«Проектирование сюжетно – ролевой игры с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Славкина Алла Андреевна

Расширять знания детей  о  специфике  работы  турагентств, профессий  экскурсовод,  туроператор, штурман, официант,  бармен.       Обогатить  знания  детей  о животных  Африки  их  повадках  особенностях  внешнего вида. Помочь  создать  игровую  обстановку  с  учётом  темы  игры  и  воображаемой  ситуации .

     Упражнять в  умении  называть свою  роль, изображать события,  расположение  играющих. Упражнять в  умении  играть вместе  обсуждать  сюжет,  придумывать  новые  роли  по  ходу  игры  и  игровые  действия ).    

     Воспитывать доброжелательные  взаимоотношения  в игре. Продолжать формировать умение творчески развивать сюжет, ролевое взаимодействие в игре, умение вести диалог.

     Развивать быстроту, ловкость, выносливость, меткость, равновесие, силу.      Воспитывать у детей смелость, выдержку, дружеские взаимоотношения.

     Следить, чтобы дети выполняли правила, которые диктует ему взятая на себя роль. Поощрять детей к новым вариантам игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_s-r_igre_po_kursam.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

      

                            Министерство образования и науки Самарской области

        Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного

         профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

            Самарский областной институт повышения квалификации

                         и переподготовки работников образования

               

Итоговая работа

по курсу повышения квалификации ИОЧ

«Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ»

на тему:

«Проектирование сюжетно – ролевой игры с детьми дошкольного

возраста»

«Вокруг  света»

в подготовительной к школе группе

                                                           Время обучения:  28.04. – 07.05.2014 года

                                                                                    Выполнила:  Славкина А.А.

                                                                                    Воспитатель  ОДО  № 1

                                                                                    ГБОУ  СОШ  с. Новый  Буян

                                   

                                              Самара,  2014 г.

   

Содержание:

Задачи…………………………………………………………………….   3

Словарная  работа………………………………………………………   3

Предшествующая  работа……………………………………………...    3

Подготовка  детей  к  игре……………………………………………..     4

Перспективный  план  подготовки  к  игре…………………………      5 -6

Сопутствующие  сюжеты……………………………………………...       6

Ход  игры………………………………………………………………..    7 -9

Используемая  литература……………………………………………        9

Схема  игры…………………………………………………………….       10

Задачи:   Расширять знания детей  о  специфике  работы  турагентств, профессий  экскурсовод,  туроператор, штурман, официант,  бармен.       Обогатить  знания  детей  о животных  Африки  их  повадках  особенностях  внешнего вида. Помочь  создать  игровую  обстановку  с  учётом  темы  игры  и  воображаемой  ситуации .

     Упражнять в  умении  называть свою  роль, изображать события,  расположение  играющих. Упражнять в  умении  играть вместе  обсуждать  сюжет,  придумывать  новые  роли  по  ходу  игры  и  игровые  действия ).    

     Воспитывать доброжелательные  взаимоотношения  в игре. Продолжать формировать умение творчески развивать сюжет, ролевое взаимодействие в игре, умение вести диалог.

     Развивать быстроту, ловкость, выносливость, меткость, равновесие, силу.      Воспитывать у детей смелость, выдержку, дружеские взаимоотношения.

     Следить, чтобы дети выполняли правила, которые диктует ему взятая на себя роль. Поощрять детей к новым вариантам игры.

     

Словарная работа: Какую  страну  вы  хотели  бы  посетить; на  каком  виде  транспорта  вы  хотите  отправиться  в  путешествие; могу  вам  предложить  путёвки  в  Африку  или  Австралию, туда  вы  можете  отправиться  на  корабле.

     Здравствуйте  я  ваш  гид,  меня  зовут…  .

     Проходите,  пожалуйста;  Располагайтесь  поудобнее.    

     Рассказывает  о животных    Африки,

     О климате Африки.

     Вас  приветствует  Капитан   и  команда  на  борту  корабля   (название);      Отдать  швартовы; Причалить  к берегу.              

