Развитие речи во время непосредственно – образовательной деятельности по формированию целостной картины мира.
материал (старшая группа) по теме

Бейдиева Хамида Нежвединовна

Речь является важной составляющей и одновременно показателем общего развития каждого ребенка. Основы этого развития закладываются именно в дошкольном возрасте. В непосредственно – образовательной деятельности по ФЦКМ  у воспитанников расширяется кругозор о мире природы, обществе и человеке.

Тесная связь разделов  «Окружающий мир» и «Развитие речи» особенно заметна в обучении и воспитании дошкольников с ОНР. «Ознакомление с окружающим миром» обогащает чувственный опыт ребёнка - учит его быть внимательным к тому, что его окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Формируя адекватные представления об окружающем, мы создаем чувственную основу для слова и подготавливаем ребенка к восприятию словесных описаний объектов, явлений и отношений» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_pedsovet_po_razvitiyu_rechi.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи во время непосредственно – образовательной

деятельности по формированию целостной картины мира.

Речь является важной составляющей и одновременно показателем общего развития каждого ребенка. Основы этого развития закладываются именно в дошкольном возрасте. В непосредственно – образовательной деятельности по ФЦКМ  у воспитанников расширяется кругозор о мире природы, обществе и человеке.

Тесная связь разделов  «Окружающий мир» и «Развитие речи» особенно заметна в обучении и воспитании дошкольников с ОНР. «Ознакомление с окружающим миром» обогащает чувственный опыт ребёнка - учит его быть внимательным к тому, что его окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Формируя адекватные представления об окружающем, мы создаем чувственную основу для слова и подготавливаем ребенка к восприятию словесных описаний объектов, явлений и отношений»

На занятиях по ФЦКМ, в процессе ознакомления с окружающим миром, природой, воспитатель подводит детей к пониманию того, что слова обозначают предметы и явления этого мира и имеют определенное значение, что для точного выражения мыслей нужно подбирать наиболее подходящие по смыслу слова.

Для детей с ОНР выделяется особая задача в разделе «Окружающий мир»: расширение, активизация речевого запаса детей на основе углубления представлений об окружающем.

Сложно выделить основное направление по развитию речи в НОД по «Окружающему миру». Все эти направления взаимосвязаны: коррекция звукопроизношения невозможна без лексической работы, последняя, в свою очередь, лежит в основе формирования грамматического строя, который служит базой для развития связной речи. Однако анализ  работы позволяет прийти к выводу, что особую значимость здесь имеет всё – таки словарная работа на основе сенсорного восприятия.

Формирование словаря

Осуществляя словарную работу во время непосредственно – образовательной деятельности по разделу ФЦКМ, педагоги расширяют и уточняют знания детей об окружающем. Обогащают речь существительными, обозначающими предметы бытового окружения, растения, животных, птиц, профессии, орудия труда; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов, эмоции, чувства, переживания; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.

Упражняют детей в подборе существительных к прилагательному (белый — снег, сахар, мел, медицинский халат), слов со сходным значением (шалун — озорник — проказник), с противоположным значением (слабый — сильный, пасмурно — солнечно). Помогают детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.

Главной задачей остается фиксация в слове основных свойств предметов и явлений окружающей действительности.

Словарная работа в рамках НОД по «Окружающему миру»  проводится поэтапно:

  • Непосредственное знакомство с предметом или явлением
  • Понимание его словесного обозначения с опорой на образец (речь педагога)
  • Организация речевой практики в процессе разных видов детской деятельности.

Связная речь

На занятиях по ФЦКМ у воспитанников совершенствуется умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. С помощью педагога  составляют план рассказа и придерживаются его.

Грамматический строй речи

Описывая или рассказывая о каком – то предмете или явлении, педагоги  упражняют детей в согласовании слов в предложении.

У воспитанников совершенствуется умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени. Формировать элементарное представление о предложении.

Упражняются в правильном построении сложноподчиненных предложений, используя языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что если, если бы и т. д.).

В качестве примера речевого развития детей в НОД по «Окружающему миру» можно рассмотреть формирование представлений о цвете у дошкольников. Одной из задач такого занятия является научить различать и называть основные и промежуточные цвета, их оттенки, а потом самостоятельно определять цвет любого предмета, что является важным и для других тем: овощи, фрукты, растения и т.д. Таким же образом формируется представления о величине, форме предметов, о расположении их в пространстве. Однако следует отметить, что  формируются эти представления не только для характерных признаков и свойств отдельных предметов, но и для создания целостного представления о них, как о части окружающего мира, где всё находится в причинно - следственных связях. В дальнейшем накопленный словарь послужит детям базой для развития связной речи: описания предметов и явлений действительности, выделения их существенных и несущественных признаков, установления связи между явлениями и событиями в окружающем мире.

ЛГМАДОУ «ДСКВ №9 СОЛНЫШКО»

Развитие речи во время  непосредственно – образовательной деятельности по ФЦКМ

Подготовила: воспитатель Бейдиева Х. Н.

г. Лангепас


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и речи в средней логопедической группе. «В гостях у русской народной сказки «Репка»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и речи в средней  логопедической группе. «В гостях у русской народной сказки «Репка»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и развития речи с использованием технологии исследовательской деятельности в средней группе. Тема: "Покормите птиц зимой"

Методическая разработка непосредственной организованной деятельности по формированию целостной картиной мира с использованием технологии исследовательской деятельности в средней группе....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по Формированию целостной картины мира в коррекционной группе для детей с ЗПР №4 в рамках образовательной области «Познавательное развитие» тема: «23 февраля-день рождения Российской армии"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по Формированию целостной картины мира в коррекционной группе для детей с ЗПР №4 в рамках образовательной области «Познавательное развитие» тема: ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по Формированию целостной картины мира в коррекционной группе для детей с ЗПР в рамках образовательной области «Познавательное развитие» тема: «23 февраля-день рождения Росси

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо Формированию целостной картины мирав коррекционной группе для детей с ЗПР №4в рамках образовательной области «Познавательное развитие»  тем...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и развитию речи «В мире профессий»

Цель: вызвать у детей к окружающему миру; расширять знания и представления детей о профессиях.Задачи: Образовательные: формировать у детей представления о разных профессиях, показать значимость каждой...