Большая диагностическая игра по определению дошкольной зрелости "Спасите игрушки"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Валькова Наталья Викторовна

 

        Данная игра является заключительным этапом в работе педагога-писхолога и учителя-логопеда ДОУ по подготовке детей к школе. В основе предлагаемого ниже методического приема – идея диагностики дошкольной зрелости как основного условия успешного обучения ребенка в начальной школе, т.к. дошкольный период  - важный этап развития человека, обладающий самостоятельной ценностью. Трудности и задания, с которыми дети встречаются в ходе игры, позволяют в полной мере отследить все направления развития ребенка, необходимые для перехода на новый этап развития – обучения в школе: личностную, социальную и интеллектуальную сферы. Диагностика осуществляется в контексте игровой деятельности, что отвечает особенностям дошкольного периода развития. Кроме того, игра обладает хорошим развивающим потенциалом по социально-психологической адаптации детей к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bolshaya_igra_socobr.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарный план

большой диагностической игры

для детей подготовительной группы

по определению дошкольной зрелости

«Спасите игрушки»

  Пояснительная записка

         Данная игра является заключительным этапом в работе ДОУ по подготовке детей к школе. В основе предлагаемого ниже методического приема – идея диагностики дошкольной зрелости как основного условия успешного обучения ребенка в начальной школе, т.к. дошкольный период  - важный этап развития человека, обладающий самостоятельной ценностью.

        Трудности и задания, с которыми дети встречаются в ходе игры, позволяют в полной мере отследить все направления развития ребенка, необходимые для перехода на новый этап развития – обучения в школе: личностную, социальную и интеллектуальную сферы.

        Диагностика осуществляется в контексте игровой деятельности, что отвечает особенностям дошкольного периода развития. Кроме того, игра обладает хорошим развивающим потенциалом по социально-психологической адаптации детей к школе.

        Групповая форма работы позволяет отследить приобретенные навыки и умения работы в коллективе: способность проявлять свои знания и умения и способность регулировать свое поведение.

       Для просмотра игры в качестве зрителей и экспертов приглашаются родители детей и воспитатели,  что позволяет оценить продуктивность работы всех участников воспитательного и образовательного процесса. Родители имеют возможность посмотреть на своих детей в коллективной деятельности, отследить их успехи и возможные трудности, а после подведения результатов получить консультацию специалистов ДОУ по возникшим у них вопросам.

Цель игры – определение уровня дошкольной зрелости детей подготовительной к школе группы

Задачи:

  • Диагностика развития общей координации, мелкой моторики и готовности руки к овладению письмом.
  • Диагностика познавательного и речевого развития.
  • Диагностика развития эмоционально-волевой сферы: эмоциональные проявления, уровень самоконтроля.
  • Диагностика особенностей личностного развития: уровень притязаний, самооценка.
  • Диагностика социального развития: уровень коммуникации.
  • Диагностика учебной мотивации.
  • Т.к. игра имеет развивающую направленность, развитие всех выше перечисленных компонентов.

                                         Требования для организации игры

Ведущим игры являются педагог-психолог и учитель-логопед

Эксперты: воспитатель группы и родители (в качестве наблюдателя и эксперта для своего ребенка)

Участники: дети подготовительной к школе группы (6-7 лет). Количество участников: не более 10-12 человек.

Общая продолжительность игры не должна превышать 1 часа 20 минут.

Дидактические материалы и пособия:

 - просторное помещение с зонами для перемещения и работы за столом;

 - плакат с изображением пустых полок магазина игрушек;

 - телеграмма от волшебника;

 - нарисованная на листе ватмана дорога, маленькая игрушечная машинка, емкость с краской и          

   чистой водой, полотенце;

 - предметные картинки (2 экземпляра);

 - цифровые домики до 10;

 - листы с буквами;

 - стих с  небылицами;

 - конверты для каждого ребенка с лесенкой с обратной стороны;

 - разноцветные «осколки» из разрезанных картинок игрушек;

 - простые карандаши на столе на каждого ребенка;

 - кегли и обруч;

 - мнемотаблица для составления рассказа;

 - слоги для слова «Машина»

 - музыка леса, магнитофон

 - сладости на каждого ребенка.

        Цветные «осколочки» выдаются детям за правильно выполненное задание.

        Наблюдения за выполнением заданий детьми в игре выполняется двумя способами: включенным и отсроченным. Включенное наблюдение ведется наблюдателями (воспитатели и родители), непосредственно в игре не участвующими, по карте наблюдения, отсроченное наблюдения с помощью подсчета «осколочков», полученных детьми и анализа выполненных детьми письменных заданий.

                                                                     Сюжетная линия

Злой волшебник заколдовал магазин детских игрушек и теперь детские сады для маленьких детей не смогут приобрести новые игрушки. Буратино прислал телеграмму в Д\С и просит ребят о помощи: выполнить задания злого волшебника и наполнить полки магазина игрушками.

