Методическое пособие "На Земле Онара"
материал (средняя группа) на тему

Методическое пособие для педагогов, дошкольного образования, студентов педагогических вузов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kniga_na_zemle_onara.doc153.5 КБ

Предварительный просмотр:

На земле Онара

из опыта работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

Министерство образования Республики Марий Эл

ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования»

На земле Онара

из опыта работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

Йошкар-Ола

2009

Рекомендовано

научно-методическим советом

ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования»

Составитель

С.В.Григорьева, воспитатель второй квалификационной

категории МДОУ  «Детский сад №12 «Ромашка»

Рецензенты:

Н.В.Сафронова, методист отела

 дошкольного и начального образования

ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования»;

З.Г.Ушакова, заведующая  МДОУ «Детский сад№12 «Ромашка»

      На земле Онара из опыта работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста / Сост. С.В.Григорьева. – Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2008.-

 В данном  пособии представлены авторские методические разработки, воспитателя дошкольного образования  МДОУ «Детский сад №12 «Ромашка» Светланы Вячеславовны Григорьевой,  в данном  пособии представлены авторские методические разработки, воспитателя дошкольного образования  МДОУ «Детский сад №12 «Ромашка»

       Сборник имеет практическую направленность, содержит конспекты занятий и развлечений по темам «На земле Онара», «Марийские посиделки», «Марийская весна», «Как жили в древности в Царевококшайске», «Мама, папа и я – йошкаролинская семья».

     Нетрадиционные формы работы с детьми, родителями, творческий подход в изучении темы способствуют совершенствованию педагогического процесса, решению главной задачи патриотического воспитания.

    Сборник адресован воспитателям дошкольного образования, работающих в старших и подготовительных к школе группах, студентам педагогических институтов, учащимся педучилищ и колледжей.

                 ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2008

ВВЕДЕНИЕ

       Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа.

       Любовь  ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к  отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему городу в котором он живет, республике. Трудно переоценить в этой связи целенаправленную работу с детьми, которая может проводиться в дошкольных образовательных учреждениях по  формированию чувств гражданственности и патриотизма.

       Методы и приемы патриотического воспитания могут быть разнообразными, но обязательно должны учитывать психологические особенности дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, понимание социальных явлений и др.).

       Знание истоков народного творчества, его художественной природы и духовной ценности составляет неотъемлемую часть духовной культуры человека. В сборнике представлен опыт работы и  серия занятий составленных как завершающий этап к электронному проекту «На земле Онара».

        Цель проекта «На земле Онара»: формировать у детей дошкольного возраста любовь к  своей республике, в которой они живут, вызвать гордость за свою «малую родину».

Задачи:

расширить кругозор детей на основе исторического материала, доступного их пониманию;

продолжить знакомить с национальными обычаями народа мари;

воспитание любви к Родине в процессе творческого осмысления культурного наследия марийского народа;

      Предложенные  занятия способствуют патриотическому становлению личности каждого ребенка, развитию его эстетического вкуса, способности  глубже чувствовать, сопереживать, любить и понимать свою Родину.

       При подготовке к проведению представленных занятий хочется предложить приобщать детей к оформлению праздника – где ребенок, участвуя в доступных ему видах художественного труда, проявляется как конструктор, художник-дизайнер, мастер. Да и праздник в этих условиях проходит особенно радостно, весело, эмоционально, торжественно и остается в памяти детей ярким событием.

      В  практике  уделяется большое внимание  работе с дидактическим материалом, активизирующее чувство патриотизма у дошкольника.

      После изучения всех тем в качестве опроса  проводятся викторины, кроссворды,  позволяющие закрепить материал и быстро проверить знания ребят.

    Промежуточный контроль осуществляется по темам в форме игровых программ.

НА ЗЕМЛЕ ОНАРА

Занятие – развлечение в старшей группе

Цель: закрепить знания детей о Йошкар-Оле (символика, достопримечательности марийского края, животные Марий Эл).

Словарная работа: Онар и Керемет (герои легенд народа мари).

Материал: национальные костюмы для детей, украшение зала ( карта Марий Эл, флаг, герб Марий Эл, картины, изображающие Йошкар-Олу, запись старинной марийской мелодии.

Ход занятия

Дети под марийскую музыку входят в зал, садятся.

