Совершенствование зрительно-моторной координации и выносливости мышц руки с детьми, имеющими проблемы развития
статья по теме

Ковальская Наталия Вячеславовна

Одна из главных задач педагогов и специалистов Образовательного уреждения № 49 является осуществление гармоничного развития ребёнка: развитие  памяти, внимания, мышления для  дальнейшего успешного обучения в школьном периоде и во всей жизни. Те свойства, которые закладываются в дошкольном периоде, сопровождают нас всю жизнь. Правильно заложенные умения и навыки упростят дальнейшее развитие ребёнка. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Развитие навыков зрительно-моторной координации важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, не только, чтобы одеваться, но и рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных как бытовых, так и учебных действий.  

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 49 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга

Совершенствование зрительно-моторной координации и выносливости мышц руки с детьми, имеющими проблемы развития

Воспитатель: Ковальская Н.В.

2013 г.

Совершенствование зрительно-моторной координации и выносливости мышц руки с детьми, имеющими проблемы развития

xwz0u93umla

Никто не может стать человеком, если его не обучат.

Ян Амос Коменский.

Одна из главных задач педагогов и специалистов Образовательного уреждения № 49 является осуществление гармоничного развития ребёнка: развитие  памяти, внимания, мышления для  дальнейшего успешного обучения в школьном периоде и во всей жизни. Те свойства, которые закладываются в дошкольном периоде, сопровождают нас всю жизнь. Правильно заложенные умения и навыки упростят дальнейшее развитие ребёнка. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Развитие навыков зрительно-моторной координации важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, не только, чтобы одеваться, но и рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных как бытовых, так и учебных действий.  

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНО - МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ ( возрастные нормы)

0-3 мес.  Направляет руки ко рту. Следит за движениями рук. Под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает его.

6 - 12 мес. Развивается "единое" поле зрения и действия. Глаз направляет движение руки. Перекладывает предмет из одной руки в другую. Может положить ложку в чашку, кубики в коробку.

1 - 2 года. Чертит штрихи и "каракули". Держит чашку, поднимает её и пьёт. Помещает квадрат в квадратную прорезь, круг - в круглую.  Повторяет изображения нескольких вертикальных, горизонтальных и округлых линий.

2 - 3 года  Выполняет вращательные движения пальцами, рисует чёрточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест.

3 - 4 года. Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы. Хватает катящийся к нему мяч.

4 - 5 лет. Раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует простой дом (квадрат и диагонали). Рисует человека, изображает. Копирует квадрат, звезду. Дорисовывает три части в недорисованную картинку.

5 - 6 лет. Аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа. Дорисовывает недостающие части к картине. Воспроизводит геометрические фигуры самостоятельно и по образцу.

 

    Однако, в последнее время, наблюдается рост детей с нарушениями в развитии, отмечается органическое поражение коры головного мозга, что приводит к возникновению разнообразных речевых , психомоторных расстройств, в результате наблюдается незрелость эмоционально-волевой сферы, нарушение зрительно-моторной координации.  А, как известно, процесс письма осуществляется на основе достаточного уровня сформированности не только определенных речевых, но и неречевых функций, а именно, зрительно-моторной координации. У детей с недоразвитием речи, а также  с задержкой психического развития, зрительно-моторная координация не развита, следовательно, и устная речь не сформирована, все это вместе приводит  к нарушениям письменной речи в школьные годы. Возникают нарушения письма по типу оптической дисграфии. Поэтому, чтобы устранить оптическую дисграфию в школьные годы, необходимо развивать зрительно-моторную координацию уже в дошкольном возрасте.

      Для детей с задержкой психического развития (ЗПР) характерен очень низкий уровень развития зрительной памяти. Трудности возникают в сохранении зрительных образов и точности их воспроизведения, т.к. зрительно-предметное восприятие у большинства детей с ЗПР  находится на низком уровне.

     Давайте рассмотрим, что собой представляет зрительное восприятие? 

