Программа "Радуга" Комплексно-тематическое планирование
методическая разработка (старшая группа) по теме

Саламаткина Елена Викторовна

Комплексно - тематическое планирование по программе "Радуга" по ФГТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raduga_kompleksno-tematicheskoe_planirovanie.docx44.97 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                        КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

СТАРШАЯ ГРУППА

Срок реализации/

(неделя/месяц)

Тема

Программное содержание

Образовательные области

Форма организации детской деятельности

Итоговые мероприятия

Сентябрь

1 неделя

Как я провел лето.

Выяснить, какими новыми впечатлениями обогатились дети во время летнего отдыха;

 расширить и уточнить знания детей об окружающем мире;

 учить слушать и отвечать на вопросы;

 учить грамматически правильно выражать временные понятия.

Развивать умение отвечать на вопросы, аргументируя свой ответ.

Воспитывать интонационную выразительность речи.

П, К, С, ХТ

1. Игровое упражнение «Что изменилось».

2. Наблюдение за природой; беседа с детьми о настроении растений. (Если растению плохо, меняется окраска листьев, они становятся бледными и вялыми; обратить внимание детей на то, что так говорят и о людях, когда им нездоровится.)

 3. Сбор семян, плодов, шишек разных растений      родного края и экзотических.

Создание альбома или газеты на тему «Как я провел лето» (летние фотографии детей, зарисовки на данную тему)

2 неделя

Овощи и фрукты на прилавках магазинов.

Расширить представления детей об овощах, фруктах и садовых ягодах; продолжать учить различать их по внешнему виду, вкусу; учить устанавливать причинно-следственные связи на примере образования плода. Развивать внимание, память, речь, мышление. Воспитывать любознательность, стремление к соблюдению элементарных правил гигиены.

П, К, С, З, ЧХЛ

1.Рассказ педагога с рассматриванием иллюстраций.
2. Дифференциация понятий «овощи» и «фрукты».
3. Беседы о профессиях людей и трудом взрослых во время осенних работ.
4. Чтение тематической литературы.
5. Загадки про овощи и фрукты.
6. Исполнение песен, хороводов.

Создание и наблюдение за «мини-огородом» в группе

3 неделя

Здравствуй детский сад!

Продолжать знакомить с д/садом как ближайшим социальным окружением ребенка, обратить внимание на произошедшие изменения, расширять представления о профессиях сотрудников д/сада. Развивать любознательность. Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми.

П, К, С, ХТ, М

1.Знакомство с историей детского сада, сотрудниками, имеющими большой стаж работы и почетные звания и награды.
2. Организация экскурсии по детскому саду.
3. Фотовыставка «Детский сад много лет назад».

1.Субботник по благоустройству территории детского сада.

2. Выставка рисунков «Я люблю наш детский сад»

4 неделя

Саранск – мой город.


Закрепить и расширить знания детей о родном городе, его достопримечательностях (площади, парки, памятники и т.д.); учить сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Развивать любознательность, речь. Воспитывать бережное, заботливое  отношение к своему городу.

П, К, С, ХТ

1. Игровое упражнение «Что изменилось».

2. Целевая прогулка по близлежащим улицам города; беседа: в городе много улиц, у каждой своё название, много домов, у каждого свой номер; название улицы, на которой находится детский сад, знание каждым ребенком своего домашнего адреса.

3. Беседа с использованием иллюстраций на тему «Почему Саранск называют городом-красавцем?». Что делаем мы для того, чтобы наш город был ещё краше?

Создание альбома или газеты-плаката «Наш любимый город»

Октябрь

1 неделя

Азбука безопасности.


Расширять представления детей о правилах поведения во дворе и на улице; учить детей видеть всё то, что представляет опасность для их жизни и здоровья.

Б, П, К, С, З

1. Беседа о транспорте на улицах Саранска: наш город очень протяжённый; как можно добраться из одного конца города в другой?
2. Чтение тематической литературы.

Папка-передвижка «Как научить детей соблюдать правила дорожного движения»

2 неделя

Моя Республика.

Способствовать формированию простейших историко - географических представлений о Республике Мордовия (Саранск – столица РМ, особенности климата, природный ландшафт, растительный и животный мир). Способствовать развитию патриотических и гражданских чувств.

П, К, С, М, ХТ, ЧХЛ

1.Беседа на тему «Мордовия вчера, сегодня, завтра».
2.Видеопрезентация  «Мордовия – мой край родной».

3.Беседа об известных уроженцах Мордовии (художники, спортсмены, музыканты, исторические деятели др.).

