Освоение содержание шедевров классической музыки в процессе их восприятия и оценки.
проект на тему

Итоговый исследовательский проект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovyy_proekt-shablon_-_vd.doc112.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБОУ ВПО Московской области «Академия социального управления»

Кафедра методики преподавания дисциплин

художественно-эстетического цикла

                         

Итоговый исследовательский проект

«Освоение содержания шедевров классической музыки в процессе их восприятия и оценки (методические рекомендации)»

слушателя курсов повышения квалификации

«Виды музыкально-практической деятельности детей

на музыкальных занятиях в школе и ДОУ»

(вариативный кафедральный модуль, 36 час.)

Бредихиной Елены Петровны,

музыкального руководителя МДОУ № 28 г.Подольска

                        Руководитель курса – И.А. Переверзева

старший преподаватель

Москва 2013

Оглавление

Введение                                                                                                                  3

1.Освоение содержания шедевров классической музыки в процессе их восприятия и оценки                                                                                               4  

2.Классическая музыка  дошкольником                                                               8

3.Заключение                                                                                                          12 4.Литература                                                                                                          14

 Приложение 1.Спящая красавица

Введение

           Классическое искусство отличается высокой идейностью, народностью, идеализмом, органическим влиянием формы и содержания. Красота образов, выраженная в музыке, ее высокий профессионализм и выразительность оказывают огромное воздействие на детей, воспитывают их музыкальную культуру, музыкальный вкус и способствуют правильному пониманию детьми музыкального искусства. Таким образом, тема данного проекта является актуальной.

Цель проекта: Разработать методические рекомендации по приобщению детей дошкольного возраста к муз. классике в живом высокохудожественном исполнении.

Задачи проекта: 

- развивать у детей дошкольного возраста эмоционального отношения и интереса к классической музыке;

- формировать музыкально-эстетическое сознание в процессе восприятия классической музыки;

- вызывать эстетические эмоции, чувства, переживания;

- стимулировать устойчивую потребность слушать музыку;

-Активизировать музыкальное мышление;

- пробуждать творческое воображение при слушании ярких музыкальных произведений;

1. Освоение содержания шедевров классической музыки в процессе их восприятия и оценки

Знакомство с творчеством композиторов – классиков, является одним из важнейших условий эстетического воспитания детей. Произведения композиторов – классиков, включенных в программы по развитию ребенка в музыкальной деятельности, доступны для восприятия воспитанниками благодаря яркому и выразительному музыкальному языку и эмоциональности.

Мир духовной жизни ребенка интересовал многих композиторов – классиков: В.А.Моцарта, Л.Бетховена, М.И.Глинки, П.И.Чайковского, Э.Грига, С.С.Прокофьева и др. Музыкальные произведения, написанные о детях и для детей, слушаются детьми с особым удовольствием и легко воспринимаются. Их привлекают доступность, простота сюжета, яркая характеристика музыкальных образов. Пробудить интерес у воспитанников к классической музыке – задача огромного значения, ибо классическая музыка со своей яркостью и эмоциональным содержанием представляет высокохудожественные образцы творчества и является благодарнейшим материалом для воспитания музыкальной культуры детей.

Б.Асафьев писал – «Наблюдать искусство – значит, прежде всего, уметь воспринимать его… Воспринимать музыку – дело трудное. К нему надо подготовлять внимание…» Слушание классической музыки, ее восприятие и анализ – один из основных видов музыкальной деятельности на музыкальных занятиях в ДОУ, которому принадлежит ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной функции. Эта деятельность, будучи самостоятельной, в тоже время является обязательной составной частью любой формы музицирования, любого вида музыкальной деятельности. В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение музыкального произведения и умелое использование  педагогом разнообразных методов и приемов, помогающих понять содержание музыкального образа. Сила воздействия музыки зависит от личности человека, от его подготовленности к восприятию.

«Музыкальное восприятие - сложный чувственный поэтический процесс, наполненный глубокими чувственными переживаниями, в нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с проходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные реакции на них. Одновременно это и процесс познания, переживания и оценки музыкального произведения, его художественного образа, в основе которого лежит способность слышать, переживать  музыкальное содержание, как художественно-образное отражение действительности».

Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребенка мы формируем основы его музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры в целом.

