НООД в области "Познание" на тему: "Перелётные птицы"
план-конспект урока на тему

комплексное занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perelyotnye_ptici_r._r.origami.doc260.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект комплексного занятия (развитие речи + оригами)

 на тему «Перелётные птицы».

Цели:

1 часть: развитие речи.

Познакомить детей с перелётными птицами; уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятие «перелётные», «насекомоядные», «водоплавающие»; развивать целостность восприятия, непроизвольной памяти, внимания; воспитывать любовь к природе.

2 часть: конструирование из бумаги (оригами).

Закрепить знания условных обозначений в оригами; продолжать учить правильно выполнять сгибы (совмещать стороны и углы); закрепить название частей птицы; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Ход занятия

Вступительное слово воспитателя  

Листья осенью облетают,

Высыхает трава на болотах,

Собираются птицы в стаи

И уже готовы к отлёту.

И, прощаясь с родными местами,

С золотыми берёзками, ивами,

Долго кружат они над лесами,

          Над крутыми речными обрывами.

Возвращайтесь, птицы, весною,

Когда зеленью лес оденется,

Зашумят молодою листвою

Каждый куст и каждое деревце.

Вопросы:

Каких птиц не видно в последнее время?

Куда исчезли эти птицы?

Как называются птицы, которые улетают от нас в тёплые края на зиму?

(перелётные)

Как вы думаете, почему перелётные птицы улетают? (боятся холодов)

Вспомните, чем питаются птицы? (насекомыми, плодами, семенами и т. д.)

Воспитатель:

   С наступлением холодов, спрятались насекомые, поэтому первыми улетают птицы, которые питались насекомыми. Затем те, которые едят плоды и семена растений, т.к. убран урожай в садах и на полях. Позже  всех улетают утки и гуси. Они остаются у нас до тех пор, пока не замёрзнут водоёмы.

    Перелётные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. С наступлением холодов улетают в жаркие страны, а весной снова возвращаются в родные края.

Знакомство детей с понятиями «насекомоядные» и «водоплавающие».

Объяснить детям, что насекомоядные птицы возвращаются, когда появляется корм для них – насекомые. А водоплавающие – когда водоёмы освободятся ото льда.

Пальчиковая игра «полёт птицы»

Руки скрещены в запястьях, пальцы – крылья – расслаблены, лежат на предплечьях – птица отдыхает. Вот она  пошевелилась одним крылом, другим. Взлетает. Взмахи рук – крыльев – лёгкие, плавные, идут волной от основания ладоней до кончиков пальцев.

Рассматривание модели птиц с объяснением воспитателя:

 птицы появляются из яиц

 у птиц два крыла

 тело покрыто перьями

 у птиц две лапы

  у птиц вместо рта клюв

модель

Физкультминутка:

п/игра «Перелёт птиц» (птицы свободно летают по группе, по сигналу «буря», опускаются на «ветки».

Загадывание загадок, чтение стишков о перелётных птицах. Отгадывание,  и рассматривание иллюстрации отгаданной птицы, сопровождая кратким описательным рассказом.

Соловей (включается аудиозапись трели соловья)

В зелени ветвей

Соловушка – соловей

Ночи напролёт

Песни нам поёт.

Кто нашёл картинку соловья? Да, пением соловья заслушаешься, а вот окраска у него простенькая. Сверху тёмно – каштанового цвета, с более тёмным оттенком на спине, снизу оперение светло – серое, грудка и горлышко белые, а хвостик красновато – бурый.

 

Перед отлётом, в начале сентября, эти птицы лакомятся в лесах созревшими ягодами. Аист

Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом белый,

А затылок голый, красный.

Бродит по болотам грязным, ловит в них лягушек.

А как лето пробежит,

Он на юг уже спешит –

По путям старинным, длинным,

В стае, выстроенной клином.

Аист одна из крупных перелётных птиц. Перья белого цвета. Крылья с чёрными полосками. Клюв – длинный, острый, крепкий. Крылья широкие, длинные, большого размера. Хвост короткий. Лапы  длинные, тонкие, мощные. Питается лягушками, рыбой, насекомыми и растительной пищей.

