Лексическая тема «Перелетные птицы»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Ветрова Марина Владимировна

Конспект логопедического занятия по связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mart_4_tema_pereletnye_ptitsi.docx72.15 КБ
Файл gusi-_lebedi_kartinki.docx363.9 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Перелетные птицы»

Коррекционно-образовательные цели. Расширение представлений о перелетных птицах, их внешнем виде и образе жизни. Обучение полному, последовательному, выразительному пересказу сказки «Гуси-лебеди». Формирование развернутого связного высказывания, умения пользоваться косвенной речью. Формирование умения использовать в речи слова и выражения, необходимые для характеристики персонажей.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие познавательной и регулирующей функции речи, голоса, выразительности речи, эмоций, внимания, памяти, воображения, нравственных представлений. Формирование возможности перевоплощения с использованием мимики, пантомимики, ритмической стороны речи.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование. Сказка «Гуси-лебеди», цветная иллюстрация к сказке.

Предварительная работа. Чтение сказки «Гуси-лебеди».

Ход занятия

1. Организационный момент. (Объявление темы занятия)

Логопед. Сегодня мы продолжим разговор о перелетных птицах. Я прочитаю вам русскую народную сказку «Гуси-лебеди». Дикие гуси и дикие лебеди — тоже перелетные птицы, они улетают от нас осенью и возвращаются с юга весной.

2. Вводная беседа. (Оживление личного опыта детей. Развитие диалогической речи.)

Логопед помещает на наборное полотно иллюстрацию к сказке и книгу «Гуси-лебеди».

Логопед. Знакома ли вам эта сказка? Кто вам читал эту сказку? Кто из вас пробовал рассказать сказку сам?

Ответы детей.

3. Выразительное рассказывание сказки педагогом с иллюстрированием на наборном полотне или в настольном театре без нацеливания на пересказ. (Развитие речевого слуха.)

Гуси-лебеди

Жили-были муж да жена. Были у них дочка Машенька да сын Ванюшка. Собрались раз отец с матерью в город и говорят Маше:

— Ну, дочка, будь умницей. Никуда не уходи, береги братца. А мы вам с базара гостинцев привезем.

Отец с матерью уехали, а Маша посадила братца на травку под окном и побежала к подружкам. Вдруг откуда ни возьмись налетели гуси-лебеди, подхватили Ванюшку, посадили на крылья и унесли. Вернулась Маша, глядь — братца нет. Кинулась она туда, сюда — нигде Ванюшки не видно. Стала Маша плакать, да слезами горю не поможешь. Сама виновата, сама и найти братца должна.

Выбежала Маша в чистое поле, видит — метнулись гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Догадалась Маша, что это гуси-лебеди унесли ее братца, и бросилась догонять их.

Бежала, бежала, видит — стоит в поле печка. Маша к ней:

— Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

— Подбрось в меня дровец, — говорит печка, — тогда скажу!

Маша поскорее дровец нарубила, в печку подбросила. Печка сказала, в какую сторону бежать. Побежала Маша дальше, видит — стоит яблоня, вся румяными яблоками увешана, ветки до самой земли склонились. Маша к ней:

— Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

— Стряси мои яблочки, а то все ветки погнулись.

Стрясла Маша яблочки, яблоня ветки подняла, листики расправила, Маше дорогу показала. Бежит Маша дальше и видит: течет молочная речка — кисельные берега. Маша к ней:

— Молочная речка — кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?

— Упал в меня камень, — отвечает речка, — мешает молоку дальше течь. Сдвинь его в сторону — тогда скажу, куда гуси-лебеди полетели.

Сдвинула Маша камень в сторону, зажурчала речка, сказала Маше, куда ей бежать, где гусей-лебедей искать.

Бежала, бежала Маша и прибежала к дремучему лесу. Смотрит Маша — стоит избушка на курьих ножках, сидит в той избушке баба-яга, пряжу прядет. А Ванюшка возле крылечка золотыми яблочками играет.

Подкралась Маша тихонько, схватила братца и побежала домой.

Глянула баба-яга в окно: нету мальчика. Кликнула она гусей-лебедей и послала в погоню.

А Маша бежит, несет братца, ног под собой не чует. Глянула назад — увидела гусей-лебедей... Что делать? Побежала она к молочной речке — кисельным берегам.

— Речка, речка, — просит Маша, — спрячь нас!

Речка посадила ее с братцем под крутой бережок, от гусей-лебедей спрятала. Гуси-лебеди Машу не увидали, мимо пролетели. Вышла Маша из-под крутого бережка, поблагодарила речку и опять побежала. А гуси-лебеди увидали ее — воротились, летят навстречу.

Подбежала Маша к яблоне:

— Яблонька, яблонька, спрячь меня!

Яблонька заслонила ее ветками, прикрыла листочками. Гуси-лебеди покружились, покружились, не нашли Машу и Ванюшку и пролетели мимо. Вышла Маша из-под яблони, поблагодарила ее и опять пустилась бежать. Гуси-лебеди снова увидали ее — и ну за ней! Хорошо, что печка рядом. Маша к ней:

— Печка, печка, спрячь меня!

