Содержание воспитательно-образовательной работы по образовательным областям
статья (подготовительная группа) на тему

Дробина Ирина Евгеньевна

Содержание воспитательно-образовательной работы по образовательным областям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oo_v_soot_s_fgos.docx35.03 КБ
Microsoft Office document icon rol_golosa_v_rabote_vospitatelya.doc77.5 КБ
Microsoft Office document icon met_rekom_po_razvivayush_srede.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Северо-западное окружное управление

образования города Москвы

ГБОУ  «Школа № 827» дошкольное отделение «Берёзки»

               КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

по теме: «СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ,

В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО»

 

Подготовила и провела:                                                         старший воспитатель

                                                 Дробина И.Е.

                                                               Москва 2015 г

СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:

● социально-коммуникативное развитие;

● познавательное развитие;

● речевое развитие;

● художественно-эстетическое развитие;

● физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие

 Содержание образовательной работы с детьми направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности:

- воспитывать любовь и уважение к малой Родине, к родной природе, к отечественным традициям и праздникам и представление о социокультурных ценностях нашего народа;

 - воспитывать уважение и интерес к различным культурам, обращать внимание на отличие и сходство их ценностей;

-  уважать права и достоинства других людей, родителей, пожилых, инвалидов;

- формировать представление о добре и зле, способствовать гуманистической направленности поведения;

-  знакомить детей с поступками людей, защищающих и отстаивающих ценности жизни, семьи, отношений товарищества, любви и верности, созидания и труда;

- вызывать чувство сострадания  к тем, кто попал в сложную жизненную ситуацию, нуждается в помощи, испытывает боль, тревогу, страх, огорчение, обиду, терпит нужду и лишения;

- расширять представления о своем родном крае, столице своей Родины, ее  символикой;

 -  формировать позицию гражданина своей страны;

  - создавать условия для принятия конструктивного разрешения конфликтных ситуаций;

- формировать оценку нравственных понятий с целью педагогического воздействия художественного слова на детей, получения первичных ценностных представлений о понятиях;

- совершенствовать свои  эмоционально-положительные проявления в сюжетно-ролевых играх;

- закреплять умение действовать по правилам игры, соблюдая ролевые взаимодействия и взаимоотношения;

- поощрять участие  в сюжетно-ролевых играх, отражая замысел игры, эмоциональные и ситуативно-деловые отношения между сказочными персонажами и героями; отражать социальные взаимоотношение между людьми в соответствии с их профессиональной деятельностью.  

Развитие общения и взаимодействия  ребенка с  взрослыми и сверстниками:

- обеспечивать взаимодействие с детьми, способствующее их эмоциональному благополучию;

- создавать общую атмосферу доброжелательности, принятия каждого, доверия, эмоционального комфорта, тепла и понимания;

 - стремиться к установлению доверительных отношений с детьми, учитывать возможности ребенка, не допуская  ощущения своей несостоятельности: приходить на помощь при затруднениях, не навязывать сложных и непонятных действий, при взаимодействии находиться на уровне глаз ребенка, стараться минимально ограничивать его свободу, поощрение и поддержку использовать чаще, чем порицание и запрещение;

- закладывать групповые традиции, позволяющие учитывать настроения и пожелания детей при планировании жизни группы в течение дня;

- создавать условия для общения со  старшими и младшими детьми и людьми пожилого возраста;

  - содействовать становлению социально-ценностных взаимоотношений, доброжелательных и равноправных отношений между сверстниками;

-  обеспечивать одинаковое отношение ко всем участникам совместной игры, общения;

 - удовлетворять потребности каждого ребенка во внешних проявлениях, симпатии к нему лично;

- предотвращать негативное поведение, обеспечивающее каждому ребенку физическую безопасность со стороны сверстников;

- знакомить с нормативными способами разрешения конфликтов;

 - формировать представления о положительных и отрицательных действиях детей и взрослых и отношения к ним.

 Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий:

- совершенствовать самостоятельность в организации досуговой деятельности;

- формировать умение выбора правильного решения,  обосновывая свои действия (свой выбор) путем установления причинно-следственной зависимости между событиями и природными явлениями.

Формирование основ безопасности в быту, социуме,  природе.

- прививать знания основ безопасности;

- формировать чувство осторожности, развивать умения соблюдать осторожность при   работе с острыми предметами; оберегать глаза от травм во время игр и занятий;

-  объяснять важность хорошего освещения для сохранения зрения;

- приучать к соблюдению осторожности при встрече с незнакомыми животными;

 -предупреждать об опасности приема лекарственных препаратов, и свойствах ядовитых растений, игр с огнем, аэрозольными баллончиками;

- обогащать представления детей об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и знакомить со способами поведения в них;

- добиваться выполнения правил дорожного движения.

Познавательное развитие

Развитие любознательности и познавательной мотивации:

- развивать умение детей наблюдать и  анализировать  различные явления и события, сопоставлять их, обобщать.

Формирование познавательных действий, становление сознания:

- обогащать сознание новым познавательным содержанием (понятиями и представлениями) посредством основных источников информации, искусств, наук, традиций и обычаев;

- способствовать развитию и совершенствованию разных способов познания в соответствии с возрастными возможностями, индивидуальным темпом развития ребенка;

- целенаправленно развивать познавательные процессы посредством специальных дидактических игр и упражнений.

Развитие воображения и творческой активности:

- создавать условия способствующие, выявлению и поддержанию избирательных интересов, появления самостоятельной познавательной активности детей;

 - формировать познавательные отношения к источникам информации и начать приобщать к ним;

 - учитывать интересы и пожелания ребенка при планировании и проведении познавательно-развлекательных и культурных мероприятий в семье и дошкольной организации.

 Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),

- формировать позитивное отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта;

 - совершенствовать общие и частные представления о предметах ближнего и дальнего окружения и их свойствах: форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое;

- актуализировать представления о сенсорных эталонах, развивать способность предвидеть (прогнозировать) изменения свойств предметов под воздействием различных факторов и причинно-следственных связей,

- способствовать осознанию количественных отношений между последовательными числами в пределах первого десятка,   определению состава любого числа первого десятка из двух меньших чисел; совершенствованию счетных  и формированию вычислительных навыков, познакомить с арифметическими действиями сложения и вычитания;  

- развивать потребность в использовании  различных способов обследования в познании окружающего;

 - содействовать процессу осознания детьми своего «Я», отделять себя от окружающих предметов, действий с  ними и других людей;

- содействовать формированию способности самопознанию на основе широкого использования художественной деятельности;

 - развивать представления детей о себе в будущем, используя фантазирование;

- развивать способность  определять основание для классификации,  классифицировать предметы  по заданному основанию

Планета Земля в общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира:

 - формировать представление  о взаимоотношениях природы и человека, доступное детям постижение системы «Человек - природная среда»;

- способствовать развитию  ответственного бережного  отношения к природе;

-развивать чувство ответственности за свои поступки по отношению к  представителям живой природы.

Речевое развитие

 Владение речью как средством общения:

-побуждать  детей употреблять  в речи слова и словосочетания в соответствии  с условиями и задачами общения, речевой  и социальной ситуацией, связывать их по смыслу;

-  вводить в речь детей новые слова и понятия, используя информацию из прочитанных произведений художественной литературы.

Обогащение активного словаря:

- расширять, уточнять и активизировать словарь в процессе чтения произведений  художественной литературы,  показывая детям красоту, образность, богатство русского языка;

 - обогащать словарь детей на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности;

- побуждать использовать  в своей речи  обобщающие и родовые  понятия;.

 - расширять и активизировать словарь через синонимы и антонимы (существительные, глаголы, прилагательные);

- активизировать словарь прилагательных и глаголов через синонимы и антонимы;

- поощрять стремление детей подбирать слова-синонимы для более точного выражения смысла и эмоциональной окраски высказывания;

- объяснять и использовать переносное значение слов и  побуждать использовать в своей речи для более точного и образного выражения мысли;

- знакомить с многозначными словами и словами-омонимами и с фразеологическими оборотами

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи: 

- побуждать  детей употреблять  в  речи имена существительные во множественном числе, образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных;

- побуждать  детей согласовывать прилагательные с существительными (в роде и числе), использовать глаголы в повелительном наклонении и неопределенной форме;

-упражнять в употреблении притяжательного местоимения «мой»  и в правильном употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения (на, в, за, из, с, под, к, над, между, перед и др.);

-  упражнять в словообразовании  при помощи суффиксов (- ищ, -иц,-ец-) и приставок;

- поощрять стремление детей составлять из слов словосочетания и предложения;

- обучать составлению и распространению простых предложений за счет однородных членов: подлежащих, определений, сказуемых;

- способствовать появлению в речи детей предложений сложных конструкций;

- начать знакомить с видами простых предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные).

Развитие связной диалогической и монологической речи:

- вырабатывать у детей активную диалогическую позицию в общении со сверстниками;

- приобщать детей к элементарным правилам ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника; задавать вопросы и  строить ответ;

- способствовать освоению  ребенком речевого этикета (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощание и пр.);

- побуждать детей к описанию различными средствами отдельных объектов  и  построению связных монологических высказываний повествовательного и описательного типов;

- упражнять детей в восстановлении последовательности в знакомых сказках, вычленять (определять) и словесно обозначать главную тему  и структуру повествования: зачин, средняя часть, концовка.

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха:

- развивать речевое дыхание и  речевое внимания;

-  формировать правильное звукопроизношение;

- побуждать проводить анализ  артикуляции звуков по пяти позициям (губы-зубы-язык-голосовые связки-воздушная струя);

- познакомить с  понятием «гласные – согласные звуки», «твердые-мягкие согласные звуки».

- развивать речевой  слух (фонематического и фонетического восприятия);

- познакомить со слоговой структурой слова;

-учить определять количество слогов в словах;

- развивать просодическую сторону речи (силу, высоту, темп, тембр и громкость речи, силу голоса);

- упражнять в качественном произношении слов и помогать преодолевать ошибки при формировании правильного словопроизношения в правильном постановке ударения при произнесении слов.

 Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте:

- упражнять в подборе слов с заданным звуком в разных позициях (начало, середина, конец слова);

- упражнять в умении анализировать слоговую структуру слова (определять количество и последовательность слогов в словах);

- упражнять в умении проводить слого-звуковой анализ слов. Упражнять в умении определять последовательность звуков в словах;

- познакомить с ударением;

- упражнять в умении производить анализ и синтез предложений по словам.

Художественно-эстетическое развитие

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) и  мира природы:

- содействовать накоплению детьми опыта восприятия высокохудожественных произведений искусства;  

- воспитывать у детей уважение к искусству как ценному общественно признанному делу;

- добиваться взаимосвязи эмоционального, интеллектуального компонента восприятия  детьми произведений искусства, опираясь как  на их чувственное восприятие, так и на мышление.

Становление эстетического отношения к окружающему миру:

 - вызывать интерес к произведениям искусства, предметному миру  и природе;

- развивать способность наслаждаться многообразием форм, красок, запахов и звуков природы, отдельных ее состояний и стихий (ветра, дождя, снегопада, водопада);

- вырабатывать потребность в постоянном общении с произведениями искусства;

- развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, звуков, красоты, пластики движений,  выразительности слова;

- развивать воображение, образное мышление, эстетический вкус при восприятии произведений искусства и природы.

Формирование элементарных представлений о видах искусства:

- формировать элементарные представления о  видах искусства: архитектуре, изобразительном искусстве (графика живопись скульптура), декоративно-прикладном искусстве,  литературе (лирика, рассказ),  фольклоре (сказки, потешки и др.), музыкальном искусстве (песня,  танец, марш) театральном,  фото - и  киноискусстве, дизайне;

- знакомить детей с национальными фольклорными произведениями, произведениями писателей-носителей национального языка или писателей – жителей конкретного региона;

- развивать способность наслаждаться многообразием форм, красок, звуков, красотой движений,  образностью и  богатством русского языка.

Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений:

- содействовать накоплению опыта восприятия произведений искусства и эмоциональной отзывчивости на них;

- развитие основ художественного вкуса;

- помогать детям с помощью произведений искусства почувствовать восхищение  силой человеческого духа, героизмом, отношением к родителям, природе и др.;  

- побуждать высказывать свои предпочтения и давать эстетическую оценку произведениям искусства.

 Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной,  и др.): 

- обращать внимание на средства выразительности, с помощью которых деятели искусства передают состояние природы, характер и настроение своих героев;

- поддерживать стремление детей к творчеству;

- содействовать  формированию у детей практических навыков в художественно-эстетических видах деятельности;  

- обогащать и расширять  художественный опыт детей, поддерживать и направлять эмоционально-эстетическую трактовку образов;

- развивать способность к импровизациям в различных видах искусства;

- учить добиваться выразительной передачи образа через форму, строение, пропорции, детали, звуки, движения, жесты, мимику и др..

Физическое развитие

Приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму: 

- удовлетворять потребность детей в движении;

- повышать устойчивость организма к воздействию различных неблагоприятных факторов;

- расширять у детей представления и знания о различных видах физических упражнений спортивного характера;

- целенаправленно развивать физические качества (скоростные, скоростно- силовые, силу, гибкость, ловкость и выносливость);

- развивать координацию движений, чувства равновесия, ориентировку в пространстве, скоростную реакцию, силу и гибкость;

 - обеспечивать тренировку мелкой мускулатуры тонких движения рук через специально подобранные комплексы физических упражнений и игр с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

- развивать у детей возможность самостоятельного выполнения детьми всех гигиенических процедур и навыков самообслуживания;

- формировать у детей потребность в регулярных занятиях физической культуры.

Выполнение основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны),

 -  развивать основные движения во время игровой активности детей.

Ходьба (скрестным шагом, выпадами, в приседе, спиной вперед; с закрытыми глазами (4 – 6 м);  по узкой рейке гимнастической скамейки прямо и боком; в разных построениях; совершая различные движения руками).

Бег (из разных стартовых положений (сидя, сидя по-турецки; сидя спиной по направлению движения и т.п.), спиной вперед, сохраняя направление и равновесие; по уменьшенной, приподнятой, наклонной поверхности; пробежки под вращающейся скакалкой по одному и парами.

 Прыжки (подпрыгивания на месте разными способами – с поворотами кругом, смещая ноги вправо-влево; в сочетании с различными положениями и движениями рук; прыжки сериями по 30 – 40 прыжков (2 – 3 раза), на двух и на одной ноге, с продвижением вперед (многоскоки); через линии, веревку, невысокие предметы; вверх из глубоко приседа; боком с опорой руками на предмет;  через длинную вращающуюся скакалку; через большой обруч, как через скакалку; прыжковые упражнения, сидя на больших гимнастических мячах (гимниках): повороты вокруг себя,  поочередный подъем ног, постановка стоп на мяч  и т.д.).

 Бросание,  ловля, метание (бросание мяча вверх, о землю и ловля его одной и двумя руками, то же с хлопками, поворотами и другими заданиями; то же из одной руки в другую, с отскоком от пола;  перебрасывание мяча друг другу из разных исходных положений (снизу из-за головы, сидя по-турецки,  стоя на коленях и т.п.); через сетку; перекидывание набивных мячей весом 1 кг; отбивание мяча об пол, о землю с продвижением вперед (не менее 6 раз); метание мяча (мешочка с песком) в горизонтальную и вертикальную цели с расстояния 4 – 5 м, в движущуюся цель, вдаль метание вдаль ведущей рукой  на  5 – 8 м.

Ползание, лазанье (ползание на животе, спине по гимнастической скамейке, подтягиваясь руками и отталкиваясь ногами; по бревну;  лазание по гимнастической стенке, лестнице,  меняя темп,  используя одноименный и разноименный способы лазания; передвижение с пролета на пролет гимнастической стенки по диагонали; лазание по веревочной лестнице, скалодрому).

Упражнения для мышц головы и шеи (плавно выполнять движения головой, рисуя в воздухе цифры от 1 до 10; при приседании  и ходьбе удерживать на голове разнообразные  предметы (расстояние 6 – 10 м).

Упражнения для мышц рук и плечевого пояса (поднимать, разводить, сгибать, вращать, выпрямлять руки из разных исходных положений одновременно и попеременно; выполнять разнонаправленные движения; разводить и сводить пальцы рук; смыкать поочередно пальцы рук с большим пальцем руки; вращать обруч перед собой и сбоку одной рукой на кисти и предплечье руки).  

Упражнения для мышц туловища (наклоняться вперед, в стороны, назад из различных исходных положений;  сидя, руки в упоре сзади, поднять обе ноги, оттянуть носки и удерживать ноги в этом положении; лежа на спине, поднимать одновременно обе ноги, пытаясь дотянуться до лежащего за головой предмета; лежа на животе, стараться захватить  руками щиколотки ног и удержаться в таком положении;  лежа на животе прогибаться, приподнимая плечи над полом и разводя руки в стороны).

Упражнения для мышц брюшного пресса и ног (выставлять ногу вперед на носок скрестно; на носок-на пятку с притопами;  переступать на месте, не отрывая носки ног от пола;  выполнять мах прямой ногой вперед, стараясь достать носком выпрямленной ноги ладони вытянутых рук; мах в сторону; приседать вниз - в стороны из положения  ноги врозь, перенося массу тела с одной ноги на другую, не поднимаясь; захватывать ступнями ног палку посередине и поворачивать ее на полу; пытаться рисовать, удерживая карандаш пальцами ног).

Самостоятельные построения и перестроения: в шахматном порядке; расчет на «первый-второй»; перестроение из одной шеренги в две; из построения парами в колонну по одному («цепочкой»).

Формирование начальных представлений о некоторых  видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

- развивать у детей умение самостоятельно организовывать подвижные игры и выполнять упражнения.

Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

- содействовать формированию у детей привычки   к здоровому образу жизни;

- рассказывать детям о достижениях взрослых и детей в вопросах , связанных с формированием их здоровья, занятиями спорта



Предварительный просмотр:

Северо-западное окружное управление

образования города Москвы

ГБОУ Школа № 827 дошкольное отделение «Берёзки»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Роль голоса в работе воспитателя

Описание: C:\Users\Юрий\Downloads\1326298726_07dbb30b32b1.jpg

 

Подготовила и провела :                                                      ст. воспитатель

                                                 Дробина И.Е.

Москва 2014 г.

В совершенствовании профессиональной подготовки воспитателя детского сада    важная роль отводится умению владеть своим голосом.

Гибкий, послушный, звучный голос в сочетании с правильной передачей текста – залог успеха в работе воспитателя.

Необходимым условием хорошего звучания голоса является правильное дыхание. Дыхание в покое отличается от дыхания во время речи чистотой и продолжительностью вдоха и выдоха, а также количеством вдыхаемого воздуха. В покое вдох – выдох – пауза происходит равномерно. Во время разговора или чтения характер дыхания меняется: происходит глубокий вдох, короткая пауза и плавный, медленный выдох.

Правильность дыхания легко проверить, вытянувшись лежа на спине, чтобы голова была на уровне с туловищем. Одну реку положить на верхнюю часть живота (для контроля движения брюшного пресса) и сделать глубокий медленный вдох так, чтобы эта часть живота поднялась, затем медленный выдох, при котором живот должен опуститься. Вдох следует производить неслышно и спокойно, иначе он будет отвлекать внимание слушателя от восприятия речи. Воздух набирать соразмерно с длиной фразы, расходовать экономно, не выдыхая до конца. Это даст возможность свободно произносить фразу любой длины, без перенапряжения голосовых связок. Вдох необходимо делать только во время пауз.

Для речи большое значение имеет выдох, так как во время его появляется звук. Выдох должен быть спокойным, плавным, медленным. Особенно надо следить за дыханием при произношении длинных фраз. Сделав глубокий вдох перед началом фразы, во время пауз произвести добор воздуха – дополнительный вдох, чтобы спокойно и без напряжения дочитать начатую фразу.

В воспитании правильного дыхания существенную помощь могут оказать специальные упражнения, которые следует проводить в хорошо проветренном помещении, спустя 30-40 минут после еды. В случае появления головокружения упражнение прекратить. После каждого упражнения необходим отдых. Дыхательные упражнения рекомендуется делать систематически, отводя 3-5 минут на каждое.

Упражнение 1.

Встать. Плечи развернуть, голову держать прямо. Одну руку положить на диафрагму, другую на ребра (для контроля). Глубокий вдох на счет «раз» (про себя), задержка дыхания и выдох с плавным счетом от 1 до 5 (вслух).

Упражнение 2.

Исходное положение то же. Глубокий вдох на счет от 1 до 5 (про себя), задержка воздуха на счет 1-3 (про себя), плавный выдох на счет от 1 до 5 (вслух).

Упражнение 3.

Исходное положение то же. На счет 1-2 (про себя) глубокий вдох, на счет 1 (про себя) задержка дыхания и на выдохе плавный счет от 1 до 10. Затем добирать воздух и продолжать счет до 15, опять добирать и считать до 20, затем до 25 и 30. Считать спокойно, ровно, на одном голосе, не снижая его, так, чтобы в легких всегда оставался запас воздуха.

Упражнение 4.

Исходное положение то же. Глубокий вдох на счет от 1 до 3 (про себя), задержка воздуха на счет 1 (про себя), медленный, плавный выдох на звуках Ф, С, Ш (звуки надо произносить сначала каждый в отдельности, затем все вместе).

Упражнение 5.

Исходное положение то же. Глубокий вдох на 1-2 (про себя), короткая задержка воздуха и на выдохе пословицы – скороговорки (Раз дрова, два дрова, три дрова; От топота копыт пыль по полю летит).

Длинные скороговорки произносятся с дополнительным коротким вдохом в том месте, где по смыслу можно сделать паузу.

Упражнение 6.

Исходное положение то же. Чтение скороговорки с дополнительным вдохом:

Как на горке на пригорке (дополнительный вдох).

Жили тридцать три Егорки.

Ребенок не грибок (дополнительный вдох).

В год не вырастишь.

Не тот глуп, кто на слова скуп (дополнительный вдох).

А тот глуп, кто на деле туп.

Чтобы голос был хорошо развитым, послушным, звонким и достаточно громким, его надо развивать. Прежде всего читающий должен найти естественное звучание голоса, при котором не напрягались бы голосовые связки, не вызывались бы затруднения в речи, болевые ощущения, хрипота. Занятия советуем вести голосом средней силы и высоты, так как он наиболее подвижен и гибок.

К своему голосу воспитатель должен относится бережно. Не допустимо после занятия или выступления сразу же выходить на холодный воздух, громко разговаривать (особенно в сырую погоду), так как холодный воздух попадает на разгоряченную слизистую оболочку голосовых связок и приводит к простудным заболеваниям дыхательных путей. Отрицательно действует на голосовые связки алкогольные напитки и никотин, которые сушат их и приводят к хронической хрипоте. Никотин, кроме того вызывает спазмы гладкой мускулатуры трахей и бронхов, нарушая нормальный процесс дыхания, раздражает слизистые оболочки полости рта, глотки, гортани, трахей, бронхов и ведет к хирургическому заболеванию верхних дыхательных путей.

Для развития голоса можно рекомендовать специальные упражнения, которые проводят осторожно, со строгим учетом правильности дыхания.

Упражнение 1.

Сесть. Плечи развернуть, голову держать прямо. Сделав глубокий вдох, произнести плавно и протяжно (поочередно) согласные звуки: М, Л, Н.

Упражнение 2.

Исходное положение то же. К согласным звукам М, Л, Н поочередно прибавлять гласные: И, Э, А. О, У, Ы и произнести плавно и протяжно.

Упражнение 3.

Исходное положение то же. Произнести звуки: МЫ, МЭ, МА, МО, МУ, МЫ, делая короткие паузы между ними. Сначала произнести равномерно, затем убыстряя к концу и наоборот.

Упражнение 4.

Произвести счет от 1 до 10 на одной высоте, затем повышая голос, а потом понижая.

