"Условия создания выразительного рисунка детьми старшего дошкольного возраста".
методическая разработка на тему

Низович Наталья Ивановна

Выразительность детского рисунка - это посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему. Средствами выразительности являются: цвет, линия, композиция.  На степень выразительности художественного образа оказывает влияние развитие таких важных психических процессов, как восприятие, воображение, образное мышление.Для того чтобы дети могли передать художественный образ, необходимо соблюдение ряда педагогических условий, которые рассматриваются в данной статье.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Условия создания выразительного рисунка детьми старшего дошкольного возраста.

Под выразительностью понимается способность художника посредством разнообразных приемов передавать человеческие эмоции, использование им в образной характеристике таких деталей, которые с наибольшей полнотой раскрывают сущность изображаемого явления или характера. (Г.Г.  Григорьева , 1999) Выразительность детского рисунка - это посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему (Г.В. Лабунская, 1965). Е.И. Флерина отметила такие достоинства детского рисунка, как искренность, эмоциональность, непосредственность выражения своих мыслей и чувств, содержательность, смелость, оптимизм. В них радостное мировосприятие, ожидание добра от него. Все это вызывает у нас эмоциональную реакцию и именно поэтому их можно назвать выразительными. (Е.И. Флерина,1956). Выразительность - главный существенный признак художественного образа. В детском рисунке выразительность может быть выделена как самостоятельное качество независимо от обучения, так как изобразительные способности не успевают за быстро развивающемся замыслом. Художественный образ – это конкретно – чувственное и в то же время обобщенное видение и воссоздание жизни, которое обогащено эмоционально – эстетической оценкой художника (Ю.Б. Борев, В.А. Разумный, Е.И. Севастьянов). Исследователи трактуют образ как субъективную форму отражения материального мира, как неповторимое сочетание качеств отражаемой действительности и духовного мира автора.

Во многих исследованиях ставится проблема образа. Некоторые авторы называют его «выразительным», другие «художественным». Анализ работ философов показал, что художественный образ – целостная и законченная характеристика явлений, предполагающая способность творящего осуществлять художественное обобщение на основе своих взглядов на мир. Художественный образ, создаваемый детьми, обладает всеми основными признаками этих категорий. Главное отличие его в том, что он характеризуется неполнотой содержания и формы, заключает в себе потенциал творческого развития ребенка. Для образного выражения необходимы такие качества, как эстетическое восприятие явлений реального мира, оценка воспринимаемого явления, эмоциональный отклик на него; способность видеть, чувствовать выразительность предмета или объекта. (Н.П. Сакулина, 1982). Чтобы судить о выразительности образа, созданного ребенком, важно видеть процесс выполнения рисунка. Комментариями, игровыми действиями ребенок выявляет иногда нюансы замысла, которые изменяют наше восприятие и оценку готового рисунка. ( Е.А. Флерина, 1956).

Одним из самых доступных средств выразительности для ребенка является цвет. В старшем дошкольном возрасте цветом дети начинают передавать настроение произведения, более тонко и разнообразно использовать цвет, создавая выразительные образы. Однако тяга к яркости, красочности сохраняется у кого в большей, у кого в меньшей степени. Ребенок-дошкольник может использовать любимый цвет иногда неадекватно, в противоречии с реальностью, и делает это специально. В этом случае, как правило, он сильно увлечен изображением, скорее, его содержанием и делает своеобразный «подарок» (Е.А. Флерина, 1956) образу, как бы украшает его. Другое средство выразительности, используемое дошкольником - линия. Предметы, явления, которые близки ребенку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые, по его мнению, события изображает нарочито небрежной линией. Составляющими компонентами декоративности являются ритм форм или цветовых пятен, симметрия. Дошкольники нередко используют прием гиперболизации (преувеличение каких-то признаков). Они выделяют в изображенном предмете или явлении то, что, на их взгляд, особенно значимо. Композиция сюжетного рисунка также бывает очень выразительной. Главный, более значимый для него образ дошкольник часто выделяет цветом или величиной, расположением отдельных элементов рисунка. Движение передавать еще трудно, но в рисунках старших дошкольников движение предано иногда очень выразительно. Рисуя, малыш использует и такое средство, как агглютинация,- склеивание, комбинирование в фантастическом образе каких-то частей, качеств, свойств разных предметов. (Н.П. Сакулина , Е.И. Игнатьев, Л.В. Компанцева, В.С. Мухина, Е.А. Флерина). Дети еще не передают объемность формы, глубину пространства, сложные ракурсы, светотени. Но они по – своему стремятся передать соотношение частей предмета, выдвинуть на первый план существенное, прорисовывая детали, соблюдая ритм, симметрию, используя нужный цвет. Окраска фона также способствует передаче настроения детей. Главный образ выделяется цветом, размером и вокруг него строится композиция. Размеры близких и дальних предметов могут быть одинаковы. (Л.В.  Компанцева, 1985).

