Комплексно-тематическое планирование по ФГТ "Весенний калейдоскоп"
методическая разработка (старшая группа) по теме

Сушина Ирина Владимировна

Цель:Сформировать элементарные экологические представления о весне, как о сезонном явлении; обобщить и систематизировать знания детей об изменениях в живой и неживой природе через организацию различных видов деятельности: игровую, исследовательскую, продуктивную; активизировать познавательный и творческий интерес; воспитывать бережное отношение к природе и всему живому на Земле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_vesna.docx30.09 КБ

Предварительный просмотр:

Примерный комплексно-тематический план образовательной работы в ______________группе ГБДОУ №79

Тема: «Весенний калейдоскоп» Дата проведения: ____________________

Цель: Сформировать элементарные экологические представления о весне, как о сезонном явлении; обобщить и систематизировать знания детей об изменениях в живой и неживой природе через организацию различных видов деятельности: игровую, исследовательскую, продуктивную; активизировать познавательный и творческий интерес; воспитывать бережное отношение к природе и всему живому на Земле.

Образовательные области

Программные задачи

Виды и содержание совместной деятельности

Создание условий для самостоятельной деятельности детей

Взаимодействие с семьей

Физическое развитие

Физкультура

Содействовать полноценному физическому развитию детей, обогащать двигательный опыт детей, поддерживать потребность в самостоятельной двигательной активности.

Организация физкультминуток (из картотеки)

«Встало утром солнышко» «Птицы» «На лугу растут цветы» «Звери на зарядке» «Весенний ветер» и т.д.

Проведение подвижных, народных игр

«Мы веселые ребята…» «Ручеек» «Птицелов» «Охотники и птицы» «Перелетные птицы» «Солнышко и дождик» «Горелки» и т.д.

Игры-эстафеты с мячом

«Когда это бывает»

Игры-эстафеты с бегом

«Собираем скворечник»

Поддержание самостоятельной двигательной активности детей в группе и на прогулке с учетом возрастных особенностей.

Помощь в организации подвижных игр и развлечений.

Привлечение родителей к совместной физкультурно – оздоровительной деятельности и повышение их компетентности в воспитании здоровых  и физически развитых личностей.

Здоровье

Формировать представление о безопасном поведении детей весной, укреплять здоровье детей, формировать предпосылки ЗОЖ.

Беседы и свободное общение на темы:

«Как нужно одеваться весной»

«Витаминка советует…»

Практические упражнения по формированию КГН в режимных моментах

«Что нам расскажет Илюшино полотенце»;

«Водичка, водичка, умой мое личико…»;

«Сухие ручки»; «Мой дружочек-носовой платочек» «Моем руки не от скуки» и т.д.

«Оздоровительные минутки» в режимных моментах

«Водная дорожка» «Тропа здоровья» и т.д.

Привлечение детей к играм с предметами из «Сундучка Здоровья», рассматривание стендов и плакатов

«Если хочешь быть здоров»

«Как нужно одеваться весной»

Информация на стендах

Папки-передвижки

«Если ребенок заболел…»

«Такие полезные продукты - овощи и фрукты»

«Профилактика простудных заболеваний»

Социально-личностное направление

Социализация

Расширять, обобщать и систематизировать знания детей об окружающем мире, расширять кругозор, приобщать к миру прекрасного, вовлекать в беседу, поощрять желание поделиться впечатлениями со сверстниками, обмениваться опытом, поощрять эмоциональную отзывчивость, способность замечать, ценить и беречь прекрасное.

Дидактические игры: «Бывает – не бывает», «Времена года», «Угадай дерево по листу», «Угадай по описанию», «Парочки», «Найди дерево по семенам», «Летает – не летает»;

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин семян», «Путешествие в парк», «На лесную поляну», «Весенний бал» и др.

