Методические рекомендации: «Аналитический отчет воспитателя в рамках реализации ФГТ»
методическая разработка по теме

 В рамках контрольно-диагностической функции управления организацией руководителем разработана система внутрисадовского мониторинга, включающего все виды контроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskaya_spravka_plotnichenko.docx35.38 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации:

«Аналитический отчет воспитателя в рамках реализации ФГТ»

■        В рамках контрольно-диагностической функции управления организацией руководителем разработана система внутрисадовского мониторинга, включающего все виды контроля.

■        С учетом ФГТ внутрисадовский контроль дополняется психолого-пе-дагогическим мониторингом (как методом оценки) итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволяющим оценить динамику достижений в развитии детей дошкольного возраста. Сама технология его организации предлагается авторами примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.

■        В системе внутрисадовского мониторинга вопрос реальной оценки результативности складывается из:

- самооценки воспитателя;

- оценки родителей, воспитанников;

- оценки руководителя или экспертной группы.

Следовательно, итоговая оценка работы дошкольной образовательной организации складывается из всех составляющих.

Аналитическая справка по итогам года, которую составляет старший воспитатель, заслушивается на итоговом педсовете. При этом важно грамотно распределить обязанности между всеми участниками образовательного процесса (кто, за что отчитывается: воспитатель, специалисты-педагоги, руководитель и его заместитель), т. к. итоговая аналитическая оценка (справка) является основой для принятия всем коллективом направлений и годовых задач на следующий учебный год.

■        Воспитатели групп осуществляют мониторинг (как метод оценки) промежуточных и итоговых результатов освоения Программы.

■Вопросы самооценки профессионального роста педагог может представить как заявку на выбранную им проблему для самообразования и запрос к руководству на оказание методической помощи на следующий учебный год.

■Оценка системы взаимодействия с родителями воспитанников, их активность, оснащение педагогического процесса пособиями и игровым материалом, результаты методического сопровождения воспитателей, обобщение и формы трансляции их педагогического опыта - вопросы, представленные воспитателями, обобщают заведующий ДОУ и старший воспитатель.

Несмотря на то, что с момента введения федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 (далее - ФГТ), прошло достаточно времени, у педагогических работниковДОУ остается огромное количество вопросов. Один из них связан с подготовкой аналитического отчета по итогам работы за год.

На современном этапе каждый воспитатель должен представлять свою работу с позиции профессионального развития. А значит, ему необходимо найти ответы на два вопроса: "Какого уровня я хочу достичь в своей деятельности?" и "Каким образом я могу этого добиться?". Для того чтобы обеспечить целостность и результативность своего труда, необходимо координировать деятельность и подчинить ее одной цели, решению определенной проблемы. Для этого важно уметь грамотно анализировать, прогнозировать и планировать свою деятельность, формулировать проблемы, ставить цели и задачи, выбирать методы их решения.

С учетом актуальности данного вопроса в помощь педагогам предлагаю методические рекомендации по написанию аналитического отчета в рамках реализации ФГТ.

На результаты работы ДОУ в инновационном режиме возможно воздействовать путем изменения организации воспитательно-образовательного процесса. Для этого в конце учебного года необходимо ответить на вопросы: "Какие недостатки воспитательно-образовательного процесса приводят к тому, что сохраняется различие между полученными результатами и социальным заказом?", "Что помогло добиться положительных результатов и в чем они выражаются?". Педагогический аналитический отчет, предусматривающий анализ внутренней информации, - один из важнейших элементов отчетной документации дошкольного учреждения.

Отчет необходим:

■        для подведения итогов проделанной работы за год в каждой возрастной группе;

■        грамотного планирования дальнейшей деятельности воспитателя;

■        оформления аттестационного портфолио;

■        установления преемственности работы в минувшем и новом учебном году;

■        составления очередного годового плана ДОУ.