Посещение краеведческого музея

3 неделя

Россия – Родина моя.

Способствовать формированию простейших географических представлений о стране; уточнить понятия «большая», «богатая», «родная страна». Способствовать развитию патриотических и гражданских чувств.

П, К, С, М, ЧХЛ, ХТ

1. Беседы с детьми о нашей Родине (название государства, столица и др.).
2.Видеопрезентация «Россия – Родина моя».
3.Беседа о  людях, прославивших Россию (учёные, писатели, музыканты, художники, полководцы др.).

4.
Чтение тематической литературы.

Экскурсия в библиотеку

4 неделя

Символы. 

Ввести понятие символ через увлекательно-познавательные рассказы.
Развивать внимание, память, речь, мышление. Воспитывать любознательность, усидчивость, самостоятельность.

П, К, С, М

1.Беседа «Символы России» (понятие флаг, герб, гимн).
2. Знакомство с музыкальными знаками (нота, октава, музыкальный ключ).
3.Работа с политической картой мира («Страны и их флаги»).

Создание символа группы и личного символа каждого ребёнка

Ноябрь

1 неделя

Земной шар на столе.

 

Познакомить детей с историей   появления и использования глобуса и географических карт. Развивать внимание, память, речь, мышление. Воспитывать любознательность, усидчивость, самостоятельность.                

П, К, С

1. Беседа о глобусе и географической карте.
2. Рассматривание иллюстраций, фотографий на тему «Портреты Земли».      

Тематический подбор литературы на «Полочке умных книг»    

2 неделя

Осень золото роняет.

 

Расширить представления детей о характерных признаках осени, учить самостоятельно находить их; уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений; продолжать учить различать некоторые лиственные деревья. Воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться её красотой.

П, К, ХТ, ЧХЛ

1.Беседа об осени.
2. Наблюдение за изменениями в природе на прогулке.
3. Беседа о взаимосвязи природных явлений с растительным и животным миром.
4. Чтение тематической литературы.
5. Рисование «К нам осень пришла».
6. Аппликация «Осенний ковёр».

Составление коллекции листьев, плодов и семян деревьев, кустарников и цветов, которые растут на экологической тропинке.

3 неделя

Кто как к зиме приготовился.

 Показать зависимость неживой и живой природы;

формировать умение внимательно рассматривать сюжетную картинку и отвечать на вопросы, выделять наиболее яркие, характерные особенности животных; расширить представления детей об образе жизни лесных зверей и осёдлых птиц осенью; воспитывать любознательность.

развивать  наблюдательность, активизировать речь детей, логическое мышление;

воспитывать бережное отношение к животным и потребность о них заботится.

П, К, ЧХЛ, ХТ, С

1.Беседа с детьми по теме.
2. Видеопрезентация «Кто как к зиме готовится».
3. Рассматривание иллюстраций, картин о животных «Медвежья берлога», «Белки осенью», «Зимняя подкормка» и др.
4. Чтение тематической литературы.
5. Рисование «Следы на снегу», лепка (аппликация) «Дикие животные».
6. Инсценирование «Заячья избушка».

Тематический подбор литературы на «Полочке умных книг»  

4 неделя

Моя мама лучше всех.

Формировать  у  детей  эмоционально  насыщенный  образ  матери. Воспитывать  уважительное, доброжелательное  отношение  к  матери.

 

П, К, ЧХЛ, ХТ, С, М

1.Беседы с детьми о мамах.
2. Рассматривание картин «Мамины помощники», «Поздравляем с праздником», альбомов, иллюстраций «Профессии наших мам».

3. Составление фотоальбома « Моя мама лучше всех» с рассказами детей.

4. Заучивание стихотворений о маме.

5. Заучивание пословиц о маме.
6. Чтение тематической литературы.

Семейный праздник «День матери»

Декабрь

1 неделя

Гиганты прошлого.

Ввести понятие прошлое на примере представителей животного мира, живших в далёком прошлом и отсутствующих сегодня (динозавры). Развивать внимание, память, речь, мышление. Воспитывать любознательность, усидчивость, самостоятельность.

П, К, ЧХЛ, ХТ, С

1.Беседа с детьми по теме.
2. Видеопрезентация «Гиганты прошлого».
3. Рассматривание иллюстраций, картин о динозаврах.
4. Создание макета «Уголок древнего мира».

Тематический подбор литературы на «Полочке умных книг»  

2 неделя

Кто и как считает и измеряет время.

Вызвать интерес                                   к понятию время через отдельные интересные факты и сведения о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени. Развивать внимание, память, речь, мышление. Воспитывать любознательность.

