Опыт развития музыкальных способностей детей через ритмопластику
материал (старшая группа) на тему

Овечкина Ольга Петровна

Идея синтеза музыки и движения во всестороннем развитии личности стала основой системы музыкально-ритмического воспитания детей, разработанной швейцарским музыкантом и педагогом Эмилем Жаком Далькрозом. В музыкально-ритмических упражнениях он видел универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения.

            Поэтому для развития различных способностей: музыкально-ритмических, визуально-пространственных, коммуникативных и одновременно создания условий для  развития физического и психологического здоровья ребенка, наиболее,  на мой взгляд,  подходит ритмопластика.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие музыкальных способностей детей через ритмопластику.

По определению, приведенному в «Ритмической мозаике» А.И. Бурениной «Ритмопластика- «свободное движение, не подчиненное законам классического танца, с использованием и совмещением танцевальных и жизненных положений тела танцовщика»».

Выбранная мною тема «Развитие музыкальных способностей детей через ритмопластику»  (слушание, пение, движение)   внедрялась с учетом требований:

- «Программы воспитания и обучения в детском саду», по которой работает коллектив нашего детского сада (Ответственный редактор М.Васильева);

-Технологии «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной, которая определяет направления музыкально- ритмического развития детей;

-Парциальной программы «Ладушки» (авторы: И.Каплунова и И.Новоскольцева), которая является оригинальной разработкой системы музыкальных занятий с дошкольниками;

-Моих авторских разработок.

Поскольку работа планировалась на два года, для внедрения  представленной темы была выбрана старшая группа, выпускающаяся в 2013 году.

Целью настоящей темы является  развитие музыкальных способностей детей старшей (впоследствии- подготовительной) группы с использованием  форм и методов ритмопластики,  наряду с обучением по основным программам,

 Реализация этой цели  строилась на  следующих принципах:

-комплексное решение основных задач музыкального воспитания,

-систематичность, постепенность с усложнением, последовательность, повторность.

Работа проводилась на музыкальных  занятиях и индивидуально (по подгруппам) в три этапа при  совместной работе  с воспитателями  в группе, в музыкальных уголках, в период совместной и самостоятельной игровой деятельности,  на прогулках, развлечениях   отрабатывались  с детьми в специальных упражнениях. Знания и умения детей закреплялись в кружке (позднее ансамбль «Подсолнушки»)  

 -1 этап (подготовительный): сбор информации по проблеме, изучение результатов, подготовка детей к творческому выполнению движений.

На этом этапе мною были поставлены и выполнены следующие задачи:

-Воспитать у ребят интерес, потребность в движении под музыку;

-Подвести  детей к эмоциональному раскрепощению, уверенности в себе;

-развить динамическую сторону детского общения: легкость вступления в контакт с партнером, эмпатию,  инициативность;

-обогатить  детские музыкальные впечатления, дать необходимые двигательные навыки;

-развить ритмическое чувство.

Первый этап проводился с ноября по декабрь 2011 года. Для выполнения задач этапа использовались следующие методы и приемы:

-Используемые музыкальные произведения подбирались с учетом мнения детей. Разбивались по сюжетно- тематическим характеристикам: любимые герои  мульфильмов, юмор и шутка, любимые песни малышей и т.д.

-Музыкально- ритмические занятия, где детям давалась щадящая нагрузка, строились на таких композициях  в ритмопластике, в которых при простейших движениях, дети смогли бы показать развитие сюжетной линии с помощью выразительных танцевальных и мимических средств

-Использовались такие формы образно- игровых упражнений, в том числе групповых, которые  развивали воображение, инициативность,  пластичность, тренировали ловкость и точность.

-С первых занятий дети приучались чувствовать связь между музыкой и движением, развивалось желание двигаться, когда звучит музыка, получать радость и эмоциональный отклик на музыку и движение. Чтобы развить музыкальность я повторяла движение, игру, задавая вопросы: «Это музыка веселая или грустная?», «медленная или быстрая?», предлагала двигаться в соответствии с характером музыки. Также на занятиях и в музыкальных уголках в группах  использовались дидактических игры, направленной тематики, Дети изображали любимых персонажей мульфильмов, клоунов, кукол, оловянных солдатиков, приучаясь слушать музыку, начинать и заканчивать движение в соответствии с началом и концом звучания музыкального произведения. Использовались такие методические приемы, как словесные указания, привлечение внимания к звучанию характера вступления и заключения, зрительные сигналы, карточки-символы и др.  Постоянно обращалось внимание детей на «вхождение в образ» и на необходимость после окончания звучания мгновение выдержать паузу, определив последний музыкальный аккорд.