Детей встречает ведущий (В.) (логопед): Здравствуйте  будущие первоклассники! К нам в детский сад сегодня пришла телеграмма. От кого бы вы думали? Дети угадывают по штампу, где виден силуэт Буратино. Далее детям предлагается прочитать телеграмму.

В. Буратино просит у нас помощи: посмотрите (детям показывается плакат магазина игрушек с пустыми полками) - случилось несчастье. Злой Карабас Барабас заколдовал магазин детских игрушек и теперь Д/С не смогут купить новые игрушки для  маленьких детей. Предложить детям выполнить задания волшебника, получить осколки игрушек и оживить магазин. После того, как дети согласятся, предложить им пройти за стол.

В. (психолог) Давайте присядем за стол и я вам раздам конверты, куда вы будете складывать  «осколочки» игрушек. Берите каждый по конверту и подпишите в правом верхнем углу (диагностика ориентации на листе)  свое имя, как сможете. А теперь послушайте внимательно: кто хочет выполнять трудные задания - напишите в левом верхнем углу на конверте букву «Т», средние - «С», легкие - «Л» (диагностика уровня притязаний).

В. (логопед) Пора отправляться в путь дорогу по спасению игрушек? А на чем можно путешествовать? (дети рассказывают о транспорте и им предлагается слоги слова «Машина», это то, на чем мы начнем свое путешествие)

В. (психолог) Приглашаю вас на «Длинную дорогу». Перед вами - длинная полоса бумаги, на которой нарисована дорога. Каждый из вас по очереди берет машинку, обмакивает ее в тазике с краской и едет до ближайшего дерева. Очень важно постараться не выехать за край дороги (диагностика мелкой моторики).

По окончании задания, при правильном и аккуратном выполнении детям выдается 1 осколочек игрушки.

В. (психолог) «Паутина». Ой, смотрите, «Длинная дорога» привела нас в какой-то город. Видимо здесь давно не было посетителей и он зарос паутиной. Давайте ее разберем. Дети разбирают паутинку по ниточкам. Ниточка - пять предметных картинок. Дается минута на запоминание последовательности картинок (диагностика памяти).

В. Ну как? Запомнили? Попросить детей ответить честно и поднять руки тем, кто уверен, что хорошо запомнил. Поднявшим руку, выдается «осколочек» (диагностика самооценки и критичности).

В. (логопед) «Буквоград» Что же это за город такой? (на столе разложены листы с буквами, у каждого ребенка одна буква, написанная в трех вариантах, один из которых правильный) А какие Вы знаете города? А как же мы назовем этот странный город? Дети пытаются придумать название: город букв, Буквоград, Алфавит…

Основное задание: 1.Дети должны найти правильно написанную букву и обвести ее.  2.Написать правильно эту букву в центре листа.  3. Попробуйте ее оживить, т.е. дорисовать так, чтобы получился какой-то предмет или картинка.  4. Придумайте и назовите слово с этой буквой и определите ее положение в слове.

За правильно выполненное задание дается один осколочек игрушки. Ну что мы справились с заданием и получили осколочки.

В. (психолог) Пора отправлять дальше в путь, нас с вами ждет «Извилистая тропа» (диагностика координации): зигзаг из кеглей, который дети должны преодолеть прыжками, аккуратно не сбив кегли, у кого кегли не падают, тот получает осколочек.

А куда нас приводит тропа, где обычно мы ходим по тропкам? Да, в лесу. Давайте мы остановимся на лесной полянке и немного отдохнем. Закроем глаза и послушаем звуки леса (звучит запись).

В. (психолог) Ой послушайте, ребята, к нам прилетела сорока и принесла на «хвосте» какие-то новости, но сорока известная болтушка и может рассказать всякие небылицы.

Игра «Путаница» - детям читается стих и они должны кивнуть головой на правильное утверждение и не реагировать на то, чего не бывает (небылицы) (диагностика самоконтроля).

В. (логопед) А как быть если ты вдруг заблудился и не видишь своего товарища? Давайте поиграем в «Эхо»: дети должны повторить индивидуально за логопедом чередующиеся слоги, например: са-ша-са и т.д.

В. (психолог) Ну что, мы хорошо отдохнули, нам снова пора в путь. Ой, посмотрите! Час от часу не легче, мы перед «Круглой пустотой», которая поможет добраться нам к новому  городу. Как в него попасть?: один большой прыжок через пустоту и 5 маленьких шагов «лилипутиков» (диагностика координации, самоконтроля). Детям выдается по 1  «осколку», 2 дается тому, кто дальше всех прыгнет.