Ведущий.   Здравствуйте, люди добрые, именитые, по городу гуляющие в Йошкар-Оле проживающие. Не ради шутки, аль веселья, а по-марийскому  

         обычаю, по древнему, по прежнему собраться всем проложено на

         народный праздник.

(звучит музыка)

        Ребята, сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о нашем марийском крае. Скажите, как называется наша республика?

Дети. Марий Эл.

Ведущий.   Правильно, Марий Эл. Здесь живут народы разных национальностей. И все они дружат. Какие народы вы знаете?

Дети. Русские, марийцы, татары, чуваши.

Ведущий.   Да, много разных людей живет в марийском крае. Он испокон веков славился зелеными просторами полей, лесов, живописными озерами и реками.

         Ждут вас песни, игры, шутки,

          Не сидеть вам не минутки,

          К нам на праздник собирайтесь,

          Потанцуйте, развлекайтесь.

1ребенок. У разных народов есть прелесть традиций

                   Одежда своя и родной свой язык.

          Ну, как мне марийской землей не гордиться

          И тем, к чему с детства душою привык.

2 ребенок. О Марийский край, Марий Эл,

                   Ты России лишь часть небольшая.

                   О тебе песни счастья я пел

                   По земле твоей древней шагал.

3 ребенок. Марийский край родной – на карте мира

                   Ты даже меньше, чем кленовый лист.

                  У нас в сердцах, мой край марийский милый,

                  Ты как цветок – прекрасен, юн и чист.

Ведущий.   Ребята, как называется главный город нашей республики?

Дети. Йошкар-Ола.

Ведущий.   А как переводиться слово Йошкар-Ола?

Дети. Красный город, красивый город.

Ведущий.   О нашем городе сложено много песен и стихов.

4 ребенок. Йошкар-Ола, наш город красный,

                    К тебе сегодня молодость пришла.

                   Ты с каждым днем становишься прекрасней

                   Моя любимая Йошкар-Ола.

5 ребенок. Горжусь людьми известными твоими,

                   Размахом светлых площадей,

                  Йошкар-Ола, твое родное имя

                  Живет всегда в душей моей.

6 ребенок. Йошкар-Ола, цвети и пой

                    И мы растем счастливые с тобой.

                    Ты излучаешь солнца яркий свет,

                    Красивей города на свете нет.

Ведущий.  Ребята, какие реки есть в Марий Эл? (ответы детей)

Назовите озера Марий Эл.

Какие животные есть в нашей республике? (ответы детей)

Ведущий.  Мы танцуем и поем, хлопаем в ладоши

         И ни чуть не устаем с музыкой хорошей!

         Каждой пляске свой черед, спляшем, как умеем

         В наш веселый хоровод выходи смелее.

Марийский танец

Ведущий. Ребята мы с вами веселимся и танцуем, а к нам в гости собирался марийский богатырь Онар и его все нет.

Давайте позовем его. Онар, Онар, приходи к нам!

(дети зовут Онара)

(звучит музыка, вбегает Керемет)

Ведущий. Ребята, это ведь не Онар, а просто-напросто Керемет к нам пожаловала. Ребята, а вы знаете кто такая Керемет?

(ответы детей)

 Ведущий. Керемет зачем ты к нам пожаловала? Мы тебя не звали, мы Онара ждем!

Керемет. Онара ждете? Не дождетесь! Я его далеко спрятала, в цепи заковала.

Ведущий. Зачем ты его спрятала? Дети очень ждут его, хотят спеть для него, потанцевать да поиграть.

Керемет. А вот и спрятала, потому что только для него поете и пляшете, а для меня – никогда. Не отдам вам Онара.

Ведущий. Что же нам делать, дети хотят веселиться, а ты, все испортила!

Керемет. Ничего не испортила. Я вот что вам скажу: надоело мне одной жить, хочу веселиться, петь и плясать.

Ведущий. Вот и возвращайся туда, от куда пришла и веселись там, а Онара отпусти.

Керемет. Ни за что! Я такая злая, потому что меня никто не любит.

Ведущий. Ребята, как нам Керемет перехитрить? Давайте мы с ней поиграем, она станет доброй и Онара отпустит. Керемет хочешь с нами поиграть?

Керемет. Конечно, хочу! Мне так скучно одной. А как играть будем?

Ведущий. Я знаю интересную игру с платочком.

(игра «Агытан кучедалмаш» в переводе «Битва петухов»)

Керемет.Ой, как мне понравилось. Хочу еще повеселится.