Технология написания отчета предусматриваетпять этапов:

■        сбор данных о состоянии воспитательно-образовательного процесса (наблюдения, беседы, тестирование, анкетирование и т. д.);

■        изучение и анализ полученных данных;

■        определение факторов и условий, оказывающих положительное влияние на конечный результат;

■        выявление проблем;

■        поиск способов устранения выявленных недостатков.

Воспитатели часто говорят о том, что порой легче выполнить работу, чем отчитаться о сделанном.По качеству написания отчета администрация ДОУ может составить представление не только о результатах трудовой деятельности за год, но и о деловых качествах каждого воспитателя. Для того чтобы эта оценка была высокой, необходимо грамотно подойти к составлению качественного аналитического отчета. Это можно сделать только хорошо зная основные требования, которые к нему предъявляются.

В аналитическом отчете за год должны быть отражены основные результаты, оценка их динамики по сравнению с предыдущим отчетным периодом и прогноз работы на следующий год.

Для наглядности можно использовать табличную форму представления данных, при необходимости в виде диаграмм и графиков. Язык отчета должен быть деловым, изложение - кратким и ясным. Объем его не должен быть большим, важно сжато излагать факты.

Для грамотного написания отчета воспитателю понадобится следующая документация:

■        перспективный и календарный планы работы с детьми за прошедший год;

■план и анализ проведенных мероприятий;

■результаты мониторинга освоения детьми основной общеобразовательной программы, реализуемой в ДОУ;

■результаты мониторинга интегративных качеств дошкольников;

■ план и результаты взаимодействия с родителями (отзывы родителей, результаты анкетирования) и т. д.

С учетом этого алгоритм написания аналитического отчета можно представить следующим образом:

- начинается отчетс общей характеристики группы, в которой велась работа. Указываются данные о количестве и возрасте детей на начало и конец года, уточняется, сколько среди них девочек и мальчиков, описываются особенности развития и взаимоотношений воспитанников в группе;

- затем анализируется план за прошедший учебный год. Он охватывает три важных направления: работу с детьми, взаимодействие с родителями, повышение уровня квалификации педагога. Сообщается также, насколько сочетались задачи плана работы воспитателя с задачами годового плана ДОУ, удалось ли его выполнить, а если нет, то указывается, с чем именно не справился педагог. Поясняется, в какой мере достигнуты цели и выполнены задачи, поставленные в прошедшем году;

- следующий пункт аналитического отчета - краткая характеристика мероприятий, проведенных в течение учебного года с целью решения каждой из задач. Возможная схема описания данной характеристики: название мероприятия, дата проведения, статус (групповое, общесадовское, выездное), участники (дети, родители, сотрудники), результаты, отражающие положительные и отрицательные стороны;

- в раздел отчета, посвященный данным о результатах участия детей в конкурсах, спортивных соревнованиях, кружках, фестивалях и т. п. можно поместить отзывы родителей;

- работа по обновлению предметно-развивающей среды в группах также должна быть отражена в отчете (с какой целью что приобретено или сделано самостоятельно). Так, анализируется, какое впечатление произвели на родителей и педагогов созданные условия (оформление группы, изготовление пособий, проведение выставок, оформление уголков и т. д.), какое влияние это оказало на детей;

-в отчете необходимо представить результаты мониторинга освоения детьми основной общеобразовательной программы, реализуемой в ДОУ, и интегративных качеств дошкольников. Для подготовительной группы воспитатель пишет заключениео готовности детей к обучению в школе, руководствуясь критериями: высокий, средний, низкий;

-затем анализируется работа по повышению квалификации и распространению педагогического опыта воспитателя (курсы ПК, участие в семинарах, круглых столах, методических объединениях, профессиональных конкурсах, наличие печатных работ, размещение материалов на сайтах и т. д.);

- в завершении необходимо сформулировать общий вывод о проделанной работе, четко указав, насколько успешно были решены определенные задачи перспективного плана. В случае больших расхождений в показателях по сравнению с предыдущим отчетным периодом необходимо отразить причины этого и проанализировать их;

- определение цели и задач на следующий учебный год, дальнейших направлений работы по реализации намеченных стратегий.

