Ознакомление с дидактическим пособием "Палочки Кюизенера"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Костина Марина Васильевна

В статье приведено описание дидактического пособия и варианты его использования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_s_didakticheskim_posobiem.docx49.57 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомление с дидактическим пособием «Цветные палочки» Кюизенера.

В современной педагогике широко развиваются технологии использования известных российских и зарубежных дидактических средств, таких как игры Б. Никитина, блоки  Дьенеша, цветные палочки Кюизенера и др.

Дидактические игры занимают важное место в умственном воспитании детей дошкольного возраста. Обязательным элементом дидактических игр является познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, дети прочно усваивают знания, которыми они оперируют. Решая умственную задачу, дети упражняются в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов и явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении их по отдельным признакам.

  Дидактические игры не только способствуют уточнению и закреплению знаний, но и активизируют мыслительную деятельность детей. Игра, как свойственная ребенку деятельность, позволяет упражняться  в решении умственных задач без особого напряжения. Игровые познавательные задачи решаются с помощью наглядных средств и пособий, одним из которых являются цветные палочки Кюизенера.

Д. Кюизенер - бельгийский математик, разработавший уникальную методику обучения детей математике с помощью цветных палочек.

Цветные палочки представляют собой 10 различных по цвету и величине параллелепипедов, выполненных из дерева или пластика.

Классический набор содержит 241 палочку, сделанную из дерева, с поперечным сечением 1 см2. В наборе содержатся палочки  10-ти цветов и имеют длину от 1см до 10см.

Состав классического набора «Цветные счетные палочки».

Класс

Цвет

Длина в сантиметрах

Количество

белых

         белый  

1

50

красных

     красный  

 вишневый  

коричневый

2

8

4

50

12

25

синих

зелёный  

   синий    

 голубой  

3

6

9

33

16

11

жёлтых

 жёлтый         оранжевый

5

10

20

10

чёрных

  чёрный    

7

14

Существуют разные варианты и модификации наборов палочек. Они могут отличаться цветовой гаммой, но в каждом из наборов существует одно и то же правило: палочки одинаковой длины окрашены в один и тот же цвет и обозначают одно и то же число. В Санкт-Петербурге ООО «Корвет» выпускает комплект палочек выполненных из пластмассы и содержит 116 палочек 10-ти цветов.

Класс

Цвет

Длина в сантиметрах

Количество

белых

белый      

1

25

красных

 розовый  

 красный  

бордовый

2

4

8

20

12

7

синих

     

        голубой                       фиолетовый      

          синий        

3

6

9

16

9

5

жёлтых

           жёлтый  

     оранжевый  

5

10

10

4

чёрных

чёрный  

7

8

 

Близкие по цветам палочки объединяются в семейства или классы. Например, красная палочка обозначает число 4, бордовая 8, розовая 2 - все эти палочки можно отнести к семейству чисел кратных 2; семейство синих палочек кратно 3, жёлтых - 5, чёрных - 7. Белая палочка имеет форму куба со стороной 1см. Она укладывается по длине каждой палочки целое число раз и является условной меркой для определения состава числа из единиц.

Работать с комплектом палочек можно как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости, в зависимости от поставленных задач. Для детей младшего дошкольного возраста целесообразно использовать самодельные плоскостные наборы цветных полосок выполненных из картона в масштабе 2:1. Если на цветных полосках закрепить магнитную ленту или  липучку, то их можно использовать как демонстрационный материал.  

       Цветные палочки Кюизенера изначально  были рекомендованы как средство для  формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, но в процессе работы с палочками выявился более широкий диапазон их применения в различных видах деятельности.

      Рассмотрим варианты применения технологии «Цветные палочки Кюизенера» в рамках реализации программных задач в образовательной области «Познание».

  1. Сенсорное развитие.

В процессе работы с цветными палочками у детей развивается способность сравнивать предметы по цвету, форме, величине; определять их место положения в пространстве, развивается глазомер, уточняются и закрепляются знания об основных цветах и их оттенках.

Примерные задания:

- Назови, какого цвета самая длинная (короткая) палочка.

-Какой формы белая (голубая, оранжевая) палочка.

-Выложи все красные палочки слева от себя, а голубые - справа.

_Какого цвета палочки длиннее (короче) фиолетовой.

_Выложи все палочки в ряд  в порядке убывания. Какого цвета палочка стоит между…

  1. Развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности.

При конструировании из палочек у детей развивается умение устанавливать связь между создаваемыми конструкциями и реальными объектами окружающего мира.

Моделирование из палочек по замыслу даёт детям возможность путём проб, сравнений, обследовательских действий самостоятельно подбирать нужный материал. Дети учатся выдвигать предположения и самостоятельно их проверять, осуществляя практические и мыслительные действия.

Примерные задания:

-Выложи из любых палочек мебель для куколки.

-Выложи разные машины, самостоятельно подбирая палочки.

-Выложи коврик для собачки из любых палочек.

-Выложи из палочек любых животных.

3. Формирование элементарных математических представлений.

Использование цветных палочек Кюизенера позволяет развивать у дошкольников представления о числе на основе счёта и измерения; формировать осознание соотношений «больше - меньше», «больше - меньше на…»; формировать умение делить целое на части; находить состав числа из единиц и двух меньших чисел; упражнять в порядковом и количественном счёте; измерять объект условной меркой. Развивается  умение различать и называть геометрические фигуры; происходит ознакомление с пространственными отношениями (слева, справа, вверху, внизу и  т.д.)

Примерные задания:

-Белая палочка обозначает число 1.Положите под розовой палочкой столько белых, чтобы их края уравнялись. Сколько белых палочек уместилось под розовой, такое число и будет обозначать розовая палочка. Самостоятельно определите числовое значение жёлтой палочки (голубой, красной и т.д.).

-Разложите карточки с цифрами по порядку. Положите к каждой цифре палочку соответствующую данному числовому значению.

-Я назову число, а вы покажите соответствующую палочку (и наоборот).

-Разложите палочки в порядке убывания (от самой длинной к самой короткой).

-Сосчитайте сколько всего палочек. Назовите, которая по счёту красная палочка (синяя, оранжевая и т.д.).

-Выложите из палочек треугольник, ромб, квадрат, многоугольник и т.д.

-Разложите палочки на листе так: в левый   верхний  угол положите синюю палочку, в верхний правый угол - красную, в левый нижний угол - розовую, в правый нижний - фиолетовую. Белую палочку положите на середину листа.

  1. Предметный мир.

Используя палочки Кюизенера как мозаику или конструктор, дети могут создавать конструкции различных предметов, а также предметов по лексическим темам, что способствует усвоению видовых и родовых представлений.

  1. Развитие речи.

Палочки Кюизенера позволяют упражнять детей:

  1. в использовании сравнительных прилагательных: длинный, длиннее, самый длинный; короткий, короче, самый короткий.    
  2. В построении предложно-падежных конструкций.
  3. В употреблении порядковых и количественных числительных.
  4. В запоминании и назывании основных цветов и их оттенков.

На приведённых примерах мы убеждаемся, что дидактическое пособие «Цветные палочки» Кюизенера универсально и может использоваться в различных видах деятельности. Оно соответствует современным требованиям дидактики и позволяет успешно решать программные задачи.