Непосредственно – образовательная деятельность по образовательным областям: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Чтение художественной литературы». (для детей 6-7 лет) Берегите воду!
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Сунгатуллина Лилия Рустамовна

 

Непосредственно – образовательная деятельность

по образовательным областям:

«Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Чтение художественной литературы».

(для детей 6-7 лет)

 

Берегите воду!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_0_1.doc67.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха - Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

     МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления

для тубинфицированных детей №60»

г. Нижнекамска РТ

Непосредственно – образовательная деятельность

по образовательным областям:

«Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Чтение художественной литературы».

(для детей 6-7 лет)

Берегите воду!

Провела: Л.Р. Сунгатуллина – воспитатель 1 квал.кат .

2012 г.

Вода – источник жизни.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Чтение художественной литературы».

Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская и формирование целостной картины мира, коммуникативная, восприятие художественной литературы, игровая, музыкально – художественная, продуктивная.

Задачи: 1.Воспитывать бережное отношение к воде;

      2.Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть, кристаллизация, испарение), обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, закрепить знания детей о том, где, в каком виде существует вода в окружающей среде;

               3.Закреплять произношение  звуков с-ш-ч в словах;

   4.Развивать любознательность, мышление, память, внимательность, фонематический слух.

Словарная работа: пассивный: пресная вода, опыты, Сандугач ; активный: журчит, льется, су сибэ.

Индивидуальная работа: дифференцированная работа по области интересов (работа с глобусом, наблюдение, чтение художественной литературы), по половым признакам ( изготовление листовок с девочками) совместное выполнение заданий (разучивание скороговорки, песни « Чешмя»), разучивание стихотворения «Вы слыхали о воде?».

Предварительная работа: беседы о значимости воды, чтение рассказа на татарском языке « Су буенда» (М.Ф. Кашапова), отгадывание загадок, разучивание песни «Чишмя», экскурсия на родник «Прохладный», уборка территории вокруг него,  наблюдение за водой на роднике и в кране, рассматривание картин о взаимосвязи животных с водой, знакомство с «Энциклопедией», рассматривание изображения воды на глобусе, проведение акции «Экономь воду!» (изготовление листовок), просмотр мультипликационных фильмов: «Смешарики», «Вдоль да по речке...», « Дождик, дождик, пуще!», чтение художественной литературы:

1. Сказки: В.И. Белов «Родничок», шотландские и английские сказки / Пер. и составление Н.В. Шерешевской. «Воду заперли», «Жила – была река» (экологическая сказка),

2. Рассказы:  Михаил Садовский «Сухой лёд", "Прошлогодний снег".

3. Стихотворения: Александр Федоров «Океан», Гете «На озере», А.С. Пушкин «Воды глубокие плавно текут».

Методы и приемы: игровая мотивация, прием одновременности выполнения задания, активация интереса и внимания детей, контроль за ходом выполнения практической работы;  психолого – педагогические приемы: голосовая и эмоциональная модуляция, риторические вопросы, контрольные вопросы, активное ассистирование, экстрараздражители (включение музыки), дидактическая национальная татарская игра «Самовар», поисковая деятельность (опыты), проблемная ситуация (в рассказе на татарском языке).

Материалы и оборудование: инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, соль, сахар, лимонная кислота, перец, ложечки, тазик, сосуды разной формы, колба, белый лист бумаги, лист с картинкой, стаканчики с молоком, салфетки, лед, свеча, доска, гуашь, кисточки, трафарет с капелькой, клей, глобус,  кукла Айсылу, слайд, кукла би-ба-бо «Водяная», фонтанчик, речка, вокруг речки «деревья», платок, мультимедийная аппаратура, магнитофон, аудиозапись к песне, ноутбук.

Ход занятия:

Дети играют в уголке татарского национального быта в кабинете по обучению татарскому языку.

