РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
опыты и эксперименты (подготовительная группа) на тему

Карамышева Маргарита Петровна

Всё чаще воспитатели детских садов и родители задают вопрос: "Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шахматы? По плечу ли малышам эта увлекательная и полезная игра?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nachalo_shakhmatnogo_kruzhka.docx42.92 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ ИГРЫ В «ШАХМАТЫ»

Актуальность проблемы интеллектуального развития дошкольников через обучение игре в шахматы.

Все чаще воспитатели детских садов и родители задают вопросы: «Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шахматы? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра?».

Если проанализировать историю шахмат, невольно бросается в глаза, что многие выдающиеся шахматисты познакомились с этой игрой в очень раннем возрасте: Х.Р. Капабланка, А. Карпов, П. Керес, С. Решевский, Г. Агзамов – в 4 года, В. Стейниц, М. Эйве, Н. Гаприндашвили, М. Чибурданидзе – в 5 лет, Г. Каспаров, Б. Спасский, Р. Фишер, О. Рубцова, Ю. Балашов – в 6-летнем возрасте, А. Алехин, М. Таль, В. Смыслов – к 7 годам.

Такое раннее прикосновение к древней игре помогло Б. Спасскому, А. Карпову и Г. Каспарову стать чемпионами мира и среди юношей и среди взрослых.

Это подтверждается и многолетним практическим опытом: зарубежным и нашим.

Впрочем, не все дети, кого увлечет шахматная игра, станут чемпионами. Поэтому для большинства из нас важнее вторая причина раннего знакомства с шахматами - желание вырастить гармонично развитого человека. Не случайно охотно проводили досуг за шахматной доской А. Пушкин и М. Лермонтов, И. Тургенев и Л. Толстой.

Последняя причина кроется в благотворном влиянии игры на подготовку к школе. Детсадовская пора когда-то закончится, а экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные довольно рано в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, особенно в точных науках, и даже быстрее делают домашние задания.

Успешное обучение ребёнка в начальной школе по современным программам предполагает высокий уровень развития мышления, умение самостоятельно приобретать, обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы.

Как же развить логику ребёнка, зажечь желанием получать новые знания? Конечно же, заинтересовать увлекательной игрой, ведь игра - единственная форма деятельности ребёнка, которая во всех случаях отвечает его организации.

Огромную роль в воспитании успешного, самостоятельного, гармонично развитого человека играют шахматы. И это не фантастика, дети легко осваивают шахматные премудрости с 3-х лет.

В. В. Путин в послании участникам чемпионата мира по шахматам сказал: “Шахматы это не просто спорт — они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективнее оценить сложившуюся ситуацию, просчитать на несколько "ходов" вперед”.

О роли шахмат в формировании подрастающего поколения президент Международной шахматной федерации (ФИДЕ) Кирсан Илюмжинов выразился: “Шахматы — чуть ли не единственная чисто соревновательная, т. е. наглядная форма фиксации интеллекта личности”.

Благодаря этой игре дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине и т. д.

Работы выдающихся педагогов – психологов: Л.А. Вегнера, А.А. Столяра, Л.Ф. Тихомировой, Б.И. Никитина, З.А. Михайловой, Е.В. Колесниковой, современные концепции обучения самых маленьких детей доказывают, что не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки к усвоению математических знаний дошкольников является формирование логического мышления. Детей необходимо учить, не только измерять и вычислять, но и рассуждать. Ведь логическое мышление – это умение оперировать абстрактными понятиями, это управляемое мышление, это мышление путём рассуждений, это строгое следование законам неумолимой логики, это безукоризненное построение причинно- следственных связей. Именно благодаря логике можно обосновать многие жизненные явления, объяснить абстрактные понятия, научить ребёнка отстаивать свою точку зрения.

Применение в работе с детьми методики раннего обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребёнка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности.

Шахматы - уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Игра развивает и дисциплинирует мысль, даёт больше человеку, чем он тратит на неё. Но само умение хорошо играть – это уже искусство, ибо как и в искусстве, интеллектуальному творчеству в шахматах предела нет. Шахматы - это творчество, сочетающееся со строгими правилами и широким простором для самостоятельности и выдумки, и даже пешка, как Алиса в сказке, может стать королевой. А шахматные правила достаточно просты и доступны, а играть в них можно где угодно.  Такое положение вещей дает все основания широко популяризировать шахматы среди воспитанников старшего дошкольного возраста. Шахматная игра - увлекательная игра для детей. На шахматной доске сражаются два войска - белые и чёрные. Дети погружаются в особый мир, где они сами командуют своим шахматным войском. Но вместе с тем ребёнок начинает понимать, что от его умения зависит результат игры, что делает его более ответственным к своим действиям. Дети сами начинают тянуться к получению знаний. Вначале изучают правила игры, затем учатся составлять планы игры, решать шахматные задачи, играют партии между собой, анализируют партии известных шахматистов, участвуют в шахматных соревнованиях. Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться. Их глубина и красота неисчерпаемы, и потому они могут стать вашим спутником на всю жизнь.

