Социально-нравственное развитие детей дошкольного возраст с помощью работы над сказкой.
статья на тему

Шмелева Светлана Викторовна

Распространение собственного опыта среди педагогов дошкольного образования. Выступление на курсах повышения квалификации Калининского района города Санкт-Петербурга.

Сказки при воспитании нравственных привычик и формировании нравственных чувств отвечают потребностям ребёнка дошкольника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 6.

Выступление на КМО Калининского района г. Санкт – Петербурга.

Презентация: «Социально – нравственное развитие детей дошкольного возраста с помощью работы над сказкой».

Цель: Распространение собственного опыта среди педагогов дошкольного образования.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Дошкольники не сразу сами по себе приобретают навыки и умения взрослых, а лишь общаясь с взрослыми, они перенимают у них не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы. Двигаясь путем проб и ошибок, они овладевают нормами жизни в человеческом обществе.

Нравственное воспитание осуществляется в процессе всей жизнедеятельности личности, с учетом возраста и той среды, которая определяющим образом влияет на ценностные ориентации дошкольника (семья, среда товарищей и друзей и др.).

Пути и средства нравственного воспитания имеют свою специфику при организации специальной работы по нравственному просвещению дошкольников, формированию у них нравственного опыта в коллективной жизни, в общении, в совместной деятельности, при воспитании нравственных привычек и формировании нравственных чувств.

Сказки и в этом отношении отвечают потребностям ребенка; их основная мысль, идея выражена с помощью метода «активной наглядности»- путем развёртывания конкретных фактов, событий. Герои, являются, выразителями идеи представляют собой живые фигуры, взятые из реальной действительности, помогают детям разобраться в сущности отношений между ними и дать правильную оценку их поведению. Что содействует пониманию идеи сказки.

Исходя из этого, целью моей работы(Слайд 2) является:

Цель:

Формирование у детей дошкольного возраста морально-этических качеств личности, принятых в обществе.

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, которые формировались с помощью сказок.

Задачи работы: (Слайды 3.4.5)

Слайд 4: Обучающие задачи:

1. Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения.

2. Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро — зло, послушание — непослушание, согласие — вражда, трудолюбие — лень, бескорыстие — жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни.

3. Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру.

Слайд 5.  Воспитательные задачи:

1. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

2. Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.

3. Воспитывать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения, стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, потребность радовать близких.

Слайд 6.   Развивающие задачи:

1. Содействовать развитию познавательной сферы детей. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.

2. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

3. Развивать навыки произвольного поведения: внимательности, терпеливости, усердия.

4. Развивать у детей социальные умения и навыки поведения.

5. Содействовать развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок.

5. Содействовать развитию элементарных навыков продуктивной деятельности.

6. Создавать условия для активного включения детей в речевую,  художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки.

8. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через сказку целесообразно проводить следующим образом:

Слайд 7.

  • Прочитайте ребятам сказку и постарайтесь добиться дискуссии; пусть дети подумают, кто прав и кто виноват в сложившийся ситуации;
  • Четко, кратко и ясно объясняйте правила поведения, аргументируя, почему себя нужно вести именно так;
  • Чаще играйте с ребятами в игры, которые учат сотрудничеству и взаимопомощи.

При подборе сказок я опиралась на следующие принципы:

(Слайд 8).

  • доступность содержания детям дошкольного возраста;
  • нравственная и познавательная значимость;
  • возможность формирования на их основе умения «чувствовать» окружающий мир.

В содержание работы я включала сказки о различных нравственных качествах. Например:

- сказки о дружбе («Рукавичка», «Зимовье»);
- сказки о хитрости («Лисичка со скалочкой», «Лиса и кувшин», «Лиса и козел»);
- сказки про злых и добрых людей («Морозко», «Крошечка - Хаврошечка»);
- сказки про маленьких да удаленьких («Жихарка», «Гуси - лебеди», «Маша и медведь»);
- сказки про умных, глупых, жадных и хвастливых («Заяц и еж», «Два жадных медвежонка», «Заяц - Хваста»); 

Во всех этих сказках нет прямых наставлений детям (типа «Не обманывай», «Слушайся родителей», «Не бери чужого» и т.д.), но в их содержании всегда заложен нравственный урок, который дети постепенно воспринимают.  

Например, сказка «Рукавичка» учит сочувствовать другим, быть добрым; сказка «Зимовье» учит дружить; глупость высмеивается в сказке «Заяц и еж», а жадность осуждается в сказке «Два жадных медвежонка»; трудолюбие и терпение всегда вознаграждается в народных сказках («Крошечка –Хаврошечка», «Морозко»);сказка «Маша и медведь» учит не отчаиваться, если попал в беду, а стараться найти выход из сложной ситуации.


Зачастую, нравственный урок выражается в пословицах и поговорках:
- «Слезами горю не поможешь» (сказка «Гуси-Лебеди»);
- «В тесноте, да не в обиде» (сказка «Рукавичка»);
- «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится» (сказка «Жихарка»);
- «Мягко стелет, да жестко спать» (сказка «Лиса и козел»);
- «Мир не без добрых людей» (сказка «Морозко»);
- «Жадность не доводит до добра» (сказка «Два жадных мед-вежонка»);
- «Там где дружат – живут, не тужат» (сказка «Зимовье»);
- «Как аукнется, так и откликнется» (сказка «Лисичка со ска-лочкой»);
- «При солнышке тепло, а при матери добро» (сказка «Крошечка-Хаврошечка»).
На занятиях в старших группах вместе с детьми обязательно разбираются пословицы, обсуждается смысл каждой из них, выясняется их происхождение, а потом вместе с детьми обговариваются такие ситуации из жизни, для которых бы подходила данная пословица.

В работе со сказкой с детьми я использовала следующие методы:

Слайд 10.

  1. Чтение сказки, т.е. дословное воспроизведение сказки;
  2. Рассказывание сказки, т.е. свободная передача текста;
  3. Обратная связь (ответы на вопросы по сказке, о характере героев, об основной мысли сказки);

  1. Инсценировка сказки; (слайд11)

  1. Пересказ сказки детьми; (слайд 12)

  1. Моделирование сказки; (слайд13)
  2. Все виды изобразительной деятельности и ручного труда; (слайд 14)

  1. Дидактические игры со сказками; (слайд 15) ПОКАЗ ИГР

  1. Подвижные игры; (Слайд 16)

  1. Итоговая продукция: показ родителям и младшим дошкольникам (театрализация, рисунки, поделки), викторины, КВНы. (слайд 17)

Слайд 18.


Благодаря созданию необходимых педагогических условий достигла следующих результатов:

  • Дети проявляют гуманное отношение в любых обстоятельствах к любому живому существу.
  • Стали более внимательным друг к другу.
  • Применяют и используют знакомые правила поведения в складывающихся ситуациях.
  • Охотно вступают в общение, правильно понимают эмоциональное состояние.
  • Активно выражают готовность помочь.
  • Большинство детей стали понимать и принимать юмор.
  • Сформировался устойчивый интерес к художественной литературе.
  • Дети научились анализировать текст, давать оценку героям произведений.

Спасибо за внимание!