На степень выразительности художественного образа оказывает влияние развитие таких важных психических процессов, как восприятие, воображение, образное мышление.

Л.С. Выготский рассматривал восприятие как первую опорную точку для будущего творчества, когда происходит накопление материала, из которого впоследствии строится фантазия. (Л.С. Выготский, 1991). Основываясь на данных физиологии, психологии выделяют восприятие как один из основных компонентов творческой деятельности. Восприятие ребенка – это эмоция-действие (В.А. Деркунская, А.Г. Рындина, 2012). Эстетическая эмоция оказывает не только отсроченное влияние на поведенческую установку, но и выражается в мимике, жесте, действии. Следует отметить и высокую эмоциональность восприятия, восприимчивость к чувственным свойствам действительности. Ребенок старшего дошкольного возраста – заведомо художник, ему присущи такие особенности: «свежесть восприятия», «острота взгляда», «непредвзятость», «яркость впечатлений» (А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, А.А. Адаскина, Н.Ф. Чубук). Старший дошкольник переживает эстетические впечатления ярко и у него есть потребность разделить свою радость. Важно показать детям, что их впечатления важны для взрослого, он готов выслушать их, как равноправный партнер. По мнению В.Б. Косминской, Н.П. Сакулиной, для создания художественного образа необходимо эмоциональное эстетическое восприятие, насыщенное чувствами, переживаниями. Л.С. Выготский указывал на то, что эмоции являются одним из видов связи воображения с действительностью.

В процессе эстетического восприятия человек не просто создает эстетический объект, но и творчески его перерабатывает в своем воображении. Следовательно, большая роль отводится развитию воображения. Б.М. Теплов писал о том, что воображение – это создание новых образов на материале прежних восприятий. Воображение – основное психическое новообразование дошкольного детства. Этот возрастной период сензитивен для его развития. Следовательно, одна из главных задач взрослых – создать благоприятные условия для его развития. (Б.М. Теплов, 1949).В работах Л.С. Выготского раскрыты основополагающие характеристики воображения вообще и детского в частности. Детское воображение развивается относительно независимо от рассудка и потому недостаточно контролируется ребенком. Неприхотливость детской фантазии создает ложное впечатление его богатства. Образы воображения строятся из элементов, взятых из действительности, из опыта человека. Опыт ребенка мал, поэтому детское воображение беднее, чем у взрослого. В то же время он отмечал и объяснял яркость, свежесть, эмоциональную насыщенность образов воображения у детей и большое доверие ребенка к продуктам своего воображения. Необходимо расширять опыт ребенка. Чем больше он видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее будет деятельность воображения. (Л.С. Выготский, 1991).

Творчество художника стимулируется глубиной чувств. Воображение и чувства в творческом процессе тесно взаимосвязаны, чувства стимулируют работу воображения, образы воображения рождают чувства. У ребенка чувства неглубокие (хотя и яркие), недостаточно осознанные. Детские чувства отличаются искренностью, непосредственностью. Именно поэтому выразительность детского рисунка не всегда является результатом целенаправленных поисков, она может быть случайной, интуитивной, обусловленной яркими впечатлениями и чувствами. Восприятие, интуиция, мышление, чувства проявляются у ребенка в структуре воображения.