Ведущий. Опять Онара не отпускает Керемет, а давайте поиграем еще в одну интересную игру. Ребята, вы знаете, что картошка с давних времен считалась самым любимым овощем марийского народа…  Давайте же поиграем в игру, которая называется «Перенеси картошку в ложке». А ты Керемет будешь судьей в этой игре.

Керемет. Вот теперь я стала  доброй, веселой и Онара отпускаю.

Спасибо вам, ребята, за то, что меня повеселили. Буду долго вспоминать ваш праздник. Сейчас Онара приведу.

(звучит музыка входит Онар)

Онар. Здравствуйте, ребята, вы меня ждали?

Дети. Да!

Онар. Какие вы все красивые, нарядные. Какие замечательные у вас костюмы.

Ведущий. Мы очень тебя ждали, Онар, вновь в наш Марийский край.

7 ребенок. Как просторен, как широк, край ты мой марийский.

                   Ты как праздничный цветок на земле российской.  

8 ребенок. И тебя, родной мой, я люблю как маму

                    И любить тебя, ты знай, я не перестану.

Онар. А загадки вы умеете отгадывать, про тех, кто обитает в наших марийских лесах? Тогда слушайте мою первую загадку:

  1. Через поле, напрямик скачет белый воротник? /заяц/
  2. Сердитый недотрога живет в глуши лесной,

      Иголок очень много, а шишки не одной? /еж/

  1. Он в берлоге спит зимой под большой сосной,

А весной начнет реветь, топать, кто это…/медведь/

  1. Кто зимой холодной бродит по лесу голодный? /волк/

Онар. Молодцы, все загадки отгадали. А играть вы любите?

Ведущий. Очень любим!

Онар. Тогда поиграем в такую игру.

Игра «Найди  предмет утвари марийцев»

Онар. Какие вы ловкие, сильные, быстрые!

Ведущий.    Мы Онара, ребята освободили, песни пели, танцевали

           Нам с Онаром было весело, и он остался с нами.

Онар. Мне очень понравилось у вас в гостях, но мне пора возвращаться.

           Досвидания ребята, вот вам мое угощение.

Ведущий.    На этом наш праздник закончился.

МАРИЙСКАЯ ВЕСНА

Занятие – развлечение в подготовительной группе

Цель: воспитывать у детей любовь к родной республике , родному городу, марийскому творчеству; закреплять знания детей о марийском фольклоре.

Словарная работа: Пампалче (сказочный персонаж марийского народа),

тау – спасибо.

Материал: национальные костюмы для детей, музыкальные инструменты ( ложки ) костюм лисы, костюм медведя, два конверта с набором разрезанного узора для игры «Собери узор».

Дети входят в зал под марийский вальс, садятся на стульчики.

Ведущий. Пропели первые капели, опять пришла весна,

    К нам весна шагает быстрыми шагами

    И сугробы тают под ее ногами.

    Черные проталины на полях видны,

   Верно, очень теплые ноги у весны.

 Все чаще в деревнях слышна гармонь, свирель. Все чаще на проталинах собирается народ, чтобы повеселиться. Вот и мы с вами собрались на марийские посиделки, чтобы песни попеть, поплясать и повеселиться.

1        ребенок.      Марийский край, любимый край!

          Шумят леса и луг цветет,

                        И речка, вдаль спеша, течет,

          Поет гармонь, свирель поет.

2        ребенок.  Самый лучший, самый близкий

      Ой - Ола, Йошкар-Ола.

       Для тебя в краю марийском

       Песня крылья развела.

Ведущий.        Повсюду на свете растет детвора, а где детвора - непременно игра!

ИГРА "Йэр-йэрла модаш" в переводе «

3        ребенок.      Как у наших у ворот

          Собирается народ.

          Песни петь, танцевать,     Марийскую музыку играть!

ОРКЕСТР (мальчики)

4        ребенок.      Вы сыграйте, а мы спляшем

          И о том. Друзья споем,

          Как в краю счастливом нашем

          Дружно, весело живем.

МАРИЙСКИЙ ТАНЕЦ

Ведущий.        Слышишь, добрый народ, к нам Пампалче идет.

(Входит Пампалче)

Памп.      Сделал труд наш край марийский краше.

За это разрешите вам передать с поклоном « Тау»

И наш  огромный, пламенный салам!

(кланяется)

Ведущий.        Пампалче, расскажи нам сказку.

