Музыкальная группа как форма организованной групповой деятельности в условиях структурного подразделения Лекотека.
статья на тему

Одной из форм организованной групповой деятельности, которую мы активно практиковали в структурном подразделение Лекотека,  в течение всего учебного года, стала музыкальная группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_muz._gruppa_-_kopiya.docx28.04 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальная группа как форма организованной групповой деятельности в условиях структурного подразделения Лекотека.

Одной из форм организованной групповой деятельности, которую мы активно практиковали в течение всего учебного года, стала музыкальная группа.

    В музыкальную группу вошли четверо детей 2-х летнего возраста с психомоторной  и речевой задержкой развития и их родители. После непродолжительных экспериментов с организацией и содержанием музыкальных игровых сеансов сложилась четкая структура программы нашей музыкальной группы, что является необходимым условием в образовательной деятельности с детьми, имеющими проблемы развитя. Но часто четкое планирование занятий необходимо сочетать с гибкостью его проведения, например при необходимости, сократить отдельную часть сеанса или расширить, что-то отложить до следующей группы или ввести новый не запланированный элемент.

    Музыкальная группа-это комплекс различных видов деятельности,  с использованием музыки, объединенных единой тематикой.

    Темы музыкальной группы выбираются исходя из возрастных интересов ребенка («Зайка в гостях у ребят», «Курочка и петушок», «Прилетела птичка» и т.п.), используются знакомые для малышей ситуации (кормим кошечку, летаем как птички, собираем рассыпанный горох). Один и тот же сюжет закрепляется, уточняется, расширяется практически в течение месяца, что способствует закреплению  знаний и навыков, приобретенных в группе.

    Обучению в  музыкальной группе способствуют положительные эмоции, которые испытывают дети, участвуя в играх, играя на музыкальных инструментах, слушая песни и т. д. Чтобы удержать интерес малышей и эмоциональный тонус, любой вид деятельности всячески обыгрывается  участием игрушки-героя, стихами, потешками. Т. о. каждый вид деятельности внутри также имеет четкую структуру: начало, продолжение и конец. Начало и конец это реплики педагога, например: "Зайка хочет поплясать, но ему скучно одному, давайте попляшем с ним", далее следует продолжение "Пляска с зайкой", конец: "Зайка устал и хочет отдохнуть", и плавный переход в следующий раздел - релаксацию.

    При подборе музыкального материала мы опираемся на программу "Ладушки" И. Каплуновой, И. Новоскольцевой, на программу по музыкально-ритмическому воспитанию "Топ-хлоп, малыши" Т. Сауко, А. Бурениной. При этом стараемся не завышать уровень сложности материала, изначально оценивая возможности каждого ребенка.

    Групповой сеанс продолжается один час и состоит из активно сменяющихся видов деятельности, чередовании подвижных, эмоциональных разделов и спокойных разделов посвященных слушанию музыки или расслаблению.

     Хотелось бы отметить, что каждый раздел музыкальной группы выполняет множество обучающих, развивающих функций. Важная составляющая каждого раздела - сенсорные игры.  Это рассматривание игрушек, манипуляции с музыкальными инструментами, и т п. Яркий сенсорный опыт дети приобретают, выполняя творческие задания.  Во многие разделы группы включена игра на музыкальных инструментах, упражнения на развитие мелкой моторики, упражнения на усвоение навыка ожидания своей очереди, игры на осознание себя и своего тела.

 1.   Первые 5-10 минут  нашей музыкальной группы происходит сбор детей и их родителей, свободная игра, межличностное общение.

 2.  После следует приглашение на игровой сеанс. Приветствие. (5мин.)

Чтобы организовать детей, сконцентрировать их внимание мы играем в игру «Тихо-громко», в которой все дети звенят колокольчиками, а по команде затихают.  

     Далее обычно педагог представляет гостя – игрушку соответствующую теме музыкальной группы. Далее пропеваем приветствие ( на мел. «Здравствуй, заинька»)  называя каждого ребенка. К пению присоединяются все присутствующие взрослые, а не говорящие дети хлопают в ладоши. Это позволяет детям почувствовать себя членом группы, они начинают обращать внимание друг на друга, запоминать имена друг друга, радоваться встрече.