Предшествующая работа:  Чтение  рассказов  о животных  Африки,  Австралии. Беседы  о путешествиях. Рассматривание  открыток  с  изображением  разных  стран; чтение  рассказа  Ржевского    «за  вольерами  зоопарка»; прослушивание  в  аудиозаписи  сказки  Чуковского  «Айболит».  Внос игрушек :  руль,  бинокли,  Фотоаппараты,  Макет автобуса, штурвал, изготовление  вместе с  детьми путевок, магнитиков.

        

                                    Подготовка  детей  к  игре

        

Дата

Изготовление   атрибутов

Обогащение  впечатлений

Обучение  игровым  действиям

Ноябрь

   

Дети изготавливают  из старых  открыток  путёвки,  деньги  из  бумаги, магнитики.

Родители  изготавливают  макет  окошка  с  надписью

«турагентство»,  макет  автобуса, штурвал, фартуки, бескозырки,  матроски; помогают  подобрать  открытки;   изображения  животных  Африки, Австралии, различные  сувениры,  бусы.

Чтение  рассказов  о животных  Африки,  Австралии. Беседы  о путешествиях. Рассматривание  открыток  с  изображением  разных  стран; чтение  рассказа  Ржевского    «За  вольерами  зоопарка»; прослушивание  в  аудиозаписи  сказки  Чуковского  «Айболит».  Внос игрушек:  руль,  бинокли,  фотоаппараты,  макет автобуса, штурвал, изготовление  вместе с  детьми путевок, магнитиков.

Рассказ  воспитателя  о профессиях  гида, экскурсовода, капитана  корабля, штурмана, официанта,  бармена.

Обыгрывание  новых  игрушек: макета автобуса, штурвала,   бинокли, фотоаппараты.   Сооружение  из  крупного  строительного  конструктора  корабля и обыгрывание  его.

                                   

                                 Перспективный  план  подготовки  к игре

Сюжеты

 Роли

Атрибуты

 Игровые  действия

Речевые обороты

Тур

агентство

Путе-шествие на  корабле

Туристы

Туропе-ратор

Гид

Экскурсо-вод

Капитан,

Штурман,

 

Матрос

Глобус, игрушеч-ные фотоаппараты,

бинокли; путёвки,  деньги,  макет окошка  с  надписью  «Турагентство»

Табличка с  надписью          « гид»

фуражка  морского офицера,

рубашки-матроски,

бескозырки

штурвал, крупный  строитель-ный  конструк-тор,

Покупают путёвки,  ходят на экскурсии.

Продаёт  путёвки,  показывает  маршрут  на  глобусе, рекламирует  выбранный  маршрут, даёт советы  по выбору  маршрута, знакомит  с гидом.

Проводит   пассажиров  на пароход, размещает  на  корабле, договаривается с экскурсоводом  об  экскурсиях.  

Проводит  экскурсии, рассказывает о  достопримечательностях

Встречает  пассажиров  возле  трапа, отдаёт приказы команде.

Стоит    у штурвала

Выполняют приказы капитана, ведут  наблюдение  за  обстановкой  на море, сообщает  о  приближении  земли  капитану.

Какую  страну  вы  хотели  бы  посетить; на  каком  виде  транспорта  вы  хотите  отправиться  в  путешествие; могу  вам  предложить  путёвки  в  Африку  или  Австралию, туда  вы  можете  отправиться  на  корабле.

Здравствуйте  я  ваш  гид,  меня  зовут…  .

Проходите,  пожалуйста;  Располагайтесь  поудобнее.    

Рассказывает  о животных    Африки,

О климате Африки.

 

Вас  приветствует  Капитан   и  команда  на  борту  корабля   (название) ; Отдать  швартовы; Причалить  к берегу.              

                           

                 

   

                                   

                      Сопутствующие  сюжеты

Автобус

Кафе

 

Магазин  сувениров

Водитель

Бармен

Официант

Продавец

Макет  автобуса,  руль

Шапочки,  фартуки,

салфетки,

набор  игрушечной  посуды,  муляжи  печенья,  конфет,  жареной  курицы, яичницы,  сосисок.

