Взаимодействие детского сада и семьи по экологическому воспитанию
материал на тему

Тихомирова Галина Васильевна

 

Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых-родителей, воспитателей. Семья играет главную роль в жизни ребёнка. Задача педагога - раскрыть перед родителями важные стороны психического развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt.doc18.44 КБ

Предварительный просмотр:

«Покинут счастьем будет тот,

Кого ребёнком плохо воспитали,

Побег зелёный выпрямить легко,

Сухую ветвь один огонь исправит»

Саади

                

Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых-родителей, воспитателей. Семья играет главную роль в жизни ребёнка. Задача педагога - раскрыть перед родителями важные стороны психического развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного возраста.

Трудно растить детей в сложном, современном мире. Проблемы, нагрузки на работе сказываются на родителях, а это в свою очередь отражается на детях.

Я хочу привести такой случай. Шла по улице и вижу картину. Стоит мужчина, который с азартом закидывал палку в старую раскидистую яблоню. Подошла поближе и узнала родителя, который водит своего сына ко мне в группу. «Вы что, урожай собираете?» - пошутила я. «Да нет – ответил он, вороны гнедо свили. Вон их сколько летает. Может, разворошу его». Самое страшное заключается в том, что ему с удовольствием помогал сын.  Я  долго думала и размышляла.  Каким  вырастет этот ребёнок – злым или добрым? Он станет таким, каким делает его жизнь, и воспитание. А воспитание злобы или добра начинается в раннем детстве, задолго до того, как малыш скажет «мама», или начнет ходить.

Я решила для себя искать новые формы работы с семьёй. Традиционные родительские собрания и консультации не давали нужного эффекта. Родители  принимали в них лишь формальное участие. Получалось, что семья и педагоги, воспитывая одного и того же ребёнка, были изолированы друг от друга. Поэтому для своей работы я выбрала и остановилась на теме: «Взаимодействие детского сада и семьи по экологическому воспитанию». Первые ростки взаимодействия с семьёй проявились на родительском собрании, которое было проведено в форме игры-викторины «Счастливый случай». Взрослые с удовольствием участвовали в игре. Вместе с детьми они познавали много интересного о животных. Родители и дети получили огромное удовольствие от такой встречи.  Я решила продолжить работу по данной теме. И считаю, что очень важно учить ребёнка с самого раннего детства понимать красоту живой природы. И ещё одна очень важная задача, которая стоит перед нами: это приблизить детей к живой  природе, т.е. растениям и животным, тем самым воспитывая в них доброту и человечность.

Передо мною часто возникает такой вопрос: Как помочь родителям привить своим детям любовь и бережное отношение к окружающему? Прежде  мы сами должны научиться любить природу. Источники этих знаний - художественная литература, рисунки, на которых изображены животные, телевизионные передачи, познавательные фильмы, а самое главное – непосредственное общение с живыми существами. Детям можно рассказать о животных по разному: весело и озорно, как А.А.Милн в «Винни-Пухе», достоверно, как  В.Бианки  и  Г.Скребецкий,  Д. Мамин-Сибиряк  в  «Серой Шейке», Н.Гарин-Михайловский в рассказе «Тёма и Жучка» и многое другое.  Вместе мы переживаем горе и радость, страх и боль, когда читаем эти произведения.

Родители стали чаще задавать вопросы, спрашивая меня, как им поступить в той или иной ситуации. Просят  порекомендовать  какую  почитать литературу?  Куда пойти с ребенком гулять? Познакомила родителей с перспективным планом работы по ознакомлению с   природой. Также   они узнали, что с  детьми систематически     проводят

 наблюдения в природе, рассказывается много о животных и растениях. Ходим с детьми на экскурсии в парк, к водоёму. В осенний период мы собираем разноцветные листья, шишки, семена деревьев, сухоцветы. В свободное время вместе с детьми составляем поделки из природного материала. Ребята принимают активное участие, дают советы, как лучше расположить материал на поделку. О своих впечатлениях дети рассказывают дома.

Наблюдая за детьми, я каждый раз убеждаюсь, что радость общения с природой делает их жизнь эмоционально богаче. Чтобы мои воспитанники в дальнейшем, во взрослой жизни могли бы черпать в природе вдохновение и силу, любовь и мудрость,   учить их бережно и чутко относиться к растениям и животным, заботиться  о   них. Родители стали рассказывать о положительных поступках своих детей. Вот один из них. Ксюша помогала собирать с ягодных кустов вредителей – огнёвку - и всё приговаривала: «Ах, вы вредители, вредители, как вам не стыдно! Дед работал, работал, а вы всё портите!» Так в процессе наблюдений, бесед со взрослыми, активного общения с природой, ребёнку становиться понятно, что вредители уничтожают растения.

Игра «Поле чудес» - называется тема следующего родительского собрания. В этой игре дети участвовали самостоятельно, а родители были зрителями. Ребята показали свои знания, эрудицию, смекалку. Все получили в этой игры огромное  удовольствие. Дети начинают воспринимать родителей по-новому, как союзников, т.к. родитель, участвующий во всех мероприятиях, знает проблемы и пути их преодоление, старается понять чувства ребёнка, его деятельность, его точку зрения. У ребёнка, который постоянно чувствует поддержку, понимание родителей, повышается самооценка.

Анализируя свою работу, я считаю, что посредствам углублённой работы по данной теме, я смогла расширить знания о живой природе. Дети стали более любознательными, наблюдательными, сострадательнее ко всему живому. Проявляются такие качества как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие детского сада и семьи по патриотическому воспитанию". Консультация для воспитателей.

Косультация для воспитателей о том, как организовать работу с семьёй по воспитанию патриотических чувст у детей и взрослых....

Взаимодействие детского сада и семьи в нравственном воспитании детей.

Материал представляет собой объединение наиболее эффективных методов и приёмов для работы с родителями в детском саду....

Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании дошкольников.

Консультация предназначена для воспитателей ДОО. Материал поможет в поисках новых путей сотрудничества с родителями по вопросам экологии....

Этапы педагогического взаимодействия детского сада и семьи в физическом воспитании дошкольников на базе МАДОУ ДСКВ «Сказка» (в рамках эксперимента)

Этапы педагогического взаимодействия детского сада и семьи в физическом воспитании дошкольников на базе МАДОУ ДСКВ «Сказка» (в рамках эксперимента)...

«Взаимодействие детского сада с семьей в физическом воспитании детей»

Вырастить ребенка здоровым - это желание каждого родителя и одна из ведущих задач стоящих перед детским садом. Семья и детский сад, те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоро...

Консультация для воспитателей "Взаимодействие детского сада с семьей по экологическому воспитанию"

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Благодаря эт...