     В этот раздел мы включаем и другие упражнения, такие как «Ладошечка» из сборника А. Бурениной, которое способствует установлению доверительных отношений между ребенком и педагогом или коммуникативную игру «Здравствуйте!» М. Картушиной, способствующей осознанию себя и своего тела, себя и коллектива. Прочно закрепилась в нашей группе «Игра с бубном» на сл. Н. Френкель, способствующая формированию коммуникативных качеств. В этой игре, как и во многих других видах деятельности,  мы решаем важную для ребенка задачу, учим ожидать свою очередь, после игры передавать инструмент следующему участнику, т.о. взаимодействуя с ним.

3.  Следующий раздел (10 мин.) включает в себя близкое знакомство с гостем-героем, дети слушают о нем стихи, песенки, смотрят небольшие кукольные спектакли. Здесь мы всячески привлекаем детей к звукоподражанию, вокализациям.  В этот же раздел входят упражнение на развитие мелкой моторики, дети крошат зернышки для петушка, показывают, как капает дождик на ладошку, или угощают кошечку молочком и т.п.

4.  Далее следует кульминационный раздел нашей группы (10 мин.), сюда включаются игры, пляски, игра на детских музыкальных инструментах, способствующие повышению эмоционального тонуса, развивающие внимание, ориентацию в пространстве, крупную моторику, координацию движений.

5.  Отдыхают и расслабляются дети в разделе «Релаксация» (5 мин.). Под спокойную, ласковую музыку наши малыши устраиваются на ковре, положив под головку подушку, или облокотившись на свою маму.  Закрывают глазки и слушают стихотворение подобранное специально для такого момента.

Реснички опускаются…

 Глазки закрываются…

 Мы спокойно отдыхаем (2 раза),

 Сном волшебным засыпаем.

 Дышится легко, ровно, глубоко…

 Наши руки отдыхают…

 Ноги тоже отдыхают…

 Отдыхают, засыпают… (2 раза)

 Шея не напряжена,

 А расслаблена…

 Губы чуть приоткрываются,

 Все чудесно расслабляется… (2 раза)

 Дышится легко… ровно… глубоко…

 Напряженье улетело…

 И расслаблено все тело (2 раза),

 Будто мы лежим на травке,

 На зеленой, мягкой травке…

 Греет солнышко сейчас…

 Ноги теплые у нас…

 Дышится легко… ровно… глубоко…

 Губы теплые и вялые

 И нисколько не усталые.

 Мы спокойно отдыхаем,

 Сном волшебным засыпаем…

Мы спокойно отдыхали,

 Сном волшебным засыпали.

 Хорошо нам отдыхать!

 Но пора уже вставать!

 Крепче кулачки сжимаем,

 Их повыше поднимаем.

 Потянуться! Улыбнуться!

 Все открыть глаза и встать!

  После релаксации малыши выполняют энергичный самомассаж (под песню Е. Железновой «Массаж»), привлекающий ребенка к своему телу, способствующий осознанию ребенком себя.    

6. Поскольку творческие задания наши дети выполняют в другой комнате, то переход в нее мы также обыгрываем, устраивая полосу препятствий из спортивного инвентаря. Малыши с удовольствием шагают по мостику или с кочки на кочку, развивая координацию движений  и равновесие.

    В творческую деятельность (10 мин.)  мы включаем рисование пальчиковыми красками или кисточкой, изготовление аппликаций, лепку из пластилина, из соленого текста. В течение месяца в разделе «Творческая мастерская» мы чередуем разнообразные виды деятельности, но все они раскрывают тематику музыкальной группы. Например: продолжая тему «Петушок и курочка» мы предлагаем детям на одном сеансе раскрасить цыплят, на втором – приклеить своего цыпленка на общий лист с изображением курочки, на третьем, ребята приклеивают на картину с курочкой и цыплятами зернышки крупы. Такого рода совместные работы наиболее любимы нами и малышами. Все работы оформляются в рамки, подписываются и вывешиваются на стенде.

