Диагностика пространственных представлений у дошкольников с задержкой психического развития
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Главацкая Екатерина Львовна

     Формирование пространственных представлений является довольно длительным и сложным процессом, который начинается в раннем детстве, продолжается в дошкольном возрасте и совершенствуется в период школьного обучения.

     Недостаточность сформированности пространственных, пространственно-временных и квазипространственных представлений напрямую влияет на уровень интеллектуального развития ребенка, проявляется в школьный период в нарушениях письма, чтения, счета (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго). 

     В ряде научных исследований (Шошин П.Б., Переслени Л.И.,1981, Дунаева З. М., 1980, Шевченко С.Г.1981) указывается на то, что у большинства детей с задержкой психического развития (ЗПР) отмечаются отклонения в формировании пространственных представлений.

     У детей с ЗПР могут страдать различные звенья, входящие в единый процесс пространственного восприятия: чувственное восприятие, предметно-пространственная ориентировка, пространственная организация двигательного акта, вербализация пространственных компонентов.

     Предлагается диагностика пространственных представлений с целью выявления: уровня сформированности представлений о схеме тела человека;  умения ориентироваться в направлениях про­странства с учетом разных точек отсчета;  уровня сформированности ориентировки на плоскости, понимания пространственных схем; навыков выполнения практических заданий, требующих определенного уровня сформированности пространственных пред­ставлений; уровня сформированности квазипростран­ственных представлений.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика пространственных представлений у дошкольников с задержкой психического развития

Данные физиологов, детских нейропсихологов показывают, что пространственно-временная организация деятельности ребенка является базовой функцией и лежит в основе формирования высших психических функций, детской деятельности и эмоциональной жизни ребенка (Б. Г. Ананьев, О. И. Галкина, А. А. Люблинская, Т. А. Мусейибова, А.В.Семенович). Доказано, что нет ни одного вида деятельности детей, в котором пространственная ориентировка не являлась бы важным условием развития и усвоения знаний, умений и навыков. Дифференцировка пространственных отношений между объектами предшествует образованию знаний о функциональных, структурных и причинно-следственных отношениях между вещами, составляющих сущность логического мышления.

Формирование пространственных представлений является довольно длительным и сложным процессом, который начинается в раннем детстве, продолжается в дошкольном возрасте и совершенствуется в период школьного обучения.

Недостаточность сформированности пространственных, пространственно-временных и квазипространственных представлений напрямую влияет на уровень интеллектуального развития ребенка, проявляется в школьный период в нарушениях письма, чтения, счета (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго).

В ряде научных исследований (Шошин П.Б., Переслени Л.И.,1981, Дунаева З. М., 1980, Шевченко С.Г.1981) указывается на то, что у большинства детей с задержкой психического развития отмечаются отклонения в формировании пространственных представлений.

У детей с ЗПР могут страдать различные звенья, входящие в единый процесс пространственного восприятия: чувственное восприятие, предметно-пространственная ориентировка, пространственная организация двигательного акта, вербализация пространственных компонентов.

У некоторых детей наблюдается несформированность даже самых элементарных уровней овладения пространством (схемы тела), не говоря уже о трудностях анализа пространственных взаимоотношений внешних по отношению к телу объектов как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях. Понятно, что все последующие уровни пространственных представлений оказываются «в дефиците». Это может быть связано со смещением сроков и нарушенной последовательностью раннего моторного развития данной категории детей  (А. В. Семенович).

 У детей возникают трудности ориентировки  практически во всех направлениях пространства (особенно правого и левого). В исследовании З. М. Дунаевой выявлено, что вплоть до конца дошкольного возраста дети с ЗПР не имеют четких представлений о пространственных взаимоотношениях объектов, схеме тела стоящего напротив человека.

Ориентировка в направлениях пространства в продолжение довольно длительного периода осуществляется на уровне практических действий; часто возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации.

Дети не способны самостоятельно проанализировать изменившиеся пространственные условия, не владеют навыками преобразования пространства, испытывают трудности переноса навыков ориентировки в ситуацию модели.  Пространственные представления неустойчивы,  недостаточно обобщены, дифференцированы. Отмечается  разрыв между наглядным и словесным компонентами пространственного анализа, что обусловлено недоразвитием речемыслительных процессов.

        В речи присутствуют лишь наиболее простые предлоги, выражены затруднения в понимании даже относительно несложных пространственных, пространственно-временных и, как следствие, причинно-следственных отношений, что свидетельствует о недоразвитии вербального и квазипространственного уровня формирования пространственных представлений.

        Поскольку развитие пространственных представлений тесно связано со становлением конструктивного мышления, то и формирование представлений данного вида у детей с ЗПР также имеет свои особенности. Например, при складывании сложных геометрических фигур и узоров дети с ЗПР часто не могут осуществить полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить её в единое целое.

        Детям сложно узнавать предметы в контурном, схематическом изображении, с наложенным изображением, расположенные в непривычном ракурсе.

Практически недоступны детям с ЗПР задания по дорисовыванию верхней (нижней), левой (правой) частей рисунка. Даже симметричное дорисовывание предмета в пределах готового контура вызывает значительные затруднения (З.М. Дунаева).

        При срисовывании изображений  дети с ЗПР пытаются их упростить – уменьшают количество элементов, неверно располагают части рисунка по отношению друг к другу.

        Отклонения в формировании пространственных представлений у детей с ЗПР могут быть вызваны следующими причинами:

        -отставание в развитии процессов зрительного восприятия,

        -замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации, что в условиях недостаточного времени восприятия ведет к неполному, нестойкому и не всегда правильному узнаванию предъявляемого материала;

        -нарушение функции поиска, замедленность опознавания и обследования окружающего пространства или данного объекта;

        -неумение вычленять элементы из объекта, воспринимаемого как единое целое;

        -снижение функционального  взаимодействия анализаторных систем (зрительной, слуховой, двигательной и др.);

        -ухудшение качества пространственного восприятия и различения по мере ухудшения условий восприятия и усложнения воспринимаемых объектов;

        -снижение памяти, уменьшение ее объема, затруднения при запоминании и воспроизведении материала;

        -недоразвитие зрительно-моторной координации;

        -низкая познавательная активность;

        -несформированность мыслительных операций;

        -речевые нарушения;

        -уменьшение продолжительности периода относительно хорошей работоспособности, во время которой они способны усвоить материал и выполнить задание.

        Несформированность пространственных представлений ведет к появлению у детей с ЗПР нарушений игровой, конструктивной, графической деятельности, счетных операций. Это проявляется в трудностях:

  • целостного восприятия объекта, буквы, цифры;
  • зрительно-пространственного анализа (количество элементов и  их расположение относительно друг друга);
  • ориентировки на плоскости при выполнении графических заданий;
  • ориентировки в последовательности выкладывания и написания элементов;
  • осуществления зрительного, акустического, кинетического,  кинестетического контроля.

        Обобщая выше сказанное, можно сделать вывод, что задача ориентировки в пространстве, формирования пространственных и квазипространственных представлений является актуальной для большинства  детей с ЗПР.

Цель диагностики - выявление особенностей пространственных представлений у детей с ЗПР.

Задачи исследования:

  • определение уровня сформированности представлений о схеме тела человека;
  • оценка умения ориентироваться в направлениях пространства с учетом разных точек отсчета;
  • определение уровня сформированности ориентировки на плоскости, понимания пространственных схем;
  • оценка навыков выполнения практических заданий, требующих определенного уровня сформированности пространственных представлений;
  • выявление уровня сформированности квазипространственных представлений.

Согласно поставленным задачам, диагностика включала 5 серий заданий.

1        серия, направленная на определение уровня сформированности представлений о схеме тела человека, включала 3 задания:

  1. Показ части тела по словесной инструкции;
  2. Определение сторон тела на себе;
  3. Словесное обозначение пространственного расположения частей тела.

2        серия, направленная на оценку умения ориентироваться в направлениях пространства с учетом разных точек отсчета, включала 4 задания:

  1. Движение в определенном направлении;
  2. Расположение предмета относительно своего тела;
  3. Расположение предмета относительно другого предмета;
  4. Определение сторон тела человека, стоящего напротив.

3        серия, направленная на определение уровня сформированности ориентировки
на плоскости, понимания пространственных схем, состояла из 2 заданий:

1.        Ориентировка на листе бумаги;

2.        Наглядное моделирование.

4        серия, направленная на оценку навыков выполнения практических заданий,
требующих определенного уровня сформированности пространственных представлений, включала 2 задания:

  1. Рисунок человека;
  2. Копирование фигуры Тейлора.

5        серия, направленная на выявление уровня сформированности квазипространственных представлений, состояла из 4 заданий:

  1. Понимание предлогов, обозначающих пространственные понятия.
  2. Употребление предлогов;
  3. Ориентировка в числовом ряду;
  4. Ориентировка в звуковом ряду.

Задания оцениваются по 4х - бальной системе.

4 балла - ребенок самостоятельно выполняет задание; высокий уровень сформированности пространственных представлений

3 балла - задание выполняется с помощью в виде уточнения, наводящих вопросов; средний уровень сформированности пространственных представлений.

2 балла - задание выполняется с помощью в виде объяснения, разъяснения; низкий уровень сформированности пространственных представлений,

1 балл - задание не выполняется; пространственные представления практически не сформированы.

Проведенное исследование позволило выявить наличие у детей с задержкой психического развития типичных трудностей в формировании пространственных представлений, свойственных в целом дошкольному возрасту. Типичные трудности возрастного характера сочетаются со специфическими проявлениями, обусловленными характером данной патологии, уровнем обучения и воспитания детей и требующими коррекционно-педагогического воздействия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический комплекс для дифференцированной диагностики умственной отсталости и органической задержки психического развития.

Помимо диагностического комплекса даются основные отличительные признаки, значимые для разграничения задержки психического развития и умственной отсталости....

Использование дидактических игр в работе по развитию математических представлений дошкольников с задержкой психического развития

Наиболее трудным предметом для детей с задержкой психического развития дошкольного возраста является математика. Для развития познавательного интереса к математическим знаниям мы используем разнообраз...

Методика работы по формированию у детей с задержкой психического развития пространственно-временных представлений и их реализации в лексико-грамматических средствах языка.

Как формировать пространственно-временные представления и учить реализовывать полученные навыки в лексико-грамматических средствах языка....

проект «Развитие пространственно-временных представлений дошкольников с задержкой психического развития средствами изобразительного искусства»

Разработанный проект «Развитие пространственно-временных представлений дошкольников с задержкой психического развития средствами изобразительного искусства» сочетает в себе образовательные возмо...

"Система формирования пространственных представлений у детей с задержкой психического развития"

Педагогический опыт "Система формирования пространственных представлений у детей с задержкой психического развития"...

Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования

Статья о развитии пространственных представлений у старших дошкольников с ЗПР в условиях инклюзивного образования....

Конспект занятия по развитию пространственных представлений посредством конструирования из бумаги для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития "Зайчик беленький"

Один из эффективных видов деятельности для дошкольников с ЗПР - консруирование из бумаги. Оно способствует развитию всех психических процессов, получению игрового опыта, обогащению словаря,развитие ме...