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Цепкая память и удивительная любознательность малышей позволяют увлечь их игрой в деревянные (или пластмассовые) фигурки. Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовный мир. 

Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Экспериментальные исследования совпадают с выводами практиков: шахматная игра может занять определенное место в педагогическом процессе детского сада, ибо знакомство с шахматами в столь раннем возрасте способствует развитию у детей воображения, логического мышления, укрепляет их память, учит сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность. Дети, проявляя живой интерес к игре, учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Перейдя от взрослых к детям, эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного.

Кроме того, массовое обучение дошкольников помогает выявить шахматные дарования. 

Обучение дошкольников игре в шахматы является весьма актуальным на сегодняшний день.  Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления. 

Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. "Программа" дошкольного детства поистине огромна: овладение речью, мышлением, воображением, восприятием и т.п. Проблема раннего обучения заключается в необходимости изыскивать резервы в организации образовательной деятельности, чтобы не упустить и воспользоваться преимуществами периода сенситивного к тому или иному виду педагогического воздействия. К сожалению, в дошкольном детстве пока не выделены периоды, сензитивные к обучению игре в шахматы. Но достоверно известно одно: не стоит пропускать эти годы, иначе происходит необратимый процесс. Упущено время – потеряны возможности легко и безболезненно усвоить главное для этого возраста. 

Параметры исследования:

Цель исследования – выявить степень влияния игры в шахматы  на интеллектуальное  развитие старших  дошкольников.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические подходы влияния игры в шахматы  на интеллектуальное  развитие старших  дошкольников.

 2. Выявить и применить в практике наиболее эффективные методы и приемы интеллектуального развития через шахматы.

3. Рассмотреть игру в шахматы  как средство активизации развития интеллектуальных способностей.

Объект исследования  – интеллектуальное  развитие дошкольников

Предмет исследования – игра в шахматы

Гипотеза исследования –  влияние шахмат на интеллектуальное  развитие дошкольников будет происходить наиболее успешно при соблюдении следующих условий:

– использования методики обучения игре в шахматы для дошкольников;

–учета индивидуальных и психологических особенностей каждого ребенка;

–использования разнообразных форм организации обучения игре в шахматы;

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования по данной проблеме могут использоваться в практике работы воспитателей ДОУ.

План исследования

1. Констатирующий этап – выявить уровень интеллектуального развития старших  дошкольников через игру в шахматы  при помощи следующих методов – педагогической диагностики, педагогического наблюдения. Срок – сентябрь 2014 года

2. Формирующий этап – внедрение в практику работы системы мероприятий, направленной на рост уровня интеллектуального развития через игру в шахматы. Срок –  октябрь 2014 года – апрель 2015 года.

3. Заключительный этап – повторное выявление уровня интеллектуального развития старших  дошкольников через игру в шахматы при помощи тех же методов, что и на констатирующем этапе. Срок – май 2015 года.

Новизна  состоит:

-в раннем обучении игре в шахматы в непринужденной игровой форме;

-в комплексном использовании занимательного дидактического материала (математического содержания) через организацию игровой деятельности (или организацию разнообразных форм детской деятельности) по обучению игре в шахматы.
       

 Игра в шахматы решает сразу несколько задач:

Познавательную: расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы). Развивает изобретательность и логическое мышление, наблюдательность и внимание.

Воспитательную: вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость. А также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

Эстетическую: играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляют ему истинное удовольствие, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.

Физическую: побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской. Среди ребят, играющих в шахматы, часто бытует такая поговорка: «Чтобы гроссмейстером стать, надо много знать, постоянно физкультурой, спортом заниматься, ежедневно закаляться».

Коррекционную: помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.

Диагностика 

Ф.и. ребёнка

                                   знать

                             уметь

итог

Знает шахматные термины:

поле, горизонталь, вертикаль

Название шахматных фигур и

их отличия

Правила  

хода, взятие

 каждой фигуры

Ориентировка на шахматной доске.

Играть каждой фигурой

Правильно располагать доску

Правильно располагать фигуры

Умение перемещать фигуры

Решать

простые шахматные

 задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высокий: ребенок имеет представление о  «шахматном королевстве». Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет   быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает,  различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. Обладает навыками счёта предметов, умение соотносить количество и число. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие  «рокировка», «шах» и «мат». Умеет записывать  шахматные партии. Узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях, уметь конструировать их из палочек и различных частей, уметь использовать эти фигуры для конструирования орнаментов и сюжетов.  У ребенка развито логическое мышление.

Средний: ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в умении   быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше». Путается в названии геометрических фигур, в сравнении величин на основе измерения. Не всегда узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях.

 Низкий: ребенок не умеет   быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает,  не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие  «рокировка», «шах» и «мат». Не умеет записывать  шахматные партии.