В основе музыкального восприятия лежит сложный психический процесс вычленения в произведениях искусства свойств и качеств, побуждающих эстетические чувства.

«Развивая эмоциональные интересы, мышление, воображение, вкусы ребенка, мы формируем основы его музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры в целом. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для малейшего овладения музыкальной культурой. Именно в детстве формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит последующее музыкальное и общее развитие детей. Чем раньше ребенок получает возможность накапливать опыт восприятия шедевров мировой музыкальной классики, тем богаче его тезаурус, тем более успешным становится его развитие» .

В результате развития основ музыкальной культуры у воспитанника формируются первоначальные ценностные ориентации – способности ценить красоту в жизни и искусстве. Творческое восприятие классической музыки детьми способствует их общему интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Дети имеют ограниченное представление о чувствах человека, проявляющихся в реальной жизни. Классическая музыка, передавая всю гамму чувств и их оттенков, расширяет эти представления. Слушая классическое наследие, воспитанник осваивает  бесценный культурный опыт поколений. «Восприятие произведений музыкального искусства постепенно ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, значимого для него содержания»  

Эмоциональная отзывчивость на музыку связана с развитием эмоциональной отзывчивости, воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку. Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию ребенка.

Классическая музыка может стать эмоционально-оценочным стержнем, позволяющим формировать у ребенка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление и воображение, эстетическое сознание.

«становление музыкальной культуры личности, а через нее – художественной, эстетической и общей духовной культуры должно начинаться с раннего детства, когда у ребенка еще не сложились интересы, привычки, вкусы, которые нужно ломать или перестраивать. Маленький ребенок открыт, доверчив, восприимчив. Именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты. Ребенок накапливает тот опыт деятельности, от которого во многом зависит его последующее музыкальное развитие. Поэтому, так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, постоянно расширять их представления о музыке разных времен»  

Чтобы овладеть музыкальным языком, чувствовать и осмысливать выразительность музыкальной речи. Ребенок должен находиться в музыкальной среде, накопить опыт восприятия музыкальных произведений высокого искусства. Накапливая опыт классической музыки, ребенок постигает «Интонационный словарь» разных эпох.

Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка – актуальнейшая задача сегодняшнего дня, позволяющая реализовать возможности музыкального искусства в процессе становления личности.

Программами по музыкальному воспитанию предлагаются следующие музыкальные произведения в разделе «слушание, восприятие музыки»: П.И.Чайковский пьесы из «Детского альбома», пьесы из «Детской тетради» Д.Д.Шостаковича, сказка для симфонического оркестра С.С.Прокофьева «Петя и волк», фрагменты из балета «Золушка», фрагменты из оперы «Любовь к трем апельсинам» С.С.Прокофьева,  фрагменты из балетов П.И.Чайковского «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро». Пьесы из «Альбома для юношества» Р.Шумана, пьесы из «Карнавала животных» К.Сен-Сенса. Фрагменты из опер Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка», «Сказка о Царе Салтане».

Классическая музыка звучит не только на музыкальных занятиях, но и повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения: во время зарядки, игр и досугов. Знакомство с шедеврами классической музыки осуществляется во время прослушивания аудиозаписей из серий «Шедевры мировой классики», «История русского театра для детей».

Как говорил Б.Асафьев «Музыка – образно-звуковое отражение действительности». Современная дошкольная педагогика характеризуется использованием современных технологий в воспитательном и образовательном процессах. Использование на музыкальных занятиях современной техники помогает решать новые задачи. Велики возможности применения музыкальных компьютеров в процессе музыкального воспитания и развития дошкольников.

Музыкальный руководитель, применяющий современные технические средства может получить качественно новые ценные результаты, возможность изучить наследие мировой музыкальной культуры, делая его духовным состоянием.

Создание мультимедийных пособий для слушания музыки на музыкальных занятиях помогает воспитанникам понимать музыкальные образы. У ребенка должны возникать эмоции, он должен понимать произведение, понимать музыкальные образы, созданные композитором. «Важно формировать навыки и умения, необходимые для полноценного восприятия ими музыкальных произведений, развивать у них музыкальные, творческие способности, а также интерес и музыкальный вкус»  

Создание мультимедийных пособий, основанных на произведениях музыкальной классики, решает проблему доступности классических музыкальных произведений восприятию ребенка дошкольного возраста.