Пампалче.    Хорошо, слушайте, я расскажу вам марийскую народную сказку « Лиса и медведь».

Инсценировка марийской народной сказки в обработке

В. Муравьева « Лиса и медведь».

СКАЗКА «Лиса и медведь».

Однажды лиса и медведь нашли на дороге пирог.

Пришли они в лесную избушку и поделили пирог  медведю половину пирога и лисе – половину.

Лиса свою долю сразу все съела. А медведь разок откусил, остальное на стол положил, про запас оставил.

Улеглись звери спать: медведь – широкие штаны – на печи, лиса – хитрая голова – на лавке возле стола. Как только медведь заснул, лиса хвать его пирог и съела.

Ночью медведь проснулся и думает: «Доем-ка я пирог».

Слез с печи, глядит-на столе пусто.

Понял он, что лиса съела его пирог, рассердился:

-Теперь, лиса, я тебя саму съем!

-Виновата я перед тобой, дяденька, - отвечает лиса. – Ешь, только прежде свари, вареная-то я вкуснее.

-Огня нет, печку разжечь нечем, - говорит медведь.

-А вон, дяденька, огонь,- показывает лиса на луну.

-До этого огня высоко, не достану.

-Высоко-то высоко, а все же с высокой елки можно достать. Полезай, дяденька, на елку – уговаривает лиса.

Взял медведь сухую лучину, влез на высокую елку.

Протянул медведь сухую лучину к луне – не достать.

-Тянись, тянись, дяденька! – говорит ему лиса снизу. – Совсем немного осталось. Подпрыгни – и достанешь.

Послушался медведь лису, подпрыгнул и – кубарем с еловой верхушки! Чуть до смерти не убился, а лиса убежала.

Памп.     Ну вот, красна песня ладом, а сказка складом Сказке конец, а кто слушал - молодец! А поиграть хотите?

Ведущий. Ребята, марийский народ славится своей вышивкой, и посмотрите, какие красивые полотенца с элементами марийской вышивки я вам сегодня принесла. Давайте же поиграем в игру «Собери узор», вышьем полотенце.

Выкладывание марийского узора  из нарезанных элементов по шаблону командами.

5        ребенок.      Марийский край родной, на карте мира

           Ты даже меньше, чем кленовый лист,

          У нас в сердцах, мой край марийский милый,

         Ты как цветок - прекрасен, юн и чист.

6        ребенок.      Красив ты, край родной, украшен зеленью, садами,

          Я знаю, будет облик твой еще прекраснее с годами,

ИГРА « НАДЕНЬ ЛАПТИ»

Дети на перегонки надевают правильно лапти.

Ведущий.  На прощание я хочу вам подарить небольшие сюрпризы

(раздача сюрпризов)

Ведущий.        Вот и закончились наши марийские посиделки.

Дети под марийскую музыку уходят из зала.

МАРИЙСКИЕ ПОСИДЕЛКИ

Занятие-развлечение в подготовительной группе

Цель: расширить знания детей об истории марийского края, познакомить с жизнью, обычаями, занятиями наших предков.

Словарная работа: Толза (заходите), уна-влак (внучата), мей (я), вучем (жду), посиделки, изба, рукоделие, прясть.

Предварительная работа: разучивание марийских песен и танцев, рассматривание иллюстраций о жизни марийцев в древности.

Материал: деревенская изба (макет из картона), прялка, национальные костюмы для детей.

Музыкальный зал оформлен в виде деревенской избы. В середине стоит стул, на котором прикреплена прялка, рядом стоит стол с самоваром. Детские стулья расположены полукругом от стола с самоваром по обеим сторонам. Гостей встречает Салика - хозяйка избы.

 Салика - Толза, толза, уна-влак, мый вучем. Заходите, заходите, дорогие гости я вас жду.

/дети под неторопливую марийскую мелодию заходят в зал и рассаживаются на стулья/.

 Салика - Как хорошо, что вы пришли сегодня ко мне на посиделки.

А вы знаете, что такое посиделки? Дети - Нет, мы не знаем.

Салика - В давние времена, когда был убран урожай с полей и

землю покрывал снег, собирались марийцы в самой большой избе: пели, танцевали, веселились. А девушки брали с собой какой-нибудь рукоделие: шили, вязали, пряли, как это делаю сейчас я, Поэтому эти вечера и получили название посиделки, И очень часто на этих посиделках вспоминали марийцы погожие летние дни, когда, отдыхая после тяжелого крестьянского труда, они водили хороводы вокруг березки. Давайте и мы с вами вспомним лета красное и неведом хоровод. Ребенок - Береза, моя березонька, Береза моя белая. Береза раскудрявая. Стоишь ты березонька. Посередь долинушки, На тебе, березонька, Листья зеленые. Под тобой, березонька. Трава шелковая, Близ тебя, березонька. Красные девицы венки вьют, плетут.

 Группа девочек исполняет хоровод "Березонька" /муз. Макеева/ 

Салика - Как красиво, девочки спели марийскую песню про березку. Совсем скоро придет красное лето, и мы снова будем водить хороводы вокруг красавицы березки. А пока за окном лежит снег и дует холодный ветер. Но мы мороза не боимся, Лучше мы повеселимся.

Ребенок – «Плясовая  заиграет

                 Всех танцоров увлекает»

Выходят 4  мальчика, поют марийскую народную песню, затем приглашают девочек на марийский танец.

Исполняется марийский танец "4 пары".

 Салика - Давайте похлопаем нашим задорным танцорам.

Ребята, а ещё на посиделках марийцы очень любили играть в народные игры. А вы знаете какие-нибудь марийские народные игры. Дети   - Да,

Мы знаем игру "Вараш-ден комбо-иге влак"

 Салика - Давайте поиграем в нее.

/Дети играют вместе с Саликой в мар. народную игру "Тылзе кече» в переводе «Лунный день»/.

Салика - Как было весело. Я не прочь еще поиграть. А вы согласны?

Дети   -  Да.

Салика - Хорошо. Тогда слушайте задание: Всякий молодец на свой .образец. Кто пробежит гусиным шагом из конца в конец. Это игра для мальчиков, марийцы ценили у мужчин силу, ловкость, смелость» А у нас есть смелые, ловкие, сильные мальчики? /проводится игра - соревнование: пробежать гусиным шагом до стула, где лежат цветы и принести их Салике/.

Салика - Я вижу в этой группе много сильных и ловких мальчиков» Молодцы!.    /слышится пение  кукушки /

Салика - Эй, ребята, вы ничего не слышите?

Дети     - Слышим» это кукушка кукует»

 Салика  Правильно это кукует кукушка - она зовет всех в хоровод

/Дети танцуют марийский хоровод/

Салика Ребята чтобы не было скучно на посиделках, приходили деревенские музыканты, которые приносили с собой музыкальные инструменты свистульки» дудочки» гармошки, трещотки, ложки» Кто хочет поиграть немножко?

/ дети берут музыкальные инструменты, выходя на середину

зала со словами/

 Ребенок «Шире двери открывайте, музыкантов в круг пускайте.

2реб.  Где песня льется,

           Там весело живется

3реб. Запевайте песню шуточную».

          Песню шуточную, прибауточную.

В исполнении детского оркестра звучит марийская мелодия  под акомпониат акордиона.

Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами побывали в марийской избе, пообщались с марийским народом. Скажем спасибо Салике за рассказ, а завтра на занятии по рисованию вы сами постараетесь зарисовать избу и порадуете ваших родителей красивыми подарками. До свидания.

Под музыку дети выходят из зала.

Марийские подвижные игры.

«Агытан кучедалмаш» в переводе «Петушиный бой»

Игра для детей старшей, подготовительной группы.

Цель: Учить детей прыгать на одной ноге, продвигаясь вперед действовать по сигналу воспитателя, ориентироваться в пространстве.

Описание:

             Игроки сговариваются, подбирая себе в пару соперника по силе и росту. Таким образом, делятся на две команды. Команды выстраиваются в две шеренги: одна против другой на расстоянии 1 метр. Причем соперники из каждой пары стоят друг перед другом. Каждый захватывает ногу, согнутую в колене, за спиной двумя руками. По сигналу руководителя, соперники из каждой пары сближаются и начинают толкать друг друга плечом, прыгая на одной ноге. Кому удается вывести своего соперника из равновесия, тот получает очко. Побеждает команда, получившая большее количество очков.

«Шовыч» в переводе «Платочек»

Игра для детей средней, старшей группы.

Цель: Учить детей  менять направление движения по сигналу, развивать ловкость рук.

Описание:

Играющие садятся на пол и передают за спиной платочек. Водящий ходит среди круга и старается поймать его. Количество участников от восьми и более.

«Тылзе кече» в переводе «Лунный день»

Игра для детей подготовительной группы.