-Продолжалось обучение  детей  элементарным правилам танцевального этикета: как мальчик должен пригласить девочку на танец, как девочка принимает приглашение, как они благодарят друг друга за совместный танец.  

- С целью совершенствования ритмического чувства часто включалась в темы  ритмопластики игра на детских музыкальных инструментах. Исполняя песенки Е.Тиличеевой из музыкального букваря «Ноги и ножки», «Кукла шагает и бегает», «Лесенка» и пр. и, аккомпанируя  себе на металлофоне, дети упражнялись в выделении сильной доли такта, на которую в движениях ритмопластики  обращалось внимание детей при исполнении хлопков, притопов, в окончании танца либо поклоне. Дети ярче ощущали ритмическую пульсацию, что помогало им осваивать скорость танцевальных шагов или танцевального бега.

В развитии чувства ритма у детей большую помощь мне оказала программа «Ладушки». Использовались речевые упражнения, применялась  пальчиковая гимнастика, где с детьми осваивалась равномерная пульсация, наложение простых ритмов друг на друга, что способствовало развитию внимания детей, умению слышать одновременно несколько ритмических уровней; на занятиях применялись звучащие жесты, что способствует развитию внимания и координации у детей. Использовались  хлопки, шлепки по коленям, притопы.         Звучащие жесты использовались, как сопровождение в речевых упражнениях, в пении. Ребятам нравилось участвовать в подборе «поющих жестов» к песням различного содержания и характера (взмах скрещенными ладонями – улетают птицы, выставление ладошек вверх – падают капельки дождя, круговые движения согнутыми в локтях руками – едет паровоз, движение руки «змейкой» – вьется след).

-Подготовка к движениям ритмопластики проводилась и во  время пения, где  дети вновь обращались к движению, стараясь выразительными жестами передать вокальный образ. В развитии выразительности движений я использовала инсценировки песен, таких, как например «Листопад» М. Красева,  «От носика до хвостика» и др.

- Занимаясь с детьми, применяла такой приём, как моделирование элементов музыкального языка, потому что моделирование в различных способах позволяет показать ребёнку и почувствовать в доступной для него форме особенности выразительных средств музыкального языка и их взаимосвязь, помогает ему воспринять закономерности строения музыкальной речи. Мы вместе моделировали ритмические и звуковысотные отношения, темп, динамику, фактуру, форму. Использовались при этом следующие виды моделирования: речевое (различные возможности голоса), графическое (опора на зрительное восприятие), пространственное (рисование руками в воздухе), двигательное (в движении на месте и по залу).

-Для разучивания танцевальных движений мной постоянно использовались «подговорки» и песенки, раскрывающие последовательность выполнения движений.

-Чтобы была возможность наблюдать за каждым ребенком, корректировать движения прямо в процессе исполнения, увлекать ребят собственным показом, использовала фонограммы для песен, хороводов и танцевальных композиций.

Первые результаты такой целенаправленной работы дети смогли показать на доминантном занятии «Осень в гости к нам пришла» (см. Приложение 4) и, конечно, на новогоднем утреннике. Это и сопровождение выразительными движениями хороводов у елки, и уверенное исполнение сюжетного танца «Русалочки», «Скоморохи». Участие ребят в свободном переплясе на русскую мелодию, умелая ориентировка в пространстве при передвижении цепочкой в музыкальной игре «Золотые ворота» на русскую народную мелодию были их реальными достижениями.

Можно было переходить ко второму этапу работы (декабрь 2011 г.-декабрь 2012г).  

К этому моменту дети, перешедшие в подготовительную группу, стали способны к целостному восприятию музыкального образа, различению наиболее ярких средств «музыкального языка», что позволяло им выразительно, ритмично передавать характер музыки, изменять характер движения в соответствии с формой произведения, его частями, музыкальными фразами. Реальные сдвиги в положительную сторону показала проведенная в декабре 2012 года диагностика. 