Поскольку не все воспитатели могут грамотно составить отчет, руководствуясь только предложенным алгоритмом, с учетом этого в ДОУ разработан примерный образец составления аналитического отчета (приложение 1), а также предложены примерные образцы документации, необходимой для его составления: отчет о проведении мониторинга освоения детьми основной общеобразовательной программы (приложение 2), отчет о проведении и участии в мероприятиях за учебный год (приложение 3).

Приложение 1

к приказу заведующего ДОУ №  от _________ №________

Аналитический отчет педагога _____________группы № __________

о работе за 20___-20___учебный год

Состав группы:

Всего человек:_______________Возраст детей: от ______до______на начало года.

Мальчиков_____________________, девочек____________________________.

В течение года дети развивались согласно возрасту, изучали программный материал и показали позитивную динамику по всем направлениям развития. Все дети хорошо адаптировались в детском саду.

Работа ___________________группы №_____осуществлялась (проводилась) исходя из основных годовых задач и в соответствии с годовым планом работы_ДОУ № на 20___- 20___учебный год.

Перед воспитателями группы были поставлены следующие задачи (перечислить): _________

В течение года строго соблюдался режим дня и все санитарно-гигиенические требования к пребыванию детей в ДОУ. Согласно плану проводились медицинское, психологическое и педагогическое обследования воспитанников, подтвердившие положительную динамику развития каждого ребенка и группы в целом.

С детьми систематически проводилась организованная образовательная деятельность в соответствии с основной общеобразовательной программой, реализуемой в ДОУ, и утвержденным расписанием непосредственно образовательной деятельности. Поставленные цели достигнуты в процессе осуществления разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и чтения. Все виды деятельности представляют основные направления развития детей: физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное.

Для интеграции разных видов детской деятельности в рамках темы и распределения непосредственно образовательной и совместной деятельности в режимных моментах были предложены новые формы планирования воспитательно-образовательной работы (перспективного и календарного планов) и составлена рабочая программа группы.

В течение года в группе были проведены следующие мероприятия с детьми:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Воспитатели приняли участие в конкурсах разных уровней:

городского_____________________________________________________,

регионального__________________________________________________,

всероссийского_________________________________________________.

Воспитанники приняли участие в следующих конкурсах:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Воспитатели совместно с детьми участвовали в_________________________________________________________________________________.

(например: экспериментальнойработе, был реализован проект и т. д.).

В ходе проведенных мероприятий были получены как положительные, так и отрицательные результаты:________________________________________________________________________

В результате анализа полученных данных были сделаны выводы о том, что в следующем году при проведении мероприятий с детьми необходимо особое внимание обратить на: __________________________________________________________________________________

(используется отчет о проведении мероприятий за 20_-20_учебный год).

В течение года в группе систематически проводилась работа по взаимодействию с родителями. Составлены перспективный и календарный планы, в них указаны все совместные мероприятия, консультации, родительские собрания, наглядно-стендовая информация (указать тематику). В свою очередь родители охотно шли на контакт и старались участвовать во всех акциях и совместных мероприятиях группы и ДОУ. На протяжении учебного года детям и родителям была предоставлена возможность поучаствовать в разнообразных проектах (указать, каких).

Наиболее яркими были следующие мероприятия: __________________________________________________________________________________

(перечислить, дать краткий анализ, приложить отзывы родителей).

Плодотворной оказалась работа по обновлению предметно-развивающей среды. (Например, были полностью заменены предметно-развивающие уголки, куплены игрушки, игры, оборудование, пособия и т. д.). Четко организованная работа по преобразованию предметно-развивающей среды оказала благоприятное влияние на развитие творческих способностей детей. Воспитанники проявляли большую активность, подавали интересные идеи, принимали участие в изготовлении игр и пособий. Однако,

________________________________________________________________________________

(перечисляются недостатки, перспективы (содержание и сроки) приведения среды в соответствие с ФГТ)

Деятельность воспитателей предусматривала решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов.
        При проведении организованной образовательной деятельности использовались как традиционные (например: наблюдение, беседы, сравнение, мониторинг, индивидуальная работа и т.д.), так и нетрадиционные методы работы (например, психогимнастика, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, кинезиологические упражнения, элементы ТРИЗ, РТВ и т. д). Оценить динамику достижений воспитанников, эффективность и сбалансированность форм и методов работы позволяет мониторинг достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения основной общеобразовательной программы, реализуемой в ДОУ.

