Реализация обязательных образовательных областей на прогулке с детьми младшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия (младшая группа) на тему

Пенькова Татьяна Евгеньевна

Организация деятельности детей младшего дошкольного возраста на прогулке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitateli.docx25.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

  детский сад № 54 г. Киселевска

   

    Реализация обязательных образовательных областей на прогулке

с детьми младшего дошкольного возраста.

                                 

                                                               Выполнила: Пенькова Татьяна Евгеньевна

                                                               воспитатель  первой квалификационной            

                                                               категории МБДОУ детский сад № 54

                                                                  г. Киселевск

                                             г. Киселевск 2013г.

                                       ВВЕДЕНИЕ

Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для реализации обязательных образовательных областей заложены в процессе совместной деятельности с детьми в условиях прогулки.

На прогулке предоставляются уникальные условия для разностороннего развития ребенка, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре с природным материалом и игрушками.

Однако в силу возрастных особенностей малыши не могут самостоятельно использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью.

В течение года прогулки проводятся ежедневно.

Одной из важных задач во время проведения прогулки является воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды и природы в целом. В младшем возрасте в ребенке закладываются позитивные чувства по отношению к природе и её обитателям, открывается удивительное многообразие  растительного и животного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека, осознаются и переживаются нравственно-эстетические чувства, побуждающие детей заботиться обо все , что их окружает. Природа с ее богатейшим разнообразием явлений, растений и животных, непосредственное общение с ней составляют важный компонент в нравственном  развитии ребенка , настраивает на сохранение, заботу, защиту. Воспитание и развитие данных качеств является основой экологического образования. Приобщение дошкольника к природе родного края, знакомство с окружающим миром в дошкольном учреждении проходят через систему сезонных ежедневных прогулок,  в процессе которых формируются основы и начальный  опыт природосообразного поведения дошкольника, умения и навыки наблюдений за природными явлениями, положительное отношение к природе, способность отмечать и производить первичный анализ сезонных изменений в жизни окружающей среды.

Несомненно другим очень важным направлением на прогулке является « Физическое развитие», которое включает в себя области « Физическая культура» и « Здоровье».

На прогулке решаются все задачи этого направления:

-повышать приспособляемость и работоспособность органов и систем растущего организма;

-содействовать закаливанию организма, профилактике простудных заболеваний;

-обеспечить пропорциональное развитие всех мышечных групп;

-формировать здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее двигательное поведение;

-развивать основные движения детей;

-воспитание физических и личностных качеств;

-воспитывать культурно-гигиенические навыки;

-формировать начальные представления о здоровом образе жизни.

 

ПРОГУЛКИ        В ЗИМНИЙ ПЕРИОД  для детей младшего дошкольного возраста.

КОНСПЕКТ ПРОГУЛКИ  « ЗИМА ХОЛОДНАЯ»

ЦЕЛЬ: заложить основы бережного  внимательного и созидательного отношения к природе.

ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:
«ПОЗНАНИЕ» : формировать целостную картину мира, формировать у детей первые связные представления о времени года- зиме, развивать умственные качества, логическое мышление;

«Коммуникация»:развивать свободную речь детей, способствовать развитию у детей эмоциональности, чуткому , внимательному отношению ко всему живому;

«СОЦИАЛИЗАЦИЯ» : воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к родной природе;

«ТРУД» : формировать трудовые умения и навыки;

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» : развивать основные движения детей, сохранять и укреплять здоровье детей.

                        ХОД ПРОГУЛКИ:

  1. НАБЛЮДЕНИЕ. Ребята, сегодня к нам в гости из далекой- далекой Африки прилетела Обезьянка. Она никогда не видела зимы, ведь она живет в стране, где всегда лето и никогда не бывает зимы, там очень-очень жарко.

Давайте расскажем Обезьянке какое время года наступило? Почему падает снег и холодно? Какая у нас зима? ( холодная, снежная, дует холодный ветер…) Какую мы зимой одеваем одежду? Почему? ( теплые шапки, шубы, шарфы…)  А давайте, ребята, будем ходить зимой без теплой одежды?! Что может с нами случиться? (можем заболеть, холодно…)

Ой, ребята, а это что такое? ( обезьянка показывает на снег). Ребята, ваш снег похож на вкусный , сладкий сахар, сейчас я буду его есть! Реакция детей( нельзя кушать снег). А почему нельзя кушать снег? ( можно заболеть , снег холодный, грязный..)

Давайте полюбуемся на падающие снежинки, блестящие на солнце. Рассмотреть снежинки. Какого они цвета? На что похожи? Воспитатель предлагает детям взять снег в руки и подкинуть, снег разлетится. Обезьянка предлагает детям потрогать снег без рукавичек…куда делась снежинка? Обратить внимание детей, что снег белый, легкий, холодный, превращается от тепла в воду.

