Конспекты непрерывной образовательной деятельности (НОД)
материал

Сульдина Ирина Александровна

Предварительный просмотр:

Реализация регионального компонента в ДС № 160 «Дубравушка» АНО ДО «Планета детства «Лада»

Образовательная область «Художественное творчество»

Тема проекта: Дымковская игрушка

Вид проекта: познавательный, творческий

Продолжительность проекта: 5 дней

Цель проекта:  познакомить детей с народным промыслом «Дымковская игрушка»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие»;  «Физическое развитие».

Задачи.

            ОО «Речевое развитие»:

  • формировать умение разыгрывать представления по знакомым сказкам, используя выразительные средства: интонацию, мимику, жест;
  • развивать речь у детей средствами театральных представлений и чтения сказок;
  • развивать артикуляцию, добиваясь правильного и четкого произношения слов;
  • способствовать активизации и обогащению словарного запаса;
  • формировать умение запоминать тексты сказок с помощью взрослого.

ОО «Познавательное развитие»:

  • развивать логическое мышление, внимание, умение объяснять свои действия, активность, инициативность;
  • познакомить детей с декоративно-прикладным искусством – дымковской;
  •  формировать представления детей об элементах дымковской росписи и их символике, находящей отражение в окружающей природе;
  • воспитывать у детей интерес и любознательность к этому виду народного промысла через ознакомление детей с народным творчеством.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»:

  • уважение к труду народных умельцев, желание создавать подобные игрушки.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»:

  • развивать у детей способность самостоятельно выбирать способы изображения цветов, используя для этого различные приемы (примакивание, тычком, от пятна);
  • помогать детям добиваться наиболее выразительного решения и получать удовлетворение от полученного результата;
  • продолжать вызывать интерес к рисованию красками;
  • формировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора.

ОО «Физическое развитие»:

  • содействовать развитию пространственных ориентировок;
  • развивать внимание и наблюдательность;
  • развивать артикуляционную, мелкую моторику пальцев рук.

Итог проекта:   Выставка «Народные игрушки» (рисунков, поделок, аппликаций, фото)

Проблема.

«Игрушка, в которую никто не играет…» Так что же такое дымковская игрушка? Сувенир? Детская забава? Магический символ? Её лепят  в детском саду и в школе, её можно встретить на сувенирных лотках для иностранцев, увидеть на фотографиях искусствоведческих альбомов. Дымковская игрушка входит в нашу жизнь  под маркой "традиционное русское народное", но мало кто внимательно рассматривал ее и пытался понять "изюминку" своеобразной манеры росписи и лепки, и, уж тем более, мало кто пробовал постичь мировоззрение древних славян, так или иначе отраженное в дымковской игрушке. В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно-прикладного искусства и с народными традициями. Поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей.

Актуальность проекта. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребенку открыть этот мир во все богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всесторонне развивать личность ребенка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счетность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития элементарных математических представлений.

Русское народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.

Тема 1 дня: «История Дымковской игрушки».

Форма организации детской деятельности

Методы и приемы

Продуктивные виды деятельности

Работа с родителями

Творческий продукт

НОД «Познавательно – исследовательская деятельность».

Тема «Дымковская игрушка».

Задачи:

1. Сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора.

2. Прививать любовь и уважение к труду народных мастеров.

3. Развивать умение составлять рассказ об игрушке и рассказ по картинке.

Материалы и оборудование:

- изделия дымковского промысла, видеоматериал «Дымковская игрушка», глина.

1. Организационный момент. Воспитатель зачитывает приглашение от Домовенка в музей.

2. Рассматривание экспозиций, рассказ воспитателя об истории игрушек.

3. Просмотр видеофильма о дымковской игрушке.

4. Беседа о дымковской игрушке, прощаются и благодарят Домовенка.

Вопросы.

1. Из чего делают?

2. Как сушат?

3. Чем обжигают?

4. Почему нет дверей у печи?

5. Из чего делают белый раствор?

6. Что добавляют в краски, чтобы они долго оставались яркими?

7. Физ.минутка «шел по берегу индюк».

8. Обмен впечатлениями.

Аппликация «Дымковский петушок».

Задачи:

- Продолжать развивать интерес к методу обрывания.

- Воспитывать эстетическое восприятие предмета.

- Воспитывать уважение к труду народных умельцев, желание создавать подобные игрушки.

