Требования к развивающей предметно-пространственной среде (в соответствии с ФГОС) текст к презентации
материал на тему

Паршина Ольга Викторовна

Требования к развивающей предметно-пространственной среде (в соответствии с ФГОС) текст к презентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_prezentatsii.docx18.66 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд

2 слайд

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами стандарта и направлены на познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно–эстетическое, физическое развитие воспитанников. 

3 слайд.

Правильно организованная развивающая предметно-пространственная  среда в дошкольной организации предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. Но не всякая среда может быть развивающей. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности.

4 слайд.

Целевые ориентиры к завершению дошкольного образования четко обозначены образовательным стандартом. Ребенок должен обладать инициативностью и самостоятельностью в разных видах детской деятельности, способностью выбирать род занятий, партнеров, к порождению и воплощению разнообразных замыслов, быть уверенным в своих силах и открытым внешнему миру. Поэтому развивающая предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, должна быть организована в зависимости от возрастной специфики его развития.

5 слайд.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

6 слайд

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

  • реализацию различных образовательных программ;
  • в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
  • учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

7 слайд

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

8. слайд

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

9 слайд

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

10 слайд

Вариативность среды предполагает: наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

11 слайд

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

12 слайд

Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

13 слайд

Общие принципы отбора игровой продукции для детей-дошкольников.

I. Принцип безопасности:

1. Физическая и экологическая безопасность (отсутствие запаха, острых краев; прочности деталей и окраски, наличие сертификата качества).

2. Психофизиологическая безопасность – соответствие возрасту: соразмерность игрушки параметрам ребенка (руки, росту и пр.), возможность манипуляции, парной работы рук, координации движений.

3. Психологическая безопасность: отсутствие негативных воздействий на психическое развитие ребенка, его интеллектуальное, психоэмоциональное, социальное и эстетическое развитие.

4. Нравственно-духовная безопасность: отсутствие провоцирующих факторов для формирования негативных установок детского поведения.

II. Принцип развития, с учетом зоны ближайшего развития (ЗБР) ребенка.

III. Принцип соответствия

- возрастным (половозрастным) особенностям ребенка,

- индивидуальным особенностям,

- специальным особенностям ребенка.

14 слайд

Игровая продукция, которая должна категорически отсутствовать, т.к. она оказывает негативное влияние на психическое и физическое здоровье ребѐнка.

 Игрушки, провоцирующие причинение ущерба здоровью и жизни ребенка:

 - оправдывающие или провоцирующие причинение себе каких-либо телесных повреждений или совершение самоубийства;

- содержащие в себе скрытые побуждения, пропаганду или рекламу употребления наркотических и веществ, а также алкогольных напитков, пива, и табачных изделий.

15. слайд

Игрушки устрашающего характера:

- способные сильно испугать ребенка, вызвать появление у детей устойчивых страхов, тревоги;

- детально изображающие или моделирующие последствия смерти, тяжелых заболеваний, травм, увечий, следов обильного кровотечения,

16 слайд

Игрушки, оправдывающие или провоцирующие на жестокость и агрессию, либо формирующие наклонности детей как поведение жертвы:

- побуждающие к жестокому обращению в отношении людей или животных;

- провоцирующие у ребенка агрессию по отношению к персонажам игры, в роли которых выступают играющие партнеры или сама сюжетная игрушка;

- изображающие или моделирующие бесчеловечное обращение, включая пытки, а также иные деяния, причиняющие особые физические или психические страдания человеку или животному.

17 слайд

Игрушки, основанные на сочетании психологически несочетаемого – например, сладкого и смертельного.

18 слайд

Игрушки, натуралистически изображающие или моделирующие выделительные процессы человеческого организма или организма животного

19 слайд

Игрушки, изображающие или моделирующие гениталии человека или животных.  

20 слайд

Игрушки, доминантой игрового замысла которых является активное манипулирование ребенком; вызывая игровую ситуацию, навязывающую ребенку зависимость его игрового поведения от электронной программы, заложенной в игрушку.

21 слайд

Наполняя пространство игрушками, оборудованием и другими игровыми материалами необходимо помнить о том, что все предметы должны быть известны детям, соответствовать их индивидуальным особенностям. Предметное содержание должно выполнять информативные функции об окружающем мире и передачи социального опыта детям.

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с ФГОС, что соответствует гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиями.