"Развитие творческих способностей дошкольников"
статья по теме

Панова Наталья Викторовна

В словаре С.И.Ожегова читаем "Творчество - создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей". Возникает вопрос, что нового может создать ребенок? Нужно понимать, что любое действие, выполненное малышом впервые, является для него открытием. Дать ребенку возможность развивать в себе это качество - умение открывать новое, должны мы - взрослые. Развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. В данной статье рассматриваются вопросы по созданию условий для развития ребенка, приводятся примеры игр и упражнений, способствующих развитию творческих способностей дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_tvorcheskih_.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей дошкольников

Мы часто слышим выражение «креативный человек». Подобная лестная характеристика – свидетельство признания. Но что стоит за ней?

Во всех сферах жизни востребована творческая личность. Жизнь настоятельно требует от человека качеств, позволяющих нестандартно и продуктивно подходить к любому делу. Чтобы выжить в ситуации постоянных преобразований и адекватно на них реагировать, чтобы быть востребованным и успешным, личность должна активизировать свой творческий потенциал – найти в себе желанный креатив.

В связи с этим, важно понять, что такое креативность ребенка, являются ли врожденными или приобретенными  ее показатели, можно ли стимулировать развитие этой способности? Известно, что творческие способности человека являются существенной частью интеллекта и задача их развития – одна из важнейших в воспитании ребенка.

При всем внимании к теме развития креативности, следует признать, что традиционное образование направленно на восприятие и получение знаний в готовом виде, обучение строится с опорой на память и воспроизводящую деятельность.  В словаре мы находим определение: «Творчество – это создание объективно нового, ранее не создаваемого» [5].

Начинать развивать творческие способности детей нужно с самого рождения. Первые годы жизни малыша самые ценные для его будущего и надо как можно полнее использовать их. Но если жизнь ребенка сведена к убогости биологического существования (накормили, напоили, спать уложили), то реализуется лишь небольшая часть его возможностей.

Оказывается, что возможность развиваться не остается неизменной! Мозг ребенка, составляющий при рождении 25% мозга взрослого, особенно быстро растет и «дозревает» в первые месяцы и годы жизни. Но количественный рост мозга, т.е. число новых клеток и их размеры сравнительно мало зависят от характера деятельности ребенка. Качественные же различия, а отсюда разница в продуктивности умственной работы развитых и отстающих в развитии детей бывает огромной. Это можно объяснить тем, какое количество связей «задействовано» между клетками мозга.

 Каждый ребенок при рождении имеет богатейшую волокнистую сеть, соединяющую клетки мозга, но это только потенциальные связи. Чем меньше ребенок, тем легче проходит образование связей, а с возрастом все труднее и труднее. Мозг требует для своего развития не только питания, но и «учебной» стимуляции.

Педагог – новатор Б.П. Никитин выделил следующие условия успешного развития творческих способностей[4]:

Раннее начало. Первые толчки к развитию способностей начинаются с раннего физического развития (плавание, гимнастика, ползание).

Создание обстановки, опережающей развитие детей (книги, карты, спортивные снаряды, строительный материал). Насколько возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и  исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Не ждать, когда ребенок достигнет определенного возраста. Ведь никто не задумывается пора или не пора начинать говорить с ним, с ним просто говорят. То есть заранее обеспечены условия развития.

Максимальное напряжение сил. Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до потолка своих возможностей и поднимает этот потолок все выше и выше. Не стоит опасаться перенапряжения и переутомления, если соблюдать одно важное условие – ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, чередовании дел, в выборе способов работы. Здесь желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что даже большое напряжение ума пойдет малышу на пользу.

Ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь взрослых. Нельзя за ребенка делать то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься.

Здесь уместно вспомнить стихотворение С.Я. Маршака.

Он взрослых изводил вопросом: «Почему?»

Его прозвали «маленький философ».

Но только вырос он, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не задает вопросов «Почему?»

Некоторые взрослые полагают, что каждый ребенок рождается с творческими способностями. Нужно лишь не мешать ему и они (рано или поздно) непременно проявятся. Увы, далеко не все дети сами могут найти верную дорогу, и таланты, действительно заложенные природой, иногда не раскрываются. Только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить личности высокий уровень развития врожденных творческих способностей.

В своей работе я использую:

1.Средства ТРИЗ - педагогики:

Игры «Да – нет», «Волшебный экран», «Хорошо-плохо», «Запомни цепочку», «Объяснялки».

Методы: фокальных объектов, каталога, маленьких человечков.

Составление загадок, небылиц.

2. Театрализованная (режиссерские игры и игры-драматизации) и изобразительная деятельность (рисование, лепка, конструирование), которая является непременным средством развития творческих способностей детей.

3. Создание проблемных ситуаций, которые провоцируют мыслительные процессы у детей. Пожалуй, самое главное – не давать детям готовых решений, они должны постоянно находить ответы сами. Нужно сочинять и фантазировать, придумывать сказки вместе с детьми.

Приведу примеры практической работы по использованию ТРИЗ - педагогики.

Выпал первый снег, подморозило и ребята, приходя утром в сад, весело делились впечатлениями. А Маша пришла грустная, она упала и больно ударилась коленом. После  завтрака я собрала детей и провела игру «Хорошо-плохо»:

- Скажите, ребята, лед на земле это хорошо или плохо?

