Главные вкладки

    Большая диагностическая игра по определению дошкольной зрелости "Спасите игрушки"
    методическая разработка (подготовительная группа) по теме

    Валькова Наталья Викторовна

     

            Данная игра является заключительным этапом в работе педагога-писхолога и учителя-логопеда ДОУ по подготовке детей к школе. В основе предлагаемого ниже методического приема – идея диагностики дошкольной зрелости как основного условия успешного обучения ребенка в начальной школе, т.к. дошкольный период  - важный этап развития человека, обладающий самостоятельной ценностью. Трудности и задания, с которыми дети встречаются в ходе игры, позволяют в полной мере отследить все направления развития ребенка, необходимые для перехода на новый этап развития – обучения в школе: личностную, социальную и интеллектуальную сферы. Диагностика осуществляется в контексте игровой деятельности, что отвечает особенностям дошкольного периода развития. Кроме того, игра обладает хорошим развивающим потенциалом по социально-психологической адаптации детей к школе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon bolshaya_igra_socobr.doc54.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сценарный план

    большой диагностической игры

    для детей подготовительной группы

    по определению дошкольной зрелости

    «Спасите игрушки»

      Пояснительная записка

             Данная игра является заключительным этапом в работе ДОУ по подготовке детей к школе. В основе предлагаемого ниже методического приема – идея диагностики дошкольной зрелости как основного условия успешного обучения ребенка в начальной школе, т.к. дошкольный период  - важный этап развития человека, обладающий самостоятельной ценностью.

            Трудности и задания, с которыми дети встречаются в ходе игры, позволяют в полной мере отследить все направления развития ребенка, необходимые для перехода на новый этап развития – обучения в школе: личностную, социальную и интеллектуальную сферы.

            Диагностика осуществляется в контексте игровой деятельности, что отвечает особенностям дошкольного периода развития. Кроме того, игра обладает хорошим развивающим потенциалом по социально-психологической адаптации детей к школе.

            Групповая форма работы позволяет отследить приобретенные навыки и умения работы в коллективе: способность проявлять свои знания и умения и способность регулировать свое поведение.

           Для просмотра игры в качестве зрителей и экспертов приглашаются родители детей и воспитатели,  что позволяет оценить продуктивность работы всех участников воспитательного и образовательного процесса. Родители имеют возможность посмотреть на своих детей в коллективной деятельности, отследить их успехи и возможные трудности, а после подведения результатов получить консультацию специалистов ДОУ по возникшим у них вопросам.

    Цель игры – определение уровня дошкольной зрелости детей подготовительной к школе группы

    Задачи:

    • Диагностика развития общей координации, мелкой моторики и готовности руки к овладению письмом.
    • Диагностика познавательного и речевого развития.
    • Диагностика развития эмоционально-волевой сферы: эмоциональные проявления, уровень самоконтроля.
    • Диагностика особенностей личностного развития: уровень притязаний, самооценка.
    • Диагностика социального развития: уровень коммуникации.
    • Диагностика учебной мотивации.
    • Т.к. игра имеет развивающую направленность, развитие всех выше перечисленных компонентов.

                                             Требования для организации игры

    Ведущим игры являются педагог-психолог и учитель-логопед

    Эксперты: воспитатель группы и родители (в качестве наблюдателя и эксперта для своего ребенка)

    Участники: дети подготовительной к школе группы (6-7 лет). Количество участников: не более 10-12 человек.

    Общая продолжительность игры не должна превышать 1 часа 20 минут.

    Дидактические материалы и пособия:

     - просторное помещение с зонами для перемещения и работы за столом;

     - плакат с изображением пустых полок магазина игрушек;

     - телеграмма от волшебника;

     - нарисованная на листе ватмана дорога, маленькая игрушечная машинка, емкость с краской и          

       чистой водой, полотенце;

     - предметные картинки (2 экземпляра);

     - цифровые домики до 10;

     - листы с буквами;

     - стих с  небылицами;

     - конверты для каждого ребенка с лесенкой с обратной стороны;

     - разноцветные «осколки» из разрезанных картинок игрушек;

     - простые карандаши на столе на каждого ребенка;

     - кегли и обруч;

     - мнемотаблица для составления рассказа;

     - слоги для слова «Машина»

     - музыка леса, магнитофон

     - сладости на каждого ребенка.

            Цветные «осколочки» выдаются детям за правильно выполненное задание.

            Наблюдения за выполнением заданий детьми в игре выполняется двумя способами: включенным и отсроченным. Включенное наблюдение ведется наблюдателями (воспитатели и родители), непосредственно в игре не участвующими, по карте наблюдения, отсроченное наблюдения с помощью подсчета «осколочков», полученных детьми и анализа выполненных детьми письменных заданий.

                                                                         Сюжетная линия

    Злой волшебник заколдовал магазин детских игрушек и теперь детские сады для маленьких детей не смогут приобрести новые игрушки. Буратино прислал телеграмму в Д\С и просит ребят о помощи: выполнить задания злого волшебника и наполнить полки магазина игрушками.