Зрительное восприятие — совокупность сложных процессов построения зрительного образа окружающего мира. Это процесс работы глаз как зрительного органа человека  и головного мозга, куда посылаются импульсы, полученные рецепторами глаз. Из этих процессов более простые обеспечивают восприятие цвета, которое может сводиться к оценке светлоты, или видимой яркости, цветового тона, или собственно цвета, и насыщенности как показателя отличия цвета от серого равной с ним светлоты. При этом основные механизмы цветового восприятия имеют врожденный характер и реализуются за счет структур, локализованных на уровне подкорковых образований мозга. Более поздними формируются  механизмы зрительного восприятия пространства, в которых происходит анализ соответствующей информации о пространстве, полученной также от слуховой, вестибулярной, кожно–мышечной сенсорных систем. В пространственном зрении выделяют два основных класса перцептивных (чувственных) операций, обеспечивающих  восприятие. Одни позволяют оценивать удаленность предметов на основе бинокулярного и монокулярного движения глаза. Другие позволяют оценить направление. В основном

пространственное восприятие обеспечивается врожденными операции, но их окончательное формирование происходит в приобретаемом в течение жизни опыте практических действий с предметами. . Более сложными операциями зрительного восприятия является операции восприятия формы, которые и в филогенезе, и онтогенезе формируются достаточно поздно.   

Таким образом, мы видим, что зрительное восприятие — это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ большого количества раздражителей, действующих на глаз. Зрительное восприятие — комплексный процесс, включающий различные структурные компоненты: произвольность, целенаправленность, зрительно-моторные координации, навыки зрительного обследования, аналитико-синтетическую деятельность зрительного анализатора.

      Зрительные образы, которые мы воспринимаем, многомерны и сложны, они включают: сенсорно-перцептивный уровень представлений и вербально-логический уровень. Как показывают исследования, эти уровни зрительного отражения у детей с недостатками  в развитии нарушены, зрительные образы у таких детей обедненные, часто деформированные и неустойчивые. Такие дети  с трудом выделяют в объекте составляющие его части, пропорции, своеобразие строения, могут упустить важные детали (например: ручные часы — без винтика); не всегда точно распознают цвет и цветовые оттенки. В процессе узнавания объектов и явлений, знакомых по прошлому опыту, у них проявляется обобщенное узнавание, отождествление предметов, имеющих некоторое сходство, искаженность и неадекватность представлений об окружающей действительности. У детей с нарушениями в развитии зрительные представления значительно отличаются от реальных предметов. Множество неточностей проявляется при восприятии в измененных условиях (новый ракурс предмета) и воспроизведении нескольких сходных объектов. Представления, возникшие у таких детей без регулирующего участия педагога, бедны, нечетки, фрагментарны, ошибочны. Известно так же, что страдает и описание рассматриваемых объектов, так как оно не формируется без специального обучения.

      Точность и действенность зрительного восприятия, сохранение зрительного образа в памяти, определяют в конечном счете эффективность формирования навыков письма и чтения. Нарушения зрительного восприятия ведут к трудностям выделения фигур, букв, цифр, их величины, соотношения частей, четкого дифференцирования различия и сходства близких по конфигурации или зеркальных элементов и др.

      При этом следует отметить, что несформированность зрительного восприятия зачастую заключается в том, что это дефицит не отдельно взятой зрительной или моторной функции, а дефицит интегративного взаимодействия этих функций.          Недостаточное развитие зрительного восприятия ведет за собой отставание в формировании пространственного ориентирования.

      В зрительно-пространственном восприятии большую роль играет глазодвигательная система — быстрота, точность глазодвигательных реакций, способность к конвергенции взора обоих глаз, бинокулярное зрение. Глазодвигательная система участвует в анализе и оценке последующих изменений таких пространственных свойств, как положение объектов в поле зрения, величина и удаленность объектов, их движения, различные соотношения между объектами. Дефицит зрительно-пространственного восприятия детей с отставанием в развитии объясняется также неполноценностью взаимодействия различных функций зрения: его остроты, перцептивного поля, глазомера 

      Практика показывает, что при целенаправленной и систематической работе недостаточность зрительного и зрительно-пространственного восприятия можно значительно уменьшить и чем раньше будет проводиться коррекционная работа в этом направлении, тем результат будет лучше!

     Соответственно, наша основная задача в коррекционной работе состоит в том, чтобы своевременно выявить и скорректировать недостатки зрительно-пространственных функций, которые являются причиной появления оптической дисграфии, не допустить перехода этих недостатков на последующие этапы обучения, что в последующем осложняет учебно-познавательную деятельность учащихся.

     Начинать работу следует с формирования у детей умения целенаправленно рассматривать, т. е. зрительно обследовать предметы. Под руководством педагога дети вычленяют основные элементы, детали объекта, определяют их соотношение, положение в пространстве, замечают изменения в самом объекте или его расположении. При этом подчеркнем, что рассматривание или узнавание предметов и их изображений детьми с  ЗПР и интеллектуальной недостаточностью требует более длительного времени, так как это связано с характерной для них замедленностью процессов анализа и синтеза.