Материалы и оборудование:

- Дымковская игрушка.

- Фотоиллюстрации.

- Листы бумаги с контуром петушка.

- Цветная бумага.

- Клей.

- Кисточка.

Методы и приемы:

1. Расстраивание игрушек, фотоиллюстраций.

2. Обрывание бумаги, выполнение аппликации (помощь воспитателя по необходимости).

3. Рассматривание работ.

4. Организация выставки для родителей.

Папка передвижка для родителей «Роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании детей».

Выставка для родителей «Дымковский петушок».

Тема 2 дня: «Дымковские животные».

Форма организации детской деятельности

Методы и приемы

Продуктивные виды деятельности

Работа с родителями

Творческий продукт

НОД «Восприятие художественной литературы».

Тема «Дымковская игрушка».

Задачи:

1. Расширять круг детского чтения за счет включения новых произведений.

2. Формировать устойчивый интерес к процессу чтения, запоминанию прочитанного.

3.Продолжать упражнять в пересказывании литературных произведений.

1. Организационный момент. За дверью слышно кукареканье Петушка. Петушок принес сказку о Дымковской игрушке.

2. Чтение сказки.

3. Физ.минутка «Петя – Петушок».

4. Обсуждение прочитанного.

Лепка «Дымковские животные».

Задачи:

- Упражнять в умении передавать в лепке характерные особенности дымковских животных, их позы.

- Закреплять умение сравнивать свою работу с натурой – дымковской игрушкой.

Материалы и оборудование:

- Дымковские игрушки.

- Пластилин 2-х цветов.

- Стеки, подставки.

Методы и приемы:

1. Расстраивание и обсуждение дымковской игрушки.

2. Показ приемов лепки фигур животных.

3. Рассказ воспитателя о последовательности действий.

4. Самостоятельная работа детей.

5. Физ.минутка «У оленя дом большой».

6. Рассматривание работ, определение сходства с игрушкой.

Предложить стихотворение о Дымковской игрушке для чтения с детьми Г. Смирнов «Дымка».

Фигурки «Дымковские животные».

Тема 3 дня: «Дымковский конь».

Форма организации детской деятельности

Методы и приемы

Продуктивные виды деятельности

Работа с родителями

Творческий продукт

НОД «Коммуникативная деятельность».

Тема «Сочинение о Дымковском коне».

Задачи:

1. Развивать  связную речь детей, упражняя их в придумывании сказки.

2. Формировать умение детей придумывать действующих лиц, сюжет сказки.

3. Формировать умение придерживаться избранной сюжетно линии в творческом рассказывании.

4. Способствовать активизации и обогащению словарного запаса.

1. Мотивация – обратить внимание детей на яркую коробочку на столе, посмотреть, что лежит в ней.

2. Дети рассматривают Дымковского коня.

3. Воспитатель предлагает детям придумать историю про него.

4. Придумывание истории (при необходимости воспитатель помогает детям в составлении истории).

5. Запись воспитателем истории детей про Дымковского коня.

6. Физ.минутка «Шла лошадка».

7. Иллюстрирование истории, создание книжки-малышки.

Рисование «Дымковский конь».

Задачи:

- Продолжать рассматривать с детьми дымковские игрушки, выделяя детали (колечки, круги, точки, линии), форму игрушек.

- Упражнять в рисовании элементов дымковского узора.

- Закреплять умение составлять симметричный узор, оформляя середину и кайму.

- Формировать умение самостоятельно выбирать цвета для узора.

Материалы и оборудование:

- Раскраска «Дымковский конь».

- Фотоиллюстрации.

- Гуашь.

- Кисти.

- Ватные палочки.

Методы и приемы:

1. Показ воспитателем последовательности работы.

2. Самостоятельная работа детей (при необходимости помощь воспитателя).

3. Физ.минутка «Наши пальчики».

4. Рассматривание работ, придумывание характеров своим игрушкам.

5. Организация выставки для родителей.

Консультация «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье».

Книжка – малышка «Дымковский конь».

Тема 4 дня: «Дымковская барышня».

Форма организации детской деятельности

Методы и приемы

Продуктивные виды деятельности

Работа с родителями

Творческий продукт

НОД «Изобразительная деятельность деятельность и конструирование».

Тема «Дымковская барышня».

Задачи:

1. Продолжать рассматривать с детьми дымковские игрушки, рассматривать дымковских барышень и выделять части игрушки (юбка, кофта, кокошник, волосы).