    Детей встречает ведущий (В.) (логопед): Здравствуйте  будущие первоклассники! К нам в детский сад сегодня пришла телеграмма. От кого бы вы думали? Дети угадывают по штампу, где виден силуэт Буратино. Далее детям предлагается прочитать телеграмму.

    В. Буратино просит у нас помощи: посмотрите (детям показывается плакат магазина игрушек с пустыми полками) - случилось несчастье. Злой Карабас Барабас заколдовал магазин детских игрушек и теперь Д/С не смогут купить новые игрушки для  маленьких детей. Предложить детям выполнить задания волшебника, получить осколки игрушек и оживить магазин. После того, как дети согласятся, предложить им пройти за стол.

    В. (психолог) Давайте присядем за стол и я вам раздам конверты, куда вы будете складывать  «осколочки» игрушек. Берите каждый по конверту и подпишите в правом верхнем углу (диагностика ориентации на листе)  свое имя, как сможете. А теперь послушайте внимательно: кто хочет выполнять трудные задания - напишите в левом верхнем углу на конверте букву «Т», средние - «С», легкие - «Л» (диагностика уровня притязаний).

    В. (логопед) Пора отправляться в путь дорогу по спасению игрушек? А на чем можно путешествовать? (дети рассказывают о транспорте и им предлагается слоги слова «Машина», это то, на чем мы начнем свое путешествие)

    В. (психолог) Приглашаю вас на «Длинную дорогу». Перед вами - длинная полоса бумаги, на которой нарисована дорога. Каждый из вас по очереди берет машинку, обмакивает ее в тазике с краской и едет до ближайшего дерева. Очень важно постараться не выехать за край дороги (диагностика мелкой моторики).

    По окончании задания, при правильном и аккуратном выполнении детям выдается 1 осколочек игрушки.

    В. (психолог) «Паутина». Ой, смотрите, «Длинная дорога» привела нас в какой-то город. Видимо здесь давно не было посетителей и он зарос паутиной. Давайте ее разберем. Дети разбирают паутинку по ниточкам. Ниточка - пять предметных картинок. Дается минута на запоминание последовательности картинок (диагностика памяти).

    В. Ну как? Запомнили? Попросить детей ответить честно и поднять руки тем, кто уверен, что хорошо запомнил. Поднявшим руку, выдается «осколочек» (диагностика самооценки и критичности).

    В. (логопед) «Буквоград» Что же это за город такой? (на столе разложены листы с буквами, у каждого ребенка одна буква, написанная в трех вариантах, один из которых правильный) А какие Вы знаете города? А как же мы назовем этот странный город? Дети пытаются придумать название: город букв, Буквоград, Алфавит…

    Основное задание: 1.Дети должны найти правильно написанную букву и обвести ее.  2.Написать правильно эту букву в центре листа.  3. Попробуйте ее оживить, т.е. дорисовать так, чтобы получился какой-то предмет или картинка.  4. Придумайте и назовите слово с этой буквой и определите ее положение в слове.

    За правильно выполненное задание дается один осколочек игрушки. Ну что мы справились с заданием и получили осколочки.

    В. (психолог) Пора отправлять дальше в путь, нас с вами ждет «Извилистая тропа» (диагностика координации): зигзаг из кеглей, который дети должны преодолеть прыжками, аккуратно не сбив кегли, у кого кегли не падают, тот получает осколочек.

    А куда нас приводит тропа, где обычно мы ходим по тропкам? Да, в лесу. Давайте мы остановимся на лесной полянке и немного отдохнем. Закроем глаза и послушаем звуки леса (звучит запись).

    В. (психолог) Ой послушайте, ребята, к нам прилетела сорока и принесла на «хвосте» какие-то новости, но сорока известная болтушка и может рассказать всякие небылицы.

    Игра «Путаница» - детям читается стих и они должны кивнуть головой на правильное утверждение и не реагировать на то, чего не бывает (небылицы) (диагностика самоконтроля).

    В. (логопед) А как быть если ты вдруг заблудился и не видишь своего товарища? Давайте поиграем в «Эхо»: дети должны повторить индивидуально за логопедом чередующиеся слоги, например: са-ша-са и т.д.

    В. (психолог) Ну что, мы хорошо отдохнули, нам снова пора в путь. Ой, посмотрите! Час от часу не легче, мы перед «Круглой пустотой», которая поможет добраться нам к новому  городу. Как в него попасть?: один большой прыжок через пустоту и 5 маленьких шагов «лилипутиков» (диагностика координации, самоконтроля). Детям выдается по 1  «осколку», 2 дается тому, кто дальше всех прыгнет.

    В. (психолог) Вот мы и добрались до следующего города. А что это за город, как мы его назовем? «Город цифр», цифроград: каждый ребенок берет себе по цифровому домику (состав числа до 10) и определяет, какой цифры дом ему достался (угадавший получает осколочек). Запомните свою цифру. Дети выстраиваются в ряд как числовой луч до 10. Рассматриваем ориентацию на луче. Можно задать детям вопросы: Какой ты по счету? Поднимите руки у кого цифра больше чем 5,  чем 3, кто стоит между 2 и 7?