Цель: Учить детей вставать в колонну, действовать сообща в команде, развивать выносливость, помогать друг другу.

Описание:

Дети выбирают двух капитанов, которые тайно договариваются кто ЛУНА, а кто СОЛНЦЕ. Дети подходят по одному и решают, в какую колонну, за каким капитаном становятся. Затем команды перетягивают друг друга. Побеждает та команда, которая перетянет другую за черту, проведенную перед ними.

«Йос дене модмо» в переводе «Игра с поясом»

Игра для детей любого дошкольного возраста.

Цель: Учить детей действовать сплоченно, ориентироваться в пространстве, развивать ловкость, уверенность.

Описание:

Играющие стоят в кругу и позади, втихомолку от водящего передают йос-пояс, который одевают сверх марийского национального костюма. Задача водящего поймать пояс. Количество играющих от 10 и более.

«Пурса велын» в переводе «Рассыпанный горох»

Игра для детей старшей, подготовительной группы.

Цель: Учить детей  внимательно слушать сигнал водящего, ориентироваться в пространстве.

Описание:

Выбирается водящий. Все встают и берутся за руки, идя по кругу и поют любую марийскую песню. Водящий неожиданно выкрикивает: «Пурса велын». Игроки разбегаются, водящий должен кого-нибудь осалить. Но водящий делает столько шагов, сколько было условлено сделать.

«Кидетем пу»» в переводе « Подай руку»

Игра для детей подготовительной группы.

Цель: Приучать детей правильно выполнять условия игры, не действовать играющим  доброжелательно друг к другу, не толкать товарищей, быть внимательным.

Описание:

На площадке чертят две линии на расстоянии 3-4 метров одна от другой. Играющие, разделившись на две команды, становятся за этими линиями лицом друг к другу. Один из играющих по собственному желанию и согласию товарищей с криком «Биляша!» бежит к другой команде, каждый участник которой вытягивает вперед правую руку. Подбежавший берет кого-нибудь из команды соперников за руку, и стараются перетянуть его через площадку за свою линию. Если ему это удается, то он ставит пленника позади себя. Если же сам окажется за чертой команды противника, он становится ее пленником и располагается за спиной игрока, перетянувшего его на свою сторону. Игра продолжается, теперь игрока – нападающего высылает другая команда. Игра заканчивается тогда, когда одна команда перетянет к себе всех игроков другой команды.

«Мече дене модмаш» в переводе «Игра с мячом»

Игра для детей старшей, подготовительной группы

Цель: Учить детей соблюдать поочередность, развивать ловкость рук, ориентироваться в пространстве.

Описание:

Выбирается ровная площадка, где можно катать мяч на расстоянии 3-7 метров. Вырывается в земле ямка диаметром и глубиной чуть больше мяча. Количество участников от 2 до 7.

Перед игрой участники договариваются, кто за кем будет катать мяч. Первый игрок катает по земле от отмеченной черты мяч в ямку, (черта от ямки на расстоянии 3-7 м). Если игрок попадает, ему начисляется очко. Он катает мяч еще раз. Побеждает тот, кто первым наберет условное количество очков.

«Как жили в древности в Царевококшайске»

Конспект занятия в подготовительной группе.

Цель: познакомить детей с условиями жизни и бытом  марийцев в древние времена, дать представление о том, в каких домах жили, какую домашнюю утварь использовали, как они одевались, что ели и как веселились.

Словарная работа: обогащение словаря детей – лучина, изразцы, топить по-черному, летник, опашень, кафтан (душегрея); расширить кругозор детей, развивать любознательность, воспитывать интерес к истории родного города.

Материал: иллюстрации с постройками древнего Царевококшайска, деревянная мебель: столы, скамейки, сундук; посуда деревянная неокрашенная: бочонок, ложки, кружки; расписанные марийским узором: ложки, миски: металлическая: рюмки, стаканчики; магнитофонная запись марийской народной плясовой мелодии.

Предварительная работа: посещение музея города.

Ход занятия

Перед детьми на мольберте иллюстрации с домами и другими зданиями старого Царевококшайска.

Воспитатель. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по старой Йошкар-Оле. Ребята, а как же в древности назывался наш город.

Правильно. (Царевококшайск) Закройте глаза, и на машине времени мы отправимся в прошлое.

Дети открывают глаза.