Воспитатель:

-Ребята, отгадайте загадку: Она и в озере, она и лужице

                                               Она и в чайнике у нас кипит

                                               Она и в реченьке бежит, шуршит

                                               Что это? (вода) 

Воспитатель:

-Как вы думаете, где можно встретить воду?

Возможные варианты ответов детей:

-На озере, в реке, в кране, в океане и т.д.

 Воспитатель:

-Ребята, как вы считаете, зачем нам нужна вода? Кому еще нужна вода?

 Возможные варианты ответов детей:

-Вода – это важнейшее условие существования  жизни растений, животных и человека. Все живые существа нуждаются в воде. Растения всасывают воду из почвы и воздуха. Животные ищут открытые пространства воды – водопои. Ими могут быть ручьи, родники, реки, озёра. Каждый день мы тоже употребляем воду: едим суп, пьём чай, компот. Без воды нельзя построить дом. Не будут работать фабрики и заводы. Не вырастить без неё культурные растения. Не будет на столе ни хлеба, ни овощей и фруктов, ни масла и сахара, ни других продуктов питания. Без воды погибнут животные.

 Воспитатель:

-Ребята, Ангелина знает стихотворение о воде, и она нам сейчас его продекламирует.

Ангелина:

      «Вы слыхали о воде?

      Говорят, она везде!

      В луже, в море, в океане

      И в водопроводном кране,

      Как сосулька замерзает,

      В лес туманом заползает,

      На плите у нас кипит.

      Паром чайника шипит.

      Без нее нам не умыться,

      Не наесться, не напиться!

      Смею я вам доложить

      Без нее нам не прожить.»

Звучит шум воды.

 Воспитатель:

-Как вы думаете, что это за звук?

Возможные варианты ответов детей:

-Журчание, шум воды.

Воспитатель:

-Давайте посмотрим, куда он нас приведет. Посмотрите, как красиво! Что это? Возможные варианты ответов детей:

 -Река.

Воспитатель:

- Как вы думаете, кто там обитает?

 Возможные варианты ответов детей:

 - Водоросли, рыбы, раки и т.д

Воспитатель:

-Ребята, посмотрите, кто же это?

Возможные варианты ответов детей:

 - Водяная.

Воспитатель по обучению татарскому языку (кукла би-ба-бо « Водяная»):

-Исэнмесез  балалар! Хэерле иртэ, хэллэрегез ничек? Мин - Су Анасы булам, менэ шушы елгада яшим. Эйдэгез, балалар кабатлыйбыз, Су Анасы.

    Балалар,тынлагыз эле,мин сезгэ бер шигырь сойлэп курсэтэм.

    Сара су сала, дисэн дэ,

    Самат су сибэ, дисэн дэ,

    Сандугач сары, дисэн дэ.

    Сабирны сабыр, дисэн дэ,

     Бер аваз бар барысында.

     Нинди аваз суз башында?

-Какой звук слышится в начале этих слов?

 Возможные варианты ответов детей:

- С.

Воспитатель по обучению татарскому языку (кукла би-ба-бо « Водяная»):

-Правильно, давайте вместе споем песенки водички с-с-с-с-с-с-с. Какие слова вы запомнили со звуком «с»?

Возможные варианты ответов детей:

- Сара су сала. Самат су сибэ. Сандугач сары. Сабир сабыр.

Воспитатель по обучению татарскому языку (кукла би-ба-бо « Водяная»):

-Давайте вместе повторим эти слова: «Сара су сала». «Самат су сибэ». «Сандугач сары». «Сабир сабыр». Вместе повторяют.

Воспитатель по обучению татарскому языку (кукла би-ба-бо « Водяная»):

-Дети послушайте, я вам расскажу интересный случай. Балалар,тынлагыз эле,мин сезгэ бер кызыклы вакыйга турында сойлим, матур итеп утырыгыз.