Все посмотрели на Машу и ответили:

- Плохо.

- Почему?

- Можно упасть и удариться, набить себе шишку, сломать руку или ногу.

- Вы правы. А может лед быть хорошим?

Дети задумались:

- Да! Можно кататься на коньках, играть в хоккей, скользить по ледяным дорожкам.

Такую игру можно провести, рассматривая любой предмет и явление природы. У детей формируется новый, заинтересованный, изучающий взгляд на мир.

Через несколько дней на занятии по «Ознакомлению с окружающим миром» мы изучали тему: «Круговорот воды в природе». В гости к нам пришла Капелька. Она рассказала о своем путешествии: из реки в небо в виде капельки пара, из тучки – на землю в виде дождя или снега. Мы с ребятами определили, что вода имеет три формы: жидкость, пар, лед. В заключении занятия с целью закрепления материала, развития образного мышления и воображения мы провели игру, используя метод «маленьких человечков». Все вокруг нас, и мы сами состоим из мельчайших частиц – человечков. Из таких человечков состоит и вода. Если это жидкость, то человечки держатся за руки и легко двигаются; если это лед, то человечки состоят плотно плечо к плечу; если это пар, то человечки прыгают и скачут врассыпную. Дети разбились на пары и двигались в соответствии с заданной командой. «Пар» - прыгают; «вода» - ходят парами, «лед» - стоят плотно плечо к плечу.

Любим мы с ребятами сами сочинять загадки. Например, о снежинке. Снежинка, она какая? Белая, пушистая. Что еще бывает белым и пушистым? Мех! У кого белый и пушистый мех? У зайца. Как снежинка двигается? Кружится, порхает как бабочка. Что произойдет, если снежинка ляжет к вам на ладошку? Растает. Что еще тает на ладошке? Конфета, мороженое.

Белая, пушистая, но не заяц.

Порхает и кружится, но не бабочка.

Тает, но не мороженое.

Еще веселее проходит составление небылиц. Лист бумаги делю на 4 части и вписываю следующие вопросы: Кто, что? Какой? Что делает? Где? Задав вопрос, выслушиваю ответы детей. В колонки вписываю слова, которые явно не соотносятся по смыслу, но дети пока об этом не догадываются. Начинаю читать небылицы с прилагательного. Грустный арбуз прядет пряжу в шкафу.

Кто? Что?

Какой?

Что делает?

Где?

Рукодельница

Сахарный

Поет

В цирке

Паук

Приветливый

Прыгает

На заборе

Арбуз

Грустный

Прядет пряжу

В шкафу

Снежинка

Задумчивый

Моет посуду

На скамейке

Таким образом, стараюсь окружить детей атмосферой творчества, организовать их деятельность так, чтобы она была разнообразной, желанной, стимулирующей их природную любознательность и воображение.

В своей работе я учитываю не только возрастные, но и индивидуальные особенности детей. Каждый ребенок личность, которая формируется по своим особым законам. Я стараюсь не вторгаться в это узкое личное пространство, а по возможности направляю, увлекаю, подбадриваю. Есть дети, которые любят выступать, высказывать свое мнение, быть в центре внимания. Таких детей спрашиваю в первую очередь, даю им возможность проявить себя, показать пример другим, менее уверенным в себе ребятам. А наши тихони с удовольствием участвует в хоровом пении, общих танцах, ответах по цепочке, когда все на равных.

Проводя с детьми много времени, имея возможность наблюдать их на занятиях, в музыкальной и физкультурной деятельности, в общении друг с другом, делаю для себя заметки. Своими размышлениями делюсь с родителями. Обращаю их внимание на то, что получается у ребенка лучше всего, чем он интересуется, и в соответствии с этим, советую развивать эти способности дальше, записав своего малыша в кружок, студию, музыкальную школу.

Помните, что если в вашем ребёнке появились зачатки творчества – вы
должны дать ему шанс проявить себя в том, к чему лежит его душа. Так вы
поможете ему найти себя и ступить на путь, окрашенный яркими красками
творчества.

Список литературы:

Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991

Белоусова Л.Е. Удивительные истории. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. – М.: Мозаика – Синтез, 2006

Никитин Б.П. Ступеньки творчества. – М.: Просвещение, 1991

Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.:ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Мир и образование», 2003

Страуниг А. Методы активизации творческого мышления//Дошкольное воспитание. – 1997 - № 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной художественно-творческой деятельности»

Развитию творческих способностей дошкольников  придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Одним из эффективных средств развития индивиду...

Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников.

             Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития...

«Творческий проект по изобразительной деятельности, как средство развития творческих способностей дошкольника».

«Творческий проект по изобразительной деятельности, как средство развития творческих способностей дошкольника»....

Развитие творческих способностей дошкольника через художественно-творческую деятельность.

Рисование для ребенка - это игра. Дети с удовольствием и интересом чертят на бумаге каракули. Дай детям возможность, они изрисовали бы все вокруг. Как только ребенок поймет, что карандаш, ручка оставл...

«Методы и приёмы развития творческих способностей дошкольников в художественно-творческой деятельности (в рисовании) в соответствии с ФГОС ДО»

ü    Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);ü    Развитие детского творчества;ü    Приобщение к изобр...