Мониторинг качества освоения детьми основной общеобразовательной программы за 20___- 20___учебный год показал следующие результаты (заполняются таблицы, прил.3,4).

Анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, а также анализ усвоения детьми программного материала показывают стабильность и позитивную динамику по всем направлениям развития.

Положительное влияние на этот процесс оказывает тесное сотрудничество воспитателей, специалистов, администрации ДОУ и родителей, а также использование приемов развивающего обучения и индивидуального подхода к каждому ребенку.

Знания и навыки, полученные детьми в ходе непосредственно образовательной деятельности, необходимо систематически закреплять и продолжать применять в разнообразных видах детской деятельности. Особое внимание следует уделить использованию многообразных традиционных и нетрадиционных методов работы, позволяющих развивать соответствующие знания, умения и навыки.

В течение года педагоги распространяли свой педагогический опыт на городском (областном или другом) уровне, были проведены открытые показы непосредственно образовательной деятельности, выступали (например, на областной практической конференции "Проблемы модернизации дошкольного и общего образования: эффективность, доступность, качество" по теме "Работа с семьей на современном этапе"). Кроме того, воспитатели прошли обучение на курсах повышения квалификации, аттестацию и т. д. Педагоги опубликовали материалы из опыта работы в следующих изданиях: (указать: изд-во, название журнала, название статьи, год и номер выпуска). Разместили материалы (указать какие) на сайтах (перечислить адреса сайтов). Все это способствовало их творческому и профессиональному росту.

 В минувшем году были выявлены следующие проблемы и достигнуты успехи.

Проблемы:

■_________________________________________________________________________________

(например, не все родители прислушиваются к советам воспитателей и продолжают нарушать режим дня, поздно приводят детей в детский сад. Воспитанники пропускают утреннюю зарядку, а иногда и завтрак.);

■по результатам мониторинга________________________________________________________

(например, самой проблемной оказалась образовательная область "Коммуникация":_% освоение детьми данной области);

■не полностью укомплектованы уголки (указать, чего именно не хватает).

Успехи:

■например: дети научились_________________________________________________________;

■например: освоены новые нетрадиционные методы работы с детьми;

■например: разработан и реализован проект_и т. д.

Результаты деятельности группы №___за 20___- 20___учебный год  тщательно анализируются, делаются выводы о том, что в целом работа проводилась целенаправленно и эффективно. С учетом успехов и проблем, возникших в минувшем учебном году, намечены следующие задачи на 20_ - 20_учебный год:

■ продолжение целенаправленной работы с детьми по всем образовательным областям;

■ углубление работы с детьми по образовательной области_______________________________;

■        совершенствование работы по взаимодействию с родителями по _____________________;

■        продолжение совершенствования предметно-развивающей среды в группе в соответствии с ФГТ ____________________________________________________________________________

(указать, что нужно приобрести)

■        повышение уровня педагогического мастерства путем участия в семинарах, мастер-классах, обучения на курсах повышения квалификации.

■  распространение собственного педагогического опыта (публикации, размещение материалов на сайтах).