         -2 этап (основной):  работа с детьми по развитию творческих способностей, корректировка методов и средств достижения поставленных задач.

Задачи этапа:

- Используя знакомые виды движений передавать в пластике музыкальный образ. Развить способность «видеть» музыку, передавая в движении ее характер, образ, тончайшие нюансы.

- Научить импровизировать под незнакомую музыку

- Совершенствовать свободу, пластику танцевальных движений.

- Научить детей творчески осмысливать образное содержание, воплощаемое ими в танце, через освоение ими языка выразительных движений (пантомимических и танцевальных), который используется в танце для образного исполнения.

- развить,  потребность к самовыражению под музыку, пластическую выразительность, способность воспринимать музыку, чувствовать её настроение и характер, понимать её содержание;  

-развить образное воображение.

-совершенствовать нравственно – коммуникативные качества личности:  умение сопереживать другим людям и животным;  умение вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с друзьями и взрослыми,

           У детей появился определенный запас овладения разнообразными  танцевальными движениями, но не все дети могли быстро их вспомнить. Возникла идея сделать иллюстрации с изображениями отдельных движений, которые специально выполнила воспитатель Кондратьева Лариса Андреевна. Дети, посмотрев на картинку-подсказку, сразу же воспроизводили это движение, что добавляло им уверенности и давало возможность его качественного выразительного исполнения. И такая зрительная подсказка помогала ребятам успешно выполнять творческие задания.

- В ход занятий включались музыкальные игры на развитие пространственной ориентировки и совершенствование имитационных движений под музыку («Ловишка», «Веселый бубен»). Использовался  вовлекающий показ, как наиболее эффективный метод разучивания движений. Совместное исполнение движений, единое, ритмичное дыхание под музыку способствовало созданию приподнятого настроения, регулировало психофизические процессы, максимально концентрировало внимание детей.

-Танцевальные композиции строились с учетом не только двигательного развития, но и развлечения. В этом смысле лучшим материалом являются коммуникативные и сюжетные танцы. На второе полугодие были запланированы сюжетный танец «Вместе весело шагать» и коммуникативная пляска «Небылицы» на музыку В.Шаинского. Так как оба танца построены в основном на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение детей друг к другу, то они производили положительные, радостные эмоции и на этапах разучивания и во время выступлений перед зрителями. А простота и доступность движений позволяли ребятам не комплексовать при их выполнении, и подчеркнуто, выразительно передавать танцевальный образ. 

-Работа над выразительностью исполнения начиналась еще до того, как дети полностью овладеют двигательным навыком, стазу же после их первого знакомства с движением и на протяжении всех этапов его освоения: от упражнения до сюжетного танца.

Вслушивание в музыку и простейший анализ выразительных особенностей позволял помочь детям осмыслить содержание музыкального произведения и на этой основе побуждать к поиску дополнительных выразительных танцевальных средств.

В итоге, танцевальные композиции, показанные детьми на празднике 8 Марта («Весенняя ламбада», «Танец с шарфами», «Русский народный танец мальчиков с ложками» (на стульчиках)  и т.д.)  отличались разнообразием танцевальных жанров (вальс, шуточный танец, эстрадный танец) и уверенным, выразительным исполнением каждого движения. Позднее композиция «Весенняя ламбада» вошла в состав композиций, показанных в рамках «Мастер класса» музыкальным руководителям ДОУ Пушкинского района.

-Чтобы за достаточно короткий срок достичь желаемого результата, работа с экспериментальной группой детей строилась с опорой на самые разнообразные виды двигательного развития детей и интеграцию различных видов художественной деятельности. Поэтому ритмические композиции часто для отработки включались фрагментарно в утреннюю гимнастику и физкультурные занятия, в спортивные праздники.

- Ритмические композиции использовались на различных занятиях, которые часто проводились с использованием сказочных сюжетов, не только как средство развития музыкальных и двигательных способностей, но и как тренинг психических процессов – внимания, памяти, воли, фантазии, а также как средство расслабления, переключения внимания. Чтобы детям было легче «переводить» зрительное восприятие в двигательную реакцию, показ выполнялся опережающим способом и в «зеркальном» отражении.