       ЗАГАДКА

 Покружилась звездочка в воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке…(СНЕЖИНКА)

                                                                     Н.Майданник

  ИГРА  НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА « СНЕЖОК»

Раз, два, три, четыре(загибают пальчики),

Мы с тобой снежок лепили( лепят снежок),

Круглый, крепкий, очень гладкий( показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую),

И совсем- совсем не сладкий ( грозят пальчиком).

Раз- подбросим( подбрасывают),

Два –поймаем ( приседают, ловят)

Три – уроним ( встают , роняют)

И… сломаем ( встают, роняют, топают)

                                                               В.Егоров

2.ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

Подвижная игра « СНЕГ КРУЖИТСЯ»

Цель: научить соотносить свои действия с действиями товарищей в соответствии с текстом.

Х о д  игры: Воспитатель предлагает детям покружиться, произнося: « Снег, снег , кружится, белая вся улица!» Затем приглашает детей к себе, произнося: «Собрались, мы все в кружок, завертелись как снежок». Дети выполняют действия произвольно и в конце медленно приседают. Воспитатель говорит: « Подул холодный ветер. Как В-В-В! Разлетелись, разлетелись снежинки в разные стороны. Дети разбегаются по площадке.

 Игра повторяется

ИГРА  « СЮРПРИЗ ОТ ОБЕЗЬЯНКИ». Поиск клада с замороженными цветными льдинками. Затем сами изготавливаем красивые цветные льдинки ( наблюдаем как замерзает подкрашенная вода, разлитая в формочки).

3.ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Сгребание лопатками снега с дорожки и сооружение большого сугроба

Цель: продолжать учить пользоваться лопатой.

КОНСПЕКТ ПРОГУЛКИ  « СНЕГОПАД»

ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:

«КОММУНИКАЦИЯ»: развивать свободное общение детей со взрослыми, побудить детей к словесному описанию снега ( летает, кружится, сверкает, тает…), создавать условия для эмоциональной сферы детей;

«ПОЗНАНИЕ»: расширять кругозор детей, формировать целостную картину мира, познакомить детей с сезонным явлением- снегопадом и закрепить знания о природном явлении- снеге;

«ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»: развивать литературную речь, приобщать к словесному искусству;

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»: воспитывать физические и личностные качества детей;

«ТРУД»: воспитывать созидательное отношение к труду.

                              ХОД ПРОГУЛКИ:

1.НАБЛЮДЕНИЕ. Предложить детям спокойно походить по снегу и послушать характерный скрип. Ребята, а может это снег с нами разговаривает? Как вы думаете что он нам говорит? ( предположения детей) Где лежит снег? Дети перечисляют. Много снега насыпало кругом. Посмотрите снег уже лежит и на дорожке ,и на скамейке , и на столике. А он все падает… Это снегопад!

                   Светла, пушиста снежинка белая,

                    Какая чистая, какая смелая!

                                                                       О.Петрова

ЗАГАДКА

Дождь и слякоть, грязь и ветер,

Осень , ты за все в ответе!

Мерзнет, мерзнет человек,

Выпал первый белый…(снег) Н. Майданник

  1. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

Подвижная игра « ДЕД МОРОЗ»

Цель: прививать умение выполнения характерных движений

Ход игры: Дед мороз живет в лесу и приносит всем подарки.

Воспитатель: Я – Мороз Красный Нос,

Бородою зарос. Я ищу в лесу зверей. Выходите поскорей!

Выходите, зайчики! ( дети прыгают как зайчики, воспитатель пытается их поймать: «Заморожу!) игра повторяется несколько раз воспитатель каждый раз приглашает новых зверей: мишек, лисичек, птичек)

Игра малой подвижности.

Пальчиковая гимнастика « Снеговик»

Давай , дружок, смелей дружок(лепят снежок),

Кати по снегу свой снежок ( катят).

Он превратиться в толстый ком( показывают шар руками),

И станет ком снеговиком( рисуют руками снеговика).

Его улыбка так светла! ( показывают улыбку)

Два глаза, шляпа, нос, метла( показывают)

На солнце припечет слегка-( рука у лба, смотрят солнце)

Увы – и нет снеговика. (пожимают плечами, руки в стороны)В .Егоров

  1. ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Украшение участка снежными куличками. Расставить по снежному валу разноцветные флажки, разложить между ними разноцветные ленты, выложить по склону узоры из разноцветных льдинок

Цель: учить плотно набивать снегом форму, выбивать из нее снег, а полученными куличками украшать участок.

