизоры»), так и в индивидуальной работе («Шнур-затейник», «Лого-формочки», «Лого-крестики», «Кораблик «Брызг-Брызг», «Чудо-цветик»).

    Знакомить детей с играми можно с младшей группы.  Чтобы игры не надоедали, их надо брать ненавязчиво и не в каждом занятии.

    В своей работе наибольшее внимание я уделяю играм с 2-х  цветным  квадратом и прозрачными квадратами («льдинками»). Заинтересовавшись сама, изучив литературу, я стала подбирать материал, заинтересовала детей и родителей.

    Совместно с родителями мы в группе оснастили уголок пособиями. Для фронтальной и индивидуальной работы с детьми я изготовила индивидуальные и демонстрационные схемы, сделала большой демонстрационный квадрат, составила перспективное планирование по возрастным группам. Я использую квадрат Воскобовича и прозрачные льдинки на разных занятиях: математике, развитие речи, окружающем мире, ознакомлении с литературой, конструировании как часть занятия или как целое занятие.

    Игра с 2-х цветным квадратом Воскобовича помогает детям усвоить разные  геометрические формы, основные цвета, учит ориентироваться в размере геометрических фигур, в микропространстве (в дальнейшем на листе бумаги, в тетради), конструировать плоскостные и объемные фигуры, развивает логическое мышление, внимание, память, воображение,  творческие способности, мелкую моторику, речь.

    Изготовить двухцветный квадрат на каждого ребенка можно самим. Для этого понадобится нетканый материал (он хорошо сгибается). На него наклеивается плотный картон в виде треугольников (32шт:16 красных и 16 зеленых).

    Знакомство детей с квадратом можно начать в стихотворной форме:

    В волшебной стране фигурок разных

    Живет квадратик, смешной и веселый

    То как девица он красный,

    То как травка – совсем зеленый.

    Тот  квадратик необычный,

    Мне не скучно с ним играть,

    С ним могу я очень просто

    Знаменитым  волшебником стать.

    Превращу его в кораблик

    Иль в конфету, или в дом,

    В мышку, в ежика и в рыбку,

    Нам с ним весело вдвоем.  

    На первых занятиях я знакомила детей с квадратом так: мы обследовали его, находили стороны, углы, закрепляли знания о геометрических формах: квадрат, треугольники.  В процессе игры использовали маленькие игрушки из киндер - сюрпризов. Детям предлагались такие задания:

    1. «Знакомимся с квадратом» (обведи меня пальчиком, пройди по сторонам квадратика, найди уголки, спустись по треугольникам сверху вниз, поднимись на вершину, положи квадрат разными по цвету сторонами, загни уголок и др.);
    2. «Играем в прятки» (найди спрятанные квадраты меньшего размера, самые маленькие, обведи их  пальчиком);
    3. «Сложи квадрат» (пополам разными способами). Какие фигуры ты узнаешь? Сложи квадрат, чтобы получился большой, маленький треугольник, прямоугольник, квадрат;
    4. «Путешествие в квадрате» (пройдись по дорогам-диагоналям, знакомство с центром, путешествие из центра в уголки по разным дорожкам)

    Затем детей знакомила со способами конструирования. Здесь важно им объяснить правильный алгоритм складывания двух базовых форм: треугольник и прямоугольник и далее «ежик» и «мышка», на основе которых получаются другие фигуры.

    Чтобы дети легче запомнили, что «ежик» складывается из треугольника, а «мышка» из прямоугольника (а они должны получиться определенного цвета), я придумала истории:

    «ЁЖИК»

     «Однажды осенью Ваня с мамой отправились в лес. Взяли с собой большую корзинку и стали собирать грибы. Около березки нашел Ваня подберезовик, около осинки – подосиновик, на пенечке  - опята. Присмотрелся -  стоит под деревцем в  траве красный грибок, хотел его сорвать, а он сложился пополам и превратился в зеленый треугольный листочек. А потом спрятал свой верхний уголок вовнутрь и побежал. Оказался это не грибок, а ежик.  И не найти теперь ежика в траве, стал он таким же зеленым, как травка».

    «МЫШКА»

    «Вы знаете, что все мыши очень любят сыр и очень боятся котов.  Однажды мышка вылезла из своей норки, пробралась на кухню, чтобы полакомиться. На зеленом квадратном столе лежала прямоугольная в красной пленке головка сыра. Мышка вскарабкалась на сыр и стала обгрызать его верхний правый уголок (спрячем его вовнутрь). Наелась, посмотрела она на оставшийся сыр, а он стал похож на мышку с таким же носиком, только красную. Тогда вымазала мышка свою шерстку в красной краске, что стояла у Вани на столе, и стала такая же, как сыр красная. Пусть теперь кот отличит настоящую мышь от сырной!»