-Отмечалось, кому из детей требуется специальная помощь и тогда, чтобы сформировать у ребят представление о правильном способе выполнения того или иного движения, использовался фрагментарный показ движения в целом либо его отдельного элемента.

-Использовались  такие приемы, как показ сверстников (не только отдельного движения, но и всей композиции), выбор ведущих вместо педагога (по очереди или по желанию), показ упражнения мимикой, условными жестами.

- С целью активизации внимания детей, и проверки усвоения движения использовались  специальные ошибки педагога при показе для выявления реакции на это детей;

-Словесные пояснения, уточнения помогали детям осознавать значения, выразительные нюансы движений и в соответствии с этим корректировать свое исполнение. Образный рассказ побуждал детей представить какую-либо ситуацию, чтобы воссоздать е. в движениях, и тем самым способствовать развитию у них фантазии, воображения. Зрительные сигналы необходимы были ребятам, когда им встречались задания свободного перепляса, например, танцевальные игры «Зеркало», «Танцуйте, как я», «Передача платочка» и т.д.

-Часто ритмические композиции использовались на занятиях и развлечениях с общей игровой тематикой, с целью снятия у детей психического напряжения, выпрямления осанки, восстановления дыхания, поднятия настроения, активизации внимания.

       Результаты работы проявились при проведении диагностики в сентябре 2012 года . Первого октября 2012 года  дети подготовительной группы успешно выступили на празднике, посвященном «Дню пожилого человека» в Павловском Доме культуры в присутствии  главы администрации Пушкинского муниципального района Санкт-Петербурга. Они представили две разнохарактерные композиции «Танец с зонтиками» и «Золотая свадьба Р.Паулс». Их выступление отличалось ярким, уверенным, артистичным исполнением.

-3 этап (завершающий): самостоятельная творческая деятельность, итоговая диагностика творческих способностей детей, оценка результатов (2013 год).

Задачи этапа:

- Закрепить свободу, естественность, отсутствие всякого напряжения  при выполнении детьми движений в ритмопластике.

-Совершенствовать умение свободно  импровизировать под незнакомую музыку, умение выражать эмоции в мимике и пантомимике

- Развить  воображение и творческие способности ребенка, фантазию, способность к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове; способность к пластической импровизации, что побуждает детей танцевать все, что вызывает восхищение красотой движения: тихо падающие на землю желтые листья, плывущие в небе белые облака, нежное покачивание прекрасного цветка и т.д.  

-Формировать адекватную оценку и самооценку

       На этом этапе использованы следующие методические приемы:

-слушание музыки и беседы о ней, словесные описания музыкальных образов, рисование; подбор стихов, сказок, помогающих интерпретировать музыкальный образ;

- пластические импровизации детей, «пробы» без показа педагога; показ вариантов движений педагогом, а детям предлагается выбор наиболее удачного. Особое внимание уделяется освоению образно-игровых движений, с помощью которых закреплялись двигательные качества: пластичность, ловкость, пружинность и плавность движений.

-Совершенствовалась не только выразительность движений, но и легкость, точность их исполнения, координация. И, что особо важно, развивалось воображение детей, их эмоциональная сфера, умение «оживлять» игровой персонаж. Это такие игровые упражнения и этюды, как «Зайчик», «Белочка», «Мячик» (тренировка легкости прыжков); «Лисичка», «Котик» («мягкая», пружинящая ходьба); «Плюшевый медвежонок» (ходьба вперевалочку, ходьба на четвереньках, перекаты с боку на бок, лежа на полу и обхватив колени); «Мурлыка» (развитие гибкости спины) и т. д.

-Основная направленность заключалась в том, что ребята не только повторяли показанные педагогом движения, но и самостоятельно придумывали новые их варианты и сочетания. Этому способствовало включение движений в игровое взаимодействие партнеров.

Для облегчения выполнения таких заданий включала дидактические задания «Учитель танцев», «Озорные ножки».