Произвести счет от 1 до 10, начиная тихо, кончая громко и наоборот.

Произвести счет от1 до 10, начиная медленно, кончая быстро.

Тренировать голос можно на выговаривании пословиц, а также текстов, в которых по смыслу голос следует усилить, ослабить, повысить или понизить.

В голосообразовании принимает участие артикуляционный аппарат (губы, язык, мягкое небо, челюсти). От правильной артикуляции зависит звучание голоса. Полезно заниматься артикуляционной гимнастикой, во время которой в движение проводятся только органы артикуляционного аппарата. Каждое упражнение делается медленно и плавно, без резких переходов.

Упражнение для губ (рот закрыт, зуды сомкнуты):

На счет «раз» (про себя) губы трубочкой вытягиваются вперед, на счет «два» растягиваются в стороны.

На счет «раз» губы трубочкой вытягиваются вперед, на счет «два, три, четыре» производятся круговые движения вытянутых губ, сначала в одну, затем в другую сторону.

Упражнение для челюстей:

Нижнюю челюсть опустить вниз, а затем с напряжением закрыть рот.

Нижнюю челюсть опустить и медленно двигать вправо и влево.

Нижнюю челюсть опустить, повернуть вправо, влево, выдвинуть вперед, опустить вниз, повернуть кругом.

Упражнение для языка:

        Рот широко раскрыть, произвести круговые движения языком.

Рот широко открыт. Языком дотянуться до подбородка, а затем до кончика носа.

Артикуляционная гимнастика проводится индивидуально, перед зеркалом.

 



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по организации

развивающей среды в ДОУ

                                   

2011

Содержание.

1.Понятие и сущность развивающей среды.

     2. Развивающая среда – стимулятор становления личности ребёнка.

3.Структура развивающей среды.

4.Принципы построения развивающей среды в условиях ДОУ.

5.Характеристика предметно-развивающей среды.

Понятие и сущность развивающей среды

В отечественной педагогике и психологии термин «среда» появился в 20-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия «педагогика среды» (С.Т. Шацкий), «общественная среда ребёнка» (П.П. Блонский), «окружающая среда» (А.С. Макаренко). В целом ряде исследований последовательно и обстоятельно доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть не ребёнок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: внешние условия – среда, окружение, межличностные отношения, деятельность. А также внутренние условия – эмоциональное состояние ребёнка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки.

В самом широком контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности. С позиций психологического контекста, по мнению Л.С. Выгодского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др., развивающая среда – это определённым образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

Основными функциями федеральных государственных требований к созданию предметной развивающей среды, являются:

• Функция сохранения единого образовательного пространства в условиях содержательной и организационной вариативности дошкольного образования.

• Функция гуманизации дошкольного образования, ориентирующая на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве.

• Функция защиты ребенка от некомпетентных педагогических воздействий в условиях вариативности дошкольного образования.

• Функция повышения эффективности и качества дошкольного образования.

     • Критериально - оценочная функция.              

При создании предметной развивающей среды необходимо руководствоваться следующими принципами:

• полифункциональности среды: предметная развивающая среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.

• трансформируемости среды, который связан с ее полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством).

• вариативности, сообразно которому характеру современного образовательного процесса должен быть представлен рамочный (стержневой) проект предметной развивающей среды, конкретизирующие его модельные варианты для разных видов дошкольных образовательных учреждений как прототипы для конкретных вариантов среды, разрабатываемых уже самими педагогами-практиками.

 При создании предметной развивающей среды необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

        Предметная развивающая среда должна подбираться с учетом принципа         интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определённые свойства:

 - гибкость, обозначающую способность образовательных структур к быстрому перестраиванию в соответствии с изменяющимися потребностями личности, окружающей среды, общества;

 - непрерывность, выражающуюся через взаимодействие и преемственность в деятельности входящих в неё элементов;

 - вариативность, предполагающую изменение развивающей среды в соответствии с потребностями в образовательных услугах населения;

 - интегрированность, обеспечивающую решение воспитательных задач

посредством усиления взаимодействия входящих в неё структур;

 - открытость, предусматривающую широкое участие всех субъектов образования в управлении, демократизацию форм обучения, воспитания и взаимодействия;

 - установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса, осуществляющееся на основе педагогической поддержки как особой, скрытой от глаз воспитанников позиции педагога.

В центре развивающей среды стоит образовательное учреждение, работающее в режиме развития и имеющее своей целью процесс становления личности ребёнка, раскрытие его индивидуальных возможностей, формирования познавательной активности. Это обеспечивается за счёт решения следующих задач:

 - создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребёнка;

 - предоставить каждому ребёнку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;

 - ввести стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребёнка;

 - активно искать пути, способы и средства максимально полного раскрытия личности каждого ребёнка, проявления и развития его индивидуальности;

 - ориентироваться на активные методы воздействия на личность.

Активное исследование роли развивающей образовательной среды в целостном педагогическом процессе ведётся в последние годы в трудах отечественных учёных А.И. Арнольдова, Е.В. Бондаревской, С.И. Григорьева, И.А. Колесниковой, Ю.С. Мануйлова, А.В. Мудрака, Л.И. Новиковой, В.А. Сухомлинского, В.Д. Семёнова, В.В. Серикова, И.В. Слободчикова, В.М. Полонского и др.

В исследованиях В.В. Давыдова, В.П. Лебедевой, В.А. Орлова, В.И. Панова рассматривается понятие об образовательной среде, существенными показателями которой выступают следующие характеристики:

 - каждому возрасту соответствуют определённые психологические новообразования;

 - обучение организовано на основе ведущей деятельности;

 - продуманы, структурированы и реализуются взаимосвязи с другими видами деятельности.

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых». Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении – обеспечить жизненно важные потребности формирующейся личности: витальные, социальные, духовные. Многогранность развивающей среды дошкольного образовательного учреждения, сложность и многообразие протекающих в ней процессов обусловливают выделение внутри неё предметной и пространственной составляющих.

Развивающая среда – стимулятор становления

личности ребёнка.

Среда развития ребёнка – пространство жизнедеятельности ребёнка.

