Сплочение детского коллектива. Психологическая характеристика малой группы
статья на тему
Предварительный просмотр:
- Психологическая характеристика малой группы
Одним из основных признаков социальной группы является наличие у нее интегральных психологических характеристик, таких как общественное мнение, психологический климат, групповые нормы, групповые интересы, групповые потребности, групповые ценности, групповые цели, групповые традиции, которые формируются с возникновением и развитием группы.
Групповые интересы – это форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность группы на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности.
Групповые ценности – объекты, явления, их свойства, а также абстрактные идеи, воплощающие в себе общественные идеалы и выступающие благодаря этому как эталон должного в той или иной группе.
Групповые нормы – стандарт поведения в группе, регулятор развертывающихся в ней отношений [Сухов 2009].
Психологи выделяют основные характеристики групповых норм: 1) норма – это продукт социального взаимодействия, возникающий в процессе жизнедеятельности группы. Групповая норма может быть задана и более широким социальным окружением, частью которого является группа, но в этом случае необходимо иметь в виду, что такая норма может или приниматься группой, или оставаться для нее внешней декларацией; 2) нормы не устанавливаются для каждой групповой ситуации. Они формируются лишь в зависимости от действий и ситуаций, значимых для большинства группы; 3) норма может предписывать модели поведения в ситуации в целом, а может определить реализацию той или иной роли в конкретной обстановке, в которой оказывается носитель данной роли; 4) нормы различаются по степени принятия их группой. Одни нормы одобряются почти всеми ее членами, другие поддерживаются незначительным меньшинством; 5) важной характеристикой нормативного поведения в группе являются последствия нарушения нормы.
Психологический (социально-психологический) климат – качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе [Сухов 2009].
Важнейшие признаки благоприятного социально-психологического климата: 1) доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; 2) доброжелательная деловая критика; 3) свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива; 4) отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения; 5) достаточная информированность членов группы о ее задачах и состоянии дел при их выполнении; 6) удовлетворенность принадлежностью к группе; 7) высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации (психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми или субъективно так воспринимаемыми трудностями на пути к достижению цели или решению задачи) у кого-нибудь из членов группы; 8) принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов.
Групповое мнение – это совокупность оценочных суждений, в которых выражается общее или преобладающее отношение членов малой группы к определенным фактам, событиям или явлениям, имеющим место как внутри нее, так и за ее пределами.
Групповое мнение является показателем развитости группы, ее сплоченности, эффективности совместных усилий ее членов, а в некоторых случаях и идеологической направленности ее психологии. Групповое мнение выполняет определенные функции: информационную, функцию воздействия, оценочную.
Эффективность воздействия группового мнения объясняется сочетанием убеждения и психологического принуждения, оперативностью реакции на события, системностью, гласностью и неотвратимостью оценок поступков личности со стороны членов группы; способностью ряда групповых суждений превращаться в оценочные стандарты и воздействовать не только на сознание, но и на подсознательную сферу человеческой психики.
Групповые традиции – сложившиеся на основе длительного опыта совместной деятельности членов группы и прочно укоренившиеся в их жизни нормы, правила и стереотипы поведения и действий, повседневного общения между людьми, соблюдение которых стало потребностью каждого члена данной группы.
Традиции многообразны. В традициях различных групп, тем не менее, много общего. Общенародные, классовые, национальные традиции пронизывают каждую группу.
Наряду с общими внутри каждой группы зарождается, крепнет и бытует немало специфических традиций, имеющих большое значение для их сплочения.
Выделяются следующие виды традиций:
- по содержанию: бытовые, трудовые, учебные, спортивные, боевые;
- по принадлежности к разным группам: общенародные, национальные, классовые, территориальные (региональные), возрастные, внутригрупповые, профессиональные, смешанные;
- по сферам проявления: политические. Моральные, художественные, правовые, религиозные.
Не менее важны такие интегративные характеристики социальной группы, как композиция и структура группы. Композиция группы – совокупность внешних характеристик членов группы, важных с точки зрения ее анализа как цельного организма. Это численность группы; возрастной состав группы; половой состав группы; национальный состав группы; социальное положение членов группы; место группы в более широкой социальной структуре. Так, описание школьного класса может начинаться с описания школы и ее специфики.
Структура группы рассматривается с точки зрения тех функций, которые выполняют отдельные члены группы, а также с точки зрения межличностных отношений в ней. Описывая структуру школьного класса, учитель характеризует успеваемость, социальные роли (формальные и неформальные), социометрические позиции и статус конкретных учащихся. То есть, он дает характеристику формальных и неформальных отношений между членами группы. Как правило, неформальные отношения определяются чувствами, которые участники взаимодействия испытывают друг к другу, а формальные – обязанностями и правами членов группы, обусловленными совместной деятельностью и целью группы. Структура группы воспитанников ДОУ более проста, так как у детей нет формальных ролей.
Групповые характеристики тесно связаны с положением индивида в группе и групповой сплоченностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию сплоченности детского коллектива в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие в волшебную страну».
Конспект занятия по развитию сплоченности детского коллектива в подготовительной к школе группе Цель:Дать возможность детям осознать и вербализовать свои чувства и ощущения, свое настроение...
Методы сплочения детской группы.
1.1. Основные методы сплочения детской группы...
Групповое занятие на сплочение детского коллектива в средней группе
Цель: способствовать формированию дружеских взаимоотношений детей в группе, сплочению детского коллектива. Задачи: - позитивно настроить детей на совместную работу в группе; - способствовать развитию ...
Игры для детей второй младшей группы , направленные на сплочение детского коллектива и установление позитивных взаимоотношений между детьми»
Цель: Формирование положительных эмоций в утренние часы....
Формирование традиций в группе детского сада как элемент работы по сплочению детского коллектива
В статье рассматривается опыт работы воспитателя детского сада по созданию дружного детского коллектива...
Психологическая характеристика малой группы
Статья про основные характеристки малой группы...
Коммуникативное занятие по сплочению детского коллектива для детей старшей группы «Здравствуй, друг!»
МДОУ детский сад №18 "Сказка"...