Основными критериями мультимедийных пособий является наглядность, (привлекает красочность, простота и доступность образов) небольшая по времени протяженность звучания музыкального произведения, хорошее качество звука. Данные мультимедийные пособия активизируют музыкальное восприятие и помогают осмыслить общее содержание и настроение произведения.

«Сложный процесс развития детского музыкального восприятия предполагает использование художественного исполнения произведения, слова педагога и наглядных средств»  

Система формирования музыкальной культуры у детей предполагает использование различных методов. Каждый из трех основных методов – наглядный, словесно-логический, практический применяются в организации процесса слушания классической музыки с применением мультимедийных пособий.

 Использование мультимедийных пособий при ознакомлении дошкольников с классической музыкой способствуют:

  • формированию музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры детей;
  • развитию музыкальности, музыкальной памяти, способности к сопереживанию;
  • развитию образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
  • освоению знаний о музыке, о жанровом многообразии произведений композиторов – классиков;
  • овладению практическими умениями в слушании музыки

2. Классическая музыка дошкольникам.

        Однажды, занимаясь оркестровкой «Вальса-шутки» ДД. Шостаковича, я сравнила две темы музыкального диалога этой пьесы с известной каждому ребенку ситуацией: мама идет по улице с малышом, который переполнен впечатлениями и от этого не может молчать. Все вокруг ему кажется интересным и обо всем увиденном хочется скорее рассказать маме - он спешит, торопится, повторяет одни и те же слова, дергает ее за рукав. Этот образ как нельзя лучше соответствует характеру первой музыкальной темы: радостному, беззаботному, суетливому, болтливому, приставучему, игривому. Вторая тема звучит более спокойно, уравновешенно, мягко. Это мама отвечает своему непоседливому малышу: «Да, конечно, правильно». Ей интересно все, о чем говорит ребенок, но на его восторженные призывы мама отвечает ласково, сдержанно, неторопливо. Она любит своего малыша, соглашается с ним, однако свое согласие выражает не очень бурно, ведь мама - взрослая женщина, к тому же немного устала после работы.

Почти каждый ребенок в этой воображаемой ситуации узнает хорошо известный ему жизненный сюжет. Восприятие музыки обогащается яркими эмоциями, связанными с прошлыми положительными переживаниями ребенка, а также с возможностью посмотреть на них «со стороны». Такое узнавание «себя», «своей истории» обычно очень веселит детей, они легко включаются в восприятие музыкального диалога, построенного на увлекательной образной игре.

Детям становится понятен и смысл названия пьесы: не случайно композитор назвал вальс шуткой. Шутка - это не просто озорство, веселье, радость. В ней есть небольшая интрига, добродушная хитрость, секрет.

Путь предлагаемого педагогом сюжета, передающего характер музыкального произведения - всего лишь начало в цепочке дальнейших ассоциаций, направленных на восприятие музыкального диалога. Предложенный взрослым пример помогаетдетям отчетливо различать две музыкальные темы вальса, делает процесс слушания не только активным, осознанным, но и привлекательным для ребенка, так как учитывает его склонность к образному, игровому освоению действительности.

Однако со временем яркий сюжетный образ, придуманный взрослым, превратился в своеобразный штамп. Каждый раз, слушая «Вальс-шутку», дети непременно вспоминали знакомые шуточные персонажи: «А... это та самая музыка, в которой малыш разговаривает со своей мамой!». Слушая подобные ответы детей, я невольно теряюсь...

Яркий сюжет помог детям понять специфику музыкальной речи на первых этапах знакомства с произведением. Теперь этот сюжет, пожалуй, мешает восприятию, излишне опредмечивая, конкретизируя музыкальный образ.

Стараюсь скрыть свое педагогическое замешательство: «Неужели композитор действительно посвятил этот вальс шуточной беседе мамы и ее малыша?» Предлагаю детям заглянуть в нотный сборник - здесь об этом ничего не сказано. На страницах книги - только название «Вальс-шутка», нотный текст... и больше ничего...