Бусы,  сувениры, магнитики, открытки,

Везёт  группу  туристов  на экскурсию

Предлагает  закуски, конфеты, печенье, мороженое.

Оформляет  заказ,  приносит  заказ, приносит счёт.

Продаёт  товар.

Осторожно,  двери  закрываются;  следующая  остановка

(название)

Что желаете  покушать (попить); я могу вам  предложить  свежий  сок  из  ананасов,  печенье, мороженое…

 ХОД  ИГРЫ:

     Воспитатель  предлагает  мальчикам  построить  на  ковре  корабль  из  крупного  строительного  конструктора.

  Задаёт  вопросы  детям  всей  группы:  Дети, вы  когда - нибудь  были  в  путешествии?  Где  вы  путешествовали,  на  чём  ездили?  Конечно,  можно  путешествовать  на  машине,  поезде,  корабле,  самолёте,  можно  пешком.  Главное,  увидеть природу,  отдохнуть,  познакомится  с достопримечательностями.  Многие  любят  путешествовать  на  корабле  по  морю. Там  на  кораблях  есть  кафе,  где  отдыхающие  могут  пообедать,  по  вечерам  устраивают  дискотеки,  викторины,  концерты.     А  кто на  корабле  самый  главный?  Конечно,  капитан. А  кто  ему  помогает?  (Штурман, матросы). Обращает  внимание  детей  всей  группы  на  то, какой  корабль  построили  мальчики  на  ковре. Предложить  назвать  его, дети  предлагают  варианты  названий. Воспитатель  напоминает  детям,  что  выбрать  маршрут  им  помогут  в  турагентстве,  там  можно  будет  приобрести  путёвки  у  туроператора , а  гид  поможет  нам  уютно  устроиться  на  корабле  и организовать  весёлый  досуг,  официант  и  бармен  вкусно  накормят,  к  месту  экскурсии  можно  отправиться  на  автобусе , а  экскурсовод  проведёт  интересные  экскурсии.  Но  для  этого  нам  нужно  распределить  роли.  Дети  самостоятельно  распределяют  роли,  договариваются  о  маршруте,   о  досуге  во  время  плавания  на  корабле,  о  том,  где  можно  на  корабле  расположить  кафе, об  экскурсиях,  подбирают  атрибуты  к  игре,  костюмы.

    Дети  покупают  путёвки,  капитан  даёт  объявление: «Отправляется  теплоход  (название  корабля) в  морское  путешествие  к  берегам  Африки, отдаёт  команду  штурману    «отдать  швартовы»,  матрос  занимает  наблюдательную  позицию,  штурман  находиться  у  штурвала.     Воспитатель в роли  помощника  гида,   при  необходимости, советует организовать  дискотеку  ( провести  вечер  загадок  или  организовать  концерт);пообедать в  кафе  во  время  путешествия  на корабле .

     Матрос  объявляет,  что  на  горизонте   «земля». Капитан  отдаёт  команду  « причалить  к  берегу».

  Во  время  экскурсии  экскурсовод  рассказывает  о  животных  Африки, растениях  в  джунглях ,  климате  Африки. Если  у  детей  будет  замечена  тенденция  к  снижению  интереса  к  игре, воспитатель  в  роли  гида, может  

        

рассказать  о  каком  то  интересном  редком  животном  или  растении  Африки .  К месту  экскурсии  можно  отправиться  на  автобусе, при  этом  водитель  объявляет :  «Осторожно,  двери  закрываются  (открываются)» , пассажиры  во  время  поездки , чтобы  скоротать  время , могут  спеть  песню.

    После  экскурсии    можно  искупаться  в  море,  позагорать  на  пляже ,  с  экскурсии  дети  возвращаются  на  автобусе.  Гид  может  посоветовать  приобрести  в  сувенирной  лавке  сувениры ,  открытки  и др.  Капитан  напоминает,  что  время  путешествия  подходит  к  концу,  и что  нам  пора  возвращаться  в  Россию  (или  продолжить  кругосветное  путешествие  в  другие  страны) , это  будет  зависеть  от   количества   времени,  которым  будет  располагать  группа .  