7.До конца игрового сеанса обычно остается 10-15 минут, в это время детям дается возможность поиграть друг с другом, с любимыми игрушками, с другими взрослыми, а родителям пообщаться между собой. Здесь вновь перед специалистами встает задача создать благотворную почву для возникновения контакта и взаимодействия между детьми. Для этого организуется, например, катание с горки, игра в мяч, пускание мыльных пузырей и  т.п. По желанию родителей накрывается стол с угощениями для малышей. Нами замечено, что даже наиболее непоседливые дети могут долго сидеть, пробовать угощение или наблюдать за едой других малышей.  Трудно переоценить роль социализации, которая происходит в такие моменты, а учитывая, что некоторые дети не едят самостоятельно или питаются только определенной пищей, такие застолья очень полезны для них, как наглядный пример, вызывающий желание подражать.

8. В группе сформировался и свой ритуал прощания. Все участники машут друг другу на прощание, а взрослые проговаривают следующее четверостишие:

До свиданья, до свиданья,

С вами было хорошо.

До свиданья, до свиданья

С вами встретимся еще!

За время функционирования музыкальной группы мы утвердились во мнении, что это очень полезная форма работы с нашими детьми.

    Данный вид деятельности отвечает одному из основных пожеланий всех родителей посещающих Лекотеку –  организовать их детям возможность общаться, учиться взаимодействовать со сверстниками. Мы стремимся направить каждого ребенка к тому, чтобы он вступал  в межличностные отношения. Брался  за руки с другими детьми, передавал музыкальный инструмент или брал его у другого малыша. Часто в играх предлагаем малышам сбиться в кучу под зонтом, хлопать друг другу.

   Музыкальная группа дисциплинирует ребенка, он чувствует себя частью целого, коллектива. Именно здесь удается создать четко организованную деятельность, подчиненную плану, в отличие от  индивидуальных игровых сеансов.

    Поощряем родителей активно подпевающих, эмоционально реагирующих на происходящее действие т.к. ребенок познает мир путем подражания и ему необходим яркий  наглядный пример.

   Малышам необходима положительная оценка их деятельности. В течение всего группового сеанса происходит постоянная эмоциональная поддержка и положительная оценка достижений малышей со стороны взрослых и никогда не акцентируется внимание на неудачах.

    Мы заботимся о том, чтобы знания и умения, которые дети приобрели во время музыкальной группы, активно использовались ими в повседневной жизни. Для этого раздаем родителям распечатанные слова песен, стихов, игр. Консультируем их о  необходимости побуждения и поощрения малышей к использованию новых знаний и навыков в разных ситуациях.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект организованной групповой деятельности для детей подготовительной группы с ОНР

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию один из конспектов коррекционной групповой деятельности детей  с ОНР в подготовительной к школе группе по теме "Фрукты" (основная образовательныа обла...

Проектная деятельность в работе структурного подразделения "Семейный детский сад"- проект "Музыка и дети"

Цель проекта- приобщение к классической музыке, способствующей музыкальному и общекультурному развитию детей.Этапы работы над проектом:1.Подготовительный.2. Основной. Осуществлялась интеграция образов...

Методическая разработка Квест-технология, как форма организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в условиях реализации ФГОС ДО.

Используемые в настоящее время методы обучения дошкольников реализуют далеко не все возможности заложенные в математике. Решить это противоречие возможно путём внедрения новых, более эффективных метод...

Перспективный план взаимодействия педагога с семьями воспитанников дошкольной группы в соответствии с комплексно-тематическим планированием в структурном подразделении «Детский сад» на 2018 – 2019 уч.г

В перспективный план взаимодействия включены разные формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников, например: анкетирование, досуги, музыкально - литературные композиции ит.д....

План работы по проекту в младшей разновозрастной группы «Улыбка» Тема: «Адаптация детей младшего возраста к условиям Структурного подразделения и группы ».

Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребе...

Семинар - практикум «Квест - технология, как форма организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в условиях реализации ФГОС ДО»

Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным тр...