Путешествие по Руси.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

В данном конспекте отражена работа по ознакомлению с историей Руси, использованы разные современные педагогические технологии. Представлена  сказка "Синяя Птица Счастья".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_po_rusi.kozlovoy_a.s.doc323 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

компенсирующего вида детский сад № 68 Калининского района

города Санкт – Петербурга.

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группе

«Путешествие по Руси»

с использованием технологий: развивающих,  ИКТ «mimio»,  здоровье – сберегающих: смена двигательной активности, динамическая пауза, рефлексия; социально – адаптирующих и личностно - развивающих, обеспечивающих формирование и укрепление психологической адаптации личности,  проектная деятельность, технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся «Проблемное обучение», интеграция образовательных областей: «познание», «социализация», «коммуникация», «музыка».

воспитателя  высшей квалификационной категории

Козловой Александры Сергеевны

Дата  16 октября 2012 года.

Санкт-Петербург 2012-2013 учебный год

Технологии: развивающие,  ИКТ «mimio»,  здоровье – сберегающая: смена двигательной активности, динамическая пауза, рефлексия; социально – адаптирующие и личностно - развивающие, обеспечивающие формирование и укрепление психологической адаптации личности,  проектная деятельность, интеграция образовательных областей: «познание», «социализация», «коммуникация», «музыка».

Обучающие задачи:

1.Расширение знаний о Древней Руси, России, ее истории.

2.Закрепление умений различать и называть малые формы русского устного народного творчества.

3.Закрепление умения различать элементы росписи  села Дымково, Семенова, Полхов – Майдана, Гжели, Хохломы; решать ребусы, отгадывать загадки.

Развивающие задачи:

1.Развитие  речевой активности детей, обучение использованию в речи распространенных предложений, обогащение активного и пассивного словаря.

2.Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления.

Воспитательные задачи:

1.Развитие личностных  качеств, умения договариваться друг с другом.

2.Воспитание любви к своей Родине, к русскому устному народному творчеству.

3.Формирование универсальных интегративных качеств.

Оборудование:

устройство «mimio», элементы узоров, русские костюмы, мяч, раздаточный материал по числу детей.

Предварительная работа:

Беседы на тему: «Страна, где мы живем». Рассматривание народных игрушек. Сравнение их. Составление описательных рассказов об изделиях русских умельцев, загадок описательного характера.

Использование мнемотаблиц. Изготовление книжек – самоделок.

Придумывание сказок по пословицам, потешкам…

Викторина «Что в сундучке?» Драматизация пословиц, дразнилок, потешек,сказок.

Конкурс  «Лучший рисунок».

Проект по русской народной сказке «Лисичка – сестричка и серый волк».

Д/игра «Хорошо – плохо» - ТРИЗ.

Используемая литература:

1.Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников» М.:УЦ «Перспектива»,2008год.

2.Г.В.Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». – М.: ЦГЛ, 2005.

3.Сборник. «Приметы на каждый день». О. Торпакова. М.: «Агентство «ФАИР»». 1996.

4.Князева О.А., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа.  Учебно – методическое пособие. – СПб.: Детство – пресс, 2000.

5.Тихонова М.В., Смирнова Н.С. «Красна изба». Знакомство с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб: «Детство – пресс», 2000.

6.Российский Этнографический музей – детям: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Ботякова О. А., Зязева Л.К., Прокофьева С.А. и др. – СПб: «ДЕТСТВО».

7.Петров В.М. ,Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Весенние праздники, игры и забавы для детей. – М.:ТЦ «Сфера», 2001 .

8. Петров В.М. ,Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Летние праздники, игры и забавы для детей. – М.:ТЦ «Сфера», 2001 .

9.Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2011.

10.Т.В.Педагогические технологии в дошкольном образовании. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2011.

I.Вступление. Введение в тему.

В какой стране мы живем ?

Если мы живем в России, как нас называют?

Послушайте волшебное стихотворение.

Составим слово  «Россия» из первых букв каждой строки (использование ИКТ «mimio» ).

«Россия на карте мира». Родина. Отечество. Отчизна. Родина-мать. Почему так говорят?

Слайд 2

II.Основная часть.

 У нашей страны очень древняя, интересная история. Русские люди- светловолосые, высокие, красивые. И страна тогда называлась Русь. Русь- свет. Говорили: «Поставить цветок на русь - на свет, на окно, на солнышко. Русские, живущие  у воды. Почему селились у воды? Тогда не было улиц, а вокруг шумели леса; не было площадей, а расстилались лесные поляны. Люди пришли, им здесь понравилось, они здесь поселились на высоком месте, на холме, так удобно защищаться от врагов.

Слайд 3

Первая постройка - Кремль. Что такое Кремль? Это – крепость.  Рядом строили дома – небольшие избушки. В них жили наши предки – это люди, от которых мы произошли. Наши предки – восточные славяне. Строили крепостную стену - огораживали от врагов. Возникло слово – город. Население росло, люди стали строить жилища и за стеной. При нападении врагов оставляли свои жилища и уходили за стену.

(использование ИКТ «mimio» ).

Слайд 4

Из чего строили  Кремль, жилище русские люди?

Во времена войн Кремли часто горели. Люди научились строить из камня. Но проходили столетия, и каменные Кремли разрушались. А когда научились делать кирпичи, возводили Кремль из кирпича. Сохранились в очень древних городах - Пскове, Новгороде, Владимире, а из красного кирпича – в  Москве. Строили с любовью, старались.

(использование ИКТ «mimio» ).