КОНСПЕКТ ПРОГУЛКИ   « ПТИЦЫ ЗИМОЙ»

ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:

«ПОЗНАНИЕ»: формировать адекватные представления детей о мире птиц, расширить и углубить знания детей о жизни птиц в зимний период, развивать умение и желание помогать им, учить узнавать птиц , называть их части тела;

«ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»: развивать литературную речь;

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»: развивать трудолюбие и физическую выносливость

« БЕЗОПАСНОСТЬ»: формировать основы экологического сознания(безопасности окружающего мира).

                           ХОД ПРОГУЛКИ:

1.НАБЛЮДЕНИЕ. Воспитатель обращает внимание детей на зимующих птиц и рассказывает, что зимой им голодно: нет мошек, червячков, только люди могут помочь-покормить их.

Дети повторяют за взрослым: «Здравствуйте, птички-невелички! Вы пожаловали к нам в гости? Сейчас мы вас угостим!» педагог предлагает им посмотреть, как будут угощаться птицы, объясняет: корм нужно рассыпать на дорожке, чтобы птицы его увидели, а самим отойти и понаблюдать.

Воспитатель спрашивает: «Кто такой храбрый? Кто первым прилетел? Воробей :прыгает, клюет. Вот еще воробьи прилетели. Чем они клюют зернышки? Клювом, не носом. Клюв острый. Клюнут и на новое место перелетают стайкой. Как они переговариваются? Прислушайтесь. Чирикают? Рады, что мы их угощаем, наверное, благодарят нас. Вот и другие птицы прилетели.

Как называются эти птицы? Какого цвета перышки и лапки у голубя? У кого клюв больше- у голубя или воробья?

Птицы пугливые. Чуть что- вспорхнут и улетят. Воспитатель говорит: « Не бойтесь нас, мы вас не обидим! Верно? Мы люди добрые. Скажите им ребята!»

А вот и шум- гам начался- это воробьи из- за крошек подрались. Какие драчуны! Расшумелись и все улетели. Воспитатель обращается к детям, предлагает им найти на участке разных птиц( муляжи). Дети рассматривают ворону, сороку, отмечают их оперение, показывают клюв, хвост, лапки, крылья.

  Если есть возможность , можно рассмотреть следы птичьих лапок на снегу, где кормились птицы. Большие следы- голубей, маленькие- воробьев

Люди делают кормушки для птиц и насыпают в них корм.

2. ИГРА МАЛОЙ ПОДВИЖНОСТИ.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА « КОРМУШКА»

Сколько птиц в кормушке нашей ( ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей, Шесть щеглов и голубей.

Дятел в пестрых крылышках . Всем хватило зернышек? Авт. Е. Кузнецова

3 СТИХОТВОРЕНИЕ « ПТИЦЫ»

Птичьи гнезда опустели,

Птицы к югу улетели.

Оказался всех храбрей

Наш дворовый воробей. Холода не испугался,

С нами на зиму остался. Трудно птицам зимовать,

Надо птицам помогать!

                          И. Токмакова

4. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

Подвижная игра « СОБАЧКА И ВОРОБЕЙ»

ЦЕЛЬ ИГРЫ: закреплять знания о характерных движениях птиц, учить имитировать их голоса.

ХОД ИГРЫ: Мы все будем воробьями. Как летают воробьи? Как скачут? Как клюют? А как поют? Молодцы! Хорошие воробьи, веселые. А кто будет собачка?

Как называется домик собачки? Наша собачка сидит в будке. Начинаем играть.

                          Скачет, скачет воробей:

                         Скок- поскок!

                         Скок- поскок!( дети повторяют)

                         Кличет маленьких детей: Чив! Чив! Чив!

                         Чив! Чив! Чив! ( дети повторяют)

                         Киньте крошек воробью, я вам песенку спою:

                         Чик- чирик! Чик- чирик!( дети повторяют)

Собачка прибежала на воробьев громко-громко залаяла.

Собачка выбегает лает на воробьев, они разлетаются в разные стороны. Игра повторяется.

5.ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: приготовление кормушек для птиц и кормление птиц, наблюдение над тем как птицы клюют корм.

6.ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА: закрепление знаний детей о частях тела птицы, повторение загадок о птицах.

                ЛИТЕРАТУРА:

1.Как знакомить дошкольников с природой/ Под ред. П.Г. Саморуковой. М.,1998.

2.Максаков А. И., Тумакова Г.А. Учите, играя.- М., 1979.

3.Осокина Т. И , Тимофеева Е. А., Фурмина Л.С. Игры и развлечения детей на воздухе.- М., 1983.

4.Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами.- М., 2005.

5.Организация деятельности детей на прогулке. Вторая младшая группа./ В.Н. Кастыркина, Г.П. Попова- Волгоград: Учитель, 2012