Музыкальная гостиная "Музыка среди искусств"
материал на тему

Евлампьева Ольга Николаевна

                Музыкальная гостиная  «Музыка среди других искусств».

Цель:

Задачи:

Расширять кругозор педагогов

Активизировать педагогов на познавательную деятельность в повышении своей профессиональной компетенции

Приобщать педагогов к классической русской культуре

Повышать уровень и качество исполнения музыкальных произведений

 

 

Предварительная подготовка: подбор стихотворений, музыкальных произведений, слайдов художественных произведений, оформление стен зала репродукциями портретов художников, композиторов, изготовление карты звездного неба. Разучивание стихотворений и музыкальных пьес музыкальными руководителями. Составление  сценария, подбор заданий для активного участия слушателей.

 

 

Участники Музыкальной гостиной – музыкальные руководители детских садов Павловского района Нижегородской области, рассаживаются за столы, знакомятся с карточками-заданиями.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                Музыкальная гостиная  «Музыка среди других искусств».

Цель:

Задачи:

Расширять кругозор педагогов

Активизировать педагогов на познавательную деятельность в повышении своей профессиональной компетенции

Приобщать педагогов к классической русской культуре

Повышать уровень и качество исполнения музыкальных произведений

Предварительная подготовка: подбор стихотворений, музыкальных произведений, слайдов художественных произведений, оформление стен зала репродукциями портретов художников, композиторов, изготовление карты звездного неба. Разучивание стихотворений и музыкальных пьес музыкальными руководителями. Составление  сценария, подбор заданий для активного участия слушателей.

Участники Музыкальной гостиной – музыкальные руководители детских садов Павловского района Нижегородской области, рассаживаются за столы, знакомятся с карточками-заданиями.

Ведущая 1. – Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы встретились с вами, чтобы поговорить о музыке, попытаться понять, какое место занимает Музыка среди других искусств.

         Звучит «Забытый вальс» Ф.Шопена. Ведущая зажигает свечи, обходя постепенно всю гостиную, свет гаснет. На экране возникает изображение..

Ведущая 1. – Прозвучал «Забытый вальс» Шопена. Прекрасная музыка…

Музыка – вслушаемся в это слово. Корень его – музы. В переводе с греческого – богини, покровительницы искусств. Мифы Древней Греции рассказывают нам о девяти музах. Попробуем перечислить их. Музы каких искусств вы можете назвать?

( слушатели перечисляют: муза песен, муза гимнов, музы пантомимы, поэзии, комедии, трагедии, муза танцев)

Да, как мы видим, все эти Музы не чужды музыкальному искусству. К ним присоединяются еще две музы: муза истории и муза астрономии, хотя кажется, что они далеки от Музыки. Все музы – сестры. И через столетия родство их сохранилось.

 Коль музыка поэзии близка

И как с сестрою с ней соединима,

Любовь меж нами будет велика:

Одна тобой, другая мной любима.

                  Ты любишь слушать, как звенит с высот

                  Кифара Феба, музыки царица,

                  А я люблю, когда он сам поет

                  И голос Феба в сердце мне стучится.

                                 Двух муз он Бог, любимы обе мной,

                                 Обеих славлю, но в тебе одной.

                                                  В. Шекспир. «Страстный пилигримм».

                              ( свет включается)

Ведущая 1.:  От слияния двух искусств – поэзии и музыки возникла вокальная музыка. Песня, романс – нужно ли объяснять, что это такое? Ведь у каждого есть свои любимые песни и романсы. Но на чем же основана близость этих двух искусств? На каких средствах выразительности?

(Слушатели перечисляют: ритм, темп, тон, интонация, композиция, повторы, параллели, мелодия или мелодика – восходящие и нисходящие интонации, цвет, размер).

Ведущая 2.:

Конечно, вся звуковая сторона поэзии тяготеет к музыке:

Женский голос, как ветер несется,

Черным кажется, влажным, ночным,

И чего на лету не коснется

Все становится сразу иным.

                                              А. Ахматова. «Слушая пение».

Исполняется романс М.Глинки, сл. А.Пушкина «В крови горит огонь желанья…»

О, пой еще! Безумной муки

Я снова жажду до конца!