Слайд 5

 Главным у славян был князь. Князь Юрий Долгорукий основал Москву. Белокаменный Кремль воздвигнут при князе Дмитрии Донском. А строительство краснокирпичного Кремля началось при Иване 111. Множество княжеств было в Древней Руси. Князья часто ссорились и захватывали друг у друга земли. Но когда на них нападали враги из других стран, то они объединялись и побеждали своих врагов. Они поняли, что так легче не только воевать, но и трудиться, и тогда их никто не сможет победить. Князья объединились, а  главным стал князь Иван 111. Все остальные князья стали ему подчиняться, так образовалось Русское государство. Оно было большим и сильным. Родину любили, защищали. Говорят: «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей».

Слайд 6

Много традиций сохранилось с тех пор. Традиционная еда. Говорили: «Хлеб да каша – пища наша». Традиционная одежда, утварь, жилища. Традиционно были большие семьи. Семья – главное.  «Семья в куче – не страшна и туча». Легче пережить трудности. Гостеприимство. Традиция – от древних славян - гостю предлагали самое лучшее. Трудолюбие.  «Труд – основа жизни». Детей приучали к труду с детства. С любовью говорили про трудолюбивых детей: «Мал золотник да дорог».

Слайд 7

Д/игра «Доскажи пословицу» о труде.

(использование ИКТ «mimio» ).

Слайд 8


Д/игра «Что сделал кузнец, а что гончар?» Что лишнее?

Трудолюбие, крепкая семья, гостеприимство – народное достояние.

(использование ИКТ «mimio» ).

Слайд 9

Возьмитесь за руки и пройдите змейкой, встаньте в круг.

Упражнение с мячом «Что было раньше, а что сейчас».

 Дети, а что это за одежда на вас надета? Почему?

Слайд 10

Русский народ очень талантливый. Сочинил много потешек, пословиц, примет, частушек…Много сказок. И мы приготовили небольшую сказку.

- Мы с братишкою сидим и игрушки мастерим…

Птица: - Я лечу над страной, что Россией зовут…

«Колыбельная».  Забирает сестру.

Как нам помочь брату ?

На чем можно путешествовать? Что поможет в поисках сестры? (Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся «Проблемное обучение»).

Оставляет перо и конверт с заданиями, их нужно выполнить и получить за каждое – букву, чтобы узнать, где сестра.

Брат идет искать. – Куда же я попал?

Слайд 11

Помогаем решить ребус. «Дымково». Буква.

Отгадайте, кто это. Загадка.  «Кофточка цветная, юбка расписная.

Это что за молодица вдоль по улице идет,ведра красные несет?»

Стихотворение «Дымковская водоноска».

Игра «Запомни ряд узоров, выложи в том же порядке и назови лишние». Буква.

-Побывал я в Дымково…

(использование ИКТ «mimio» ).

Слайд 12

Ребус «Хохлома».

Загадка.  «Какой музыкальный инструмент берут в руки три раза в день не для игры?»

-Эти ложки не простые в черный цвет окрашены, золотым цветным узором ярко все раскрашены.

Динамическая пауза. ( Здоровье - сберегающие технологии).

Танец с ложками.

Недалеко еще село. Отгадайте, что там делают. Загадка.

(использование ИКТ «mimio» ).

Слайд 13

Деревянные сестрички спрятались в одной темничке.

Д/игра «Собери матрешку».  /2 команды/.Технология сотрудничества.

Упражнение «Найди различия».

(использование ИКТ «mimio» ).

Семеновская и Полхов – Майданская матрешки. Буква. Матрешка из Семенова известна на весь мир, матрешка из Семенова – чудесный сувенир.

В селе Хохлома традиционно устраивали ярмарки. Продавали разные товары и показывали представления. Скоморохи смешили людей. И мы покажем дразнилку.

-Ваня, Ваня – простота…..

Пословицу:- Сбил, сколотил…

Не любили в народе лентяев, смеялись над ними:

-Проснулась Ульяна….

-Тит, иди молотить….

-Федул, что губы надул…

Русский народ очень наблюдательный. Мы знаем народные приметы. Частушки про них.

Говорят: Веселись, играй, да дело знай.

-Видно и здесь побывала чудо- птица….

Слайд 14

-Куда же я попал?

Ребус. Гжель.

(использование ИКТ «mimio» ).

Край фарфорового чуда, а кругом него леса…. Послушайте куплет из песни «Гжель».

-А где же сестрица?

Надо сложить из букв слово и узнаем. «Гжель». Дети, почему на птице такай наряд? Она из этого села.

-Ты, малыш, молодец…

-Спасибо, тебе, чудо – птица…

Слайд 15

(использование ИКТ «mimio» ).

Д/и «Хорошо- плохо» (ТРИЗ)

III. Итог. (Рефлексия)

Скажите,  вам понравилось путешествие по Руси?

Что вам запомнилось?

Раскрасьте то солнышко, как вы себя оцениваете. Покажите и расскажите, почему так.

Молодцы! Конец – делу венец.

А в заключении–«Кадриль».

Слайды 16-18



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы. Тема: "Путешествие по Древней Руси. "Садко".

Знакомство с былиной "Садко". Сообщение детям элементарных исторических сведений об эпохе Древней Руси....

Путешествие по Древней Руси

Знакомство с Русским бытом....

Путешествие в историю Древней Руси

Развлечение для детей. Путешествие в историю одежды и быта Древней Руси....

Конспект НОД «Путешествие в историю Древней Руси»

Конспект НОД в подготовительной группе...

Занятие Путешествие в прошлое Руси

Конспект по поликультурному воспитанию...

Путешествие по Древней Руси

Большой интерес дошкольники проявляют к рассказам о крещении Руси - важнейшем периоде становления нашего Отечества.  Житие св. князя Владимира – Крестителя Руси позволяет объяснить дошкольн...

Путешествие по Руси

Тема: «Путешествие по Руси»Образовательные области: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.Возрастная группа: старшаяЦель: создать условия...