Проектная деятельность - эффективное средство расширения кругозора дошкольников о жизни птиц
материал (средняя группа) на тему

Елизарова Наталья Михайловна

 

    В основу опыта работы легла одна из инновационных  технологий, которая на современном этапе является одной из наиболее эффективных, интересных и целесообразных - проектная деятельность дошкольников. Данная деятельность позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместную творческую, продуктивную деятельность и формировать настоящее сообщество детей и взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_sektsii_19.12.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ« Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга»

Проектная деятельность - эффективное средство расширения кругозора дошкольников о жизни птиц

 (Выступление из опыта работы на секции воспитателей социально – личностного цикла 19. 12. 2014г.)

Подготовила воспитатель

МАДОУ №33 «Радуга»

Елизарова Н.М.

Губкин

2014г.

     Возникновение опыта тесно связано с процессом обновления содержания образования,  внедрением инновационных технологий воспитания дошкольников по образовательным областям, предусмотренным реализуемой в ДОУ примерной основной общеобразовательной  программой.

     В сложившейся ситуации меня заинтересовала проблема экологического воспитания и развития детей дошкольного возраста, так как в современном  обществе необходимо вырабатывать навыки экологически грамотного поведения. Вокруг нас огромный мир. Мы не часто обращаем внимание на него. И кажется, что  все известно о  птицах. Но оказывается, мы очень мало знаем о тех, кто живет рядом с нами. Оказалось, что небольшое количество видов птиц дошкольники могут назвать по памяти, гораздо меньше – определить по внешнему виду. Поэтому  решила уделить внимание проблеме формирования представлений о жизни птиц, познавательного интереса и любознательности в процессе наблюдения за повадками птиц, как наиболее доступному средству приобщения к экологической культуре.

    В основу опыта работы легла одна из инновационных  технологий, которая на современном этапе является одной из наиболее эффективных, интересных и целесообразных - проектная деятельность дошкольников. Данная деятельность позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместную творческую, продуктивную деятельность и формировать настоящее сообщество детей и взрослых.

    Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире, опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

    Ведущая педагогическая идея опыта заключается в разработке и апробации проекта «Птицы - наши друзья» с целью формирования представлений о жизни  и повадках птиц у детей дошкольного возраста, в создании условий для развития у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам фауны.

    Данный опыт разрабатывался и внедрялся в практику работы педагогом в течение трех летс2010по2013г.г.
1-й этап - аналитико–диагностический: постановка цели и задач, определение  направлений, объектов и методов исследования, подбор научно-популярной и художественной литературы о птицах, проведение диагностики. (Сентябрь 2010 г.– декабрь2010г.).
2-й этап - практический: собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами. (Январь2011–февраль2013г.).
3-й этап - аналитико-обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. (Март 2013– май 2013 г.).

     Новизной опыта является создание системы педагогической работы, направленной не только на формирование представлений о жизни  и повадках птиц у детей дошкольного возраста, но и на развитие личности в целом, умеющей думать, сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту природы

    Для применения данного опыта необходимы следующие условия:
наличие учебно-методического комплекса примерной основной общеобразовательной программы «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой и программы Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!»;
специально созданная предметно-пространственная среда в группе, соответствующая программе, возрасту детей, их особенностям, уровню развития и интереса;
специально созданная развивающая среда на территории ДОУ: экологическая тропа, метеостанция, детский огород и т.д.

   Цель педагогической деятельности по реализации данного опыта заключается в разработке и апробации системы работы по обучению дошкольников  исследовательской  деятельности,  изучению представлений о  птицах, их образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

    Задачи, которые я преследовала: Создать условия для осмысления связей и отношений между человеком и представителями фауны. Развивать исследовательские способности дошкольников. Формировать знания об общих признаках птиц (клюв, органы, передвижения, перьевой покров). Расширять представления о пернатых друзьях, их важной роли в природе. Закреплять представления детей о знакомых птицах. Уточнять представления о среде их обитания, питании, передвижении. Обобщить знания дошкольников, полученные при наблюдении за птицами. Побуждать к необходимости беречь пернатых друзей, защищать их.

    Учитывая, что чувственные представления детей о пернатых, полученные в повседневной жизни, на занятиях могут быть расширены, углублены, систематизированы в непосредственной образовательной деятельности, большое внимание отводилось наглядности (рассматривание картин, иллюстраций, диафильмов, художественной литературе).

