Кружковая работа "Юный пешеход"
проект (подготовительная группа) по теме

Проект кружковой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo.docx38.59 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБ ДОУ

«Детский сад № 252»

Черноусова Д.В. _______

ПРОГРАММА

кружковой работы

«Юный пешеход»

для детей 6 - 7 лет

Автор: Тетерина Е.В.,

воспитатель  

Пояснительная записка

        Программа «Юный пешеход» (далее «Программа») посвящена актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города, имеет социально-педагогическую направленность.

        Актуальность Программы связана  с тем, что из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах города, что создаёт объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причём несчастные случаи всё чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома.  К сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бываю дети. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей, и особое значение приобретает заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов  и пассажиров – детей, которых уже за дверью собственной квартиры подстерегают серьёзные трудности и опасности. Предоставленные около дома самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями. Объясняется это тем, что они не умеют правильно определить расстояние до приближающегося автомобиля и его скорость, у них ещё не выработалась способность предвидеть опасность.

        Новизна программы заключается в объединении традиционных методов обучения с  ИКТ при обучении детей правилам  дорожного движения.

        Целесообразность проведения данной работы объясняется фактом участия детей дошкольного возраста в дорожно-транспортных происшествиях и особенностями дошкольного возраста, в котором формируются устойчивые поведенческие навыки и привычки. Важно в дошкольном возрасте заложить фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и всё, что ребёнок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Поэтому учить детей дорожной грамоте, культуре поведения в общественном транспорте, следует с самого раннего детства.

Цель: формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах города через организационные виды деятельности.

        Задачи:

        - формировать  у детей  умение своевременно реагировать на проблемные ситуации на дороге;

        - прививать устойчивые навыки безопасного поведения на дороге в любой дорожной ситуации;

        - воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни, культуру поведения на дороге.

        Условия реализации Программы.

        Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города реализуется через активную деятельность, организованную в форме кружковой работы.

        Программа рассчитана на детей 6-7 лет, направлена на активизацию знаний дошкольников правил дорожного движения, формирования навыков безопасного поведения на дороге.

        Срок реализации программы – 1 год. В программе заложен годовой цикл мероприятий –  36 для данной возрастной группы, которые  проводятся 1 раз в неделю по продолжительности, соответствующей СанПиН 2.4.1.3049-13 для детей 6-7 лет – 30 минут.

 

№ п/п

Возраст

Количество мероприятий в неделю

Количество мероприятий в год

Количество теоретических мероприятий

Количество практических мероприятий

Длительность одного мероприятия

Общее количество часов за год

1

Подготовительная группа

4

36

11

25

30 мин.

18 часов

 

        Принципы программы.

  • Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
  • Принцип взаимодействия  «дети – дорожная среда». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
  • Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
  • Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
  • Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения.
  • Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения.        

Методы  работы с дошкольниками:

        наглядный метод;

        словесный метод;

        практический метод.  

        Формы работы с дошкольниками:

  • просмотр презентаций;
  • чтение художественной литературы;
  • загадывание загадок;
  • составление рассказов по мнемотаблицам;
  • конструирование;
  • подвижные игры;
  • игровые обогащающие ситуации (ситуации-упражнения, ситуации-проблемы, ситуации-оценки);
  • моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций.

        В процессе реализации Программы возможно достижение следующих результатов:

– расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения;

– сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде;

– умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их;

– повышение активности  детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

Формы подведения итогов реализации Программы:

- акция «За безопасность дорожного движения – все вместе!»;

- выставка творческих работ «Новые дорожные знаки!».


Учебно-тематический план

Подготовительная группа (6-7 лет)

 

Задачи воспитания:

        Расширять знания о профессии  «инспектор ГИБДД, регулировщик».

        Углублять представления детей о правилах дорожного движения, полученных ранее.

        Систематизировать знания о назначении дорожных знаков, их начертании и классификации.

        Стимулировать умение применять правила в различных жизненных ситуациях.

 № п/п

 ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

 СОДЕРЖАНИЕ

ПРИМЕЧАНИЯ

(ИКТ)

всего

теорети-

ческих

занятий

практи-

ческих

занятий

1

«Предупреждающие знаки»

1

1

 

Расширять знания дошкольников о предупреждающих знаках, активизировать знания о классификации дорожных знаков.

