Тема: "Музыкальные жанры" Проект "Мир танца!"
материал (подготовительная группа) по теме

Самигуллина Раушана Афляховна

 

Проект «Мир танца!»
Танец - это искусство движения,
а движение может быть различным.
Но когда это движение одухотворяет,
воздействует на зрителя, с целью изменения
его душевного существа, - это уже искусство.
Автор: Самигуллина Р.А. музыкальный руководитель Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №13 г. Туймазы Республики Башкортостан.
Проект предлагает использовать в работе музыкальных руководителей современный репертуар таких мастеров детских танцев как: О.П. Радынова, А.И. Буренина, С.И. Бекина, Г.Ф. Вихарева и др. Творчество этих авторов уникально и очень ценно, может использоваться, как в НОД, совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.
Вид проекта – исследовательско-творческий.
Продолжительность проекта - долгосрочные (в течение учебного года).
Участники проекта: дети 6-7 лет, родители, педагоги, специалисты МАДОУ.
Детский танец - это внутренний мир ребенка, отраженный в движении, и наряду с другими видами искусства, это самый естественный способ самовыражения.
Данный проект собрал лучшие танцы издателей для детей – маленьких и больших. Творчество О.П. Радыновой, А.И. Бурениной, С.И. Бекиной, Г.Ф. Вихаревой , Г.П. Федоровой и других детских авторов известно широкому кругу музыкантов. В их танцах, каким – то удивительным образом передается ритм, дух, звучание времени, понятные и доступные для исполнения детьми. Сказочные, игровые сюжеты, поэтические образы их танцев легко запоминаются, их можно обыгрывать, инсценировать. С предлагаемым репертуаром дети могут выступать на праздниках, концертах, на различных конкурсах, а также просто танцевать в повседневной жизни.

Цель проекта:
Раскрыть творческий потенциал и развить природные способности у воспитанников средствами ритмики.
Задачи:
Обучающие:
• познакомить детей с различными видами танцев (музыкой, композитором, историей).
Развивающие:
• развитие музыкальности (эмоциональную отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);
• формирование художественного вкуса;
• развитие выразительности движения;
• развитие координации движения.
Воспитательные:
• воспитание интереса к занятиям ритмикой;
• психологическое раскрепощение ребенка, творчество в движениях;
• развитие мышления, воображения, познавательной активности;
• воспитывать любовь к старинным русским танцам, русскому фольклору и т.д.
Ожидаемые результаты.
Должны уметь:
- заинтересовано заниматься танцевальной деятельностью.
- самостоятельно организовывать исполнения танца (выбор движений, распределение роли).
- использовать в танцевальной деятельности различные виды танца.
Должны знать:
-некоторые виды танца (полонез, мазурка, краковяк, полька, вальс, менуэт).
- некоторые приёмы исполнения движений.
Должны иметь представления:
- о танцевальной культуре.
Родители:
- Повышение интереса к музыкальной деятельности детей,
- Обсуждение и следование предлагаемым рекомендациям.
Воспитатели:
- Понимание необходимости сотрудничества в решении общих задач музыкального развития детей,
- Активность во взаимодействии с родителями.
Музыкальный руководитель:
- Организация работы с детьми с учетом детских интересов и возможностей.

Критерии результативности проекта:
Обновление детского танцевального репертуара произведениями современных детских авторов во всех возрастных группах.
Использование танцев в НОД, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности, в ходе режимных моментов и самостоятельной деятельности детей.
Создание базы данных (картотеки) современного детского репертуара.
Составление методических рекомендаций по итогам реализации данного проекта.
Способы, подтверждающие результативность реализации проекта:
Рабочая программа, циклограмма образовательной деятельности музыкального руководителя, воспитателя.
Концерты, праздники, развлечения.
Сборник методических рекомендаций по итогам реализации проекта.

Ресурсное обеспечение.
Материально-техническое Информационно-методическое Кадровое

Музыкальный зал

Музыкальные инструменты для взрослых, детей.