 Работая над умением рассматривать объекты, картины и т.д., мы решаем следующие задачи:

      — формирование адекватных зрительных образов предметов, объектов и явлений окружающей действительности, их положения в пространстве;

      — расширение объема, точности и полноты зрительных восприятий и зрительной памяти;

      — формирование умений наблюдать за объектом (в том числе за движущимся), зрительно обследовать его;

      — совершенствование зрительно-двигательной координации;

      — формирование навыков вербального описания зрительно воспринимаемых предметов и объектов, их свойств, явлений действительности

 Рассмотрим варианты заданий для развития зрительного восприятия, основанные на принципах постепенного усложнения

     — обследование отдельных объемных предметов с постепенно усложняющимся строением;

      — сравнение натуральных объемных предметов и объектов (2—4), отличающихся ярко выраженными признаками (цветом, формой, величиной, количеством деталей, расположением отдельных частей и др.), в дальнейшем сравнение их изображений;

      — узнавание реалистических изображений в разных ракурсах;

      — обследование отдельных плоскостных предметов по контуру с постепенно усложняющимся строением, с разборными деталями (частями);

      — сравнение контурных изображений предметов и объектов (2—4), отличающихся ярко выраженными признаками (цветом, формой, величиной, количеством деталей, расположением отдельных частей и др.);

      — сравнение натуральных сходных предметов и объектов (2—4), различающихся незначительными признаками (строением, количеством деталей, оттенками одного цвета, размером, расположением отдельных частей и др.), в дальнейшем сравнение их изображений;

      — сравнение контурных изображений предметов и объектов (2—4), различающихся незначительными признаками (цветом, формой, величиной, количеством деталей, расположением отдельных частей и др.);

      — узнавание предмета по его части;

      — рассматривание сюжетных картинок, выделение сюжетных линий (в качестве усложнения возможно использование нелепиц);

      — рассматривание двух сюжетных картинок, отличающихся незначительными элементами.

      Усложнение заданий может идти за счет использования наложенных, «зашумленных» перечеркнутых, недорисованных контурных изображений, увеличения количества воспринимаемых реальных предметов (объектов) и их изображений для запоминания (от 2—3 до 6—7), применения графических и абстрактных изображений (в том числе букв, цифр и их элементов).

 Варианты заданий для развития зрительного анализа и синтеза, произвольного зрительного внимания и запоминания

      — определение изменений в ряду предметов;

      — нахождение «выпавшей», «лишней» игрушки, картинки;

      — нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок;

      — нахождение нереальных элементов нелепых картинок;

      — запоминание 4—6 предметов, игрушек, картинок, геометрических фигур, букв, цифр и воспроизведение их в исходной последовательности.

 Зрительно-моторная координация эффективно развивается при выполнении различных двигательных упражнений: ходьба и бег по разметкам, катание на велосипеде, самокате по дорожкам и ограниченным площадкам; метание в цель различными предметами в играх «Летающие тарелки», «Летающие колпачки», «Дартс», «Кольцеброс», «Попади в цель».

      Возможно использование специальных упражнений, связанных с обводкой по трафарету, силуэтным и контурным изображениям. Например:

      — Обвести по контуру столько квадратиков, сколько слышится звуков.

      — Обвести на верхней полоске 7 кружочков, а на нижней полоске — на 2 треугольника больше.

      — Второй, четвертый и шестой квадратики на верхней строчке закрасить красным цветом, а третий, пятый и седьмой на нижней строчке заштриховать.

      — В разных местах листа обвести по внешнему или внутреннему контуру трафареты игрушек, а затем соединить их дорожками.

 

Исходя из этого, нами в группе используются комплексы упражнений, направленные на развитие зрительно-моторных  функций.

 

 Работа проводится в следующих направлениях:

  Формирование умений по определению цвета, формы и величины объектов при рассматривании картин, книжных иллюстраций, рисунков на обучающих занятиях.

 Упражнения:

«Что изменилось?» -ребенку предлагают рассмотреть несколько карточек с буквами (словами, цифрами, геометрическими фигурами и т. д.) и отвернуться (выйти из комнаты). Педагог убирает (добавляет или меняет местами) карточки. Ребенок определяет, что изменилось. На начальном этапе берем игрушки, четко отличающиеся друг от друга, в последствии усложняем выставляем ряд одинаковых игрушек с небольшими отличительными признаками (бантики на куклах, одежда и т.д.)