     По ходу  игры  воспитатель  (помощник  гида)  может  ненавязчиво  напомнить  детям  о  вежливом  обращении  друг  к  другу,  указать  на  необходимость  употребления  вежливых  слов  и  словосочетаний (будьте  добры,  извините,  пожалуйста, спасибо  и  т.д.),  напомнить  о  правилах  поведения  в  общественных  местах,  обратить  внимание  детей  на  то,  как  вежлив  капитан,  как  много  знает  о  животных  экскурсовод,  как  профессионально  обслуживает  клиентов  официант  и  т. п.  

     В  конце  игры  воспитатель  может  спросить  детей  понравилось  ли  им  путешествие?   Далее   можно  сказать,  что  во  время  игры  дети  так  сдружились,  что  не  хочется  расставаться,  по  этому  я  предлагаю  всем  вместе  отправиться  на  обед  .

      По  окончании  игры    спросить у  детей,  кто, на  их  взгляд,   из  сверстников  лучше  всего  справился  со  взятой  на  себя  ролью   (особенно  отметить  ответы  тех  детей,  которые заметили вежливость  сверстников,  сходство  обыгранной  роли   с  реальной  профессией);  отметить  самостоятельность  и  умение  применять  имеющиеся  знания  на  практике  (Степан  в  роли  матроса  следил  не  только  за  обстановкой  на  море,  он  ещё  и  поддерживал  чистоту  на  палубе,   и  проявил  догадку,  взяв  на  себя  роль  спасателя,  когда  путешественники  купались  и  загорали  на  море). Так же  можно  спросить  у  детей,  какие  были  затруднения  при  

обыгрывании  взятой  на себя   роли ,  как они  с  ними  справились. Похвалить    детей  за  то,  что  в  сюжете  игры  не  было  конфликтных  ситуаций  (Настя  в роли  гида  очень  вежливо   и  удобно  разместила  всех  пассажиров  на  палубе  корабля,  а   Вика  очень  вовремя  предложила  спеть  песню  о  дружбе ).

Используемая литература:

Н.Я.Михайленко «Организация сюжетной игры в детском саду», Москва.1997г.

О.А.Шорохова «Играем в сказку»,  Т.Ц.»СФЕРА» Москва 2006г. с. 134;  143;  155.

Н.А.Виноградова, Н.В.Позднякова «Сюжетно – ролевые игры для старших дошкольников»,Айрис Пресс Москва 2008г.С. 50; 53; 68; 91; 101.

В.В.Коноваленко «Развитие связной речи» Москва 2002г.   с. 17 – 24.

 Н.В.Волчкова «Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. Интегрированные занятия» Москва пресс  2000г.    с. 143

Г.Я.Затулина  «Конспекты комплексных занятий по развитию речи», Москва  пед. общество России 2007г. С. 7; 47; 94; 125.

Под ред. О.С.Ушаковой «Развитие речи и творчества дошкольников» Москва. Т.Ц.  Сфера 2007г.   с. 7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста «Поликлиника» (средняя группа)

Задачи руководства:1) Расширять представления детей о труде врача, медицинской сестры, регистратора, знакомить с трудом продавца аптечного киоска; обогащать словарь за счет активизации в речи де...

«Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста» «Парикмахерская Фея»

Расширение представлений об окружающем мире;Формирование игровой деятельности:      -  развивать сюжет;      -  обучение игровым действиям;     ...

Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста «Магазин»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеСамарской области основная общеобразовательная школа № 20 городского округа Новокуйбышевск города Новокуйбышевска Самарской областиструктурное п...

Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста

Данный материал представляет интерес для воспитателей по организации сюжетно-ролевых игр....

«Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста" "Ателье - модница"

я разработала проект сюжетно - ролевой игры в помощь воспитателем. сюжетно - ролевая игра называется "Ателье - модница"...

Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста «Турагентство»

I. Задачи руководства:  - расширение представлений о работе турагентства,- создавать интерес к профессии турагента,- развивать умение воспроизведение в игре профессиональной деятельности взрослых...