Скворец

Домик этот без окон,

Есть лишь выход на балкон,

В дом забраться не легко,  

Он над нами высоко.

Ни ступеньки, ни крыльца…

Для какого ж он жильца?

Скворец – голова, шея, крылья, хвост чёрные. Клюв мощный. На голове чёрный хохолок. Питается жуками, гусеницами, бабочками и другими насекомыми.

Чиж

В чаще дождь прошёл чечёткой

Повстречался Чиж с Чечёткой.

Говорит Чечётке Чиж:

- Ты на юг когда летишь?

- За чижами наш черёд.

Вот!

Чиж – одна из маленьких перелётных птиц. У чижа зеленовато – жёлтое оперенье. На голове чёрная шапочка. Хвост и клюв короткие. Питается семенами берёзы и ольхи, и различными насекомыми.

Чиж очень похож на ласточку.

Ласточка

По величине она меньше воробья, окраска перьев тёмная, грудка белая, крылья широкие. Хвост раздвоенный. У ласточки слабый клюв. Большую часть времени она проводит в воздухе, гоняясь за добычей. Ловит комаров, мошек, мух, мелких насекомых.

Грач

Чёрный, важный,

Кричит «Крак»

Всем червям враг.

Грач птица крупных размеров, с большими сильными ногами и несколько изогнутым к низу клювом. Чёрное оперенье. Питается черной и растительной пищей.

Какой птицей стал гадкий утёнок когда вырос?

Лебедь – гордая, грациозная, красивая птица средних размеров. Он может быть чёрного и белого цвета. У лебедя длинная, изогнутая шея. Клюв плоский и сильный. На красных лапах перепонки. Живёт лебедь на озёрах, прудах и реках. Питается рыбой, водорослями и мелкими рачками.

2 часть

Воспитатель предлагает детям сделать лебедя своими руками. Они проходят за заранее подготовленные столы, на которых лежат листы квадратной формы.

Воспитатель объясняет, что сегодня мы будем делать лебедя из бумаги.

Ход работы:

Согните квадрат по диагонали.

Загните углы квадрата к линии диагонали.

Переверните.

Согните стороны к центральной линии.

Загните острый угол.

Согните вершину острого угла.

Перегните заготовку пополам назад.

Поднимите «шею» вверх.

Раскрасьте лебедя.

Воспитатель хвалит детей за прекрасно выполненную работу.

Итог занятия

Материал для закрепления:

Каких птиц называют перелётными?

Каких водоплавающих, насекомоядных птиц вы знаете?

Назовите перелётных птиц?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром на тему"Перелётные птицы"

Дорогие коллеги! Предлагаю Вашему вниманию конспект по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе, который может пригодиться логопедам, дефектологам, воспитателям логопе...

Берегите птиц. Материал и презентация на тему "Перелётные птицы"

В дошкольном детстве закладываются основы личности. А это невозможно без общения ребёнка с природой, животным миром. Начиная знакомиться с окружающим, малыши с удовольствием впитывают всё новое. Их ин...

Конспект итогового мероприятия по педагогическому проекту «Перелётные птицы осенью» в старшей группе детского сада Тема: «Перелётные птицы осенью».

Образовательные задачи:1. Расширить представление детей о перелетных птицах.2. Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.Развивающие задачи:1.Развивать мы...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (ТНР) Тема «Звуки [К] – [К’] и буква К » Лексическая тема «Перелётные птицы»

Представлен план-конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ (ТНР), в котором используется пальчиковый театр в рамках изучаемой тем...

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по теме: "Перелётные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлёту".

Цель: Обобщить представление детей о птицах на основе выделения их существенных признаков; развивать умение соотносить изменения в природе с жизнью птиц осенью. Закрепить с детьми обобщающее понятие ...

Конспект ООД в подготовительной к школе группе для детей с ТНР на тема: «Перелётные птицы. Водоплавающие птицы»

Конспект ООД в подготовительной к школе группе для детей с ТНР на тема: «Перелётные птицы. Водоплавающие птицы»...