Детское воображение отличают яркое видение образа, способность к быстрому вхождению в образ, в изображаемые обстоятельства.

Воображение тесно связано с образным мышлением, и оба эти процесса основываются на образном, эстетическом восприятии.

Для того чтобы дети могли передать художественный образ, необходимо соблюдение ряда педагогических условий. Рассмотрим их подробнее.

Необходим специально организованный процесс взаимодействия педагогов и детей как равноправных участников. В данном процессе происходит ознакомление с окружающим, встреча с прекрасным в произведениях искусства, сам процесс творчества, когда дети самостоятельно передают художественные образы. Необходимо помнить о большой роли мотивации.

Важно развитие изобразительно - выразительных способностей – чувства цвета, формы, ритма, композиции, пропорций, а также владение техникой. Е.И. Флерина показала, что обучение и развитие творчества идут в единстве и взаимодействии. Необходимо, опираясь на склонность детей к подражанию, воспитывать активность мысли, приучать детей к самостоятельному решению поставленной задачи. А для этого надо дать детям знания, навыки, умения. Н.А. Ветлугина доказывает, что овладение навыками – путь к развитию творчества. В свою очередь, «Творческое начало пронизывает процесс усвоения навыков». А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, Н.Ф. Чубук говорят, что если обучение навыкам выходит на первый план в качестве самоцели, то такое преподавание может нарушить естественное художественно – творческое развитие детей.

Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова и другие исследователи указывают, что литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы и восприятие его будет полноценным только при условии подготовленности к этому ребенка. Для этого необходимо обращать внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы. Р.М. Чумичева  утверждает, что именно воздействие на ребенка активных средств искусства способствует созданию и обогащению разнообразных выразительных образов, создаваемых детьми в рисунках.

Педагогические проблемы создания выразительного образа в детских рисунках нашли свое отражение в работах , Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Л.В. Компанцевой, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной и др.

Работы Л.В. Компанцевой, Н.Б Халезовой и др. показали, что выразительность образа,  переданного ребенком в рисунке,  зависит от темы, и чем интереснее она для ребенка, тем выразительнее он старается передать образ. Взаимосвязь восприятия, замысла сюжета и процесса создания выразительного образа наиболее ярко проявляются тогда, когда дети, как бы, входят в предполагаемую ситуацию. Произведения литературы: сказки, рассказы, стихи играют в этом процессе огромную роль.

Необходимость одновременного использования наглядности и слова для формирования в воображении ребенка осознанного образа отмечала В.А. Езикеева. В ее работах обращается внимание на то, что восприятие образа получается более конкретным, ярким и полным тогда, когда слово воспитателя, литературный текст и иллюстрация находятся в целесообразной взаимосвязи. Слово формирует восприятие детей, организуя его в направлении выделения наиболее существенных черт воспринятого образа.

Живое наблюдение природы подготавливает ее восприятие в стихах. Рассматривание иллюстраций, картин о природе конкретизирует это восприятие, делает его более осмысленным. Одновременное знакомство с иллюстрацией и поэтическим произведением, ребенок реально представляет различные способы передачи выразительных средств. (В.А. Езикеева, 1978).

Как показывают исследования О.Н. Сомковой, в старшем дошкольном возрасте дети начинают осваивать языковые художественные средства выразительности, такие как эпитет, сравнение, метафора. Однако им сложно воспринимать сложную поэтическую форму произведения. Для сохранения интереса к художественному слову необходимо помочь детям освоить доступные им средства языковой выразительности, что поможет глубже раскрыть художественный поэтический образ. Для этого выдвинуты следующие педагогические условия: использование интересного для детей литературного материала; постепенность и последовательность ознакомления со средствами языковой выразительности; наличие интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми. (О.Н. Сомкова, 2009).

Психолого-педагогические исследования Л.С. Выготского, Н.А. Ветлугиной, А.В. Запорожца, Н.П. Сакулиной, Б.М. Теплова, Е.А. Флериной, Т.С. Комаровой, П.М. Якобсон и др. показывают, что при целенаправленном процессе обучения детям дошкольного возраста доступно понимание литературы, ее содержания, средств выразительности.