Пусть унесут святые звуки

Вседневный холод от лица.

                    И песен вольные призывы

                    Сойдут,  любовию полны,

                    Как на безжизненные нивы

                    Сиянье солнца и весны.

                                              И. Никитин «Певице».

Исполняется романс М. Глинки, сл. С. Голицина  «Скажи, зачем..»

Ведущая 2. :

Сколько песен, романсов, любимых нами, прошли сквозь века и стали народными. Вот, например, вспомним:

«Вечерний звон, вечерний звон,

Как много дум, наводит он

О юных днях в краю родном

Где я любил, где отчий дом.»

(слушатели подхватывают романс, допевают до конца).

Ведущая 2. :

А ведь это стихотворение было написано Иваном Козловым в 1827 году. Или вот этот романс – «Колокольчик»:

Однозвучно гремит колокольчик

И дорога пылится слегка,

И уныло по ровному полю

Разливается песнь ямщика…

                 (слушатели допевают романс под фонограмму)

Ведущая 2. :

Автор этих стихов – Иван Макаров, написаны они в 30-40 гг. 19 века, и положенные на музыку А.Гурылевым, живут в наших сердцах до сих пор.

Ведущая 1.:

Чтобы выразить настроение, в котором нет резких контрастов, поэты избирают лирическое настроение, а музыканты – одночастную пьесу. Иногда такие пьесы называют прелюдиями.

Послушайте «Прелюдию» Д. Кабалевского в исполнении музыкального руководителя МБДОУ № 26.

Ведущая 2. :

    Вокальная музыка может быть не только для одного голоса – сольная, но и хоровая. Сегодня у нас в гостях хор Воскресенской церкви. Послушайте в исполнении хора произведение русского композитора 19 века Турчанинова -  

                                         «Единородный Сыне».

       Руководитель хора, музыкальный руководитель МБДОУ № 6.

 Ведущая 1.: Хоровая музыка, исполняемая а,сарелла имеет огромное эмоциональное влияние на людей, поэтому церковь отводит ей значительную роль в религиозных обрядах.

              Музыкальный руководитель МБДОУ № 21 исполняет

                                         стихотворение А. Блока

                               «Девушка пела в церковном хоре».

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех забывших радость свою.

                Так пел её голос, летящий в купол,

                И луч сиял на белом плече,

                И каждый из мрака смотрел и слушал,

                Как белое платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет,

Что в тихой заводи все корабли,

Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.

               И голос был сладок, и луч был тонок,

               И только высоко у царских врат,

               Причастный тайнам, - плакал ребенок

               О том, что никто не придет назад.

 

Свет гаснет.  Церковный хор исполняет «Великое славословие» комп. Архангельского.

Показ слайдов: 1. «Видение отроку Варфоломею» Нестерова

2.»Великий постриг»

3. «Поклонение волхвов»

4.Рождество из алтаря.

5.Четыре апостола

6. Евангелие.

7. Икона «Умиление».

Ведущая 2 :  Музы театра – трагедии и комедии, соединяясь с музыкой, образуют оперу и оперетту.

На протяжении всей истории развития оперы, два её элемента – музыка и драматургия стремятся главенствовать друг над другом. Отсюда такое огромное количество разных типов оперы. Вспомним их.

      (Слушатели перечисляют: опера-сериа, опера-буфф, зингшпиль, комическая опера, героико-патриотическая опера, «гранд-опера», эпическая лпера, лирическая, сказочно-бытовая, социально-бытовая опера, опера-былина, историческая опера).

Ведущая 1.:  И лирико-драматическая опера «Евгений Онегин» - лирические сцены, как назвал оперу автор П.И. Чайковский. Первое исполнение оперы он поручил ученикам Московской консерватории. И сейчас у нас тоже премьера – прозвучит дуэт Татьяны и Ольги из первой картины.

              Музыкальные руководители МБДОУ № 6 и №8 исполняют «Дуэт Татьяны и Ольги» из оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского.

Ведущая 2.:  Младшая сестра оперы – оперетта, маленькая опера комедийного характера. Здесь речь чередуется с ариями, ансамблями, хорами и танцевальными сценами. Давайте послушаем куплеты Адели из оперетты И. Штрауса «Летучая мышь».