Театрализованные игры: «Веселый хоровод» (по стихотворению С. Городецкого «Весенняя песенка», игра-импровизация «Звери и птицы встречают весну» и т. п

Совместное создание предметно-развивающей среды, изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

Вовлечение детей в коллективную игру, помощь в определении сюжета и распределении ролей.

Помощь в изготовлении атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

Труд

Поддерживать созидательное отношение к окружающему миру и желание участвовать в посильном труде, поощрять трудолюбие, отзывчивость, аккуратность, самостоятельность.

Беседы-размышления, игры -имитации

«Для чего растениям нужны свет и вода» «Пожалейте меня, полейте меня» и т.д. (уход за комнатными растениями в группе, выполнение поручений воспитателя)

Коллективный хозяйственно-бытовой труд, игры-соревнования

«Дружные дежурные» «Трудовые старты»

Наведение порядка в группе и на участке.

Организация в уголке Природы проращивания семян гороха, бобов, огурцов, помидоров, цветов для последующего высаживания рассады в открытый грунт.

Наблюдение за трудом взрослых в детском саду, на улице, помощь и выполнение поручений.

Игры-эстафеты

«Собери мусор»

«Сложи игрушки в мешок»

Помощь в создании условий для комфортного пребывания ребенка в ДОУ

Безопасность

Формировать представление о безопасном поведении детей весной, укреплять здоровье детей, формировать предпосылки ЗОЖ.

Беседы, обсуждения

 «Какие опасности таятся на улице весной? » (скользкая дорога, падающие сосульки, дождь, ветер, лужи и т. п., «Как обезопасить себя от весенних опасностей? ».

«Правила поведения в лесу, в парке, сквере» (нельзя мусорить, ломать деревья, разжигать костры и.т.д.)

«А деревцу больно?»

Рассматривание иллюстраций об опасностях, подстерегающих нас в быту, на улице.

Памятки для родителей

«Опасности, которые подстерегают нас»

«Осторожно! Пожар в лесу» (правила нашей безопасности на природе)

Познавательно-речевое направление

Коммуникация

Развивать связную речь, зрительное восприятие, воображение, развивать мыслительные процессы (внимание, зрительно – слуховую память); воспитывать умение работать в команде, доброту, коммуникативность;

обогатить словарь детей новыми словами, способствовать развитию грамматического строя, учить строить диалог с воспитателем и детьми.

Фантазии, рассказы, сказки и мини-эссе на темы:

«Солнце просыпается и … », «Пришла весна», «Прилет птиц», «Что произойдет, если не наступит весна», «Как ты поступишь, если увидишь, как разрушают гнёзда птиц» и т. п. - речевые игры:

«Подбери слово» (к прилагательному существительные: весенний – ветер, дождь, шум, звон, месяц, сезон и т. п.,

«Где спрятался звук? » (место звука в слове – начало, середина, конец. Например, звук «С»: ве-с-на, с-нег, с-олнце, с-кворец, ле-с) ;

«Чей хвост? » (образование однокоренных слов: у медведя – медвежий, у лисы – лисий т. д.)

«Один и много» (Ручей – ручьи, дождь – дожди,  т. д.) речевые логические задачи:

«Можно ли взять лягушку домой», «Нужно ли ловить бабочек? » «Можно ли срывать цветы, занесенные в Красную книгу»интервью (формирование навыков диалогической речи) на тему «Весна идет». Примерные вопросы:Почему весной все хорошо растет? С чем можно сравнить весну? Какими словами можно сказать о весне?

Рассматривание иллюстраций, картин, книжных выставок в группе, привлечение к участию в беседах, обмен впечатлениями о прочитанном, увиденном.

Помощь в подборе, приобретении, изготовлении дидактических игр по  данной теме.

Познавательно-речевое направление

Познание

Формировать у детей представления о весне, знакомить с первыми признаками весны, формировать исследовательский интерес в ходе простейших опытов в природе, формировать элементарные математические представления.

Беседы и размышления

«Весна идет, весне дорогу» (беседы об особенностях прихода весны , признаках, приметах, о природных явлениях и т.д.)