2. Формировать умение составлять на юбке барышни узор из знакомых элементов (кругов, колец, точек и т.д.).

3. Развивать чувство цвета, ритма в узоре.

Материалы и оборудование:

- Дымковская игрушка.

- Иллюстрации.

- Трафареты дымковской барышни.

- Гуашь.

- Кисть.

1. Проблемная ситуация: Дымковская барышня рассказала детям историю о своих подружках. Их заколдовал злой волшебник и барышни стали бесцветными. Расколдовать их может только волшебная кисть.

2. Дети предлагают варианты, как помочь барышням.

3. Рассматривание иллюстраций, фотографий на слайдах.

4. Раскрашивание барышень.

5. Русская народная игра «Заря».

6. Беседа с Дымковской барышней (игрушкой) дети рассказывают ей почему именно так они украсили своих барышень. Прощаются с ней.

Развлечение «Русская ярмарка».

Задачи:

- Воспитывать уважение к русскому народному творчеству.

- Воспитывать чувство гордости за Россию, за богатые старинные обычаи.

- Развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекать их в театральные действия.

- Развивать интерес к изучению русского народного творчества.

Ход ярмарки:

- Организационный момент: скоморох приглашает детей на ярмарку.

- Звучит аудиозапись русской народной песни «Светит месяц» под музыку дети водят хоровод.

- Скоморох знакомит детей с товаром с «Дымковской игрушкой», интересуется,  что дети о ней знают. (Ответы детей). Скоморох дополняет ответы детей и рассказывает о каждой игрушке.

- Скоморох предлагает купить игрушку, каждый ребенок выбирая (покупая) игрушку рассказывает четверостишье об игрушке. (Заранее выученные с воспитателем).

- Скоморох предлагает спеть частушки под аудиозапись.

- Русская народная игра «Карусель» (в обработке Е. Тиличеевой).

- Скоморох зачитывает детям загадки о животных.

- Приглашает детей на чаепитие, выносит самовар.

Мастер-класс: изготовление дымковских игрушек.

Создание собственного мини-музея «Дымковской игрушки».

Тема 5 дня: «Театральная».

Форма организации детской деятельности

Методы и приемы

Продуктивные виды деятельности

Работа с родителями

Творческий продукт

НОД «Изобразительная деятельность деятельность и конструирование».  

Тема «Изготовим дымковских артистов для настольного театра».

Задачи:

1. Вызвать желание сделать персонажи для настольного театра.

2. Формировать умение работать с шаблонами, вырезать по контуру.

3. Формировать умение делать полуобъемную игрушку из двух частей.

4. Продолжать формировать умение самостоятельно определять, как расписывать новых персонажей.

Материалы и оборудование:

- Шаблоны из плотной бумаги или тонкого картона: козлики, свиньи, корова, барышня.

- Клей.

- Фломастеры.

- Ножницы.

- Гуашь.

- Иллюстрации.

1. Организационный момент: Показ воспитателем перед детьми инсценировки народных потешек.

2. Предложить детям сконструировать артистов из бумаги, беседа о дымковской игрушке.

3. Чтение потешек воспитателем. Дети выбирают необходимые шаблоны.

4. Самостоятельная работа детей.

5. Народная игра «Игровая».

6. Рефлексия, дети рассказывают о своих персонажах.

Театральная  деятельность.

Настольный театр «Смоляной бычок»

Задачи:

1.Продолжать совершенствовать навыки детей в управлении настольными куклами, совершенствовать исполнительское мастерство, выразительность в передаче образов героев сказки.

2.Развивать устойчивый интерес к игре-драматизации, умение детей последовательно и выразительно пересказывать сказку;

3.Закреплять умение бесконфликтно общаться в ходе подготовки к драматизации сказки.

Материалы и оборудование:

Подбор игрушек к сказке «Смоляной бычок»,ширма.

Беседа с детьми о раннее прочитанной сказке.

На столе устанавливается  (ширма). Воспитателем  или по желанию детей выбираются дети-кукловоды.

Консультация с родителями «Проектная деятельность в детском саду»

Игрушки для настольного театра.

Литература:

  1. Доронова Т.Н. Обучаем детей изобразительной деятельности: Планы занятий и бесед. М.: Школьная Пресса, 2005-96 с.
  2. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду.
  3. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русскими народным декоративно-прикладным искусством. М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005. - 128 с.
  4. Халезова Н.Б. Народная пластика и лекоративная лепка в детском саду. М.: Просвещение, 112с.
  5. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 176 с.