«Это мое воображение подсказало мне эту забавную сценку, - признаюсь я удивленным малышам, - музыка не способна рассказывать истории так, как это делает, например, сказка. Она не может передать облик героев и их окружения с помощью линий и красок, подобно живописи. Говоря с нами на языке чувств, настроений, эмоций, музыка, как ни один другой вид искусства, способна разбудить в человеке фантазию, вызвать в его воображении яркие, неожиданные образы.

Каждому из вас «Вальс-шутка» может навеять свои шуточные истории, поможет увидеть своих героев. Мы хорошо различаем в пьесе две музыкальные темы, но кого они изображают, можем лишь догадываться».

Предлагаю детям послушать знакомое произведение с закрытыми глазами и немного пофантазировать - о ком или о чем может рассказать музыкальный диалог «Вальса-шутки»?

В первых ответах детей - робкое отступление от хорошо знакомого сюжета. Сначала образ мамы заменяется образом какого-нибудь другого взрослого (бабушки, папы, взрослой сестры). Затем происходит новый ассоциативный перенос: взрослый превращается в курицу, петуха или любую другую взрослую птицу, ребенок - в цыпленка или другого птенчика. Дети замечают, что в оркестровке слышится голос не одного птенца, а целого птичьего хора (эта тема озвучивается колокольчиками и бубенцами). Так, благодаря цепочке музыкально-образных ассоциаций, образ «мамы и малыша» трансформируется в образ «птичьей семейки».

Детское воображение подсказывает новую игровую ситуацию, сюжет которой мы тут же обыгрываем: одни малыши изображают в движении любопытных птенцов, сидящих в гнездышках, другие -заботливых птичек-мам. Дети импровизируют под музыку, двигаясь в соответствии с характером музыкальных тем «Вальса-шутки». Им нравится, что новая игра возникла благодаря их собственной фантазии.

- А можно ли представить вместо мамы-птицы кого-нибудь другого? - пытаюсь вывести ребят за пределы ассоциативной схемы «мама-дитя».

После некоторого раздумья в нашей творческой группе появляются вполне самостоятельные музыкально-образные решения: «Птички играют с Облаком, выпрашивая у него дождинки», «Птички прилетели на окошко к Мальвине, они будят ее веселой песенкой, рассказывают о прекрасном солнечном утре; Мальвина приветливо отвечает на веселый птичий щебет». Обыгрываем с детьми удачные сюжетно-образные находки. Центральные роли (Облачка, Мальвины и др.) исполняет воспитатель или автор оригинальной идеи.

На занятии дети получают импульс к дальнейшим творческим поискам, и при очередной встрече спешат поделиться своими находками. Музыкальный диалог «Вальса-шутки» превращается в «Диалог минутной и часовой стрелок», в «Танец игрушечных клоунов вокруг куколки-принцессы», в «Хор насекомых, поддразнивающих сытую лягушку». Последняя игровая ситуация дает возможность пропеть основные темы вальса (педагог использует метод вокального уподобления характеру звучания музыки, автор О.П. Радынова).

Объединяем вокальное уподобление с образными движениями (дети изображают комаров, мошек, пчелок). Получается забавная творческая инсценировка на музыку «Вальса-шутки».

На следующих занятиях дети просят меня повторить понравившуюся им игру. Каждому ребенку непременно хочется выступить в роли лягушки. Это значит, что к «Вальсу-шутке» Д. Шостаковича мы вернемся еще не раз. Чтобы обращение к полюбившимся образам не было однообразным, предлагаю детям изготовить из бумаги маленьких бумажных пчелок, управляя которыми дети смогли бы побыть в роли кукловодов.

На занятии по изодеятельности склеиваем из альбомной, цветной, гофрированной бумаги и кальки забавных насекомых. Талию пчелки перетягиваем резиночкой так, чтобыосталась свободная петля, которую затем можно будет надеть на пальчик или ладошку.

У каждого ребенка получается своя неповторимая пчелка. На музыкальных занятиях дети всегда узнают свою бумажную игрушку и выбирают для творческой импровизации именно ее.

Ребенок, создавший на занятии по изодеятельности художественно-пластический образ, развивает сюжет его жизни в музыкально-творческой игре. Возникнув однажды как своеобразная художественная реакция на полюбившуюся музыку Шостаковича, бумажные пчелки приобрели в дальнейшем самостоятельную ценность, превратившись в удобное пособие по формированию звуковысотного, тембрового и интонационного слуха, освоению выразительных возможностей мелодии, развитию у детей фантазии, способности к творческому взаимодействию.

