Проект «Мы имеем право»
проект (старшая группа) на тему

Бакуменко Светлана Викторовна

Дети наше  будущее. От того, как государство заботится о своем подрастающем поколении, зависит завтрашний день общества. «Дети - не будущие личности, они уже личности». И главной задачей нашего государства является – как защитить права ребенка, сохранить тем самым генофонд нации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_my_imeem_pravo.docx27.99 КБ

Предварительный просмотр:

Проект  «Мы имеем право»

Воспитатель Бакуменко Светлана Викторовна

МАДОУ ДСКВ №1 «Сказка»

Г. Мегион ХМАО - Югра

Актуальность

Дети наше  будущее. От того, как государство заботится о своем подрастающем поколении, зависит завтрашний день общества. «Дети - не будущие личности, они уже личности». И главной задачей нашего государства является – как защитить права ребенка, сохранить тем самым генофонд нации. Дошкольное детство – это не просто уникальный период в жизни человека в процессе, которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности, возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности, это ещё и период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых родителей, педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в дошкольном возрасте, приводят к тяжёлым последствиям.
Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяются эффективностью работы по защите их прав.
Работа по развитию у детей представления об основах правового сознания нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир.
Развитие правового сознания личности - это долгий, сложный и противоречивый процесс, продолжающийся практически всю жизнь человека. Самые первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются в детстве, еще в дошкольный период. В дошкольные годы наиболее активно формируются взгляды, жизненные позиции, типичные мотивы поведения личности. И от того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека в правовой сфере.

Знание прав — это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность само реализоваться, раскрыться как личность.

Защита прав — это особая проблема государства и общества в целом. Все права и свободы могут быть осуществлены и гарантированы только в гражданском обществе. Особое место в понимании прав человека занимают права ребенка.

Правовое воспитание дошкольников является сложным процессом. Раннее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребенка. Правовое воспитание в детском саду предусматривает отношение к ребенку и его родителям как к партнерам в условиях сотрудничества.

Тип проекта: индивидуальный, исследовательско – творческий

Направление деятельности: нравственно-социальное. 

Цель проекта:  обобщение и систематизация знание детей и их родителей о правовой культуре.

Объект исследования – процесс совместной деятельности ДОУ и родителей по формированию правовой культуры детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – ознакомление дошкольников с основами правовой культуры.

Гипотеза:

Раннее правовое воспитание дошкольника способствует быстрому становлению его личности, гуманистически ориентированной, обладающей гражданскими чувствами, умеющей отстаивать свои права, адаптироваться к условиям окружающей жизни.

Задачи: 

  1. Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав ребенка.
  2. Познакомить детей с правами и обязанностями человека, воспитывать уважение к правам другого человека, формировать эмоционально-положительное отношение к важнейшим нравственным качествам (доброта, милосердие, сострадание, сочувствие) и умение проявлять их при взаимодействии с окружающими людьми.
  3. Формировать у детей представление о правах человека на основе дошкольных литературных произведений.
  4. Закрепление полученных знаний в повседневной жизни и постепенное накопление опыта соблюдения прав и обязанностей.

Ожидаемые результаты проекта:

1. Повышение уровня правового воспитания

2. Формирование навыков нравственно - патриотического поведения

3. Усвоение правовых понятий: закон, право, правонарушение, национальные отношения.

4. Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.

5. Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.

В проекте выделены три этапа.

1. Организационно — подготовительный этап. Его цели: активизировать интерес детей к своим правам и обязанностям. Привлечь родителей к совместной работе по воспитанию правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста.

2. Основной этап. Его цели: активное участие детей и родителей во всех познавательно — развлекательных, творческих мероприятиях ДОУ. Повышение качества образования в вопросах правовой культуры.

3. Итоговый этап. Презентация, выставка накопленного материала, проведение  родительского собрания «Права ребенка, обязанности родителей».  Вывод о полученных результатах.

Срок реализации проекта: октябрь 2013.

Этапы реализации проекта

Мероприятия для детей

Сроки

Ожидаемый результат

Ответственный

Образовательная деятельность

«Мое имя»

1 неделя

Повышение интереса детей к знанию разных имен, знакомство со значением собственного имени.