Приложение 2

к приказу заведующего ДОУ №

от ________ № _________

Результаты освоения основной общеобразовательной программы

воспитанниками ___________группы № ____за 2012 –2013уч. год

Наименование образовательной области

Уровень освоения ООП ДО

 (начало года)

Уровень освоения ООП ДО

 (конец года)

"Физическая культура"

"Здоровье"

"Безопасность"

"Социализация"

"Труд"

"Познание"

"Коммуникация"

"Чтение  художественной литературы"

"Художественное творчество"

"Музыка"

Итоговый результат освоения ООП ДО

Результаты развития интегративных качеств

у воспитанников _______________группы № _____за 20__- 20__уч. год

Интегративные

качества

Уровень освоения ООП ДО

 (начало года)

Уровень освоения ООП ДО

 (конец года)

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

Любознательный, активный

Эмоционально отзывчивый

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

Овладевший универсальными предпосыл-ками учебной деятельности: умением работать по правилу и по образцу

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе

Овладевший умениями и навыками, необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности

Итоговый результат формирования интегративных качеств дошкольников

   

 Отчет о проведении мониторинга освоения детьми

младшей, средней и старшей групп ООП ДО за 20___- 20___уч.г.

Анализ (примерный) проводится по каждой образовательной области.

С целью определения уровня освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образованияи эффективности организации образовательного процесса в группе в период с______по ______былпроведен мониторинг освоения детьми (в количестве ____человек) образовательной области (например, "Познание"). Мониторинг проводился на основе наблюдения, анализа продуктов детской деятельности и критериальных диагностических методик.

В результате мониторинга было выявлено следующее:

■__% детей, в количестве _____человек, показали высокий уровень освоения данной образовательнойобласти, динамика составила ____%;

■__% детей, в количестве _____человек, показали средний уровень освоения данной образовательнойобласти, динамика составила ____%;

■__% детей, в количестве _____человек, показали уровень освоения данной образовательной области ниже среднего уровня, динамика составила ____%;

■__% детей, в количестве ____человек, показали низкий уровень освоения данной образовательной области, динамика составила ____%.

Выводы:____% детей (высокий уровень + средний уровень) освоили образовательную область (например,"Познание") и овладели необходимыми знаниями, умениями и навыками. Воспитанники научились группировать предметы по цвету, размеру, форме. Различают количество предметов (один и много), большие и маленькие предметы, называют их размер. Узнают шар и куб, знают, называют и используют детали строительного материала. Знают и называют некоторых домашних и диких животных, их детенышей. Различают овощи и фрукты (один-два вида). Имеют элементарные представления о природных сезонных явлениях. Особое внимание следует уделить детям, показавшим низкий уровень освоения данной образовательной области. С этой целью необходимо: (указать фамилии и имена детей):

■        провести углубленное обследование воспитанников и выяснить причины полученного результата;

■        направить на консультацию к педагогу-психологу;

■        направить на консультацию к учителю-логопеду;

■        ежедневно проводить индивидуальную работу по_______________________;

■        провести беседу с родителями о важности закрепления полученных знаний дома;

■        предложить родителям игры и упражнения для занятий с ребенком в домашних условиях;

■        провести анализ эффективности организации образовательного процесса по данной области в группе и устранить имеющиеся недостатки.

    Приложение 3

к приказу заведующего ДОУ №

от ________ № _________

Отчет о проведении и участии в мероприятиях за 20___- 20___уч. год

Вид и название мероприятия

Дата и продолжи-тельность

Участ-ники

Ответст-венный

Положи-тельные

Отрица-тельные

Обще-садовский утренник

Проект (городской)

Региональная выставка

Всероссийский конкурс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчет воспитателя

Цель моего аналитического отчёта заключается в проведении самоанализа, самооценки собственной педагогической деятельности, условий достижения результатов педагогической деятельности,...

Аналитический отчет воспитателей группы за 2013-2014 учебный год

Предоставлен подробный отчет о проделанной работе за год...

Аналитический отчет воспитателей за учебный год.

Вашему вниманию предлагается пример составления отчета воспитателей о проделанной работе за определенный промежуток, (например, за учебный год), который может быть представлен на педагогическом совете...

Аналитический отчет воспитателей в рамках реализации АООП ДО в старшей группе

Перед воспитателями группы были поставлены следующие задачи:·         Развитие познавательно - речевой активности дошкольников через использование ...