   (обращает внимание детей на куклу, показ слайда).Айсылу исемле кызнын Песилэре, этлэре, тавык чебешлэре булган, урдэклэре булган. Бервакыт алар сойлэшкэннэр дэ, су буена  тошеп уйнарга булганнар. Песи песи балалары белэн, эт кочеклэр белэн. Тавык нэни чебилэре белэн елга буена тошкэннэр.Бэбкэлэр .елга буена тошу белэн чума-чума йозэ башлаганнар. Эт белэн кочеклэр дэ алардан калышмаганнар.Тавык белэн чебилэр. Песи белэн песи балалары гына читтэ карап торганнар. Кинэт алар бер сэер тавыш ишеткэннэр. «Шыкыр-шыкыр-шыкыр!» Балал алар, эйдэгез бергэ кабатлыйк: «Шыкыр-шыкыр-шыкыр!» (повторяют) Бу тавыштан йорт хайваннары, йорт кошлары бик куркышканнар. Эт янына нэрсэлэр йогергэн? Возможные варианты ответов детей:

 -Кочеклэр.

Воспитатель по обучению татарскому языку (кукла би-ба-бо « Водяная»):

-Тавык янына нэрсэлэр йогергн?

Возможные варианты ответов детей:

 -Чебилэр.

Воспитатель по обучению татарскому языку (кукла би-ба-бо « Водяная»):

-Песи янына нэрсэлэр?

 Возможные варианты ответов детей:

 Песи балалары.

Воспитатель по обучению татарскому языку (кукла би-ба-бо « Водяная»):

-Урдэк янына нэрсэлэр?

Возможные варианты ответов детей:

 Бэбкэлэр йогергэннэр.

Воспитатель по обучению татарскому языку (кукла би-ба-бо « Водяная»):

- Как вы думаете, кто, где спрятался?

Возможные варианты ответов детей:

-Утята и щенята в воде. Цыплята и котята в траве.

Воспитатель по обучению татарскому языку (кукла би-ба-бо « Водяная»):

- Почему вы так думаете?

Возможные варианты ответов детей:

 -Умеют плавать.

Воспитатель по обучению татарскому языку (кукла би-ба-бо « Водяная»):

-Эйе. Урдэклэр пэм кочеклэр  суда качканнар, э тавык чебилэре белэн .песи песи балалары белэн улэндэ качканнар.Кинэт тагын теге тавыш ишетелгэн, шыкыр-шыкыр-шыкыр! Шуннан нэрсэ тавышы икэн бу, дип карасалар- ул гап-гади саескан булып чыккан. Болар барысы да узлэренен нэрсэдэн курыкканнарын куреп, колешкэннэ Аннары инде тынычлап кон буе су буенда уйнаганнар, ди. (Картинки показываются на слайдах). Дети, а можно пить воду из озера, из реки?

Возможные варианты ответов детей:

 -Юк, ярамый.

Воспитатель по обучению татарскому языку (кукла би-ба-бо « Водяная»):

-Мы с вами знаем скороговорку, давайте, сначала медленно, потом быстрее скажем ее:

    Эчтем, эчтем, су эчтем,

    Чэй эчмичэ су эчтем.

     Чэй эчмичэ су эчкэнгэ

     Бик авыртты шул эчем.

Воспитатель по обучению татарскому языку (кукла би-ба-бо « Водяная»):

-Э хэзер уйнап алырбыз. «Самовар» уены. Кем самавар була, эйдэгез санаугыч буенча сайлыйбыз. Настя саный.

(Считалка «Бер алма…»)

Национальная татарская игра «Самовар».

Воспитатель:

-Молодцы, ребята!  Так какая же все – таки вода? В этом разобраться нам помогут опыты.

Опыт 1. «Вода – жидкость». Воспитатель:

-Подойдите, пожалуйста,  к тазику, возьмите стаканчики с водой и вылейте в тазик. Что вы сделали сейчас с водой?

Возможные варианты ответов детей:

 -Вылили, перелили, налили.