    В ходе проекта использовался такой метод, как составление с детьми описательных рассказов по теме «Птицы». Рассказы составлялись по плану, по картине, по серии картин, по алгоритму и с использованием схем-моделей. Также давались задания детям совместно с родителями составить небольшие рассказы о тех птицах, которые обитают во дворе их дома, а затем оформить книжку-малышку с иллюстрациями к придуманной истории.

   Важное внимание при формировании экологических представлений о природе у детей уделялось прочтению художественной литературы о жизни птиц. Ведь именно она глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего,  использовалась литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми организовывались беседы, задавались вопросы, в самостоятельной деятельности детям предлагались дидактические и подвижные игры, продуктивная деятельность, что позволяло закрепить прочитанный материал, активизировать знания в различных видах детской деятельности.

   Для развития потребности в приобретении новых знаний в процессе исследовательской деятельности у дошкольников педагогом применялось чтение произведений по теме, разучивание считалок, загадок, пословиц и поговорок о птицах. Сказки: «Жар-птица»; «Царевна лебедь»; «Синяя птица»; «Птица Феникс»; «Финист–ясный сокол»; «Гуси-лебеди»; «Кукушка» развивали эмоционально-чувственную сферу личности дошкольника, формировали положительное отношение к природе, к птицам.

    В целях обогащения представлений детей о жизни и повадках птиц  проводились такие виды игр, как игры- развлечения, игра- путешествие, игра  - фантазия, игра – исследование

Большое значение при закреплении экологических представлений о природе у детей уделялось ведущей форме деятельности дошкольников – игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания). Для удобства использования экологических игр на занятиях были изготовлены картотеки экологических игр по возрастам.

    Дети играли в различные экологические игры: «Что общего?»; «Приятного аппетита»; «Сосчитай птиц»; «Похожа–непохожа»; «Угадай меня»; «Разбери фигурки птиц»; «Кто больше назовёт птиц»; «Сложи птичку»  Эти игры развивают познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за повадками птиц.

     Начиная с младшего возраста, проводились очень простые по содержанию подвижные игры, так или иначе основанные на представлениях о природе. Эти игры закрепляют первые крупицы знаний, которые дети получают в наблюдениях.
Например, воспитатель обращает внимание детей на стайки воробьёв, наблюдает их несколько раз, подчёркивая: птички пугливы, к себе близко не подпускают, улетают сразу, как к ним подходишь. А потом проводит игру «Воробышки и автомобиль», в которой дети сами воспроизводят осторожное поведение птиц.

    Достаточно широко использовался метод наблюдения. Взаимодействуя с природой, дети познали факты и достаточно сложные закономерности природных явлений, связей в природе, многообразие птиц, влияние человека на природу. В ходе наблюдений дети устанавливали зависимость отлёта птиц от наличия корма и характера погоды, пытались понять трудности, которые ожидают зимних птиц; все это побуждало детей к сопереживанию, к созидательной деятельности, оказанию действенной помощи пернатым.

    В процессе беседы выяснялось у детей, видели ли они, как люди готовят «птичьи столовые», развешивают их в лесу, в парке, в сквере и просто на участке, для кого они предназначены и какими должны быть. Предлагались слайдовые презентации с разными видами кормушек, изготовленных из различного материала. Затем детям совместно с родителями предлагалось смастерить свою кормушку. Был организован конкурс «Птичья столовая»,  кормушки были не только изготовлены, но и вывешены на участке. Такой подход позволил активизировать детский интерес и любознательность, каждому ребенку было интересно, какие птицы прилетают именно на его кормушку.

     В каждой возрастной группе на основе целостного проекта «Птицы – наши друзья»  были организованы краткосрочные проекты: «Зимующие птицы» - средняя группа; «Кормушки для птиц» - старшего дошкольного возраста. В рамках проектной деятельности детям предлагались такие поисковые задания, как насыпать семечки, зёрнышки, хлебные крошки, развесить кусочки сала; определить, что любят синички. Дети на прогулках зимой всегда подкармливали птиц, наблюдали за тем, как они клюют корм, как перемещаются по участку. У детей это вызывало огромный интерес и желание заботиться о зимующих птицах.

     Учитывая, что развитие познавательного интереса занимает важное место в системе формирования отношений детей к природному окружению, к воспитанию элементов экологического сознания дошкольников, создавалась для детей проблемная ситуация. На стенде «Всё обо всём» появлялось изображение клюва птицы. Предлагалось догадаться, какой птице он принадлежит. Дети вместе с родителями составляли рассказ о птице и поясняли, что нового узнали о пернатом друге.