Это те условия, в которых протекает его жизнь в ДОУ, в том числе в том числе предметно-пространственная среда и социальная среда.

Среда – Это окружающее человека пространство, зона непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия. Известно, что именно этот фактор может или тормозить развитие ребёнка (враждебная в эмоциональном и физическом планах), или стимулировать его развитие (благоприятная, развивающая среда). Возможен и нейтральный вариант воздействия среды, когда она и не тормозит, но и не стимулирует развитие ребёнка. Всё это необходимо учитывать при создании обстановки в детском дошкольном учреждении.

  Исследователи в области образования полагают, что специальным образом организованная среда способна оказывать позитивное влияние на развитие способности ребёнка к самообучению. Такая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а именно это определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства. Развивающая среда даёт дошкольнику возможность испытывать и использовать свои способности, позволяет ему проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля. Активность ребёнка в условиях обогащённой развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребёнок играет, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов. В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм развития ответственности за содеянное, за результат. В ребёнке пробуждаются силы, способствующие как можно лучшему осуществлению задуманного.

  Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребёнка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

  Обогащённое развитие личности ребёнка характеризуется проявлением непосредственной детской пытливости, любознательности, индивидуальных возможностей (без принуждения и натаскивания); способностью ребёнка познавать увиденное, услышанное (материальный и социальный мир) и эмоционально откликаться на различные явления, события в жизни; стремлением личности к творческому отображению накопленного опыта восприятия, познания в играх, общении, рисунках, поделках и т.д.

  Таким образом, предметно-пространственная среда развития – это организация пространства и использования оборудования и другого оснащения в соответствии с целями безопасности психического благополучия ребёнка, его развития.

Структура развивающей среды

  Развивающая предметная среда, по мнению С. Новосёловой, - это   система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

Обогащённая среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка. Основными элементами предметной среды являются архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты; художественные студии; игровые и спортивные площадки и их оборудование; игровые пространства, оснащённые тематическими наборами игрушек, игровыми материалами; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения. В состав предметно-игровой среды входят: крупное организующее игровое поле; игровое оборудование; игровая атрибутика разного рода, игровые материалы. Все компоненты развивающей предметной среды увязываются между собой по содержанию, масштабу, художественному решению.

  Предметно-игровая среда в современных дошкольных учреждениях должна отвечать определённым принципам:

 - принцип свободного выбора реализуется, как право выбора ребёнком темы, сюжета игры, игрового материала, места и времени игры;

 - принцип универсальности позволяет детям и воспитателям строить и менять игровую среду, трансформируя её в соответствии с видом игры, её содержанием и перспективами развития;

 - принцип системности представлен сомасштабностью отдельных элементов среды между собой и с другими предметами, оставляющими целостное игровое поле.

  Пространственная развивающая среда включает в себя совокупность подпространств:

 - интеллектуального развития и творчества, образуют все игровые зоны, поскольку у дошкольников ведущим видом деятельности и интеллектуального и эмоционального освоения является игра;

 - физического развития, в наибольшей степени стимулирует двигательную активность детей;

 - игрового развития;

 - экологического развития, призвано воспитывать и укреплять любовь к природе, постигать всё многообразие и неповторимость естественных природных форм;

 - компьютерное пространство вводит детей в мир информатики и способствует активизации познавательной деятельности, формированию ребёнка как самостоятельной личности, умеющей принимать решение.

  Л.Н. Седова выделяет три основных параметра значимости развивающей образовательной  среды для процесса становления личности.

  Во-первых, это параметр целеполагания, ориентирующей педагога дошкольного образования на понимание развивающей образовательной среды как специально организованного педагогического пространства, предоставляющее каждому включённому в неё субъекту широкий простор для оптимального развития и адекватной самореализации разных видов активности как базового основания личности.

  Второй параметр осмысления развивающей образовательной среды как педагогического явления, выступающего условием становления личности, связан с современными поисками в области нового содержания образования.

  Третий параметр в рассмотрении развивающей образовательной среды с позиций педагогической науки определяется поиском результативных способов и методов формирования познавательной активности. В этой связи требует специального педагогического осмысления технологии создания развивающей среды в рамках различных типов образовательных учреждений, равно как и технологии создания специальных педагогических ситуаций, позволяющих стимулировать психическое развитие ребёнка.

Принципы построения развивающей среды

в условиях ДОУ

  В.А. Петровский, Л.П. Стрелкова, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина и др. разработали Концепцию построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в детском саду, в которой определены принципы личностно-ориентированной модели построения развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.

 1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Первоочередное условие личностно-ориентированного взаимодействия взрослых и детей – установление контакта между ними. Установлению контакта могут препятствовать принципиально разные позиции, которые занимают воспитатель и ребёнок. В рамках авторитарной педагогики воспитатель находится как бы «сверху», или «над», а ребёнок – «снизу». Такая позиция воспитателя предполагает диктат и назидание. В отличие от этого личностно-ориентированная позиция педагога – партнёрская. Её можно обозначить как «рядом», «вместе». При этом развивающая среда создаёт условия для соответствующей физической позиции – общения с ребёнком на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Это предполагает стремление воспитателя приблизится, «спуститься» к позиции ребёнка, а также создание условий, при которых ребёнок может «подняться» до позиции воспитателя. Для этого подойдёт, например, разновысокая мебель, высота которой может легко меняться в зависимости от педагогических задач, так называемая «растущая мебель».

 2. Принцип активности. В устройстве детского сада заложена возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослых. Они становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия – творцами своей личности и своего здорового тела. Это в первую очередь крупномасштабные игровые и дидактические пособия – лёгкие геометрические модули, обтянутые тканью или кожей, которые легко переставляются в процессе преобразования пространства.

  Важнейшим условием эмоционального самочувствия и настроения детей является освещение. Оно должно быть разнообразным и доступным для преобразования детьми светоцветового дизайна.

  Гигиенические комнаты используются не только для реализации режимных моментов, но и для участия детей в «настоящей взрослой» жизни (мытьё посуды, другие бытовые операции), а также для непосредственной детской деятельности (купание кукол, другие игры с водой).