Предварительный просмотр:

 

АНО ДО «Планета детства «Лада»

ДС № 160 «Дубравушка»

Конспект НОД

Тема: «Осенняя история»

( подготовительная группа)

Составила:

воспитатель Сульдина Ирина Александровна

г.о. Тольятти

Составила:  воспитатель Сульдина Ирина Александровна  ДС № 160 «Дубравушка» г.о.Тольятти.

Возраст детей: 6 - 7 лет.

Цель: воспитывать у детей интерес к изучению математики через нестандартные виды деятельности.

Задачи:

  • Закрепить знания о последовательности дней недели, времен года, месяцев;
  • Закрепить навыки ориентировки в окружающем пространстве и на листе бумаги;
  • Развивать навыки выполнения графического диктанта;
  • Ракреплять простейшие математические понятия «слева», «справа», «впереди», «сзади»;
  • Развивать сообразительность, логическое мышление,  учить решать задачи на смекалку;
  • Воспитывать любознательность, развивать смелость, инициативность.

Материал: магнитная доска, листья с заданиями, карандаши и бумага в клетке на каждого ребенка, карточки с цифрами, буквами  и знаками, коробка с сюрпризом.

Предварительная работа:

Беседы об осени, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов.

Д/ игры по ФЭМП

Решение логических заданий и задачек в индивидуальной форме.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,  «Физическое развтие»

Методы и приемы: игровой, наглядный, словесный, практический, художественное слов, загадки.

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

  1. Вводная часть

1

 Организационный момент:

В.: - Здравствуйте ребята!

Очень в гости к вам спешила

И котомку прихватила.

А в котомке той, ребятки,

Игры, шутки и загадки.

 -Ребята! Посмотрите, какой красивый букет осенних листьев нам подарила осень. Осенью часто бывает листопад. Вот и нам Осень подарила осенний букет и волшебную коробочку с сюрпризом. Наш букет не обычный, на каждом листике задание, если выполним все задания, то сможем открыть коробочку.

 

Дети здороваются, рассматривают букет.

Садятся за столы.

2

  1. Основная часть.

В.: Берет листик под номером «1», зачитывает задание.

В.: Какие осенние месяцы вы знаете?

В.: Знаете, ребята, а ведь я обнаружила кое-что интересное. Давайте, поставим рядом первые буквы осенних месяцев.

Первый месяц - «Сентябрь» - ставим букву «С»

Второй месяц - «Октябрь» - ставим букву «О»

Третий месяц - «Ноябрь» - ставим букву «Н»

Это слово будет нашим «осенним» словом. Я думаю, что это не случайно. А вы как считаете?

Дети называют осенние месяцы.

Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Дети читают: СОН.

Ответы детей: природа готовится ко сну, к отдыху.

3

В.:  Берет листик под номером «2», зачитывает задание.

Вопросы:

Какое сейчас время года?

Какой сейчас месяц?

Сколько всего месяцев в году?

Какой сегодня день недели?

Сколько всего дней в недели?

Назови все «рабочие» дни.

Назови «выходные» дни.

Какой день недели идет перед средой?

Какой день недели идет после четверга?

Как называется третий день недели?

Ответы детей:

-осень;

-октябрь;

-всего 12 месяцев;

-сегодня четверг;

-всего в неделе 7 дней;

-рабочие дни: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница;

-выходные дни: суббота, воскресенье.

-четверг;

-пятница;

-среда.

 

4

В.: Берет листик под номером «3», зачитывает задание.

«Сравни числа и поставь знаки»

5   7                                     7    1

3   5                                     6    8

6   6                                     2    5

7   4                                     8    8

4   0                                     5    6

1   7                                     9    10

8   6                                     4    8  

4   4                                     6    0

2   3                                     2    2

10  9                                     3    1

Дети по очереди выходят к доске, берут нужный знак и крепят на доску.

 

 5

 В.: Берет листик под номером «4», зачитывает задание.

Вопросы на смекалку и сообразительность.

1. Сколько ушей у двух мышей? (четыре уха)

2. Сколько лап у двух медвежат? (восемь лап)

3. Наступил январь. Сначала расцвели 3 яблони, а потом еще одна яблоня. Сколько яблонь расцвело? (ни одной)

4. У кошки две лапы левые, две лапы правые, две лапы передние, две лапы задние. Сколько лап у кошки? (четыре лапы)

5. Сколько ушей у двух ежей?