- В каких домах вы сейчас живете? (Дома высокие, бетонные, из плит, кирпичные, с большими окнами.)

Как вы думаете, в каких домах царевококшайцы жили в прошлом.? (В деревянных)

Воспитатель. «Был похож наш город древний

                         Не на город, на деревню».

Раньше дома были деревянные, невысокие, окна – маленькие, в домах было темно. Как отапливаются ваши дома? (С помощью батарей.) Чем освещаются? (Электричеством.) Как вы думаете, как отапливались дома раньше? (С помощью печек.)

Воспитатель. Отапливались дома печами. У бедных людей не было трубы, и весь дым выходил через окна и двери. Поэтому стены и потолок были черными от дыма и копоти.

                          «В этих избах печи были

                           Без трубы, не как теперь.

                           Их по-черному топили,

                           Дым клубился в окна, в дверь».

                                                                   Н. Кончаловская

Богатые марийцы украшали свои печи изразцами (показ иллюстрации). Окна в их домах расписывались фигурками зверей и птиц, растительным орнаментом. В бедных домах стекол не было, окна закрывались дощечками или кусочком тряпки. Освещались дома лучинами -деревянными палочками. Поэтому в домах часто случались пожары.

Как вы думаете, в какой дом мы отправимся в гости - в бедный или в богатый?

Перед детьми ставится стол, накрытый старинной посудой и достается сундук.

                          «Терем, терем теремок,

                          Он затейлив и высок

                          В нем окошки слюдяные,

                          Все наличники резные,

                         А на крышах петушкиЗолотые гребешки».

                                                                      Н. Кончаловская

Какая мебель у вас есть дома? (Диван, стол, стулья, стенка, шкаф.)

Воспитатель. В домах стояли деревянные столы и скамейки, на которых сидели и спали, сундуки для хранения веще:

                        «И стоит, покрыт ковром,

                         Ларь с хозяйкиным добром».

На стол стелили скатерть ручной работы. Где у вас дома хранится одежда? (В шкафах.)

Раньше одежда аккуратно складывалась в сундуки.

Какую одежду вы носите? (Джинсы, куртки…….)Раньше носили длинную и широкую одежду. Чем больше одежды было на человеке, тем он считался богаче. (Показ иллюстраций одежды.)

Какая посуда у вас есть дома? (Дети перечисляют.)

Воспитатель. Раньше посуда была простая -  деревянная и глиняная, у людей побогаче – расписная, а у самых богатых была и металлическая. Стояла посуда на столе, а самая дорогая – на отдельном столике, накрытой красивой скатертью.

А что вы любите дома есть? (Ответы детей.)

Раньше пища была простая. В полях росла рожь, пшеница. Из них делали хлеб. Еще росла гречиха, овес, ячмень – из них варили кашу. У марийцев были огороды, росли овощи – морковь, свекла, капуста, огурцы. Огурцы и капусту солили в бочках. У кого была корова, тот пил молоко, ел творог, сметану, масло. В лесу собирали грибы и ягоды.. В реках ловили рыбу.

А что вы делаете дома, когда бывают гости? (Накрывают стол, поют, танцуют.)

Сейчас танцуют современные танцы и слушают современную музыку, а раньше танцевали марийские национальные танцы и играли на народных инструментах.

(Включается старинная марийская мелодия.)

Дети переходят на свободное место, рядом на стульях разложены народные инструменты.

А сейчас на последок давайте ребята станцуем старинный марийский танец.

Мама, папа и я - йошкаролинская семья.

Семейная викторина для детей подготовительной группы.

Цель: Вызвать интерес и желание как можно больше знать о родном городе, уточнить и обобщить эти знания; развивать способность наблюдать, строить предположения, делать выводы об особенностях труда и отдыха йошкаролинцев; приобщать детей и их родителей к истории родного края, своеобразию его животного мира; воспитывать любовь к малой родине, гордость за свою семью.

Предварительная работа. Рассматривание фотографий, книг о Йошкар-Оле, беседы об истории города, заучивание стихотворных произведений поэтов города.

Ход викторины

1 задание.  Я люблю свою семью и вот мой герб.

Каждая семья заранее получила задание: нарисовать свой семейный герб. Ведь семья – это маленькое государство со своими законами, особенностями, интересами. Визитные карточки своих семей представили мамы как хранительницы своего государства.

После представления мамами гербов дети прочли стихи о Йошкар-Оле -городе, в котором они родились и живут.