«Гости весеннего леса» (рассказ о перелетных птицах)

«Красная Книга наших лесов» (ознакомление с растениями, занесенными в красную книгу)

«Берегите лес, он источник всех чудес!» (обобщение представлений о лесе как об экосистеме)  и.т.д.

Дидактические игры

«Не сорока, не ворона» «Когда это бывает»

«Кто где живет» «Кто прилетел» «Детки на ветке» «С какого дерева листочек» «Отгадай, что за растение» «Какое время года» и т. д.

Исследовательская деятельность

«В мире интересных открытий» (опыты с водой, снегом, ветром и т.д. в группе и на улице) «Очистка воды» «Тонет-не тонет» «Вода-твердый лед» «Почему плачет сосулька» «Как услышать воздух» и.т.д.

Конструктивная деятельность (из бумаги, строительного, природного материала)

«Скворечники» «Мосты через реку» Макет «Лесные обитатели» и т.д.

ФЭМП

д/и «Найди десять отличий» «Попробуй сосчитай» «Разложи по признаку и сосчитай» «Логические цепочки» (что из чего, что за чем и т.д.)

Составление геометрической картины  «Весна» (рисунок из геометрических фигур) Составление математического букета «Подснежники» (на стеблях написаны выражения, на цветах-цифры)

Экологические игры и викторины

«Знатоки леса» «В гости к лесовичку» «Путешествие в весенний лес» и т.д.

Составление альбомов, гербариев

«Растения Красной Книги» «Лес-наше богатство»

Рассматривание  иллюстраций и плакатов по теме

Настольно-печатные игры:

домино, лото  «Четвертый лишний»

«Времена года» и т.д.

Рассматривание иллюстраций и выполнение заданий из тематической тетради «Школа Семи Гномов»: «География для малышей»

«Тайны живой природы»

Оформление фотоальбомов по темам

 «Наш активный выходной» «Экскурсия в весенний лес»

«В ботаническом саду» и т.д.

 Помощь в подготовке  и реализации проекта на тему «Весенний калейдоскоп».

Познавательно-речевое направление

Чтение художественной литературы

Знакомить с различными жанрами художественной литературы,  развивать эмоциональную отзывчивость, приобщать к художественному слову, обучать внимательному, вдумчивому слушанию и выразительному чтению наизусть, воспитывать любовь и бережное отношение к книге.

Чтение художественной литературы:

Чтение  и заучивание стихов русских поэтов   о весне, природе (А.Фет, С.Есенин, А.Пушкин, Ф.Тютчев и т.д.)

Чтение рассказов, очерков, сказок русских писателей   о природе , о животных (Материал из программы «Добро пожаловать в экологию» Воронкевич «Хрестоматия для чтения в саду в двух томах» «Сказки леса сборник»)

Литературная гостиная

«По дорогам сказки» (вечер чтения и драматизации сказок на весеннюю тематику)

«Весенние загадки»

«Пословица недаром молвится» (заучивание пословиц, поговорок, загадок, закличек,  потешек о весне)

«Весенняя капель» (Конкурс стихов о весне, природе, цветах и.т.д.)

Рассматривание книжных выставок, иллюстраций, картин, обмен впечатлениями, свободное общение.

Совместное с педагогом оформление книжной выставки «Весенний калейдоскоп»

Привлечение родителей к пополнению «Детской библиотечки»

литературой по заданной тематике.

Художественно-эстетическое направление

Художественное творчество

 Развивать творческую активность, фантазию, воображение, совершенствовать навыки работы с пластилином, красками, ножницами.

Побуждать к эмоциональной отзывчивости к эстетической стороне окружающего мира, обучать  умению  замечать красоту весенней природы.