Воспитатель:

- Давайте мы с вами перельем воду в разные бутылочки. Какой вывод мы можем сделать о воде?

  Возможные варианты ответов детей:

- Вода – это жидкость. Она течет. Ее можно наливать, переливать из одного сосуда в другой. Воду можно наливать в сосуд любой формы.

- Как вы считаете, какого цвета вода?

Возможные варианты ответов детей:

 -Белая, голубая.

Воспитатель:

- Давайте проверим.

 Опыт 2. «Вода бесцветная». На столе  стоят стакан с молоком и стакан с водой.

–Ребята,  какого цвета молоко?

Возможные варианты ответов детей:

 -Белого.

Воспитатель:

-А можно сказать про воду, что она белого цвета?

Возможные варианты ответов детей:

 -Да, нет.

Воспитатель:

-Возьмите стакан с молоком и поставьте на картинку. Что вы видите?

Возможные варианты ответов детей:

-Ничего не видно.

Воспитатель:

- А теперь поставьте стакан с водой на картинку. Что произошло?

Возможные варианты ответов детей:

 - Появилась картинка.

Воспитатель:

-Так,  какая вода?

Возможные варианты ответов детей:

 -Бесцветная, прозрачная.

Воспитатель:

- Почему через стакан с водой картинку видно?

 Возможные варианты ответов детей:

-Вода не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная.

 Опыт 3. «Вода может изменить свой цвет». На столе - стаканы с водой по количеству детей, кисточки, гуашь.  

Воспитатель:

-  Сейчас давайте добавим в воду гуашь, и мы посмотрим, что произойдет. Возможные варианты ответов детей:

-Вода стала цветной.

Воспитатель:

-Какой вывод можно сделать по этому опыту?

 Возможные варианты ответов детей:

 -Вода может менять цвет в зависимости от того, какого цвета вещество в нее добавили.

Опыт 4. «Вода может принимать любой вкус». Воспитатель:

Я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. Какая она? Сладкая? Соленая? Горькая?

Возможные варианты ответов детей:

- Вода не имеет вкуса, она безвкусная.

 Воспитатель:

- Давайте проведем с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе. Размешайте. Что стало с водой?

Возможные варианты ответов детей:

- Ничего не произошло, она не изменилась.

Воспитатель:

-А теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус?

 Возможные варианты ответов детей:

-Сладкая, горькая, кислая, соленая.

Воспитатель:

-Как вы думаете, что вы добавили в воду?

Возможные варианты ответов детей:

 -Сахар, перец, лимонную кислоту, соль.

Воспитатель:

-Сделайте, пожалуйста, вывод по этому опыту.

 Возможные варианты ответов детей:

 -Оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в него добавили.

 Опыт 5. «Вода не имеет запаха». 

Воспитатель:

-Я предлагаю вам, ребята, понюхать воду.

Возможные варианты ответов детей:

-Вода ничем не пахнет, у нее нет запаха.

 Опыт 6. «Кристаллизация».

Воспитатель:

-Еще вода имеет такое свойство, как кристаллизация. Воспитатель показывает кусочек льда. Рассматривают, обсуждают, как это получилось.

 Опыт 7. «Испарение».

На столе кипит сосуд с водой. Ребята наблюдают процесс испарения.

Воспитатель:

-Сколько нового и интересного мы с вами сегодня узнали. Ребята, посмотрите на глобус и скажите много или мало воды на Земле?

 Возможные варианты ответов детей:

-Много, мало. Если взглянуть на глобус, то можно увидеть, что синего цвета больше. А если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одного цвета – голубого.

Воспитатель:

 Воды на Земле одновременно и много и мало.

- А вы знаете, насколько глубоки моря и океаны? Если бы на дно можно было спуститься на лифте, то пришлось бы ехать 5 часов, а с 10-этажного дома – всего за 1 минуту (энциклопедические знания). Всякая ли вода пригодна для жизни?

Возможные варианты ответов детей:

- Нет, морская -  солёная вода, ее невозможно пить.