ДVД-проигрыватель

Музыкальный центр

Интернет-ресурсы

Методический кабинет

Музыкальный руководитель
Педагоги МАДОУ

Механизм реализации проекта:
Первый этап (подготовительный):
Изучение творчества композиторов-классиков.
Отбор танцев с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Соответствие данного репертуара комплексно-тематическому планированию.
Включение данного проекта в локальный компонент рабочей программы.
Составление перспективного плана с использованием репертуара.
1. Полонез
2. Мазурка
3. Краковяк
4. Полька
5. Вальс
6. Менуэт

Второй этап (практический):
Организованная образовательная деятельность:
-слушание и обсуждение музыки;
- танцы, совместные танцы, беседы по содержанию танцев;
-подыгрывание на музыкальных инструментах;
- старинные танцы;
- детские танцы;
-музыкально-дидактические игры, игры имитационного характера, игровые задания.
-рассказы об интересных фактах и событиях ( о творчестве композитора, о предстоящем празднике и т.д);

Полонез (польск. polonez, фр. polonaise, от фр. polonais — польский) — торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся, как правило, в начале балов, подчёркивая возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам. Музыкальный размер танца — ¾.
Полонез был одним из самых любимых поляками народных танцев. Его сравнительно незатейливую хореографию крестьяне старательно украшали дополнительными деталями. Например, в XVI—XVII веках девушки танцевали в венках. Идя одна за другой, девушки тайком поглядывая на юношей, следовавших за ними. Затем девушки снимали венки и дарили их юношам, которые им нравились и своим возлюбленным, и только после этого составляли пары танца. Юношей и девушек сменяли семейные пары. Молодым людям в таких случаях не разрешалось танцевать с замужними женщинами или вдовами.
Репертуар: М. К. Огинский «Прощание с Родиной», О. А. Козловский «Гром победы раздавайся».
Мазурка (от польск. mazurek) — польский народный танец. Название произошло от жителей Мазовии — мазуров, у которых впервые появился этот танец. Музыкальный размер — 3/4 или 3/8, темп быстрый. Частые резкие акценты, смещающиеся на вторую, а иногда и на третью долю такта. В XVII веке мазурка вошла в цикл польских крестьянских танцев. В XIX веке получила распространение как бальный танец в странах Европы.
Репертуар: М.И. Глинка «Мазурка», П.И.Чайковский «Детский альбом» Мазурка.
Краковяк (польск. Krakowiak) — быстрый танец польского происхождения. В старину краковяк танцевали только мужчины, позднее — мужчина в паре с женщиной. В XIX веке был популярным бальным танцем.
Существует два варианта исполнения танца:
Краковяк народно-сценический.
Народно-сценический вариант краковяка исполняется парами, но часто в него включают общие фигуры (круг, звезда, и др.). Движения танца в большинстве построены на различных прыжках, исполняются они легко и пластично.
Основные движения народного танца:
- Галоп, подскоки, основной ход, тройной притоп, приставные шаги на месте,
поворот на месте парой.
Краковяк бальный.
Репертуар: музыка Т.Ломовой «Детский краковяк», «Детский краковяк» польская народная мелодия.
Полька - быстрый, живой среднеевропейский танец, а также жанр танцевальной музыки. Полька появилась в середине XIX века в Богемии (современная Чехия), и с тех пор стала известным народным танцем.
Виды польки:
-Финская полька
- Полька Розамунда
Хумппа
Як цуп цоп.
Репертуар: «Парная полька» чешская народная мелодия, «Полька» Ломовой, Полька «Янка» белорус. нар. мел. обр Т.Попатенко.
Вальс (фр. valse) — общее название бальных и народных танцев музыкального размера 3/4, исполняется преимущественно в закрытой позиции. Впервые вальс стал популярен в Вене в 80-х годах XVIII века, в последующие годы, распространившись во многие страны. Вальс, особенно с закрытыми позициями, стал образцом для создания многих других бальных танцев. Позже были созданы многие разновидности вальса. В основном танцевали на балах. Родиной Вальса по праву считают Германию и Австрию.
Разновидности вальса:
1. Быстрые формы вальса называют - Венский вальс.
2. Фигурные вальсы.
Репертуар: С.М. Майкапар «Вальс», Д.Д. Шостакович «Вальс-шутка», П.И. Чайковский «Вальс цветов», И. Штраус вальс «На голубом Дунае», Ф. Шуберт «Вальс», В.Макарова «Вальс» (Конькобежцы. Фрагмент.)
Менуэт (фр. menuet, от menu — маленький, незначительный) — старинный народный французский грациозный танец, названный так вследствие своих мелких па. Произошёл от медленного народного хороводного танца провинции Пуату. Пишется в двухколенном складе, в трёхдольном размере (3/4). С середины XVII века — бальный. С XVII века широко распространился по всей Европе.
Первоначально галантный (придворный) менуэт исполнялся одной парой. Движения менуэта были построены в основном на поклонах и реверансах, что создавало не столько впечатления танца, сколько «приглашения к танцу» или прелюдии. На протяжении XVIII века, с развитием галантного стиля и в целом эпохи Барокко, менуэт постепенно развивался, ускорялся его темп, усложнялись движения и па, в итоге поздний бальный менуэт приобрёл яркие черты жеманности и изысканности. Он стал исполняться уже не одной, а несколькими парами.
Репертуар: Й. Гайдн «Менуэт», П.И. Чайковский «Шуточный менуэт», «Менуэт», А.Рубинштейн «Менуэт».