Презентация

«Знаки на дорогах»

2

«Безопасные места для перехода дороги»

1

1

 

Формировать систему знаний о правилах перехода дороги, названии ее частей, стимулировать навыки безопасного поведения на дороге.

Презентация

«Улицы нашего города»

3

С.Михалкова «Скверная история»

1

 

1

Систематизировать знания о значении соблюдений правил дорожного движения.

 

4

«Макет города»

1

 

1

Формировать пространственное ориентирование, активизировать знания о родном городе.

 

5

«Предупреждающие дорожные знаки»

1

 

1

Активизировать знания о предупреждающих дорожных знаках.

6

«Стоп!», «Кто быстрее провезет автомобиль по дорожке?»

1

 

1

Стимулировать умение действовать в соответствии со значением дорожных знаков, развивать скорость реакции, внимание.

 

7

«Предупреждающие дорожные знаки»

1

 

1

Активизировать знания смыслового значения знаков, формировать умение конструировать дорожные знаки из картона для игры с макетом города.

 

8

С.Михалков «Шагая осторожно»

1

 

1

Систематизировать знания о значении соблюдений правил дорожного движения

 

9

«Запрещающие дорожные знаки»

1

1

 

Расширять знания дошкольников о запрещающих знаках, активизировать знания о классификации дорожных знаков.

Презентация

«Знаки на дорогах»

10

Загадывание загадок о предупреждающих и запрещающих дорожных знаках

1

 

1

Активизировать умение выделять характерные признаки объекта, систематизировать знания о классификации дорожных знаков.

11

«Запрещающие дорожные знаки»

1

 

1

Активизировать знания о запрещающих  дорожных знаках.

12

И.Серякова «Улица, где все спешат»

1

1

 

Систематизировать знания о значении соблюдений правил дорожного движения

 

13

«Запрещающие дорожные знаки»

1

 

1

Активизировать знания смыслового значения знаков, формировать умение конструировать дорожные знаки из картона для игры с макетом города.

 

14

И.Серякова «Машина, которую рисовать научили»

1

 

1

Систематизировать знания о значении соблюдений правил дорожного движения

 

15

Изготовление елочных игрушек с изображением дорожных знаков

 

1

 

1

Закреплять знания  дорожных знаков

 

16

Игровая ситуация «Путешествие деда Мороза»

1

 

1

Активизировать умение классифицировать предупреждающие и запрещающие дорожные знаки, развивать внимание.

17

«Предписывающие дорожные знаки»

1

1

 

Расширять знания дошкольников о предписывающими дорожными  знаками, формировать знания о классификации дорожных знаков

Презентация

«Знаки на дорогах»

18

«Предписывающие дорожные знаки»

1

 

1

Активизировать знания о предписывающих дорожных знаках

19

С.Михалков «Бездельник светофор», Б.Житков «Светофор»

1

 

1

Систематизировать знания о значении соблюдений правил дорожного движения.

 

20

«Предписывающие дорожные знаки»

1

 

1

Активизировать знания смыслового значения знаков, формировать умение конструировать дорожные знаки из картона для игры с макетом города.

 

21

«Самый быстрый», «Умный пешеход», «Зимняя дорога»

1

 

1

Стимулировать умение четко действовать по сигналу, соблюдать правила, развивать скорость реакции

 

22

Встреча с регулировщиком

1

1

 

Расширять знания о профессии регулировщика, развивать интерес к общению.

 

23

«Атрибуты регулировщика»

1

 

1

Активизировать знания о профессии регулировщика, упражнять в умении конструировать.

 

24

С.Михалков «Регулировщик»

1

1

 

Систематизировать знания о профессии регулировщика.

 

25

«Информацион-но-указательные дорожные знаки»

1

1

 

Расширять знания дошкольников об информационно-указательными дорожными  знаками, формировать знания о классификации дорожных знаков

Презентация

«Знаки на дорогах»

26

«Информационно-указательные дорожные знаки»

1

 

1

Активизировать знания об информационно-указательных знаках.

27

В.Семурина «Запрещается – разрешается!»

1

1

 

Систематизировать знания о значении соблюдений правил дорожного движения

Презентация

«Дорожные знаки»

28

«Информационно-указательные дорожные знаки»

1

 

1

Активизировать знания смыслового значения знаков, формировать умение конструировать дорожные знаки из картона для игры с макетом города.