Анкета на начало учебного года для родителей.

         Вопрос

Положительно

 ответило

Отрицательно

 ответило

Ответило

 «Не знаю»

  1. Умеет ли ваш

 ребенок играть в шахматы?

  1. Есть ли желание

 у вашего ребенка играть в шахматы?

  1. Считаете ли вы,

что шахматы положительно влияют на интеллектуальное  развитие?

  1. Считаете ли вы необходимым

учить детей дошкольного возраста игре в шахматы?

  1. Необходима ли

вам помощь педагогов в обучении игре в шахматы?

  1. Необходим

ли шахматный кружок?

Анкета на конец учебного года для родителей.

Вопрос

Положительно ответило

Отрицательно ответило

Ответило

«Не знаю»

  1. Умеет ли ваш ребенок играть в шахматы?

  1. Есть ли желание у вашего ребенка играть в шахматы?

  1. Считаете ли вы, что шахматы положительно влияют на интеллектуальное развитие?

  1. Считаете ли вы необходимым учить детей дошкольного возраста игре в шахматы?

  1. Необходима ли вам помощь педагогов в обучении игре в шахматы?

  1. Необходим ли шахматный кружок?

Исходя из результатов анкетирования родителей, сделала вывод, что родители имеют представления об игре в шахматы и ее значения для умственного развития детей дошкольного возраста, родители проявляют заинтересованность.

Заключение

Таким образом, использование элементов шахматной игры в развитии логического мышления дошкольников способствует:

  • обобщению, систематизации и апробации методов и приемов развития логического мышления;
  • повышению уровня подготовки дошкольников к усвоению математических знаний;
  • формированию умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания. Творчески решать различные проблемы.

Список использованной литературы:

  1. Балашова Е.Ю. Шахматная азбука, 1 ступень. Герои сказки играют в шахматы. – М.: Просвещение, 2009. – 72 с.
  2. Балашова Е.Ю. Герои сказки играют в шахматы. – М.: Просвещение, 2009. – 96 с.
  3. Балашова Е. Задачник Ι ступень. – М.: Просвещение, 2009. – 64 с.
  4. Балашова Е. Шахматная азбука. Первая ступень. – М.: Просвещение, 2009. – 144 с.
  5. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь: Книга для учащихся \Пер. с чеш.  Е.и. Ильина, Н.Н. Попова; ил. И. Карт. – Петрозаводск: БНП, «Кругозор», 1994. – 112 с.
  6. Гришин В.Г. малыши играют в шахматы: Кн. Для воспитателя дет. сада: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1991. – 158 с.
  7. Дорофеева А. Хочу учиться шахматам! – М.: Просвещение, 2007. – 160 с.
  8. Журавлев Н.И. В стране шахматных чудес. – М.: А\О «Международная книга», 1991. – 128 с.
  9. Касаткина В. Шахматная тетрадь. – М.: Просвещение, 2009. – 32 с.
  10. Костенюк А., Костенюк Н. Как научить шахматам. Дошкольный шахматный учебник. – М.: Просвещение, 2007. – 144 с.
  11. Лобач П. Правила шахмат. – Саратов, 2009. – 16 с.
  12. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Просвещение, 2007. – 280 с.
  13. Фоминых М. Шахматы для друзей. – Чебоксары, 2009. – 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа педагогического развития на тему "Развитие интеллектуальных способностей дошкольников через художественное творчество (оригами)"

Цель программы –  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бум...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ – СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЁНКА

Формы работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи по  развитию интеллектуальных способностей при помощи развития мелкой моторики рук ребенка...

ПРОГРАММА «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста на основе компьютерной технологии «Система интенсивного развития способностей (СИРС)»

Программа «Развитие интеллектуальных способностей  детей старшего дошкольного возраста» на основе компьютерной технологии «Система интенсивного развития  способностей (СИРС...

Развитие интеллектуальных способностей воспитанников с ЗПР посредством кинезиологических упражнений и упражнений направленных на развитие мелкой моторики

Краткая аннотация:  в статье раскрыта актуальность интеллектуального развития детей с ЗПР, рассматриваются определения кинезиологических упражнений, графомоторных навыков, дано понятие межполушар...

Развитие интеллектуальных способностей воспитанников с ЗПР посредством кинезиологических упражнений и упражнений направленных на развитие мелкой моторики

в статье раскрыта актуальность интеллектуального развития детей с ЗПР, рассматриваются определения кинезиологических упражнений, графомоторных навыков, дано понятие межполушарного взаимодействия. Раск...

Открытая образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей группе с использованием палочек Кюизенера «Поможем Айболиту» в рамках педагогического совета №2 «Развитие интеллектуальных способностей ребёнка-дошкольника посредством авторских м

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с использованием палочек КюизенераТип занятия: занятие-путешествиеТема занятия: «Поможем Айболиту» Форма занятия:  интег...