Музыкально-игровые ситуации с использованием современных детских танцев.
Цель: определить особенности знаний детьми музыкального репертуара.
1. "Музыкальное лото"
Оборудование:
Карточки-картинки (по числу играющих детей) иллюстрирующих содержание танцев.
Ход: 1 подгруппе детей раздаются по 3-4 карточки, 2 подгруппа детей исполняет танец, 3 подгруппа детей - узнают и закрывают фишкой нужную карточку. Выигрывает тот, кто закроет все карточки.
2. "Угадайка"
Оборудование:
Диски с записями.
Ход: Звучит танец, ребенок называет вид танца и композитора. За правильный ответ – очки. У кого больше очков – тот выиграл.
Третий этап (Заключительный):
1.
- изучение особенностей эмоциональной отзывчивости детей на классическую музыку;
-определение детских музыкальных интересов и предпочтений;
-выявление особенностей развития музыкальной эрудиции детей;
-выявление особенностей использования воспитателем данного музыкального репертуара в образовательном процессе;
-анализ, результаты танцевальной творческой деятельности детей.
2. Составление методических рекомендаций для педагогов по использованию детского танцевального репертуара.
3 Итоговое мероприятие – Выпускной бал в подготовительной группе.
Перспектива развития проекта.
Данный проект имеет широкую перспективу развития т.к. старинные классические танцы все больше вызывают интерес у детей, а репертуар таких танцев как: Краковяк, Полька, Вальс, Менуэт будет постоянно пополняться, использоваться как можно шире в работе с детьми.

Используемая литература:
1. Радынова О.П. Программа «Музыкальные шедевры» «Песня, танец, марш».
2. Буренина А.И. Программа по ритмической пластике «Ритмическая мозаика».
3. Вихарева Г.Ф. «Споем, попляшем, поиграем».
4. Федорова Г.П. «Танцы для мальчиков».
5. Буренина А.И. Сауко Т. «Топ-хлоп малыши» Программа по музыкально-ритмическому воспитанию.
6. Буренина А.И. «Коммуникативные танцы-игры для детей»
7. «Танцевальная палитра» - лучшие материалы по музыкально-ритмическому воспитанию детей.
8. Бекина С.И. «Музыка и движение».
9. Каплунова И.М. «Топ - топ, каблучок».
10. Ваганова А. Я. «Основы классического танца».

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:"Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей малышей" "

Выступление из опыта работы музыкального руководителя по формированию основ музыкальной культуры посредством основ народной музыки.(ранний и младший дошкольный возраст). Конспект открытого музыкально ...

Методическая разработка по теме: "Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста."

Методическая разработка по теме:"Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста." А. С. Макаренко говорил: «Игра имеет ва...

Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Струнно-смычковая группа»

На данном занятии дети знакомятся с новыми музыкальными понятиями: «симфонический оркестр», струнно-смычковая группа инструментов симфонического оркестра,учатся слышать красоту звучания инструментов, ...

Проект на тему "Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальности детей в интегрированной музыкально-звуковой и предметно-развивающей среде ДОУ

Музыкально-дидактические игры известны давно, их необходимость и эффективность многократно подтверждена на практике специалистами. Теоретически, работа с музыкально дидактическими играми в ДОУ строитс...

Конспект интегрированного занятия по хореографии по теме "Музыкальный счёт". Самоанализ интегрированного занятия по хореографии по теме "Музыкальный счёт".

Конспект интегрированного занятия по хореографии для детей подготовительной к школе группы по теме "Музыкальный счёт"Самоанализ интегрированного занятия по хореографии для детей подготовительной к шко...

КМО МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ «МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И В МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ ДОУ»

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ«МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И В МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ ДОУ»Цель мастер-класса: Повышение уровн...