«Найди ошибку»- ребенку предлагают карточку с неправильными написаниями: 

      слов — одна буква написана зеркально (пропущена, вставлена лишняя);

      примеров — сделана ошибка на вычисление, цифра написана зеркально и др.;

      предложений — пропущено или вставлено неподходящее по смыслу слово (сходное по написанию и т. д.).

      Ребенок объясняет, как исправить эту ошибку.

  «Найди отличия»- детям предлагают рассмотреть парные картинки с признаками различий (карточки букв и цифр с различным написанием, различным изображением одних и тем же геометрических фигур и т. д.) и найти эти признаки различия, сходства.

 «Знаковая таблица»- детям предлагают на цветной таблице показать числа определенного цвета в порядке возрастания (убывания) за определенное время.

«Наложенные изображения»- ребенку предъявляют 3—5 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр), наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения. 

«Спрятанные изображения»- предъявляют фигуры, состоящие из элементов букв, геометрических фигур. Требуется найти все спрятанные изображения. 

«„Зашумленные“ изображения»- предъявляют контурные изображения предметов, геометрических фигур, цифр, букв, которые зашумлены, т. е. перечеркнуты линиями различной конфигурации. Требуется их опознать и назвать. 

 «Парные изображения»- предъявляют два предметных изображения, внешне очень похожие друг на друга, но имеющие до 5—7 мелких отличий. Требуется найти эти отличия. 

      Варианты:

      — используются парные игрушки;

      — предъявляют предмет и его изображение.

«Незаконченные изображения»- предъявляют изображения с недорисованными элементами, например птица без клюва, рыба без хвоста, цветок без лепестков, платье без рукава, стул без ножки и т. д. Нужно назвать недостающие детали (или дорисовать). 

      Варианты:

      — предъявляют изображения, на которых нарисована лишь часть предмета (или его характерная деталь), требуется восстановить все изображение.

«Точечные изображения»- предъявляют изображения предметов, геометрических фигур, буквы, цифры, выполненные в виде точек. Необходимо назвать их.

 «Перевернутые изображения»- предъявляют схематические изображения предметов, букв, цифр, повернутые на 180°. Требуется назвать их.

«Разрезанные изображения»- предъявляют части 2—3 изображений (например, овощей разного цвета или разной величины и т. д.). Требуется собрать из этих частей целые изображения.

      Варианты:

      — предлагают картинки с изображениями различных предметов, разрезанные по-разному (по вертикали, горизонтали, диагонали на 4, 6, 7 частей, изогнутыми линиями).

«Запомни и нарисуй»- ребенку предлагают запомнить ряд из 4—6 предметов, а затем схематично нарисовать их.

«Буковки»- предлагают несколько рядов произвольно расположенных букв алфавита. Необходимо найти и обвести карандашом (или подчеркнуть): 

      — все буквы И;

      — все гласные;

      — одним цветом все буквы Б, а другим цветом все буквы П.

«Найди букву»- в тексте ребенку предлагают одной чертой подчеркнуть букву А, двумя — все буквы Н, под буквой О поставить точку.

«Где зажегся фонарик?»- педагог в разных местах комнаты зажигает фонарик, ребенок должен определить его местоположение. 

      Варианты:

      — сосчитать, сколько раз зажегся фонарик.

 «Сложи узор»- сложить такой же узор, какой предложен педагогом, а также составить самые различные узоры из кубиков Коса, Никитина.

«Шкафчик»- материал: склеенный из спичечных коробков шкафчик с выдвигающимися ящичками. 

      На глазах у ребенка в один из ящичков прячут маленькую игрушку. Через 15—20 мин ребенку предлагают ее найти.

      Варианты:

      — прятать одновременно 2—3 игрушки;

      — найти по вербальной инструкции спрятанную в ящичек игрушку.

«Незаконченные изображения»- детям предлагают карточки с недорисованными изображениями (у собаки не нарисована правая лапа, у кошки — левое ухо и т. д.). Предлагают дорисовать, назвать. 

Эти упражнения могут вводиться как в обучение, так и в игровую деятельность. 