 

29

Загадывание загадок обо всех видах дорожных знаков

1

 

1

Систематизировать знания о дорожных знаках, активизировать умение классифицировать дорожные знаки.

 

30

И.Серяков «Ученый дружок»

1

1

 

Систематизировать знания о значении соблюдений правил дорожного движения

 

31

Моделирование дорожных ситуаций

1

 

1

Стимулировать умение находить выход из опасных ситуаций, закреплять знания правил дорожного движения

32

«Чья команда назовет больше дорожных знаков?»

1

 

1

Активизировать соревновательные способности, закреплять знание дорожных знаков.

 

33

«Знаки, регулирующие движение велосипедистов»

1

1

 

Расширять систему знаний о дорожных знаках.

Презентация

«Знаки на дорогах»

34

«Расставь правильно знаки!»

1

 

1

Активизировать  умение моделировать дорожное полотно, систематизировать знания  ПДД.

35

«Три цвета», «Не ошибись!», «Правила движения»

1

 

1

Стимулировать умение четко действовать по сигналу, соблюдать правила, развивать скорость реакции

 

36

«Затоки дороги!»

1

 

1

Активизировать соревновательные способности, систематизировать знания ПДД.

 

 

 ВСЕГО

36

11

25

 

7

 

Диагностика

Уровень подготовки знаний воспитанников по ПДД в ДОУ можно определить воспользовавшись разработками психолога А. И. Замалеевой. 

Фамилия, имя ребёнка: ______________________
Дата рождения: ______________________________
Дата обследования: ___________________________

Вопросы     

Уровень

 

1

2

3

Какой вид транспорта ты знаешь?

 

 

 

Для чего нужен пассажирский транспорт?

 

 

 

Где его ожидают люди?

 

 

 

Как называют людей, едущих в пассажирском транспорте?

 

 

 

Расскажи правила поведения в автобусе.

 

 

 

Что такое перекрёсток?

 

 

 

Кто контролирует движение?

 

 

 

Что такое "зебра"?

 

 

 

Расскажи о работе водителя и сотрудника ГИБДД.

 

 

 

На какие две части делится дорога?

 

 

 

Расскажи правила перехода дороги.

 

 

 

Как узнать, куда поворачивает автомобиль?

 

 

 

Где разрешается ездить на велосипеде?

 

 

 

Покажи дорожный знак "Осторожно, дети".

 

 

 

Покажи дорожный знак "Пешеходный переход".

 

 

 

Покажи дорожный знак "Пешеходная дорожка".

 

 

 

Покажи дорожный знак "Велосипедное движение".

 

 

 

Характеристика уровней

 

 

 

Низкий уровень (I)– Не проявляет интерес к образовательной деятельности по ПДД; навыки по ПДД – не сформированы; речевой негативизм; отказ от выполнения заданий, проявляет упрямство. Представление об окружающем не сформированы.

Средней уровень (II)– проявляет интерес к образовательной деятельности по ПДД; иногда принимает активное участие в подгрупповых занятиях; навыки сформированы. Представления об окружающем есть, путается в понятиях.

Высокий уровень (III)– Проявляет интерес к образовательной деятельности на протяжении всего занятия; активен на занятиях. Прочные знания об окружающем мире. Использует полученные знания в практической деятельности, по ПДД навыки сформированы.



 

Используемая литература

1.     Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б., Безопасность. - М.: АСТ-ЛТД, 1998.

2.     Баряева Л.Б., Жевнеров В.Л., Загребаева Е.В. Азбука дорожного движения. Программа и методические рекомендации. - М.: Дрофа, 2008.

3.     Вдовиченко Л.А. Ребёнок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения. - СПб.: Детство-пресс 2008.

4.     Данилова Т.И. Программа «Светофор». – СПб.: Детство-пресс, 2009.

5.     Добрая Дорога Детства. Детское приложение к всероссийскому ежемесячнику. - М., 2007-2008.

6.     Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. - М.: Мозаика-Синтез, 2009.

7.     Старцева О.Д. Школа дорожных наук. Программа развития. - М.: ТЦ Сфера, 2008.

8.     Черепанова С.Н. Правила дорожного движения дошкольникам. - М.: Скрипторий  2008.