-Обучение детей приемам образного перевоплощения продолжалось на материале развернутых танцевальных спектаклей по мотивам народных сказок (в т.ч. «Теремок»). В качестве подготовки к ним предлагала некоторые этюды, в которых дети представляли себя в определенном образе. Для его воплощения детям необходимо было самостоятельно найти соответствующую выразительную пластику, используя, главным образом, пантомимические движения, изобразительные приемы. Для большего вхождения в образ, детям было предложено  нарисовать дома персонажей, которых они изображают в танце. Таким образом, накопилась подборка рисунков, в последствие планируется организация выставки детских рисунков «О чем рассказала музыка».

Перед детьми ставилась задача - исполнить танцевальные движения в характере того или иного персонажа. Стараться придать им, то медвежью тяжеловесность и неповоротливость, то лисью грациозность и изящество, то заячью бесшабашность и т. п. Детям очень нравилось выполнение имитационных движений. Затем вместе с детьми-«зрителями» анализировались эти сольные выступления, давалась оценка качества движений, подчеркивались удачные находки детей, корректировались ошибки, несоответствие исполнения заданному характеру, дети самостоятельно высказывали пожелания товарищам. После распределения ролей готовили спектакль в целостности и показывали малышам во время развлечений.  С целью побуждения детей к более выразительному исполнению движений широко использовались игрушки, атрибуты, элементы костюмов, шумовые музыкальные инструменты,  дидактические игры.

Проведенная в апреле 2013 года диагностика показала, что поставленные по образовательной теме «Развитие музыкальных способностей детей через ритмопластику»  (слушание, пение, движение)   достигнуты.

Необходимо отметить, что проделанная работа была бы невыполнима без активного участия воспитателей и родителей.

Для этого проводилась большая работа  с воспитателями в т.ч. еженедельные консультации по задачам на текущую неделю, консультации по отдельным видам музыкального воспитания. Анкетирование воспитателей в начале года, позволило выявить, как они видят дальнейшее воспитание ребят, на что нужно обратить внимание при составлении годового плана по музыкальному воспитанию детей . Участие воспитателей в утренниках и развлечениях – неотъемлемая часть нашей работы. Для молодых специалистов нашего дошкольного учреждения был дан мастер класс по музыкально-ритмическим движениям .

Особое внимание  в своей работе я уделяла контакту с родителями, ведь без их активного участия в жизни сада невозможно гармоничное воспитание ребенка ни в одной сфере педагогической деятельности. Консультации, рекомендации, анкетирование родителей  вывели нашу работу на новый уровень. Родители охотно принимают участия во всех мероприятиях детского сада, помогают в изготовлении атрибутики. В 2012 году приняли активное участие в конкурсе, посвященном дню музыки и изготовили необычные музыкальные инструменты, а журнал «Подрастайка» в котором я веду музыкальную страничку, дает возможность проводить не только словесный диалог, рубрика «Вопрос- ответ», никогда не бывает пустой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкальных способностей детей через игру на детских музыкальных инструментах

В данной статье рассказано о влиянии игры на ДМИ на музыкальное развитие детей дошкольного возраста...

Развитие музыкальных способностей детей через игру на детских музыкальных инструментах

Детское творчество – это создание ребенком субъективно нового продукта и объективно значимого для общества эффекта, получаемого в виде психического развития дошкольника в процессе творческой деятельно...

Выступление по теме "Использование инновационных технологий в развитии музыкальных способностей детей через слушание музыки"

Все программы музыкального обучения включают в себя развитьие  музыкальных способностей, но не дают методов и приёмов.Технология Триз -это система методов и приёмов, то она максимально увеличивае...

Опыт работы " Развитие музыкальных способностей дошкольников через музыкальную игру"

Опыт работы ориентирован на повышение эффективности качества образовательного процесса через развитие интереса у дошкольников к музыкальной деятельности с использованием игровых приёмов и методик....

Развития музыкальных способностей детей через игру на детских музыкальных инструментах

Элементарное музицирование открывает перед детьми новый мир звуков и красок, помогает развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментальной музыке. Материал предназначен для педаг...

«Развитие музыкальных способностей детей, через взаимодействие с родителями»

Музыкальная встреча с родителями на первом родительсклм собрании в младшей группе. Здесь происходит знакомство с родителями, разговор и о музыкальных способностях детей младшего дошкольного возраста, ...