Печка ее спрятала, заслонкой закрыла. Гуси-лебеди к печке подлетели, давай заслонку открывать, да не тут-то было. Сунулись они в трубу, да в печку не попали, только крылья сажей вымазали. Покружились они, покричали, да так ни с чем и вернулись к бабе-яге...

А Маша и братец вылезли из печки и пустились домой во весь дух. Тут скоро и отец с матерью вернулись из города, гостинцы привезли.

4. Беседа по сказке. (Развитие диалогической речи.)

Логопед. С чего начинается сказка? Кто может выступить в роли сказочника и начать рассказывать сказку?

Что сделала Маша, когда гуси – лебеди украли брата?

Кто помог ей сначала?(Кто помог ей потом? . Кто еще помог Маше?)

Куда пришла Маша и что там увидела? (избушку)

Что сделала девочка, когда увидела брата?

Кто помчался в погоню за детьми?

Кто опять помогал Маше и прятал ее от гусей? (Маше опять помогала речка, яблонька и печка.)

Удалось ли гусям отнять Ванюшку?

Чем закончилась сказка?( Машенька и Ванюшка прибежали домой, а тут и родители приехали и привезли им подарки.)

5. Подвижная игра «Ласточки летели». (Координация речи с движением. Развитие умения бегать по кругу в общем для всех темпе, приседать без опоры.)

Логопед предлагает детям пройти на ковер и вспомнить игру «Ласточки летели».

Ласточки летели,

Все люди глядели.

Бегут по кругу, взмахивая руками как крыльями.

Ласточки садились,

Все люди дивились.

Приседают, сложив руки за спиной.

Сели, посидели,

Делают ритмичные наклоны головой.

Взвились, полетели.

Полетели, полетели,

Песенки запели.

Опять бегут по кругу, взмахивая руками.

6. Повторное рассказывание сказки педагогом. (Нацеливание детей на последующий пересказ. Развитие речевого слуха детей.)

Логопед. Сейчас я прочитаю вам сказку еще раз. Вы будете внимательно слушать, чтобы потом рассказать сказку мне. (Читает сказку второй раз.)

Логопед заканчивает рассказывание сказки и предлагает детям подготовиться к пересказу.

Логопед. Теперь вы немного подумаете и попробуете рассказать сказку мне.

7. Составление логопедом плана пересказа.(Развитие речевого слуха.)

Логопед предлагает каждому ребенку план его части пересказа.

Логопед. Кто начнет рассказывать сказку . Он  расскажет о том, что папа и мама собрались ехать в город и просили Машеньку следить за братцем, а Маша не послушалась и оставила братца одного. Не забудь рассказать, что произошло из-за этого. Кто унес мальчика?

Кто дальше сказку будет рассказывать . Он расскажет, как Маша отправилась на поиски братца, кто ей помогал по дороге, что Маша делала для этого.

Кто продолжит пересказ. Он расскажет о том, как Маша пришла в дремучий лес, нашла и унесла от бабы-яги своего брата.

8. Окончание занятия. (Оценка работы детей.) Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались, понравилась ли им сказка, кто из героев понравился и почему. Далее логопед оценивает работу каждого ребенка.

Март 4-я неделя

Тема «Перелетные птицы»

Коррекционно-образовательные цели. Расширение первичных естественнонаучных представлений, закрепление знания признаков весны, формирование представлений о перелетных птицах, их внешнем виде и образе жизни. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме (птица, стая, гнездо, крыло, голова, туловище, клюв, лапа, грач, скворец, ласточка, прилетать, носить, строить, выводить, кормить, согревать, маленький, голый, голодный). Расширение и уточнение пассивного словаря (работящий, желторотый). Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксом –ат; образование и употребление имен существительных в форме множественного числа),

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, творческого воображения, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование. Картинки «Птицы прилетели», мяч, карточки с силуэтом птиц.

1. Организационный момент. (Объявление темы занятия.)

Логопед. Сегодня мы продолжим разговор о весне, о том, что происходит в природе весной, начнем разговор о перелетных птицах. Но сначала послушайте стихотворение.

На этой неделе грачи прилетели.

Хоть трудна была дорога,

Старший грач прикрикнул строго:

«За работу! Дела много!

Помни сам, других учи,

Да по-настоящему:

Наши черные грачи

Птицы работящие!»

Л. О каких птицах я прочитала вам стихотворение?

Д. О грачах.

Л. Что вы узнали об этих птицах из стихотворения?

Д. Грачи черные. Они работящие. У них была трудная дорога.

Л. Верно. А что значит работящие? Они много работают, строят гнезда, когда прилетают из теплых стран, а потом выкармливают птенцов.

2. Игра с мячом «У кого кто». (Образование существительных с суффиксами -ат, -ят).

Логопед. Мы гуляем в весеннем лесу, слушаем пение птиц. Давайте посидим на полянке и послушаем стихи о птицах.

У грачихи пять грачат,

Громче всех они кричат.

Строит ласточка свой дом

Прямо над моим окном.

На березе скворушка —

Пестренькие перышки.