 3. Принцип стабильности – динамичности развивающей среды.

В среде должна быть заложена возможность её изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учётом разнообразных педагогических задач. Это лёгкие перегородки, которые могут передвигаться, образуя новые помещения и преобразуя имеющиеся. Это возможность изменения цветовой и звуковой среды. Это вариативное использование предметов (например, мягкие пуфы становятся то детской мебелью, то элементами крупного конструктора). Это и полифункциональное использование помещений (спортивный комплекс «мини-стадион» может быть установлен не только в физкультурном зале, но и в игровой комнате, спальне, раздевалке).

В детском саду должны быть функциональные помещения, которыми могут пользоваться дети: физкультурные; музыкальные; театральные; лаборатории; «кабинеты» (с книгами, играми, головоломками, диафильмами, слайдами и т.д.); творческие мастерские, конструкторские, прачечные и др. Устройство этих помещений должно создавать разный эмоциональный настрой, т. е. становиться «таинственным», «страшным», «магическим», «волшебным», «фантастическим» и т. д. Иными словами, «пространство» позволяет ребёнку не только осваивать истину, но и «уходить» от неё в фантазии и грёзы, не только творчески строить, но и разбирать построенное, видеть не только прекрасное, но и безобразное.

 4. Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребёнка и взрослого. Среда должна пробуждать у детей активность, давать им возможность осуществлять разнообразные виды деятельности, получать радость от них, и вместе с тем окружающая обстановка должна иметь свойства при необходимости «гасить» такую активность, давать возможность отдохнуть.

Это обеспечивается продуманным набором импульсов и стимулов, содержащихся в развивающей среде: недостаток импульсов обедняет и ограничивает развитие ребёнка по всем сферам, а перенасыщенная среда с хаотической организацией стимулов дезориентирует его.

  Здесь помимо уже обозначенных зон активности уместно вспомнить ещё раз о зонах для релаксации (расслабления). Это и «уголки уединения», и уютная комната с мягкой мебелью и другими элементами, способствующими отдыху. Желательно, чтобы в детском саду была «гостиная для взрослых», куда имеют свободный доступ и дети. Постоянное эмоциональное напряжение, которое испытывает педагог в своей нелёгкой профессиональной деятельности, неизбежно влияет на общий эмоциональный фон его общения с детьми и, следовательно, на их эмоциональное благополучие.

  Каждому ребёнку в детском саду должно быть обеспечено личное пространство (кроватка со стульчиком и ковриком, шкафчик для хранения личных вещей, принадлежащих только ему, фотографии его семьи и т. д.).

Проект среды учитывает создание условий для формирования и развития полноценного образа «Я». Эмоциональный комфорт поддерживается и за счёт экспонирования детских работ, в котором отводится место каждому воспитаннику независимо от уровня его достижений в рисовании, лепке…

 5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. Постижение детьми категории эстетического начинается с «элементарных кирпичиков», своеобразного языка искусства: красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных линий, остроумной трактовки образа лаконичными графическими средствами. Поэтому важно разместить в интерьере не громоздкие «классические» произведения живописи (Айвазовского, Шишкина, Сурикова и других авторов, ставших традиционными для украшения детских домов, лагерей, детских садов и т. д.), а простые, но талантливые этюды, эстампы, абстрактные или полуреальные скульптуры, дающие ребёнку представление об основах графического языка и о различных культурах – восточной, европейской, африканской.

  Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом и т. п. Тогда дети (с помощью взрослого) смогут обратить внимание не только на то, что изображено перед ними, но и на то, как это сделано, осваивая начала специфики разных жанров.

  6.Принцип открытости – закрытости.                                                              Этот принцип представлен в нескольких аспектах.

  Открытость Природе – такое построение среды, которое способствует единству Человека и Природы. Это организация «зелёных комнат» - маленьких внутренних двориков, которые могут быть остеклённые, с растущими в них растениями.

Это проживание вместе с детьми домашних животных – кошек, собак, за которыми дети ухаживают.

  7. Принцип учёта половых и возрастных различий детей.

Предполагает построение среды с учётом половых различий, предоставление возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

  Таким образом, развивающая среда – это особым образом организованное социокультурное  и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включённого в неё субъекта.

Характеристики предметно-

развивающей среды

1)Комфортность и безопасность обстановки чаще всего достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой. Это снимает стрессообразующее воздействие на ребёнка общественного образовательного учреждения, создаёт чувство уверенности и безопасности. В результате пребывания в естественной, уютной обстановке у ребёнка складываются предпосылки для возникновения и закрепления положительного эмоционального тонуса, что является основой успешного интеллектуального и личностного развития.

  Эффект домашней обстановки достигается путём замены казённой  мебели (парт, столов, расставленных по стандартным школьным правилам, с количеством стульев, равным количеству детей; стола воспитателя) на более привычные столы, стулья, кресла, диваны, подушки, коврики; устранения подушки, коврики; устранения границ между зоной учебной деятельности и зонами для других видов активности.

        2) Обеспечение богатства сенсорных впечатлений. Предметы обстановки групповых помещений необходимо подбирать таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, материалов, гармонию окружающего мира. Для этого, как правило, много места отводится естественному природному и различному бросовому материалу. Наряду с этим  в группы дошкольников часто вносятся разнообразные бытовые предметы, а в атрибутике сюжетно-ролевых игр используются естественные вещи (например, в игре «Путешествие»: фотоаппарат, чемоданы, тёмные очки, шлем, бинокль и т.п.). Разнообразная деятельность детей в такой обстановке является эффективным условием развития сенсорных способностей, которые, в свою очередь, являются базовыми в системе интеллектуальных способностей ребёнка дошкольного возраста.

        3) Обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности и структуризация этой деятельности через насыщение пространства специальным образом подобранными материалами. Такой подход ставит ребёнка  в позицию активного деятеля, что благотворно сказывается на приобретении опыта социальной жизни и его интериоризации, становлении субъективной позиции дошкольника, развивает его самостоятельность и инициативность. Кроме того, ситуация занятости и увлечённости интересной деятельностью каждого ребёнка снижает потенциальную возможность возникновения организационных и дисциплинарных проблем.