Упражнение 1. Музыкальный полет

Знакомство со свойствами музыкальных звуков

Цель. Развитие звуковысотного и тембрового слуха. Подготовка голосового аппарата к точному интонированию мелодии. Изучение звуковысот-ных отношений с помощью двигательного моделирования мелодии, установление ассоциативных пространственно-звуковых связей.

Ход занятия

У каждого ребенка на тыльной стороне ладони -бумажная пчелка, которая с помощью резиночки крепится на одном или нескольких пальцах.

Педагог предлагает детям «оживить» свои бумажные игрушки и познакомить их со свойствами музыкальных звуков.

Педагог. Звуки бывают тихими и громкими (дети, жужжа за пчелок, последовательно передают эти динамические оттенки), высокими и низкими (дети сопровождают звукоимитационное пение взлетом и падением руки с бумажной пчелкой, задерживаясь в полете на отдельных звуках по инициативе педагога,).

Затем взрослый предлагает детям поиграть с самодельными игрушками в «Музыкальное эхо». Ведущая пчелка пропевает несложную музыкальную фразу, которую остальные участники игры должны повторить. Сначала роль ведущей пчелы исполняет педагог, затем, по желанию, кто-либо из детей.

Усложнение задания: движением бумажной игрушки дети передают звуковысотный рисунок исполняемой мелодии.

Упражнение 2. Пчелиные тайны, или Как сохранить мелодию?

Цель. Упражнение детей в чистомпропевании звуков и несложных мелодий; формирование способности к взаимодействию с партнерами по игре.

Создание игровых ситуаций, активизирующих исполнительские (вокальные) и творческие (театрально-игровые) проявления детей.

Материал. Бумажные пчелки, корзина с цветами.

Ход занятия

Если занятие проходит в зале или групповой комнате, дети садятся на ковер или на стульчики, расставленные по кругу. На прогулочной площадке участникам игры достаточно встать в круг.

Сначала педагог проводит с детьми музыкальную разминку, повторяя задания из первой части упражнения 1. Затем вводит детей в новую игровую ситуацию. Когда пчела встречает на своем пути цветочные поляны или клумбы, она обязательно сообщает об этом членам своей пчелиной семьи. О том, какие цветы встретились ей на пути, сколько времени до них нужно лететь и в каком направлении двигаться, пчелки могут рассказать друг другу на особом пчелином языке, с помощью звуков определенной высоты.

Педагог приводит пример:

так        или

ж-ж        жу-жу-жу

Педагог. Давайте представим, что одна из пчелок нашла за речкой полянку с медоносными цветами и хочет рассказать об этом своей соседке. (Педагог, управляя пчелой, пропевает сидящему справа от него ребенку один или несколько звуков.Тот, в свою очередь, делится этой информацией с «пчелкой» своего соседа и т.д.)

Игра продолжается по кругу - каждый ребенок вместе со своей бумажной пчелой подхватывает музыкальную фразу и передает ее соседу. Если кто-либо из детей искажает мелодию, остальные, по просьбе педагога, помогают ему подстроиться к заданной интонации.

Когда музыкальную фразу или звук повторяет последний играющий, музыкальный руководитель раскрывает перед детьми букет цветов, к которому пчелки свободно подлетают, «собирают нектар», а затем с веселой импровизационной песенкой кружатся по залу или прогулочной площадке. Танец пчелок можно сопровождать музыкой «Полет шмеля» Н.А. Римского-Корсакова. Педагог наблюдает за творческими театрально-игровыми проявлениями детей. Ведущим, задающим звуковую комбинацию при повторении игры, становится ребенок, который наиболее интересно, творчески управлял бумажной пчелкой, обыгрывая воображаемые сюжетные ситуации.

Заключение

Музыкальное искусство – едва ли не единственный вид искусства, доступный восприятию ребенка раннего возраста. Основы музыкального восприятия формируются раньше, чем восприимчивость к любому другому виду искусства.

Восприятие классической музыки несет в себе развивающий эффект. Музыкальные впечатления обогащают культуру детей, запоминаются надолго. Способствуют формированию интересов, чувств, воображения, мышления, вкусов, ценностного отношения к музыке.