В. (психолог) Вот мы и добрались до следующего города. А что это за город, как мы его назовем? «Город цифр», цифроград: каждый ребенок берет себе по цифровому домику (состав числа до 10) и определяет, какой цифры дом ему достался (угадавший получает осколочек). Запомните свою цифру. Дети выстраиваются в ряд как числовой луч до 10. Рассматриваем ориентацию на луче. Можно задать детям вопросы: Какой ты по счету? Поднимите руки у кого цифра больше чем 5,  чем 3, кто стоит между 2 и 7?

« Рассказ о своем городе»

В. (логопед)  Мы сегодня с вами побывали в необычных городах. А давайте Карабасу Барабасу расскажем про город, в котором мы живем. Вы любите свой город? Составление рассказа по мнемотаблице. Дети должны выбрать картинку  в соответствии с той цифрой, которая им досталась с цифровым домиком и составить к ней предложение. В результате получается рассказ о родном городе из 10 предложений.

В.(психолог): Ну вот мы и выполнили все задания волшебника, пора расставить игрушки на полки. Ой, ребята, смотрите! Мы опять в западне! Какое большое «Болото» и кочки в нем какие-то странные, они вам ничего не  напоминают? Если мы с вами сейчас что-нибудь не придумаем, то завязнем здесь навсегда.  Дети должны догадаться, что картинки-кочки из паутины, найти свои картинки и выстроить из них последовательность (диагностика памяти, отсроченное воспроизведение). Осколочек дается за правильно выполненное задание.

В. (психолог) С болотом мы тоже справились. Наше путешествие заканчивается, давайте подведем итоги и посмотрим, достаточно ли у нас осколочков, чтобы оживить магазин игрушек. Дети садятся за столы и подсчитывают свои «осколочки» и записывают количество в левом нижнем углу конверта (ориентация на листе, счетные навыки).

Затем детям предлагается перевернуть конверт.

В. (психолог) Как вы считаете, вы хорошо справились с просьбой Буратино? Поставьте себя на лесенке на любую ступеньку, как вам кажется, как вы сегодня работали (диагностика самооценки)?

В. (психолог) А теперь самое главное! Давайте оживим наш магазин. Благодаря вашей ловкости и грамотности игрушки вернуться к детям.  Сложите игрушки  из ваших «осколочков» (диагностика целостности восприятия) и расставьте их  на полки.

Дети наклеивают осколочки на полки магазина.

В. (логопед) Посмотрите, какая получилась красота! И вы знаете, Буратино в вас нисколько не сомневался  и прислал нам посылку. Давайте посмотрим, что же в ней находится?

Детям предлагаются сладости.

Список литературы:

  1. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. - Москва: Сфера, 2008. -  125 с.
  2. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов. - Москва: «Издательство Гном и Д» 2000. -  64 с.
  3. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками/ под ред. М.Р. Битяновой. - Спб: Питер, 2002.- с. 34-52
  4. Психологическая диагностика при поступлении детей в школу/ Центр диагностики и консультирования Управления образованием Центрального района г. Челябинск. -  Челябинск, 1999. - 25 с.
  5. Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей. Речевой материал для дошкольного и младшего школьного возраста. - Волгоград: «Учитель», 2001. - 90 с.
  6. Усанова О. Комплект предметного и картинного материала для профилактики, диагностики и коррекции нарушения психического развития детей «Лилия». - Москва, 1994 г.
  7. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога/Серия «Психологический практикум». - Р-на-Д: «Феникс», 2004. - 320 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

В старшем дошкольном возрасте, к 7 годам у ребенка начинают формироваться умения, которые необходимы ему для дальнейшего обучения в школе, и именно поэтому возраст 7 лет считают идеальным для начала ш...

Диагностическое пособие для определения уровня индивидуального развития детей при реализации основной образовательной программы дошкольной образовательной организации

      Описание хода проведения диагностики, методов и инструментов, формы для ведения диагностического журнала, инструкции для обработки и  интерпретации полученных данных и...

Диагностические методики для определения готовности к обучению в школе

В помощь воспитателям и педагогам-психологам диагностические материалы для проведения обследовавния ребенка на готовность к обучению в школе....

КАРТОТЕКА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АРТОТЕКА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

КАРТОТЕКА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КАРТОТЕКА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Конкурс. Диагностические задания для определения уровня развития мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

За основу диагностики уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста взята экспресс-диагностика, составленная Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко: «Экспресс-диагностика в детском ...


 

Комментарии

Жирнова Елена Михайловна

Голосую за вашу работу.Буду благодарна, если посмотрите и оцените мою.Вот моя ссылка http://nsportal.ru/node/592872

Наталья Викторовна,голосую за Вашу работу. Желаю успехов в подготовке будущих первачков!А мы в начальной школе их с удовольствием примем!Заходите и ко мне на страничку.Буду рада!http://nsportal.ru/node/499316

Бережная Нина Валентиновна

Актуальный материал по диагностике! Возьму себе на заметку, ведь скоро конец года. Голосую! Буду рада , если оцените Оцените и мою работу- http://nsportal.ru/node/216399