На гнезде сидит дроздиха,

Спят дроздята. Тихо! Тихо!

- Давайте поиграем в мяч. Я буду катать звучащий мячик каждому из вас и называть взрослую птицу. Вы будете ловить мяч, называть птенцов этой птицы и возвращать мяч мне. (Бросает мяч первому ребенку.) Грач -  грачата, скворец – скворчата, ласточка – ласточата, дрозд - дроздята.

3. Игра «Один — много» (с мячом). (Образование и употребление имен существительных в форме множественного числа.)

Логопед. А теперь игра с мячом «Один — много». Я буду называть названия птиц и бросать мяч одному из вас. Тот, кто поймает мяч, должен назвать несколько таких птиц. (Бросает мяч.)

4. Игра «Кто лишний?» (Развитие речевого слуха, мышления, связной речи.)

Логопед. Игра «Кто лишний?» Будьте внимательными. Петух, курица, индюк, скворец. Кто лишний и почему?

Дети. Лишний скворец. Он перелетная птица, а все остальные птицы — домашние.

Логопед. Верно. Грач, ласточка, снегирь, скворец. Кто лишний?

Дети. Снегирь. Он не перелетная птица, живет у нас зимой. А остальные птицы перелетные.

Логопед. Правильно. Цыпленок, петух, грач, снегирь. Кто лишний?

Дети. Цыпленок. Он птенец, маленький, а остальные птицы взрослые, большие.

Логопед. Правильно. Молодцы!

5. Игра «Кто как передвигается?» (Развитие речевого слуха, творческого воображения, подражательности.)

Логопед. Давайте поиграем в новую игру «Кто как передвигается?» Я буду называть птицу, а вы будете показывать, как она передвигается: ходит, летает, бегае, прыгает. Старайтесь похоже изобразить то животное, которое я назову. Ваш медведь должен ходить вперевалку. Ласточка легко и быстро махать крыльями, а ворона тяжело и медленно. Разойдитесь, чтобы не мешать друг другу.

6. Подвижная игра «Ласточки летели».([Координация речи с движением. Развитие умения бегать по кругу в общем для всех темпе, приседать без опоры.)

Ласточки летели,

Все люди глядели.        Бегут по кругу, взмахивая руками как крыльями.

Ласточки садились,

Все люди дивились.        Приседают, сложив руки за спиной.

Сели, посидели,                  Делают ритмичные наклоны головой.

Взвились, полетели.

Полетели, полетели,

Песенки запели.              Опять бегут по кругу, взмахивая руками.

7. «Силуэты» ( Развитие зрительного внимания и восприятия, профилактика нарушений письменной речи.)

 - Кто узнает птицу, чей силуэт видит на своей карточке . Это грач.

Это лебедь. Это  скворец. На этой карточке ласточка.

8. Части тела птицы.

Логопед. Назовите части птицы которые изображены на картинках (голова, туловище, крылья, клюв, хвост, перья)

9. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались, что понравилась больше, что меньше.

Далее логопед оценивает работу каждого ребенка.



Предварительный просмотр:

http://gnomik-nn.narod.ru/fairytale/gusi_lebedi/01.jpg

http://gnomik-nn.narod.ru/fairytale/gusi_lebedi/02.jpg

http://gnomik-nn.narod.ru/fairytale/gusi_lebedi/03.jpg

http://gnomik-nn.narod.ru/fairytale/gusi_lebedi/04.jpg

http://gnomik-nn.narod.ru/fairytale/gusi_lebedi/05.jpg

http://gnomik-nn.narod.ru/fairytale/gusi_lebedi/07.jpg

http://gnomik-nn.narod.ru/fairytale/gusi_lebedi/08.jpg

http://gnomik-nn.narod.ru/fairytale/gusi_lebedi/09.jpg

Гуси-лебедиГуси-лебеди

Гуси-лебеди


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал по лексической теме: ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ.

Данный материал предназначен для проведения совместной деятельности с детьми. В нем представленны стихи, загадки, пальчиковые и подвижные  игры, рассказы по лексической теме....

Логопедическое занятие в подготовительной группе детей с ОНР Тема: «Автоматизация звука Л в связной речи». Лексическая тема «Перелетные птицы».

Тема: « Автоматизация звука Л в связной речи»Лексическая тема «Перелетные птицы»Задачи:Коррекционно-образовательные: уточнить словарь по теме «Перелётные птицы»; закрепить навык произношения звука [Л]...

Занятия по математике в средней группе. Лексическая тема: "Перелетные птицы"

Занятие составлено по программе Н.В.Нищевой "Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР"...

Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) Тема "Мой дом, мой город" Лексическая тема "Перелетные птицы. Водоплавающие птицы.Подготовка к отлету"

Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему:  Тема «Мой дом, мой город»  Лексическая тема «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы. Подготовка...

Конспект ООД на тему: «Дифференциация звуков [ц] - [ч] ». Лексическая тема: «Перелетные птицы»

Цель данного занятия направлена на закрепление правильного произношения звуков ц—ч, а так же учить детей дифференцировать эти звуки....