Воспитание музыкальной культуры детей дошкольного возраста невозможно без развития музыкального восприятия в процессе музыкальной деятельности. Чем она активнее и разнообразнее, тем эффективнее протекает процесс музыкального развития, и, следовательно, успешнее достигается цель музыкального воспитания.

Таким образом, освоение содержания шедевров классической музыки в процессе их восприятия и оценки является существенной предпосылкой успешного формирования музыкальной культуры дошкольников.

            Музыка является одним из важнейших средств воспитания духовности человека. Главная задача педагога - увлечь ребенка музыкой, сделать так, чтобы слушание музыки стало его потребностью. Это возможно лишь при погружении детей в мир классической музыки, воспитании на ее классических образцах.

            Этот проект предполагает организацию и проведение в детском саду встреч детей с профессиональными исполнителями классической музыки: инструменталистами, вокалистами, артистами балета и др.

Значимость проекта обусловлена также привлечением внимания педагогов к уникальному, с точки зрения общего и художественного развития, виду музыкальной деятельности – слушанию музыки, которому в настоящее время в детских садах не уделяется должного внимания.

           Концерты «живой музыки» в детском саду производят на дошкольников яркое впечатление, активизируют их интерес к музыкальному искусству, стимулируют творческую деятельность. Встречи дошкольников с профессиональными музыкантами должны быть продуманными и подготовленными. К факторам, обеспечивающим такую подготовку, относятся:

- систематическая и планомерная работа по слушанию музыки на музыкальных занятиях в детском саду;

- ознакомление детей на занятиях с классическими музыкальными произведениями разных эпох и стилей, высокохудожественными и доступными дошкольникам;

- использование адекватных возрасту детей методов работы с музыкальным репертуаром;

- специальная подготовка детей к встрече с профессиональными исполнителями классической музыки может проходить в форме занятий, бесед или литературно-музыкальных композиций, предваряющих восприятие концерта в детском саду;

- беседы с детьми о прослушанном концерте в последующие дни;

- создание условий для отражения услышанного и увиденного на концерте в различных видах детского творчества.

Важным принципом подбора музыкального репертуара является принцип его доступности детям. Практика показывает, что в ряде случаев дошкольников знакомят с музыкальными шедеврами, образный мир которых включает такие чувства и переживания, до которых дети просто «не доросли». Поэтому так важен строгий отбор предлагаемой детям музыки, ее соответствие возрастным возможностям.

Особо следует отметить, что произведения классической музыки на занятиях должны звучать в оригинальном исполнении. Недопустимы так называемые «современные» обработки классических произведений, в выхолощенном звучании синтезатора и убогой оркестровке. Не следует также предлагать детям для прослушивания и «псевдофольклор» в современном эстрадном исполнении.

Такие яркие культурные события, как концерты классической музыки, оставляют в памяти всех его участников заметный след, повышают настроение, создают атмосферу праздника. Они должны обязательно обсуждаться. Дети с удовольствием вспомнят услышанное и увиденное на концерте, расскажут о своих впечатлениях. Можно предложить им различные творческие задания: воплотить свои впечатления от музыки в рисунках, музыкальном движении, театрализации и др. Тогда дети с нетерпением будут ждать следующей встречи с музыкой.

Литература

1. Метлов Н.А. Музыка – детям: Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада / Сост. С.И.Чешева, А.П. Николаичева. – М.: Просвещение, 1985. – 144 с., нот.

2. Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений.- М.: АРКТИ, 2000. – 203 с.

3. Радынова О.П. Музыкальные шедевры: Программа музыкального воспитания для детей дошкольного возраста с методическими рекомендациями. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: издательство ГНОМ и Д, 2006. – 80 с.

4. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). Воронеж, НПО «МОДЭК», 1998. – 352 с.

5. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.08 «Дошк. Воспитание» / Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, Л.Н.Комиссарова и др.; Под ред. Н.А.Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: просвещение, 1989. – 270 с.

                     

                 Приложение 1. Спящая красавица

Опера по мотивам сказки III. Перро Старший дошкольный возраст

Действующие лица. Принцесса Аврора, Принц Дезире, Король, Королева, Церемониймейстер, Фея Искренности, Фея Цветущих Колосьев, Фея Щебечущая Канарейка, Фея Сирени, Фея Карабос, придворные дамы и кавалеры, деревья, плющи и колючие кустарники - дети в костюмах, исполняющие вокальные импровизации.