П, К, ЧХЛ, ХТ, С

1.Рассказы воспитателя об истории создания часов.
2. Рассматривание разных видов часов (иллюстрации, натуральные).
3. Экскурсия в часовую мастерскую.
4. Загадывание загадок.
5. Дидактическая игра «Путешествие в страну часов».

Тематический подбор литературы на «Полочке умных книг»    

3 неделя

ОБЖ.

Расширять знания детей о правилах безопасного поведения дома.

Б, З, С, К, П, Т

1.Беседа о правилах пользования бытовой техникой и правилах пожарной безопасности.
2. Знакомство с элементарными правилами оказания первой медицинской помощи пострадавшему.
3. Загадывание загадок.
4. Дидактические игры по теме.
5. Тематическое рисование.

Практическое освоение пылесоса, компьютера

 4 неделя

Для чего нужны инструменты.

Расширение знаний детей о различных инструментах и их предназначении. Развивать внимание, память, речь, мышление. Воспитывать любознательность.

С, К, ХТ, Т, П, М, Б

1.Рассказ воспитателя об инструментах разных видов: сельскохозяйственных, плотницких, музыкальных.
2. Рассматривание инструментов (иллюстрации, натуральные).
3. Загадывание загадок.
4. Дидактическая игра «Что кому нужно?».

Экскурсия в плотницкую

Январь

2 неделя

Рождество, Колядки.

Формировать элементарные представления о празднике, характерных традициях и обычаях русского и мордовского народов.

П, К, ЧХЛ, ХТ, С, М, ФК

1.Рассказ педагога о традиции празднования Рождества с рассматриванием открыток, иллюстраций, детской Библии.
2. Чтение и заучивание колядок.
3. Народные игры, хороводы.

Развлечение «Пришла Коляда – отворяй ворота!»

3 неделя

На чём мы ездим.

Расширить и закрепить знания детей о транспорте, средствах передвижения разных народов. Развивать познавательный интерес к транспорту, приспособленному к климатическим и погодным условиям.

С, К, ХТ, П, ЧХЛ, М, ХТ

1.Беседа о взаимосвязи природных явлений с транспортом.
2. Рассматривание фотографий, иллюстраций в книгах и энциклопедиях.
3. Дидактическая игра «Найди отличия».
3. Загадывание загадок.

Выставка детских рисунков «На чём мы ездим»

4 неделя

День – ночь.

Показать зависимость наступления дня, вечера, ночи и утра от положения Земли по отношению к Солнцу. Развивать у детей способность наблюдать, строить предположения, предлагать способы их проверки, делать выводы. Воспитывать любознательность.

П, К, ХТ,ЧХЛ

1. Беседа о взаимосвязи природных явлений.
2. Опытническая деятельность.
3.Загадывание загадок о частях суток.
4. . Дидактическая игра «Угадай время суток».

Тематический подбор литературы на «Полочке умных книг»  

Февраль

1 неделя

Мы друзья – товарищи.

Учить детей уважительно относиться друг к другу, оценивать свои поступки. Развивать понимание необходимости считаться с мнением и интересами сверстников.

Воспитывать дружеские взаимоотношения.

С, К, ЧХЛ, ХТ, М,ФК

1.Беседа с детьми о том,

 что такое дружба.
2. Составление письма заболевшему или отсутствующему товарищу.
3. Дидактические игры по теме.
4. Заучивание пословиц, поговорок о дружбе.
5. Решение проблемных ситуаций.
6. Чтение тематической литературы.

Изготовление подарка любимому другу

2 неделя

Удивительное место на Земле
(1-е занятие - Африка).

Дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Африки; формировать представления о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания. Развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предположения.

П, К, ЧХЛ, ХТ, С

1.Рассматривание карты.
2. Рассказ воспитателя «Что такое Африка, о людях Африки, их обычаях».
3.Рассматривание картин и иллюстраций об Африке.
4. Чтение тематической литературы.

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в Африку»

3 неделя

Защитники Отечества.

Расширять представлений детей о Российской армии и защитниках Отечества. Развивать внимание, память, речь, мышление. Воспитывать любознательность, чувство гордости за свою страну.

П, К, ХТ, ЧХЛ, ФК

1.Беседа о подвигах людей, защищавших нашу Родину.
2. Знакомство с разными родами войск и военными профессиями.
3. Рассматривание иллюстраций с изображением солдат разных родов войск.
4. Беседа о полководцах, прославивших Россию.
5. Чтение тематической литературы.

Изготовление книжки «Для меня всегда герой лучший в мире папа мой!» с рисунками и рассказами детей

4 неделя

Зима в природе (отражение в искусстве).

Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы; учить устанавливать связи между сезонными признаками в природе и образом жизни растений и животных. Познакомить с природными особенностями зимних месяцев. Развивать у детей способность наблюдать, строить предположения, предлагать способы их проверки, делать выводы. Воспитывать чувство эмпатии к  природе родного края.

М, ХТ, ЧХЛ, П, К, З, ФК

1.Рассказ педагога об изменениях в природе в зимний период.
2. Наблюдение за изменениями в природе на прогулке.
3. Беседы на тему «Литература, живопись, музыка о зиме».
4. Рассказ педагога об изменениях в поведении животных зимой.
5. Зимние забавы.

Тематическая выставка репродукций картин известных художников

Март

1 неделя

Мамин день.

Формировать  у  детей  эмоционально  насыщенный  образ  матери. Воспитывать  уважительное, доброжелательное  отношение  к  матери.

П, К, ЧХЛ, ХТ, С, М

1.Беседы с детьми о мамах.
2. Дидактические игры:

« Давайте говорить друг другу комплименты»,

« Хорошо – плохо», «Ласковые фанты»,             « Интервью у мамы».

3. Изготовление книжки-самоделки «Нет милее дружка, чем родная матушка».

4. Заучивание стихотворений о маме.

5. Заучивание пословиц о маме.
6. Чтение тематической литературы.

Праздник «8 марта – день чудесный!»

2 неделя

Удивительное место на Земле
(2-е занятие -
 Крайний Север).

Познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера; формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания. Развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предположения.

П, К, ЧХЛ, ХТ, С

1.Рассматривание карты.
2. Рассказ воспитателя «Что такое север, о людях севера, их обычаях».
3.Рассматривание картин и иллюстраций о севере.
4. Чтение тематической литературы.
5. Рисование «Северное сияние».

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на Север»

3 неделя

Театральная неделя.

Уточнить и расширить представления детей о театре. Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;

Воспитывать положительное отношение к театральным играм, желание играть с театральными куклами.

Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с  персонажами игрушками.

П, К, С, ХТ, ЧХЛ, М

1.Рассказ воспитателя о театре.
2. Рассматривание оборудования для художественной деятельности в детском саду.
3. Разбор и решение различных ситуаций «Мы в театре».
4. Экскурсия в театр.
5. Рисование «Мой любимый персонаж».
6. Аппликация – оформление ширмы, костюмов.
7. Подготовка кукольного спектакля.

Показ кукольного спектакля малышам

4 неделя

Книжкина неделя.

Способствовать формированию

интереса и

потребности в чтении

книг.                                                                          Развивать эмоциональную отзывчивость на литературные произведения и интерес к художественному слову.

П, К, С, ХТ, ЧХЛ, М

 1. Создание книжных уголков и библиотечных зон в группах.
2. Оформление книжных выставок.
3. Наглядная информация для родителей по проблемам                  детского и семейного чтения.
4. Создание литературной базы для реализации           образовательной области (фонотека, портреты писателей, картотека литературных праздников, досугов, развлечений, папки-передвижки и ширмы для родителей по вопросам детского чтения).

Экскурсия в библиотеку

Апрель

1 неделя

Удивительное место на Земле
(3-е занятие -Австралия).

Дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Австралии; формировать представления о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания. Развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предположения.

П, К, ЧХЛ, ХТ, С

1.Рассматривание карты.
2. Рассказ воспитателя «Что такое Австралия, о людях Австралии, их обычаях».
3.Рассматривание картин и иллюстраций об Австралии.
4. Чтение тематической литературы.

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в Австралию»

2 неделя

Солнечная система.

Рассказать детям о Солнечной системе, дать характеристику Солнцу как огромному светилу (звезде), назвать и показать (на слайдах, иллюстрациях) все планеты нашей Солнечной системы, особо остановиться на планете Земля.

П, К, ЧХЛ, ХТ, С

1. Рассматривание модели «Солнечная система».
2. Рассматривание иллюстраций альбома «Российские космонавты».
3. Чтение тематической литературы.
4. Рисование «В космосе».

1.Тематический подбор литературы на «Полочке умных книг»    
2.Сюжетно-ролевая игра «Космонавты»

3 неделя

Весна, весна на улице.

Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках весны; учить устанавливать связи между сезонными признаками в природе и образом жизни растений и животных. Развивать у детей способность наблюдать, строить предположения, предлагать способы их проверки, делать выводы. Воспитывать чувство эмпатии к  природе родного края.