Воспитатель:

-Оказывается, морская солёная вода непригодна для питья и для многих технических производств и сельского хозяйства. А пресной воды существует мало. Многие государства мира  испытывают недостаток в питьевой воде. Учёные подсчитали, что её количество настолько мало, что на каждые сто литров солёной воды приходится всего лишь один литр пресной.

-Как вы думаете, почему?

Возможные варианты ответов детей:

1. Проблема загрязнения: люди, заводы загрязняют водоемы, реки, моря.

Воспитатель:

-Учёные подсчитали, что каждый год во всём мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов.

Возможные варианты ответов детей:

2. Люди не экономят воду.

Воспитатель:

-Как можно экономить воду?

Возможные варианты ответов детей:

 -При умывании не включать сильно кран, чтобы много воды не утекло. Закрывать хорошо кран после потребления. Охлаждать летом газированную воду, квас в холодильнике, а не под струёй воды.

Воспитатель:

-Верно, представьте себе сразу 500 литровых банок, наполненных водой. Они, наверное, даже не поместились бы в этой комнате. Вот столько воды пропадает зря, если из плохо закрытого крана в течение суток будет течь струйка толщиной всего лишь со спичку. (энциклопедические знания)

Воспитатель:

-Ребята, как вы думаете, где самая чистая вода?

Возможные варианты ответов детей:

 -В роднике.

Воспитатель:

 -Давайте для нашей «Водяной» споем песню про родник.

Исполняется песня на татарском языке «Чишмя».

Воспитатель:

-А сейчас все вместе прочитаем наше заветное правило:

Воду попусту не лей,

Дорожить водой умей,

Закрывай покрепче кран,

Чтоб не вытек океан.

Воспитатель:

-Эти знаки мы приклеим с вами возле кранов, они будут нам напоминать о том, что воду  надо экономить.

Литература

1. "Игры занятия с водой и песком" Автор/составитель: Алексеева Т.А.,

 Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю., Силиванова Л.В. Издательство: СПб: Изд-ва РГПУ.

2. Ф.М.Зиннурова «Уз илемдэ, уз телем», 2009г. «Мэгариф».

3. М.Ф.Кашапова «Уйныйк эле, балалар», 2011г., Казань.

4. Л.Г.Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников», 2005г., Москва «Вако».

5. Ф.Х.Ибрагимова «Правила поведения в природе», 2003г., Казань.

6. М.О.Романова «От свойств к применению», 2006г., Москва.

7. О.В.Соколова «Природа в опасности. Охрана природы», 2007г., Москва.

8. В.И. Белов «Родничок»,2003г., Москва.

9.  Шотландские и английские сказки / Пер. и составление Н.В. Шерешевской. «Воду заперли»,2009г.

10. М. Садовский «Сухой лёд", "Прошлогодний снег", 2000г., Москва.

11. А. Федоров «Океан».

12.  Гете «На озере».

13.  А.С. Пушкин «Воды глубокие плавно текут».

14. Энциклопедия.

15. Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по образовательным областям « Познание», «Социализация», « Коммуникация», « Музыка», « Чтение художественной литературы», «Физическая культура» в старшей логопедической группе "День защитника Отечества"

Конспект НОД по образовательным областям « Познание», «Социализация», « Коммуникация», « Музыка», « Чтение художественной литературы», «Физическая культура» в старшей логопедической групп...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ (ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) ДЛЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА «Чтение стихотворения Ю.Гарея «Птицы улетают»

«Чтение стихотворения Ю.Гарея «Птицы улетают»Программное содержание.  Обучающие задачи:Знакомить детей с птицами, познакомить с особенностями птиц – с наступлением холодов – улетают в теплые стра...

Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности образовательной области «Речевое развитие», разделы Развитие речи и Чтение художественной литературы

Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности  образовательной области «Речевое развитие», разделы Развитие речи и Чтение художественной литературы...