В спектакле используется музыка, включенная в аудиопособие «Мы слушаем музыку» к авторской программе О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры».

Пролог

Звучит «Гавот»И. С. Баха из Сюиты№3 для камерного оркестра. Открывается занавес, выходят придворные дамы и кавалеры, встают возле трона Короля. Выходит Церемониймейстер.

Церемониймейстер. Слушайте! Слушайте! Родилась принцесса Аврора! В замке будет торжество!

1-я дама. Да здравствует принцесса!

1-й кавалер. Да здравствует Аврора!

2-я дама. Да здравствует всегда!

Церемониймейстер {речитативом).Их величество Король с Королевой! (Выходят)

3-я дама. Поздравляем Ваше Величество!

4-я дама. С новорожденной, Ваше Величество!

2-й кавалер. Примите наши поздравления, Ваше Величество!

Король. Благодарю.

Королева. Мы счастливы!

Слышится плач ребенка. Все бросаются к колыбели и начинают успокаивать младенца.

Королева. Баю-баюшки-баю, тебе я песенку спою.

Все. Баю-баю-баю-бай, спи, принцесса, засыпай.

Королева {обращаясь к дамам).А где же волшебницы?

Дама. Мы уже их пригласили.

Опять звучит «Гавот» И. С. Баха. Король и Королева шествуют к трону, садятся. Все придворные располагаются рядом.

Церемониймейстер. Фея Искренности!

Звучит тема Феи Искренности из балета «Спящая красавица>» П. И. Чайковского. Фея Искренности исполняет танцевальную импровизацию.

Фея Искренности. Пусть растет веселой, скромной, милосердной!

Церемониймейстер. Фея Цветущих Колосьев!

Звучит тема Феи Цветущих Колосьев П. И. Чайковского. Фея Цветущих Колосьев исполняет танец, импровизируя под музыку.

Фея Цветущих Колосьев. Пусть у нее будет нежное, доброе сердце!

Церемониймейстер. Фея Щебечущая Канарейка!

Звучит тема Феи Щебечущей Канарейки. Девочка исполняет танцевальную импровизацию.

Фея Щебечущая Канарейка. Пусть обладает чудным голосом и поет как соловей!

Церемониймейстер. Фея Сирени!

Звучит тема Феи Сирени из пролога балета «Спящая красавица>». Фея Сирени исполняет свой танец.

Фея Сирени. Пусть Аврора полюбит музыку, будет играть на арфе и флейте!

Звучит вальс П.И. Чайковского. Феи исполняют совместный танец. Внезапно музыка прерывается.

Звучит тема Феи Карабос.

Фея Карабос. Неслыханно! Невероятно! Какое оскорбление мне! Вы пригласили всех, всех, кроме меня! {Подходит к колыбели) Принцесса вырастет красивой и счастливой, но во цвете лет умрет от укола веретена! Ха-ха-ха!

Фея Карабос исчезает. Фея Сирени утешает Короля с Королевой.

Фея Сирени. Не печальтесь! Исправить всё зло я не в силах, но принцесса не умрет, а уснет на сто лет. Придет смелый принц и разбудит ее.

Королева (плача). Благодарю тебя, добрая Фея!

Церемониймейстер. Приказ Короля! Отныне и навсегда запрещается пользоваться веретеном!

Под «Гавот» И С. Баха все покидают сцепу.

Голоса за кулисами. Отменить иголки! Запретить булавки! Запретить спицы и веретёна!

Звучит бой часов.

Первая картина

Звучит «Полонез» И. С. Баха из Сюиты №2 для камерного оркестра.

Церемониймейстер. Прошло 15 лет!

Звучит вальс НИ Чайковского. Раздается девичий смех. Выбегает принцесса и прячется. За ней появляются придворные дамы.

1-я дама. Принцесса, где ты?

2-я дама. Аврора, Аврора!

3-я дама. Где же ты, принцесса?

Аврора (выбегает). Я здесь!

Принцесса с придворными дамами играют. В это время незаметно выходит Фея Карабос, одевшаяся старухой, и садится за прялку. Аврора замечает старуху.