            Музыкальный руководитель МБДОУ № 5 поселка Тумботино Вербицкая Б.В. исполняет куплеты Адели из оперетты

                                 И. Штрауса «Летучая мышь».

            (на экране возникают слайды из оперетты «Летучая мышь»)

Ведущая 1.:  Еще один театральный жанр невозможно представить без музыки. Это балет.  Здесь музыка полностью заменяет слово, действие осуществляется через танец и выразительные движения.

 (На экране чередуются слайды с изображением знаменитых балерин Мариинского и Большого  театров).

Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна

Толпою нимф окружена

Стоит Истомина; она

Одной ногой касаясь пола

Другою медленно кружит

И вдруг прыжок, и вдруг летит…

Летит как пух от уст Эола

То стан совьет, то разовьет

И быстро ножкой, ножку бьет.

    Такие стихотворные строки посвятил А.С. Пушкин Терпсихоре 19 века Истоминой. В прошлом году М. Плисецкой – Терпсихоре 20 века исполнилось 88 лет,  мы преклоняемся перед ее искусством и посвящаем исполнение пьесы Сен-Санса «Лебедь».

        Музыкальные руководители  МБДОУ № 2 Чиковкина О.Ю.(скрипка)  и  МБДОУ № 31………..Н.Б.(Фортепиано) исполняют

                               Пьесу Сен-Санса «Лебедь».

( на экране отрывок выступления М. Плисецкой «Лебедь»)

Ведущая 1.:  Музыка звучит в театре не только в опере и балете, но и в драматических спектаклях. Уже во времена В.Шекспира музыка была необходимым элементом спектакля. Эта традиция жива и поныне. Так в драме М.Лермонтова «Маскарад» музыка вальса помогает раскрыть идею пьесы, создает психологический фон для диалога героев – Нины и Арбенина.

     Музыкальные руководители МБДОУ № 6 Евлампьева О.Н.  и МБДОУ № 9………….Л.В. исполняют  «Вальс» к драме М. Лермонтова  «Маскарад» (игра  в 4 руки).

На фоне музыки звучит монолог Нины в исполнении музыкального руководителя  МБДОУ № 21 Бухалова Э.А.:

Нина -   Как новый вальс хорош,

             В каком-то упоенье

             Кружилась я быстрей –

             И чудное стремленье меня и мысль мою

             Невольно мчало вдаль –

             И сердце сжалося, не то, чтобы печаль, не то чтоб радость…

                         (Продолжение исполнение вальса. На экране слайды - сцены из спектакля «Маскарад» М. Лермонтова в исп. артистов Малого театра )

Ведущая 1.:

  Среди девяти муз нет покровительницы живописи. Но и между этим видом искусства и музыкой существует родство, так как музыка отражает не только то, что мы слышим в мире, но и то, что мы видим. Обратимся к жанру портрета.

                                                   (Свет гаснет)

 Просмотр  слайдов:

Живописное изображение (портреты)  М.Горького, Стасова, Л. Толстого, В.Третьякова, Нестерова, Куинджи, Репина, Мухиной, Ф.Шопена, Бородина, С.Прокофьева, Мусоргского – раскрывает внутренний мир выдающихся писателей, музыкантов, художников.

               Исполнение стихотворения В.Лазарева «Мусоргский».

                                              (Свет включается).

Ведущая1.:  Музыка и сама умеет живописать, рисовать. Вот, например, пьеса Абрамяна «Посвящение матери» - это музыкальный портрет пожилой женщины.

             Музыкальный руководитель МБДОУ № 23 Харитонова Т. М. исполняет пьесу Абрамяна / Слайд «Портрет матери» художника А. Дюрера/

Ведущая 2.:  Нам осталось рассказать ещё о двух музах. Муза истории как-будто не имеет отношения к музыке, ведь история – наука, а не искусство. Но история – это память человечества. Средоточием исторической памяти является народная музыка, донёсшая до нас чувства и мысли наших предков. Любой народ имеет свои любимые музыкальные инструменты. У украинцев – это бандура, у белорусов –  цымбалы, у молдаван – скрипка, а у русских – гармошка, баян.