Рассказы по схеме (2 птицы, гнездо, яйцо, птица высиживает яйца, птенец в скорлупе, птенец без скорлупы, кормление птенца, пустое гнездо) помог понять детям, что в мире птиц происходят чудесные превращения, что самое главное чудо - это птичье яйцо и появление на свет птичьего потомства - это долгий путь.

    Работая над проектом «Птицы - наши друзья» дети и родители подбирали загадки о птицах, искали интересный материал в энциклопедиях и Интернет-ресурсах, составляли альбомы, учили стихи - это способствовало формированию самостоятельности у ребёнка при решении определенной проблемной задачи

    Особое внимание на всех трех ступенях реализации проекта (вторая младшая, средняя, старшая группы) уделялось продуктивной детской деятельности: изображение птиц с помощью красок, пластилина, восковых карандашей, складывание пернатых друзей способом оригами, аппликация и т.д. Проведено ряд сюжетных рисований на различные темы «Как розовые яблоки, на ветках снегири»,  «Прилетайте в гости птицы», «Перелетные птицы», «Воробышки», что способствовало развитию любознательности, творческого потенциала, фантазии и воображения детей. Во время коллективной лепки  у детей закреплялись представления о птицах, как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать имеющих типичное строение: две ноги, два крыла, перья.

     Одной из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Были проведены праздники и развлечения с активным участием родителей. Таким мероприятиям предшествовала большая предварительная работа: дети делали пригласительные билеты с изображением любимой птицы, украшали группу, оформлялись выставки творческих работ детей и родителей.

   С целью привлечения родителей, повышения их компетентности проводилось ряд мероприятий: консультационно – разъяснительная работа, оформление стендовой информации, изготовление памяток, совместные проекты и акции. Проведение «Круглого стола» с родителями. Привлечение родителей в участии подбора наглядно дидактических пособий, к подбору книг для групповой библиотеки.  Оформление выставок Посещение парков города. Изготовление кормушек, скворечника для птиц. Кормление птиц и наблюдение за их повадками Составление и оформление детских книг о птицах.  

  Формы и методы работы, которые я использовала в своей работе: наблюдение, целевые прогулки и экскурсии, ведение календаря природы, создание игровых ситуаций с использованием игрушек и литературных персонажей, беседы,  чтение художественной литературы, разучивание стихов. Конкурс чтецов. Вечер загадок. Рассматривание иллюстраций и репродукций картин художников. Прослушивание аудиозаписей с голосами птиц. Специально организованные занятия. Театрализованная деятельность. Продуктивная деятельность. Труд в уголке природы. Выставка детских работ. Изготовление кормушек для птиц. Оформление детских книг. Проведение «Праздника птиц»

   Ожидаемый результат Дети должны знать: Отличительные особенности птиц и животных, называть части тела птиц. Знать название домашних, городских. перелетных и зимующих птиц. Иметь понятие о перелетных и зимующих птицах. Иметь начальное представление о приспособленности птиц к среде обитания. Особенности жилья и повадки некоторых видов птиц (польза для человека) Как человек может помочь птицам выжить зимой.

   Ожидаемый результат Дети должны уметь: Узнавать и называть птиц по картинке. Сравнивать их по внешнему виду, месту обитания, особенностям жилища, выведения птенцов. Составлять описательный рассказ, используя словарь по теме.(по алгоритму) Составлять рассказ по опорным картинкам («У кормушки»; «Строим скворечник».) Составлять рассказ из личного опыта. Устанавливать причинно - следственные связи между различными природными явлениями. Изображать птиц в продуктивной, игровой и театрализован6ной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность как средство всестороннего развития дошкольников»

«Проектная деятельность как средство всестороннего развития дошкольников»Колчанова Е.В.Филиал №1 МАДОУ «Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области.р.п. Белый Яр.С самого ро...

Проектная деятельность как средство патриотического воспитания дошкольников

 Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Техно...

Проектная деятельность как средство математического развития дошкольников

Одним из средств развития математических способностей ребенка является проектная деятельность. Это емкий, интересный метод работы с детьми, который позволяет взглянуть на предмет исследования с разных...

«Проектная деятельность – эффективное средство повышения педагогической культуры родителей»

Слайд 1Здравствуйте уважаемые коллеги! Тема моего выступления: «Проектная деятельность – эффективное средство повышения педагогической культуры родителей»Слайд 2-цитата Сухомли...

Доклад "Проектная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"

Доклад по окружающему миру рассматривает одну из  современных педагогических  технологий, внедряемых в условиях ФГОС ДО. Материал описывает проект как форму   продуктивной деятельн...