Диагностика пространственных представлений у дошкольников с задержкой психического развития
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
Формирование пространственных представлений является довольно длительным и сложным процессом, который начинается в раннем детстве, продолжается в дошкольном возрасте и совершенствуется в период школьного обучения.
Недостаточность сформированности пространственных, пространственно-временных и квазипространственных представлений напрямую влияет на уровень интеллектуального развития ребенка, проявляется в школьный период в нарушениях письма, чтения, счета (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго).
В ряде научных исследований (Шошин П.Б., Переслени Л.И.,1981, Дунаева З. М., 1980, Шевченко С.Г.1981) указывается на то, что у большинства детей с задержкой психического развития (ЗПР) отмечаются отклонения в формировании пространственных представлений.
У детей с ЗПР могут страдать различные звенья, входящие в единый процесс пространственного восприятия: чувственное восприятие, предметно-пространственная ориентировка, пространственная организация двигательного акта, вербализация пространственных компонентов.
Предлагается диагностика пространственных представлений с целью выявления: уровня сформированности представлений о схеме тела человека; умения ориентироваться в направлениях пространства с учетом разных точек отсчета; уровня сформированности ориентировки на плоскости, понимания пространственных схем; навыков выполнения практических заданий, требующих определенного уровня сформированности пространственных представлений; уровня сформированности квазипространственных представлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Диагностика пространственных представлений у дошкольников с задержкой психического развития | 24.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика пространственных представлений у дошкольников с задержкой психического развития
Данные физиологов, детских нейропсихологов показывают, что пространственно-временная организация деятельности ребенка является базовой функцией и лежит в основе формирования высших психических функций, детской деятельности и эмоциональной жизни ребенка (Б. Г. Ананьев, О. И. Галкина, А. А. Люблинская, Т. А. Мусейибова, А.В.Семенович). Доказано, что нет ни одного вида деятельности детей, в котором пространственная ориентировка не являлась бы важным условием развития и усвоения знаний, умений и навыков. Дифференцировка пространственных отношений между объектами предшествует образованию знаний о функциональных, структурных и причинно-следственных отношениях между вещами, составляющих сущность логического мышления.
Формирование пространственных представлений является довольно длительным и сложным процессом, который начинается в раннем детстве, продолжается в дошкольном возрасте и совершенствуется в период школьного обучения.
Недостаточность сформированности пространственных, пространственно-временных и квазипространственных представлений напрямую влияет на уровень интеллектуального развития ребенка, проявляется в школьный период в нарушениях письма, чтения, счета (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго).
В ряде научных исследований (Шошин П.Б., Переслени Л.И.,1981, Дунаева З. М., 1980, Шевченко С.Г.1981) указывается на то, что у большинства детей с задержкой психического развития отмечаются отклонения в формировании пространственных представлений.
У детей с ЗПР могут страдать различные звенья, входящие в единый процесс пространственного восприятия: чувственное восприятие, предметно-пространственная ориентировка, пространственная организация двигательного акта, вербализация пространственных компонентов.
У некоторых детей наблюдается несформированность даже самых элементарных уровней овладения пространством (схемы тела), не говоря уже о трудностях анализа пространственных взаимоотношений внешних по отношению к телу объектов как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях. Понятно, что все последующие уровни пространственных представлений оказываются «в дефиците». Это может быть связано со смещением сроков и нарушенной последовательностью раннего моторного развития данной категории детей (А. В. Семенович).
У детей возникают трудности ориентировки практически во всех направлениях пространства (особенно правого и левого). В исследовании З. М. Дунаевой выявлено, что вплоть до конца дошкольного возраста дети с ЗПР не имеют четких представлений о пространственных взаимоотношениях объектов, схеме тела стоящего напротив человека.
Ориентировка в направлениях пространства в продолжение довольно длительного периода осуществляется на уровне практических действий; часто возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации.
Дети не способны самостоятельно проанализировать изменившиеся пространственные условия, не владеют навыками преобразования пространства, испытывают трудности переноса навыков ориентировки в ситуацию модели. Пространственные представления неустойчивы, недостаточно обобщены, дифференцированы. Отмечается разрыв между наглядным и словесным компонентами пространственного анализа, что обусловлено недоразвитием речемыслительных процессов.
В речи присутствуют лишь наиболее простые предлоги, выражены затруднения в понимании даже относительно несложных пространственных, пространственно-временных и, как следствие, причинно-следственных отношений, что свидетельствует о недоразвитии вербального и квазипространственного уровня формирования пространственных представлений.
Поскольку развитие пространственных представлений тесно связано со становлением конструктивного мышления, то и формирование представлений данного вида у детей с ЗПР также имеет свои особенности. Например, при складывании сложных геометрических фигур и узоров дети с ЗПР часто не могут осуществить полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить её в единое целое.
Детям сложно узнавать предметы в контурном, схематическом изображении, с наложенным изображением, расположенные в непривычном ракурсе.
Практически недоступны детям с ЗПР задания по дорисовыванию верхней (нижней), левой (правой) частей рисунка. Даже симметричное дорисовывание предмета в пределах готового контура вызывает значительные затруднения (З.М. Дунаева).
При срисовывании изображений дети с ЗПР пытаются их упростить – уменьшают количество элементов, неверно располагают части рисунка по отношению друг к другу.
Отклонения в формировании пространственных представлений у детей с ЗПР могут быть вызваны следующими причинами:
-отставание в развитии процессов зрительного восприятия,
-замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации, что в условиях недостаточного времени восприятия ведет к неполному, нестойкому и не всегда правильному узнаванию предъявляемого материала;
-нарушение функции поиска, замедленность опознавания и обследования окружающего пространства или данного объекта;
-неумение вычленять элементы из объекта, воспринимаемого как единое целое;
-снижение функционального взаимодействия анализаторных систем (зрительной, слуховой, двигательной и др.);
-ухудшение качества пространственного восприятия и различения по мере ухудшения условий восприятия и усложнения воспринимаемых объектов;
-снижение памяти, уменьшение ее объема, затруднения при запоминании и воспроизведении материала;
-недоразвитие зрительно-моторной координации;
-низкая познавательная активность;
-несформированность мыслительных операций;
-речевые нарушения;
-уменьшение продолжительности периода относительно хорошей работоспособности, во время которой они способны усвоить материал и выполнить задание.
Несформированность пространственных представлений ведет к появлению у детей с ЗПР нарушений игровой, конструктивной, графической деятельности, счетных операций. Это проявляется в трудностях:
- целостного восприятия объекта, буквы, цифры;
- зрительно-пространственного анализа (количество элементов и их расположение относительно друг друга);
- ориентировки на плоскости при выполнении графических заданий;
- ориентировки в последовательности выкладывания и написания элементов;
- осуществления зрительного, акустического, кинетического, кинестетического контроля.
Обобщая выше сказанное, можно сделать вывод, что задача ориентировки в пространстве, формирования пространственных и квазипространственных представлений является актуальной для большинства детей с ЗПР.
Цель диагностики - выявление особенностей пространственных представлений у детей с ЗПР.
Задачи исследования:
- определение уровня сформированности представлений о схеме тела человека;
- оценка умения ориентироваться в направлениях пространства с учетом разных точек отсчета;
- определение уровня сформированности ориентировки на плоскости, понимания пространственных схем;
- оценка навыков выполнения практических заданий, требующих определенного уровня сформированности пространственных представлений;
- выявление уровня сформированности квазипространственных представлений.
Согласно поставленным задачам, диагностика включала 5 серий заданий.
1 серия, направленная на определение уровня сформированности представлений о схеме тела человека, включала 3 задания:
- Показ части тела по словесной инструкции;
- Определение сторон тела на себе;
- Словесное обозначение пространственного расположения частей тела.
2 серия, направленная на оценку умения ориентироваться в направлениях пространства с учетом разных точек отсчета, включала 4 задания:
- Движение в определенном направлении;
- Расположение предмета относительно своего тела;
- Расположение предмета относительно другого предмета;
- Определение сторон тела человека, стоящего напротив.
3 серия, направленная на определение уровня сформированности ориентировки
на плоскости, понимания пространственных схем, состояла из 2 заданий:
1. Ориентировка на листе бумаги;
2. Наглядное моделирование.
4 серия, направленная на оценку навыков выполнения практических заданий,
требующих определенного уровня сформированности пространственных представлений, включала 2 задания:
- Рисунок человека;
- Копирование фигуры Тейлора.
5 серия, направленная на выявление уровня сформированности квазипространственных представлений, состояла из 4 заданий:
- Понимание предлогов, обозначающих пространственные понятия.
- Употребление предлогов;
- Ориентировка в числовом ряду;
- Ориентировка в звуковом ряду.
Задания оцениваются по 4х - бальной системе.
4 балла - ребенок самостоятельно выполняет задание; высокий уровень сформированности пространственных представлений
3 балла - задание выполняется с помощью в виде уточнения, наводящих вопросов; средний уровень сформированности пространственных представлений.
2 балла - задание выполняется с помощью в виде объяснения, разъяснения; низкий уровень сформированности пространственных представлений,
1 балл - задание не выполняется; пространственные представления практически не сформированы.
Проведенное исследование позволило выявить наличие у детей с задержкой психического развития типичных трудностей в формировании пространственных представлений, свойственных в целом дошкольному возрасту. Типичные трудности возрастного характера сочетаются со специфическими проявлениями, обусловленными характером данной патологии, уровнем обучения и воспитания детей и требующими коррекционно-педагогического воздействия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностический комплекс для дифференцированной диагностики умственной отсталости и органической задержки психического развития.
Помимо диагностического комплекса даются основные отличительные признаки, значимые для разграничения задержки психического развития и умственной отсталости....
Использование дидактических игр в работе по развитию математических представлений дошкольников с задержкой психического развития
Наиболее трудным предметом для детей с задержкой психического развития дошкольного возраста является математика. Для развития познавательного интереса к математическим знаниям мы используем разнообраз...
Методика работы по формированию у детей с задержкой психического развития пространственно-временных представлений и их реализации в лексико-грамматических средствах языка.
Как формировать пространственно-временные представления и учить реализовывать полученные навыки в лексико-грамматических средствах языка....
проект «Развитие пространственно-временных представлений дошкольников с задержкой психического развития средствами изобразительного искусства»
Разработанный проект «Развитие пространственно-временных представлений дошкольников с задержкой психического развития средствами изобразительного искусства» сочетает в себе образовательные возмо...
"Система формирования пространственных представлений у детей с задержкой психического развития"
Педагогический опыт "Система формирования пространственных представлений у детей с задержкой психического развития"...
Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования
Статья о развитии пространственных представлений у старших дошкольников с ЗПР в условиях инклюзивного образования....
Конспект занятия по развитию пространственных представлений посредством конструирования из бумаги для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития "Зайчик беленький"
Один из эффективных видов деятельности для дошкольников с ЗПР - консруирование из бумаги. Оно способствует развитию всех психических процессов, получению игрового опыта, обогащению словаря,развитие ме...