              Музыкальный руководитель МБДОУ №22 ……..Е.А. исполняет на баяне вариации на русскую народную песню  «Возле речки, возле моста».

Ведущая 1.: Последняя муза – муза астрономии. Как появилась она среди таких «земных» муз, несущих людям радость песен, плясок, зрелищ?

    Каждое искусство стремится к гармонии – пропорции в архитектуре, сочетание красок и звуков, чередование рифм. Эту гармонию наблюдали и античные мудрецы.(показ слайдов……)

 Пифагор, живший в шестом веке до н.э. считал, что соотношения музыкальных звуков аналогичны соотношениям расстояний  небесных светил и их движение должно рождать музыкальные звуки. Вот перед вами один из вариантов античной музыки поющего космоса, «музыки небесных сфер»: (показ слайдов……)

планета Земля – нота «до», Луна – нота «ре», Меркурий – нота «ми-бемоль», Венера – нота «ми», Солнце – нота «соль», Марс – нота «ля», Юпитер – нота си-бемоль», Сатурн – нота «си», и снова звук «до» - сфера неподвижных звезд.

 До сих пор  музыканты пользуются терминами греческой теории музыки: «мелодия, гармония, ритм, гамма» и т.д. Древние греки и римляне придавали музыке большое значение в воспитании гармонически развитого человека. Профессия учителя музыки, танца тогда была особенно почетна. И каким бы наивным ни казалось учение Пифагора, в его основе лежит мудрая мысль о красоте и гармонии во всех искусствах, отражающих по-своему красоту мира.

                                               (Свет гаснет).

                 Звучит «Токката и фуга» ре-минор И.Баха.

На фоне музыки музыкальный руководитель читает стихотворение В. Туркина «Музыка».

Показ слайдов: «Снежные вершины» Куинджи, «Лунная ночь на Днепре», «Молчание» Нестерова, «Адам и Ева» Дюрера, «Меланхолия».

Ведущая: «Меланхолия» - гравюра на меди, одно из загадочных и неразгаданных созданий Дюрера. Неспешное движение штрихов заставляет всматриваться в каждый предмет  -  спящий пес, затупившийся меч, песочные часы, многогранник – это атрибуты алхимика и ученого – каждый предмет несет скрытый символический смысл. Женская фигура – крылатый гений, погруженный в свом мысли, напряженно-сосредоточенный, быть – может, это мысли о смысле жизни?

     Музыкальный руководитель МБДОУ № 21 Бухалова Э.А. исполняет стихотворение В. Соколова «Спасибо музыка»

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование духовно- нравственных отношений у дошкольников посредством музыкального и изобразительного искусства»

     Хочу сказать, что патриотическим воспитанием в нашем саду занималисьвсегда, потому что уверены, что это очень важная составляющая воспитаниячеловека. Кстати, в сложные 90-е ...

Семинар - практикум для воспитателей "Организация музыкально – развивающей среды как составляющей предметно – развивающей среды"

Материал предназначен для воспитателей детских дошкольных образовательных учреждений....

Музыкально- развивающая среда музыкального руководителя

Музыкально- развивающая среда музыкального руководителя...

Презентация опыта работы: Особенности музыкального развития детей раннего возраста в рамках проекта по обогащению музыкально-развивающей среды в группах ДОУ «Музыкальные инструменты своими руками»»

Ранний дошкольный возраст – это период, когда закладываются первоначальные способности, которые позволяют в дальнейшем приобщить ребенка к различным видам деятельности....

Проект по преемственности дошкольного отделения и музыкального отделения школы искусств "Музыкальные кирпичики"

Эти материалы пригодятся как преподавателям музыкальных отделений школ искусств, так и музыкальным руководителям в рамках преемственности....

Презентация на тему "Сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя ДОУ в создании музыкальной развивающей среды в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи"

ЦельСоздание условий для развития музыкальных и творческих способностей детей.Создание условий для успешного устранения речевого дефекта, для преодоления отставания в речевом развитии....

«Музыкально-образовательная среда, как мощное средство музыкального образования детей дошкольного возраста»

Всем известно, и доказано учёными, что музыка обогащает духовный мир ребёнка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Развитие музыкальных способностей зави...