    На каждый алгоритм сложения можно придумать свою сказочную историю. Например, такую…

    «КАК МЫШКА В РЫБКУ ПРЕВРАТИЛАСЬ»

    «Летом мышка подружилась с лягушкой, которая жила в пруду. Они играли, веселились, прыгали на  полянке. Вот и говорит лягушка мышке: «Я с тобой прыгаю, играю, а ты со мной поплавай!». «Как же я поплыву? Я не умею плавать!» - ответила мышка. Огорчилась лягушка. «А давай превратим тебя в рыбку», - сказала она. «Загни свой хвостик на «квадратик», потом под «квадратик», а теперь сложи хвостик зеленый вовнутрь и плыви!». Превратилась мышка в рыбку и стала с лягушкой плавать в пруду».

    Уважаемые воспитатели, вы можете придумать свои истории. Все гениальное - просто! Только проявите фантазию. А может быть вам помогут ваши дети.

    На тематических занятиях можно складывать  героев или предметы. Предлагаю алгоритм построения фигурок из 2-х цветного квадрата: «конфета» - «лодочка»; «треугольник (крыша дома)» - «летучая мышь»; «сыр (прямоугольник)» - «мышка»; «мышка» - «звездочка»; «мышка» - «рыбка»; «мышка»- «птичка»; «гриб (треугольник)» - «ежик»; «ежик» - «башмачок»; «ёжик» – «подъемный кран»; «ежик» - «лиса»; «подъемный кран» – «табурет»; «табурет» - «лягушка», «подъемный кран» – «шлем»; «ежик» - «башмачок» - «самолет»; «ежик» - «башмачок» - «ворон»;  «маленький домик» - «котенок».

    Алгоритм складывания любой фигуры можно вводить по следующему плану: сначала дети выполняют складывание формы вместе с воспитателем по показу; далее знакомим их со схемой поэтапного сложения; после усвоения материала самостоятельное складывание формы с использованием индивидуальной схемы; проговаривание детьми действий во время складывания, самостоятельное складывание формы по памяти.

    Квадрат В. Воскобовича – бесконечное оригами, поэтому можно придумывать с детьми свои конструкции. Фантазии безграничны. Когда дети усвоят складывание из 2-х цветного квадрата, можно брать 4-х цветный квадрат (фигуры получаются 1, 2, 3-х цветные).  Но обязательно дети должны проговаривать порядок складывания. Это разовьет их речь, закрепит название формы, цвета, лучше запомнятся пространственные понятия.

    Я считаю, что при работе с квадратом мои дети научились осмысливать свои действия, через образ у них остаются представления о порядке складывания фигурок, схемы стали помощниками, условные обозначения стали привычными, восприятие цвета стало осмысленным, появилось оречевление собственных действий. Дети не испытывают затруднений при порядке складывания фигур, соблюдают правила игры. Фигуры, сложенные из квадрата, мы используем  в физкультминутках, при выполнении движений на закрепление пространственных понятий, при обыгрывании сюжетов.

    Это не значит, что мы остановимся на достигнутом. В наших планах -  сделать большой напольный квадрат. В него  смогут играть сразу несколько детей, где будут проявлять свою фантазию по составлению фигур, согласовывать свои действия, учиться договариваться друг с другом, развивать зрительно-пространственную ориентировку, совершенствовать координацию движений. Это значительно разнообразит игру, дети смогут совершать «путешествие» в квадрате.

     Уважаемые педагоги, я рекомендую в работе с детьми, имеющими нарушения зрения использовать игру «Прозрачный квадрат» (нетающие льдинки), который представляет собой прозрачные пластины с разными по форме и размеру цветными элементами. Игры с «льдинками» помогут детям освоить названия и формы геометрических фигур, их размер; дети научатся составлять геометрические фигуры из частей, понимать соотношения целого и части; смогут конструировать предметные силуэты путем наложения или приложения пластинок; научатся анализировать, сравнивать, проявлять творчество, разовьют внимание, память, воображение, речь и мелкую моторику рук.

    В играх с «Прозрачным квадратом» важно учитывать, что при складывании квадрата пластинки накладывают друг на друга всей плоскостью. При наложении не допускается пересечение (совмещение) элементов.

    Прозрачные квадраты используются мною на разных занятиях, в индивидуальной работе с детьми, в свободной деятельности. Учитывая требования к наглядности для детей с нарушениями зрения, я сделала схемы по «льдинкам». Кроме предложенных  схем в альбоме к игре, придумывала фигуры  сама. Дети и сами с удовольствием проявляют инициативу, выдумывают  собственные формы, составляют истории про своих персонажей. Кроме того, схемы дают возможность придумать мотивацию и сюжет к занятиям, используются мною как коррекционные задания в занятии.