Воспитатель

Беседа «Право ребенка на имя, отчество и фамилию»

Воспитание уважения и любви к родным и близким людям

Воспитатель, социальный педагог, родители

С.Р.И. «Семья»

Накопление детьми социального опыта

Воспитатель, дети,социальный педагог

Д/И «Я имею право…»

Развивать умение выражать свои чувства

Воспитатель, дети

Анкетирование для родителей

«Что вы знаете о правах ребенка»

Активизировать родителей к совместной работе по воспитанию правовой культуры

Социальный педагог, воспитатель, родители

Беседа «Право ребенка жить и воспитываться в семье»

2 неделя

Воспитывать заботливое отношение к близким

Воспитатель, дети

Хоровод «Друг – дружочек становись в кружочек»

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми

Воспитатель Социальный педагог, дети

Рисование «Моя любимая мамочка»

Ознакомление с правилами вежливого отношения к родным

Воспитатель, родители, дети

Игра «Дружная семья»

Формирование навыков уважительного отношения к родным

Воспитатель, родители, дети

Изготовление папки передвижки «Конвенция по правам ребенка»

Активизировать родителей к совместной работе по воспитанию правовой культуры

Социальный педагог, воспитатель, родители

Чтение художественной литературы о правах ребенка

3 неделя

Расширять кругозор детей, развивать словарный запас

Воспитатель

Д/И «Кто права нарушил»

Развивать сообразительность, умение рассуждать

Воспитатель, дети

Рассказы детей о традициях семьи, обязанностях членов семьи

Познакомить с правом на достойный уровень жизни.

Словесная игра  «Кто где живет»

Формировать представление о семье как об «островке безопасности», гаранте прав ребенка

Воспитатель, дети

Создание альбома «Права ребенка  в семье».

Вовлечение в процесс воспитания и развития детей

Социальный педагог, воспитатель, родители

Беседа «Как мы отдыхаем с семьей»

4 неделя

Познакомить с правом на отдых, правом собираться вместе

Воспитатель, социальный педагог, дети

Досуг «Мой отдых»

Закреплять умение с помощью пантомимы угадывать вид отдыха

Воспитатель, родители, дети

Чтение сказки А. Толстого «Буратино»

Сформировать у детей знание о праве на бесплатное обучение

Воспитатель, дети

Изготовление совместно с детьми «Мое генеалогическое дерево»

Вовлечение в процесс воспитания и развития детей

Воспитатели, родители, дети

Родительское собрание «Права ребенка – обязанности родителей»

Выявить знания представлений  о правовом мировоззрении.

Социальный педагог, воспитатель, дети, родители

Подводя итоги проектной деятельности, я сделала вывод, что моё предположение полностью подтвердилось. У детей старшего дошкольного возраста качественно повысились представления о правовой культуре. Мы сумели обобщить и систематизировать знания детей, а также их родителей о правовом мировоззрении. На протяжении данного проекта прослеживается развитие нравственных представлений,  познавательных способностей у детей и совершенствование способов взаимоотношения с членами семьи. В рамках проекта у детей закрепилось  понятие о том, что у каждого человека есть, не только права, но и обязанности, а также были сформированы у родителей необходимые знания о Конвенции по правам ребёнка.     

 Литература

  1. Богданова, С.А. «Твои права». Программа правового воспитания детей в подготовительной группе // Дошкольная педагогика. - 2007. - №6.
  2. Ваулина, Т.Г. Родителям и детям о правах ребенка // Ребенок в детском саду. - 2007. - №3.
  3. Данилова, И.В. Правовое образование дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2011. - №9.
  4. Т.А. Шорыгина «Беседы о правах ребёнка», Москва, 2008 год.
  5. Голицына Н.С., Огнева Л.Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006.
  6. Доронова Т.Н. и др. – Защита прав и достоинств маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада: пособие для работников дошк. образов. учреждений – М.: Просвещение, 2006.
  7. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Я – ребенок, и я имею право».-М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009-96с
  8. Калинина Л.В. Изучаем права вместе с любимыми персонажами. - «Ребенок в детском саду».- №3.- 2008 С.39 – 45.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника. "Мы тоже имеем право" Проект.

Проект на тему: «Мы тоже имеем право». Актуальность проблемы обусловлена тем, пренебрежение и презрение к правам человека всегда ведет к варварским актам, возмущая совесть человека.Права человека...

Сценарий спектакля для детей подготовительной к школе группы «Мы тоже имеем права» (по страницам конвенции о правах ребенка)

Итоговое мероприятие в рамках программы по ОБЖ с целью закрепеления и повторения знаний о правах ребенка по страницам конвенции....

Проект "Мы тоже имеем права"

Этот проект знакомит детей и родителей с Конвенцией о правах ребёнка в очень доступной форме через игры, литературные произведения, беседы....

«Формирование элементарных общепринятых норм и правил поведения в социуме через организацию тематической правовой недели «Мы имеем право». Бабаева Н.А., Скорынина О.А.

Авторами предложена учебно-методическая разработка по организации правовой недели с детьми старшего дошкольного возраста. Данная разработка дает возможность эффективно построить нравственно – правовую...

Проект " Мы имеем право на всём белом свете. Мы дети"

Работа по формированию у детей представления об основах правового сознания нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир. Раннее правовое воспитание способствует общему социальному ...

Тема проекта: «Имеем право!»

Актуальность темы: Актуальность данной проблемы заключается в том, что дети, а также многие из родителей не знают своих прав и обязанностей. Мы становимся свидетелями тревожных фактов обращения с...