Необходимы «источники впечатлений и объекты творчества» (А.М. Вербенец , 2012) – красота природы, наблюдаемая на прогулке, предметно-развивающая среда, интересные игры, театрализованные представления, чтение иллюстрированных книг. А также интеграция с другими областями, использование современных мультимедиаресурсов, активизация самостоятельной детской деятельности – дизайнерская, совместная деятельность по интересам и сотворчество, исследовательская деятельность, ролевые игры, развлечения и праздники, составление коллекций, альбома, тематические дни и проектная деятельность.

Итак, для создания выразительного образа в рисунке ребенок проходит следующие этапы:  эмоциональное восприятие художественного слова – творческая переработка в воображении, ребенок создает новые образы на материале прежних восприятий – процесс создания рисунка.

Литература:

  1. Акулова О.В., Сомкова О.Н., Солнцева О.В., Гурович Л.М. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации. – М.: Центр педагогического образования, 2009. – 240 с.
  2.  Вербенец А.М. Образовательная область «Художественное творчество». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / науч. Ред. А.Г. Гогоберидзе. – Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», М.: ТЦ «СФЕРА», 2012. – 352 с.
  3. Выготский  Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. - 3-е изд., М.,  Просвещение, 1991. - с. 93.
  4. Варки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варки // Дошкольное воспитание.-2003.-№6.-с.57-67.
  5.  Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. 2-е изд. М., Учпедгиз, 1961, -с. 223.
  6. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. М., Педагогика, 1972.- с. 151.
  7.  Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество /Т. С. Комарова - М., 1990. – 130с.
  8. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. Пособие для студентов вузов/ Т.Г. Казакова.-М.:Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.-255 с.
  9.  Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. М., Просвещение, 1985. - с. 96.
  10. Косминская В.Б. Вопросы развития чувства красоты у ребенка в педагогической литературе. « Дошкольное воспитание» 1942 №2.
  11. Мелик–Пашаев А.А. Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие. Метод.пос./ А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, А.А. Адаскина, Н.Ф. Чубук.-Дубна.: Феникс+, 2006,-112 с.
  12. Халезова, Н. Б. О путях повышения выразительности рисунков дошкольников /Н. Б. Халезова, О. О. Дронова//Дошкольное воспитание – 1987. - №9. – с15-16.
  13. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. - М.: Знание, 1971.-47 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс «Создание мультфильма с детьми старшего дошкольного возраста в рамках проектной деятельности»

Представляю свой опыт работы по созданию мультфильма с детьми старшего дошкольного возраста в рамках проектной деятельности....

"Использование ЛЕГО конструктора при создании мультфильма с детьми старшего дошкольного возраста"

Пошаговая инструкция создания мультфильма с детьми дошкольного возраста...

"Создание мультфильма с детьми старшего дошкольного возраста в рамках деятельности по развитию речи"

Я выбрала данный метод потому, что он является методом практического целенаправленного действия, открывает возможность развития всех структурных компонентов речи: словарного запаса, грамматического ст...

Мастер-класс «Создание мультфильмов с детьми старшего дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – самое благоприятное время, когда через эмоциональную сферу удается сформировать у ребенка познавательный интерес к предметам, явлениям, событиям окружающей действительности....

СОЗДАНИЕ МУЛЬТФИЛЬМА С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ

В статье описывается алгоритм работы над созданием мультфильма совместно с детьми старшего дошкольного возраста....

Консультация для педагогов: «Использование приемов ТРИЗ при создании проектов с детьми старшего дошкольного возраста»

Консультациядля педагогов:«Использование приемов ТРИЗ при создании проектов с детьми старшего дошкольного возраста»...

Развитие образной выразительности рисунков детей старшего дошкольного возраста средствами наглядных методов и приемов обучения.

В теории и практике дошкольного образования изобразительная деятельность признается одним из наиболее доступных средств, предоставляющих детям безграничные возможности для полного и осмысленного выраж...