 

Упражнения для развития зрительно-двигательных координаций в разных видах деятельности 

  1. Срисовывание графических образцов (геометрических фигур и узоров разной сложности).
  2. Обведение по качеству геометрических фигур разной сложности с последовательным расширением радиуса обводки (по внешнему контуру) или его сужением (обводка по внутреннему контуру).
  3. Вырезание по контуру фигур из бумаги (особенно вырезание плавное, без отрыва ножниц от бумаги).
  4. Раскрашивание и штриховка. Регулярно, по изучаемым лексическим темам.
  5. Различные виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация и пр.)
  6. Конструирование и работа с мозаикой.
  7. Выкладывание фигур из спичек (палочек).
  8. Выполнение фигур из пальцев рук.
  9. Освоение ремесел (плетение, работа с бисером и пр.).
  10. Пальчиковая гимнастика.

   dsc04842hands-150x1501

11  Обведение рисунков по контуру и соединение по точкам

12  Продолжение рисунков (по клеточкам).

13  Дорисовывание картинок (недостающие детали, вторая половинка картинки).

14  Графические диктанты.

15  Рисунки вслепую. Этот способ рисования позволяет узнать,  насколько точно сможет отобразить ребенок предмет, глядя только на него и не отвлекаясь ни на что больше, насколько развита его зрительно-моторная координация. После рисования контура можно усложнить задание и попросить изобразить побольше деталей. Вы можете помочь тем, что будете подсказывать очередность изображения этих деталей, на которых будет сосредотачивать внимание ребенок, с каждым разом  рисунки будут получатся все лучше и лучше

konkurs-risunok-v-slepuyu-300x2301

16  Рисование по точкам,

17 Волшебные пятна (кляксография),

18  Рисование  на обоях, на асфальте, на стекле,

19  Пластилиновая живопись,

20  Графическая музыка (рисование под музыку),

21  Печатки, трафареты, раскраски,

22  Экспериментирование с материалами,

23  Работа с пластилином, глиной, цветным соленым тестом с использованием    природного материала,

 24  Работа с бумагой (различной текстуры), тканью, природным материалом

 25  Коллажи с разными материалами.

 Таким образом, разработанный комплекс упражнений на развитие зрительно – пространственных функций способствует ранней коррекции оптической дисграфии у детей  с нарушениями интеллекта. В настоящее время данный комплекс мы успешно применяем в коррекционной работе в условиях нашего дошкольного образовательного учреждения.

 

Используемая литература:

Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития. Под редакцией доктора педагогических наук Л.Б.Баряевой, кандидата педагогических наук Е.А.Логиновой. Санкт-Петербург: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2010.

 

Голубь В.Т. «Графически диктанты. Подготовка к письму, развитие памяти, тренировка мышц рук», Москва, 2006.

 

Моисеева Л.Г. «Готовим руку к письму», Санкт-Петербург, 2004.

 

Безруких М.М. “Как подготовить ребенка к школе” М. 1993 г.

 

Гаврина С.Е. “Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать”, Ярославль,

1998 г.

 

Дубровина И.В. “Психокоррекционная и развивающая работа с детьми” Москва, 2001 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющими проблемы в развитии эмоционально-личностной сферы.

Данная программа включает в себя цели, задачи коррекционно-развивающей  работы, тематическое планирование индивидуальной и подгрупповой работы с детьми имеющими неблагоприятные эмоциональные сост...

Рисование. Этапы работы с детьми, имеющими проблемы в интеллектуальном развитии.

В материале представлены последовательность и приемы обучения рисованию детей с проблемами в интеллектуальном развитии....

Личностно ориентированные формы взаимодействия учителя-дефектолога с родителями и детьми, имеющими проблемы в развитии.

Проектная деятельность на тему «Взаимодействие с семьёй в воспитательно-образовательной  и коррекционной работе с детьми»....

Работа педагога-психолога с детьми, имеющими проблемы с развитием

Основной целью работы с проблемными детьми является создание оптимальных условий для амплификации развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сфер, позитивных качеств личности каждого....

Использование нетрадиционных приёмов и материалов на занятиях изобразительной деятельности с детьми, имеющими проблемы в развитии

Одним из самых увлекательных, интересных и любимых видов детской деятельности является изобразительная деятельность.      Заниматься с детьми, имеющими проблемы в развитии достаточно сл...

совершенствование зрительно-моторной координации, как средство интеллектуального развития дошкольников.

Рекомендации к работе по совершенствованию зрительно-моторной координации, как средства интеллектуального развития дошкольников....

«Технологии используемые в коррекционной работе с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии»

Для повышения мотивации коррекционного обучения,  формирования качественных знаний,  воспитанников с ОНР мы используем данные технологии....