6. Сколько хвостов у четырех котов?

7. Сколько носов у трех слонов?

8. Сколько орехов в пустом стакане? 

 

Дети отвечают на вопросы и разъясняют свой ответ.

 

3

В.: Берет листик под номером «5», зачитывает задание.

Физминутка:

В понедельник я купался, (изображаем плавание)

А во вторник – рисовал. (изображаем рисование)

В среду долго умывался, («умываемся»)

А в четверг в футбол играл. (бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)

Очень долго танцевал. (кружимся на месте)

А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал.

 Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

4

В.: Берет листик под номером «6», зачитывает задание.

  «Реши задачу» Вот первая задача, на ветке сидели 3 воробья, к ним еще прилетели 4 сколько птиц стало? 7 правильно. Ребята, с помощью какого арифметического знака мы решали сложение или вычитание? Правильно – сложение, значит мы поставим знак +.

2) Миша положил в корзину с фруктами 5 яблок, а Маша подошла и забрала одно яблоко. Сколько яблок осталось в корзине? (ответ детей – 4) какой знак поставим? ---минус

3) Мама поставила в вазу 3 розы и 4 гвоздики. Сколько цветов получилось в букете? (ответ детей -7) а здесь какой знак поставим? +

Следующая задача – 4) В магазине было 8 мячей, 3 мяча купили, сколько мячей осталось?. (ответ детей -5)

«Три пушистых кошечки

Улеглись в лукошечке

Тут одна к ним прибежала

Сколько кошек вместе стало?»

                                                    (4)

«Четыре гусёнка и двое утят

В озере плавают, громко кричат

А ну, посчитай поскорей –

Сколько всего в воде малышей?»

                                                    (6)

- На столе лежало 4 яблока и 1 груша. Сколько овощей лежало на столе?

- У берёзы 5 веток слева и 5 веток справа, на каждой по 6 шишек. Сколько всего шишек на берёзе.

Дети по очереди выходят к доске, берут нужные карточки с цифрами, вставляют в кармашки  и решают примеры.

 

 

5

 В.: Берет листик под номером «7», зачитывает задание.

 «Математический диктант» Возьмите листы бумаги и карандаши. Поставьте карандаш на красную точку. Начинаем.

4 клетки – вправо, 2 клетки – вверх, 4 клетки – вправо, 5 клеток – вниз, 4 клетки – влево, 2 клетки – вверх, 4 клетки – влево, 1 клетка – вниз, 1 клетка – влево, 1 клетка – вниз, 1 клетка – влево, 4 клетки – вверх, 2 клетки – вправо, 1 клетка – вниз.

Воспитатель: Что у нас получилось? С помощью ключика мы откроем коробочку с призом от Осени.

 

 Дети рисуют по клеточкам.

Ответ детей: ключик.

  1. Заключительная часть.

6

   В: Ребята вам понравились задания от Осени? Какое задание  понравилось больше?

 В: Вы молодцы! Мне очень понравилось с вами работать.

 

  Дети  рассказывают, что им именно понравилось . Каждый высказывает свое мнение.

Дети подходят к коробочке, открывают и получают   сладкий приз от Осени.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по области: «Познавательное развитие» для детей средней группы (4-5 лет) Тема: «Путешествие в звездную страну» с использованием современной образовательной технологии «Игровая деятельность»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по области: «Познавательное развитие» для детей средней группы (4-5 лет)Тема: «Путешествие в звездную страну» с использованием...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе «Волшебница вода» (с использованием приемов экспериментальной деятельности )

Используя приемы экспериментальной деятельности мы сможем: познакомить детей со свойствами воды, дать представление о роли воды в жизни всего живого на планете, формировать умение экономно исполь...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по приоритетной образовательной деятельности "Художественно - эстетическое развитие". Конструирование из бумаги в технике "Оригами" "Рубашка с галстуком для папы".

Конспект непрерывной образвательной деятельности  в подготовительной группе. Констуирование из бумаги в технике "Оригами". Тема: "Рубашка с галстуком для папы"...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по образовательной области «Познавательная деятельность» с использованием ИКТ Тема: «Познавательная математика для Незнайки»

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по образовательной области «Познавательная деятельность»с использованием И...