        4)   Обеспечение возможности для исследования и научения. Исходя из этого положения, развивающую среду можно назвать «обучающей». Ребёнок очень много узнаёт ещё до того, как приходит в  дошкольное учреждение.  К этому моменту он уже имеет значительный опыт и понимает окружающий мир на основе этого опыта. Процесс образования в дошкольном учреждении должен основываться на этом предыдущем опыте ребёнка и учитывать собственную точку зрения ребёнка на окружающий мир.

    Каждому ребёнку присущ свой темп и свой стиль развития, не менее индивидуальные, чем его внешность. Некоторые дети лучше учатся через наблюдение. В научении других относительно чаще встречается манипулирование и действование методом проб и ошибок. Всё это только подтверждает точку зрения о значимости создания специальной обучающей среды, в которой каждый ребёнок мог бы индивидуально испытывать свои способности и идти собственным путём в процессе познания окружающего мира.

    Современные исследователи определили, что прямое обучение не всегда ведёт к осознанию изучаемого содержания и возможности его использования. Ребёнок прекращает демонстрировать понимание этого содержания, как только исчезает ситуация обучения. Например, 5- летний ребёнок достаточно легко справляется с заданием разложить полоски по высоте от самой низкой к самой высокой, называет те полоски, которые ниже синей, но выше красной, демонстрируя понимание относительности величины. Но тот же ребёнок не может на листке бумаги небольшого размера нарисовать медведя так, чтобы этот медведь получился самым большим нарисовать медведя так, чтобы этот медведей (хотя решение основывается на том же самом понимании относительности величины).

    Детское экспериментирование – один из важнейших аспектов развития личности. Эта деятельность не задана ребёнку взрослым заранее в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получение всё новых сведений об объекте. Поэтому уместно говорить о саморазвитии в деятельности экспериментирования. Для развёртывания этой деятельности необходимы материалы: мерные кружки, формочки, нестандартные мерки, учебные пособия и приборы (весы, часы, календари и т.п.), вода, глина, речной песок.

   Таким образом, под предметно-развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

   В то же время определяющим моментом в создании предметно-развивающей среды является педагогическая идея; цель, которой руководствуется образовательное учреждение. Достижение этой цели осуществляется через реализацию образовательной программы.

    Цели образования дошкольников и, следовательно, образовательные программы могут существенно отличаться друг от друга. Так в РФ утверждено несколько комплексных программ («Радуга», «Развитие», «Детство», «Истоки» и др.), а также целый ряд парциальных программ («Мы», «Основы безопасности жизнедеятельности» и др.), т.е. образовательная среда группы должна способствовать реализации цели, задач и содержания выбранной программы.

   Создавая развивающую среду группы, очень важно учитывать особенности детей, посещающих эту группу: возраст дошкольников, уровень их развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные особенности и прочее.

    Особенности среды группы также во многом определяются личностными особенностями и педагогическими установками воспитателя. Если воспитатель – знаток своего города, любит изучать его вместе с детьми, конечно, это должно найти яркое отражение в обстановке. Другой предпочитает больше внимания уделять изобразительной деятельности – и это также будет заметно в созданной среде. Кому – то из педагогов близки идеи Марии Монтессори, для кого-то определяющим является подход Вальфдорфской педагогики – всё это так или иначе найдёт отражение в среде группы.

   Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что не может быть слишком жёстких. Детализированных требований к построению развивающей среды в разных образовательных учреждениях, поскольку образовательные программы, состав детей, педагогические кадры могут существенно отличаться друг от друга. Вместе с тем можно выделить наиболее общие положения при создании развивающей среды  в группе дошкольного образовательного учреждения, которые основываются на современных подходах к образованию дошкольников.

Информационная литература

  1. Васильева О.К. Образная игрушка в творческих играх дошкольников, СПб., Детство-пресс, 2003.
  2. Гайказова Р.Т., Кострыкина Т.Д. Оформление детских дошкольных учреждений. – М., Просвещение, 1974.
  3. Доронова Т.Н., Ерофеева Т.И., Короткова Н.А., Рунова М.А. Материалы и оборудование для детского сада: Пособие для воспитателей и заведующих / Под ред. Т.Н. Дороновой и Н.А. Коротковой. М., ЗАО «Элти-Кудиц», 2003.
  4. Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. – М., Просвещение, 1987.
  5. Полякова М.Н. Построение развивающей среды в детском дошкольном учреждении. СПб., Детство-пресс, 2005.
  6. Предметно-пространственная среда в детском саду. Принципы построения, рекомендации / Сост. Н.В. Нишева, СПб., Детство-пресс, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая работа по курсу повышения квалификации ИОЧ «Использование новых программ и педагогических технологий в ДОУ" на тему: «Разработка содержания воспитательно-образовательной работы с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО"

Итоговая работапо курсу повышения квалификации  ИОЧ«Использование новых программ и педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях» на тему:«Разработка содержания воспитат...

Содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям Непосредственно образовательная деятельность

СрокиТема неделиОбразовательная областьРаздел программы (учебный предмет/дисциплина)Образовательная деятельность(тема, цель, программно-методическое обеспечение)31 – 4 сентябряДень знанийСоциально –ко...

Примерное содержание воспитательно - образовательной работы по освоению детьми образовательной области «Труд» в старшей группе

Примерное содержание воспитательно - образовательной работы по освоению детьми образовательной области «Труд» в старшей группе...

Планирование воспитательно-образовательной работы по образовательным областям на 3-й квартал во второй младшей группе.

Цели и задачи по образовательным областям на 3-й квартал во второй младшей группе....

Памятка для педагогов ДОУ "Содержание воспитательно-образовательной работы по направлениям развития и образования детей дошкольного возраста (образовательным областям) в соответствии с ФГОС ДО"

Содержание воспитательно-образовательной работы по направлениям развития и образования детей дошкольного возраста (образовательным областям) в соответствии с ФГОС ДО...


 

Комментарии

Задорова Наталья Васильевна

Спасибо! Удачи Вам!