М, ХТ, ЧХЛ, П, К, З, ФК

1.Рассказ педагога об изменениях в природе весной.
2. Наблюдение за изменениями в природе на прогулке.
3. Беседы на тему «Литература, живопись, музыка о весне».
4. Рассказ педагога об изменениях в поведении животных весной.

Тематическая выставка репродукций картин известных художников

4 неделя

Домашние животные.

Расширить и систематизировать знания детей о домашних животных; способствовать осознанию детьми особого отношения (забота, внимание) людей к домашним животным; познакомить с интересными фактами из жизни домашних животных, свидетельствующими об их преданности, отваге, ответной любви и привязанности к человеку.

П, ЧХЛ, К

1.Беседа о приручении животных человеком.
2. Беседа о разнообразии в мире животных.
3.Сообщение интересных фактов из жизни животных.
4. Разбор проблемных ситуаций.
4. Чтение тематической литературы.

Создание альбома «Наши любимцы»

Май

1 неделя

Они защищали Родину.

Обсудить с детьми значение понятия «защитники»; рассказать о защитниках Отечества; воспитывать патриотические чувства, уважение к историческому прошлому; познакомить детей с памятниками тем, кто защищал страну в разные периоды истории.

П, К, ЧХЛ, ХТ, М, С

1.Беседа с детьми о том, что они знают о празднике.
2. Рассказ воспитателя и видеопрезентация о войне и героях Великой Отечественной войны.
3. Организация фотовыставки: о наших дедушках и бабушках – участниках войны.
4. Рассматривание наград и медалей.
5. Чтение тематической литературы.
6. Встреча с ветеранами, вручение сувениров.

Экскурсия к Монументу Славы и возложение цветов к Вечному огню

2 неделя

Царство растений.

Подвести детей к пониманию того, что в природе есть удивительный мир – растения, ввести и обосновать классификацию растений на дикорастущие и культурные (по отношению к человеку). Развивать у детей способность наблюдать, строить предположения, предлагать способы их проверки, делать выводы. Воспитывать чувство эмпатии к  природе родного края.

П, К, ХТ, ЧХЛ, Т, С

1.Беседа с детьми о том, что они знают о растениях.
2. Беседа о разнообразии в мире растений.
3.Сообщение интересных фактов из жизни растений.
4. Разбор проблемных ситуаций.
4. Чтение тематической литературы.
5. Рисование «Любимый цветок», «Труд людей весной».
6. Дидактические игры по теме.

Выполнение трудовых дел на огороде, в цветнике

3 неделя

Нам на улице не страшно.

Закрепление знаний детей о правилах поведения на улице, дорожных знаках.

С, К, ХТ, М, П, ЧХЛ

1.Чтение тематической литературы.
2. Выполнение заданий в игровой форме на автоплощадке.
3. Решение ситуационных задач.

Тематическое развлечение.

4 неделя

Люди мечтают.

Расширить представления детей о рукотворном мире; подвести к пониманию того, что мечты человека связаны с его потребностями, многие мечты сбываются.

П, К, С, Т, ЧХЛ, ХТ, М, ФК

1.Беседа о взаимосвязи мечты человека и изобретением.
2. Рассматривание иллюстраций с различными изобретениями человека.

Тематический подбор литературы на «Полочке умных книг»    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Перспективное планирование работы в подготовительной группе Комплексно – тематическое планирование по теме «Уборка урожая» (в саду, огороде, на полях)

Перспективный  план работы в подготовительной группе на неделю.План составлен с учетом ФГТ, тема "Уборка урожая" (сад,огород, поле)....

Перспективное планирование работы в подготовительной группе. Комплексно-тематическое планирование по теме: "Новогодний калейдоскоп".

“Русские праздники и новогодние традиции” «Откуда елка в гости пришла».      Рассматривание репродукции картины В.Сурикова “Взятие снежного городка”.    П...

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с трудом взрослых во второй младшей группе и планирование работы с родителями

Подробное планирование непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с трудом взрослых во второй младшей группе и планирование работы с родителями....

Планирование воспитательно-образовательной работы по теме ( в рамках проекта) во 2 младшей группе Планирование воспитательно-образовательной работы по теме ( в рамках проекта) во 2 младшей группе

Расширить представление у детей о семье через организацию разных видов деятельности, создать условия для повышения активности участия родителей в жизни группы....

Перспективное планирование воспитателя детского сада на основе комплексно-тематического планирования ОУ

Составлено с учетом возраста воспитанников, программных задач каждого направления развития и образовательных областей. Позволяет воспитателю всесторонне изучить лексическую тему, отработав её во всех ...