Аврора. Какая славная старушка! Я ее не знаю. Бабушка, что вы делаете?

Старуха. Пряду пряжу, дитя мое.

Аврора. А что у вас в руках?

Старуха. Это, красавица, веретёнце.

Аврора. Можно, я тоже попробую?

Старуха дает Авроре веретено. Звучит танец с веретеном из балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского. Неожиданно Аврора укалывает пачец.

Аврора. Как больно! Как колет! Как кружится голова! Отец, матушка! Помогите! Всё вокруг темнеет!

Звучит тема скорби из балета «Спящая красавица». Появляются Король с Королевой.

Королева. Кто это сделал? Кто убил ее?

Король (обращаясь к старухе). Это ты, Карабос?!

Фея Карабос. Она умерла! Мое предсказание сбылось! Ха-ха-ха! Плачьте, плачьте!

Фея Карабос исчезает. Появляется Фея Сирени.

Фея Сирени. Не печальтесь. Так должно было случиться. Не прощайтесь с Авророй - вы еще встретитесь с ней через сто лет. Я погружу вас в сон, и вы уснете вместе с ней.

Звучит тема Феи Сирени. Она исполняет танцевальную импровизацию, и все погружаются в сон.

Фея Сирени. Ну, вот. Все заснули. Поднимайтесь из земли, деревья, плющи и кустарники, -переплетайтесь ветвями так, чтобы сюда никто не смог попасть и нарушить сон королевства!

Дети в костюмах деревьев, плюща, кустарников под звуки темы Феи Сирени исполняют танцевально-пластическую импровизацию.

Звучит бой часов.

Вторая картина

Церемониймейстер. Прошло сто лет!

Звучит музыка из сцены охоты 2-го действия балета «Спящая красавица». Появляется принц Дезире. Он идет не торопясь, оглядываясь по сторонам.

Принц. Какое прекрасное место! Я здесь никогда не бывал. Всё кругом так таинственно и сердце бьется так тревожно!

Звучит тема Феи Сирени. Фея Сирени подходит к принцу.

Принц. Кто вы?

Фея Сирени. Не пугайся, я Фея Сирени. А ты тот, кто может разбудить прекрасную принцессу. Она живет в этом старинном замке.

Принц. Как же спасти ее, добрая Фея? Я не боюсь опасности! Я разбужу ее!

Фея Сирени. Пойдем со мной, смелый принц.

Фея ведет принца к замку, от взмаха ее волшебной палочки деревья и кусты расступаются.

Принц. Чудо, чудо! Деревья словно живые! Они уступают нам дорогу!

Принц и Фея подходят к спящей Авроре.

Фея Сирени. Вот она - Аврора!

Принц. Как она прекрасна! (Целует принцессе руку.)

Аврора (просыпается). Как сладко я спала! Кто ты, юноша?

Принц. Я - принц Дезире.

Король, Королева, придворные дамы, кавалеры постепенно просыпаются. Принц подает принцессе руку. Звучит Кода из 3-го действия балета «Спящая красавица».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Освоение содержания шедевров классической музыки в процессе их восприятия и оценки»

Исследовательский проект по освоению шедевров классической музыки детьми старшего дошкольного возраста....

"Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников, в процессе восприятия классической музыки.

Понятие «восприятия музыки» нельзя отождествлять с термином «слушание музыки». Восприятие музыки не сводится к одному виду деятельности. Активное восприятие – основа музыкального воспитания. Только то...

Роль классической музыки в развитии музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста

Статья будет полезна для музыкальных руководителей и воспитателей детских садов...

Авторский проект на тему:«Развитие музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста в процессе слушания классической музыки»

Личный вклад в повышение качества образования и трансляция опыта практических результатов профессиональной деятельности музыкального руководителя Думчевой Е.Н....

Сообщение на районное методическое объединение на тему: "Развитие восприятия классической музыки в процессе обучения старших дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.

Сообщение на тему: "Развитие восприятия классической музыки в процессе обучения старших дошкольников игре на детских музыкальных инструментах."...

Шедевры классической музыки в работе с детьми дошкольного возраста

Данный материал содержит приемы ознакомления детей дошкольного возраста с классическими произведениями...