2 задание. Я знаю свой город.

Наши ребята скоро пойдут в школу, поэтому в этом конкурсе они упражняются в написании букв, слов.

Задание детям: написать название родного города.

Задание родителям: написать как можно больше названий улиц нашего города.

3 задание. Рекорды нашего города.

В этом городе все угадывают самую длинную улицу, самое высокое здание, самую «торговую» и «административную» улицу.

Задание детям: сложить из разрезных деталей герб города.

Задание взрослым: написать название самого высокого здания в Йошкар-Оле; название самой длинной улицы города; главной административной улицы города; самой торговой улицы города.

4 задание. Мы любим отдыхать.

А теперь пора отдохнуть, получить заряд бодрости, познакомиться с чем-то новым, прекрасным, удивительным. Где это можно сделать? На эти вопросы ответят дети.

Загадки для детей.

  1. Что за дом, что за дом-

Сказку ты увидишь в нем,

Танцы, музыка и смех-

Представление для все!

(Театр.)

  1. Вот холодная арена.

Лед коньками режут спело

Быстрый, ловкий хоккеист

И красавец-фигурист.

( Каток.)

  1. С виду дом он необычный,

Для спортсменов он привычный,

В этом доме круглый год

Плещется в воде народ.

5 задание. Конкурс болельщиков.

Пока мамы готовят своих детей к музыкально-спортивной паузе, проводиться конкурс для болельщиков. Ведущий называет место работы, а зрители – профессию: стройка-строитель, гараж-водитель, магазин-продавец, больница-доктор. И наоборот: воспитатель - детский сад, учитель-школа, артист - театр.

6 задание. Музыкальная пауза.

Родители совместно с родителями показывали свои таланты.

7 задание. История нашего города.

Родители и дети называли как можно больше названий животных нашего края, растений.

Подведение итогов викторины.

Библиографический список

  1. Виноградова Н.Ф.Соколова Л.А. Моя Страна Россия. – М., 2007.
  2. Воспитатель ДОУ.- №1, 2008.
  3. Дошкольное воспитание.- №10, 2005; №2, 2006.
  4. Логинова Л.В., Что может герб нам рассказать.- М.,2006.
  5. Национальные традиции в воспитании дошкольного возраста. –Йошкар-Ола, 1994.
  6. Рыжов Д.А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей. – М., 2001.
  7. Сафронова Т.И.., Шабалина В.А. В мир национального искусства. – Йошкар-Ола, 2007.
  8. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ.-М.,2005.

Содержание

Предисловие………………………………………………………..3

На земле Онара. (Занятие – развлечение в старшей группе)……5                                                        

Марийская весна. (Занятие – развлечение в подготовительной

группе) ……………………………………………………………..9                                                                                                                                              

Марийские посиделки. (Занятие-развлечение в подготовительной группе) ………………………………............12                                                            

Марийские подвижные игры…………………………………….15

«Как жили в древности в Царевококшайске». (Конспект занятия в    подготовительной группе)………………………………………18

Мама, папа и я – йошкаролинская семья. (Семейная викторина

 для детей и родителей)………………………………………… 20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Марийский край - земля Онара праздник для старших групп, посвященный Дню Республики Марий Эл

Цель:  воспитывать любовь к малой Родине Республике Марий ЭлЗадачи:v обогащать словарь детей марийскими словами;v закреплять знания о республике, символике,      гимне  Респуб...

Собственное учебно-методическое пособие"Рассказы Великого старца. К 185-летию со дня рождения Л.Н.Толстого" (учебно-методическое пособие, выполненное с использованием ИКТ-технологий).

Данное пособие ориентировано на средний дошкольный возраст и представляет собой недельный проект, выполненный с помощью ИКТ- технологий....

Учебно- методическое пособие Игровые методические пособия , способствующие развитию мелкой моторики рук и речи у дошкольников

                            Учебно- Методическое пособие« Игровые методические пособия , способствующие развитию мелк...

Методическое пособие Методическое пособие Рассказываем детям о войне.

Методическое пособие Рассказываем детям о войне....

Конкурсная номинация №3 «Лучшая авторская разработка учебно – методического пособия/методических рекомендаций. Тема: «Дидактическое пособие “Чудо чудное – дерево мудрое”».

Конкурсная номинация №3 «Лучшая авторская разработка учебно – методического пособия/методических рекомендаций.Тема: «Дидактическое пособие  “Чудо чудное ...