    « Рассказ о своем городе»

    В. (логопед)  Мы сегодня с вами побывали в необычных городах. А давайте Карабасу Барабасу расскажем про город, в котором мы живем. Вы любите свой город? Составление рассказа по мнемотаблице. Дети должны выбрать картинку  в соответствии с той цифрой, которая им досталась с цифровым домиком и составить к ней предложение. В результате получается рассказ о родном городе из 10 предложений.

    В.(психолог): Ну вот мы и выполнили все задания волшебника, пора расставить игрушки на полки. Ой, ребята, смотрите! Мы опять в западне! Какое большое «Болото» и кочки в нем какие-то странные, они вам ничего не  напоминают? Если мы с вами сейчас что-нибудь не придумаем, то завязнем здесь навсегда.  Дети должны догадаться, что картинки-кочки из паутины, найти свои картинки и выстроить из них последовательность (диагностика памяти, отсроченное воспроизведение). Осколочек дается за правильно выполненное задание.

    В. (психолог) С болотом мы тоже справились. Наше путешествие заканчивается, давайте подведем итоги и посмотрим, достаточно ли у нас осколочков, чтобы оживить магазин игрушек. Дети садятся за столы и подсчитывают свои «осколочки» и записывают количество в левом нижнем углу конверта (ориентация на листе, счетные навыки).

    Затем детям предлагается перевернуть конверт.

    В. (психолог) Как вы считаете, вы хорошо справились с просьбой Буратино? Поставьте себя на лесенке на любую ступеньку, как вам кажется, как вы сегодня работали (диагностика самооценки)?

    В. (психолог) А теперь самое главное! Давайте оживим наш магазин. Благодаря вашей ловкости и грамотности игрушки вернуться к детям.  Сложите игрушки  из ваших «осколочков» (диагностика целостности восприятия) и расставьте их  на полки.

    Дети наклеивают осколочки на полки магазина.

    В. (логопед) Посмотрите, какая получилась красота! И вы знаете, Буратино в вас нисколько не сомневался  и прислал нам посылку. Давайте посмотрим, что же в ней находится?

    Детям предлагаются сладости.

    Список литературы:

    1. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. - Москва: Сфера, 2008. -  125 с.
    2. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов. - Москва: «Издательство Гном и Д» 2000. -  64 с.
    3. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками/ под ред. М.Р. Битяновой. - Спб: Питер, 2002.- с. 34-52
    4. Психологическая диагностика при поступлении детей в школу/ Центр диагностики и консультирования Управления образованием Центрального района г. Челябинск. -  Челябинск, 1999. - 25 с.
    5. Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей. Речевой материал для дошкольного и младшего школьного возраста. - Волгоград: «Учитель», 2001. - 90 с.
    6. Усанова О. Комплект предметного и картинного материала для профилактики, диагностики и коррекции нарушения психического развития детей «Лилия». - Москва, 1994 г.
    7. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога/Серия «Психологический практикум». - Р-на-Д: «Феникс», 2004. - 320 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

    В старшем дошкольном возрасте, к 7 годам у ребенка начинают формироваться умения, которые необходимы ему для дальнейшего обучения в школе, и именно поэтому возраст 7 лет считают идеальным для начала ш...

    Диагностическое пособие для определения уровня индивидуального развития детей при реализации основной образовательной программы дошкольной образовательной организации

          Описание хода проведения диагностики, методов и инструментов, формы для ведения диагностического журнала, инструкции для обработки и  интерпретации полученных данных и...

    Диагностические методики для определения готовности к обучению в школе

    В помощь воспитателям и педагогам-психологам диагностические материалы для проведения обследовавния ребенка на готовность к обучению в школе....

    Диагностическая таблица на определение уровня развития грамматического строя.

    В данном материале отображены разделы  направлений  формирования грамматического строя речи, задания и игры на определение уровня развития грамматических процессов на данном этапе у ребенка ...

    Диагностический инструментарий для определения уровня усвоения программного материала

    Диагностический инструментарий для определения уровня усвоения программного материалаОбразовательная область «Познавательное развитие»...

    Диагностический инструментарий для определения уровня усвоения программного материала по всем областям

    При реализации диагностического инструментария особое внимание уделяется организации и проведению педагогической диагностики....


     

    Комментарии

    Жирнова Елена Михайловна

    Голосую за вашу работу.Буду благодарна, если посмотрите и оцените мою.Вот моя ссылка http://nsportal.ru/node/592872

    Наталья Викторовна,голосую за Вашу работу. Желаю успехов в подготовке будущих первачков!А мы в начальной школе их с удовольствием примем!Заходите и ко мне на страничку.Буду рада!http://nsportal.ru/node/499316

    Бережная Нина Валентиновна

    Актуальный материал по диагностике! Возьму себе на заметку, ведь скоро конец года. Голосую! Буду рада , если оцените Оцените и мою работу- http://nsportal.ru/node/216399