Адаптация ребенка к условиям детского сада
материал (младшая группа) на тему

Спиридонова Наталия Геннадьевна

Адаптация, фазы процесса, задачи периода адаптации, работа с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Адаптация31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация ребенка к условиям детского сада.

Адаптация- это процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям.

Адаптация является активным процессом, приводящим и к позитивным (адаптированность, т.е. совокупленность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс).

Существует 3-и фазы адаптационного процесса:

  1. Острая фаза или период дезадаптации. Она сопровождается разными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе.
  2. Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребенка,т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам.
  3. Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа развития.    

Кроме того, различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

1.Легкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учереждении- нормализуется состояние ребенка.

2.Адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребыванию в детском учереждении.

3.Тяжелая адаптация: характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от двух до шести месяцев и более).

Организация адаптационного периода.

Индивидуальный подход к ребенку, побуждение ребенка к общению со сверстниками, контроль за физическим состоянием ребенка, создание предметно-развивающей среды (использование нетрадиционных форм).

Задачи процесса адаптации:

  1. Сохранение и укрепление здоровья ребенка раннего возраста.
  2. Создание условий, направленных на стимулирование у малыша доверительного отношения к незнакомым взрослым в процессе совместной предметно- игровой деятельности.
  3. Формирование системы взаимодействия с родителями  для повышения их педагогической компетентности.

Для облегчения прохождения адаптации ребенка используем гибкий режим дня. Варианты зависят от степени активности ребенка. Создание устойчивых ритуалов, традиций – одно и важных факторов ускорения приспособляемости детей.

Приход детей в ДОУ и уход из него- очень важные моменты для ребенка и его родителей. Воспитатель при встрече ежедневно проявляет индивидуальное внимание к каждой семье, ласково приветствует ребенка, ободряет его, это помогает снять напряженность ситуации, делает ее менее тревожной. Для этого мы используем игрушку, которая встречает детей и провожает домой. Ребенок общается не с воспитателем, а с игрушкой, которая может утереть слезы, погладить по плечу. Прощаясь с ребенком, игрушка говорит: «До свидания, завтра придешь опять, будем играть снова.»

В то время, как пальчики детей играют, в голове у малыша происходит гигантская работа. Вам кажется, что ребенок забавляется, а он тем временем активно познает мир и… умнеет.

Рисование и лепка- любимые детские занятия. Они должны приносить радость. Малыши в своих примитивных рисунках склонны отражать свои чувства и отношения.

В ходе проведения ежедневных процедур дети часто капризничают, выражают недовольство, вступают в конфликты со взрослыми. Ребенок может отказываться от приема пищи или какого-то ее вида, не хочет садиться за стол, во время еды не желает пользоваться ложкой, чашкой и т.д. Некоторые не любят переодеваться, плачут, сопротивляются, привередничают. Случается, что малыш ни за что не ложится в кроватку или долго не засыпает, зовет маму, плачет. Многие дети не умеют проситься в туалет, отказываются садиться на горшок, терпеть не могут умываться, причесываться.

Чтобы понять истинные причины сопротивления, воспитателю важно представить чувства и переживания ребенка в данной ситуации.

Плач, капризы выступают сигналом о дискомфорте, эмоциональном неблагополучии, которые испытывает малыш, а не являются лишь признаком недисциплинированности. Рекомендуется использовать ласковые уговоры, объяснения, подходящие к ситуации, песенки стихи, рассказы, обыгрывание процедуры, поощрение самостоятельности ребенка, следование за темпом его действий. Это позволяют маленькому человеку испытывать положительные эмоции, порождают чувство уверенности, доверия к взрослому, способствует развитию самостоятельности малыша.

Музыка помогает развитию эмоциональной сферы. Эмоции неразрывно связаны с воспитательным и образовательным процессом. Отсутствие впечатлений тормозит развитие ребенка.

Работа с родителями: беседы; консультации, рекомендации; анкетирование; наглядные материалы; дни открытых дверей; родительские собрания.

Консультации для родителей. Психологические странички на стендах в раздевальной комнате знакомят родителей с особенностями психического развития детей, консультируют по различным вопросам прохождения адаптации ребенка к детскому саду, предлагают различные игры, упражнения для развития ребенка.

Родителей знакомят с условиями жизни и воспитания ребенка в детском саду, с режимом дня, особенностями питания детей в учреждении.

Адаптация закончена, если:

У ребенка положительное психоэмоциональное состояние в течении недели: ребенок пребывает в хорошем настроении, активно играет, взаимодействует со взрослыми и сверстниками, соблюдает режим дня, хорошо кушает и спокойно спит:

У него отсутствуют заболевания; есть динамика массы тела; есть динамика психомоторного развития.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление деятельностью дошкольного образовательного учреждения по организации взаимодействия с семьями воспитанников в период адаптации ребенка к условиям детского сада

В статье представлена система работы по организации взаимодействия с родителями в период адаптации ребенка к условиям детского сада, мониторинг отслеживания результатов успешной адаптации и механ...

Адаптация ребенка в условиях детского сада.

Как подготовить ребёнка к детскому саду? Расскажите ребёнку, что такое детский сад,зачем туда ходят дети, почему Вы хотите, чтобы малыш пошёл в сад. ...

Комплексное взаимодействие воспитателей и родителей как условие успешной адаптации ребенка к условиям детского сада.

"Согласованность действий родителей и воспитателей, как необходимое условие успешной адаптации ребёнка в детском саду"....

Статья на тему: "Я собираюсь в детский сад" (Адаптация ребенка к условиям детского сада)

Статья на тему: «Я собираюсь в детский сад»(Адаптация ребенка к условиям детского сада)...