Беседы и рассуждения

Показ слайдов: «Весенняя капель» «Весенний пейзаж в русской живописи»

Рассказ воспитателя:

«Что такое натюрморт» «Если видишь на картине: особенности изображения природы весной»

Творческая мастерская

Рисование в стиле монотипии «Весенние зарисовки»

 Рисование «тычком» «Весенний букет» Пластилинография  «И расцвел подснежник» и т.д.

Коллективная аппликация и моделирование из бумаги

« Первые листочки» и т.д.

 Коллективное оформление альбома «Красная Книга наших лесов»

Рассматривание иллюстраций, плакатов, картин, обмен мнениями.

Рассматривание картин: В. Бакшеев «Голубая весна», С. Герасимов «Последний снег», «Лед прошел», А. Саврасов «Грачи прилетели» и др.

Конкурс детского творчества.

Привлечение родителей к созданию «Живого журнала»

(создание коллажей, зарисовок, подборка вырезок для коллективного журнала о природе)

Музыка

Создавать условия для восприятия музыки как средства передачи чувств и настроения. Обращать внимание на красоту ритмических движений. Развивать чувство ритма, при выполнении упражнений под музыку, выразительность движений при передаче игровых образов.

Музыкальные минутки

«Весенний оркестр» (игры-имитации на музыкальных инструментах)

«Угадай мое настроение»

Музыкальная гостиная приглашает…

Слушание и заучивание песенок о весне

«Весенняя капель»

«Угадай мелодию Весны» «Звуки природы» (слушание классических произведений и сопоставление с явлениями природы: капель, солнечный день, ветер, таяние снегов, ручьи, гроза и т.д.

Создание условий для свободного, активного песенного творчества, музицирования и драматизации.

Помощь в пополнении фонотеки группы по заданной тематике

Итоговое мероприятие: «Чудо – дерево Весны» - дерево как арт-объект, украшенный продуктами детской деятельности, полученными в ходе реализации данной темы (мини-эссе о весне, рисунки о весенних цветах, поделки и т. д.)

Примечание: Возможна реализация проекта «Цветик-семицветик»

Презентация проекта: конкурс стихов о весне, природе, цветах, демонстрация нарядов «Бал Цветов»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Комплексно-тематический принцип планирования образовательного процесса в ДОУ »

Одним из важных положений ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования является то что:« Программа должна основываться на комплексно – тематическом построении образов...

Перспективное планирование работы в подготовительной группе. Комплексно-тематическое планирование по теме: "Новогодний калейдоскоп".

“Русские праздники и новогодние традиции” «Откуда елка в гости пришла».      Рассматривание репродукции картины В.Сурикова “Взятие снежного городка”.    П...

ТЕМА. «Интеграция образовательных областей как средство реализации комплексно-тематического принципа планирования организации жизнедеятельности детей в ДОУ»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ПРОСМОТРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИГРЫ  НА ТЕМУ: «Край любимый и родной – нет тебя красивей!» / К  РАЙОННОМУ МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ/...

Комплексно-тематическое календарное планирование на ноябрь в старшей группе ДОУ

Организация различных видов детской деятельности и деятельности в режимных моментах...

Комплексно-тематическое перспективное планирование по развитию мелкой моторики рук детей 3-4 лет

Комплексно-тематическое планирование включает в себя индивидуальные, фронтальные и групповые занятия с детьми в соответствии с тематикой недели. В работе используются такие направления как: выкладыван...

Комплексно-тематическое перспективное планирование по развитию мелкой моторики рук детей 5-6 лет (старшая группа)

Перспективное планирование на 1 учебный год по развитию мелкой моторики рук детей старшей группы детского сада. Включает в себя следующие виды деятельности: пальчиковые гимнастики, массаж рук, констру...

Комплексно-тематическое перспективное планирование по развитию мелкой моторики рук детей 6-7 лет (подготовительная группа)

Комплексно-тематическое перспективное планирование, включающее в себя пальчиковые гимнастики, графические задания, игры на развитие мелкой моторики, модульное оригами, массаж рук, оригами....