    Из прозрачных квадратов мы с детьми складываем:

    разные по величине геометрические фигуры: квадраты, треугольники, трапеции, прямоугольники, ромбы, различные многоугольники;

    разные фигуры по схемам из альбома, а также придуманные совместно или детьми (использую индивидуальные схемы на каждого ребенка и большие схемы для показа): птиц, животных, транспорт, посуду, одежду, обувь и др.

    Прозрачные квадраты помогают нам на занятиях по математике проводить анализ геометрических фигур, соотносить целое и часть. Например, какую геометрическую фигуру надо добавить, чтобы получился квадрат? Какую часть от целого квадрата она составляет? Из каких частей сложен этот квадрат (равных или неравных)? Придумай и сложи свой квадрат из двух, четырех равных частей.

    Задания с прозрачными квадратами учат ребят  классифицировать (подбор пластин по признакам геометрических фигур: величина, форма, основные свойства). Например, выложи точно такой же ряд; найди в ряду лишнюю фигуру, объясни свой выбор; продолжи ряд из пластинок, объясни, что их объединяет.

    Прозрачные квадраты используются детьми и в коллективной игре. Например, «Вертикальное домино» (сложить квадраты из пластинок и набрать как можно больше очков).

    Во время занятий с детьми по играм Воскобовича педагогам надо  обратить внимание на следующее:

    Подготовка. Перед тем, как предлагать ребенку игру – ознакомьтесь с методическими рекомендациями и самой игрой.

    Речь. В основном дети работают руками и мало говорят. Во время занятий расспрашивайте ребенка, что он делает, почему выбрал именно эту фигуру, а не другую, просите пересказать сказочное задание или придумать свой сюжет.

    Статичность. Занимаясь с игровыми материалами, ребенок чаще всего находится в одной и той же сидячей  позе. Необходимо учитывать возрастные особенности детей и вовремя отвлекать «заигравшихся».

    Усидчивость. Для игры с пособиями Воскобовича требуется усидчивость, а это не каждому ребенку по душе и по силам.

    Используя игры Воскобовича в своей практической деятельности, мы добились неплохих результатов. К подготовительной группе дети  ориентируются на своем теле, «от себя», на листе в клетку, в тетради, в помещении, на улице, проявляют конструктивные навыки, легче складывают оригами. Систематическое использование в процессе занятий, а также в свободной деятельности различных игр Воскобовича позволили сформировать у детей высокий уровень игровой деятельности, знание базовых форм  складывания, умение работать со схемой, умение рассказывать последовательность действий, проявлять фантазию, предвидеть результат, ориентироваться на плоскости, логически мыслить. Дети повысили уровень познавательной активности. Они часто используют игры в самостоятельной деятельности, сами придумывают новые формы, творческие рассказы с готовыми формами, используют готовые формы в сюжетной игре. Увеличилась продолжительность произвольного внимания, развивается зрительное восприятие, речь, совершенствуется координация движений. Дети обучают младших товарищей, друг друга. Родители проявляют заинтересованность играми Воскобовича, приобретают их или делают сами, занимаются с детьми дома.

    Уважаемые педагоги! Игры В. Воскобовича - необыкновенные пособия, которые соответствуют современным требованиям в развитии дошкольника. Их простота, незатейливость, большие возможности в плане решения воспитательных и образовательных задач неоценимы в работе с детьми с нарушением зрения. Игры подобного рода психологически комфортны. Ребенок складывает, раскладывает, упражняется, экспериментирует, творит, не нанося ущерба себе и игрушке. Игры мобильны, многофункциональны, увлекательны для малыша. Играя в них, дети становятся  раскрепощенными,  уверенными в себе, подготовленными к обучению в школе, чего мы от них и добиваемся в своей работе.

    Литература:

    1. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. «Воспитание сенсорной культуры   ребёнка», М.: «Просвещение», 1988.
    2. Малева З. П. Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к плеопто – ортоптическому лечению. М.: Издательство ПОРАДИЗМ, 2009 г.
    3. Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр.
    4. Феоктистова В. А. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье. — М., 1999;


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения

    Конспект  непосредственно образовательной деятельности по социально-бытовой ориентировке  для детей с нарушением зрения подготовительной группы  «Для чего нужны очки»...

    Формирование социально-бытовых навыков у детей с нарушением зрения

    Сообщение из опыта работы.Рекомендуемые игры и задания....

    План – конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения (подготовительная группа). Тема: «Заваривание чая».

    Социализация дошкольников с нарушением зрения направлена на формирование у них знаний, умений, навыков, являющихся прочной основой дальнейшей успешности в школе, интеграции в мир нормально видящих люд...

    Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию социально-бытовой ориентировки для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.

    Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию социально-бытовой ориентировки для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста...

    Перспективное планирование коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения подготовительной группы учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.

    Перспективное планирование коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения подготовительной группы...

    Коррекционно-развивающая Программа по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения

    Коррекционно-развивающая Программа по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения разработана на основе комплексной программы «Программы специальных (коррекционных) образователь...