Статья на тему: К вопросу изучения музыкальных способностей у детей дошкольного возраста
статья по теме

Семенова Татьяна Владимировна

На ряду с основными музыкальными способностям, названными Тепловым Б.М., в статье большое  внимание уделяется общим познавательным способностям человека, как базе для развития музыкалных способностей. Концепция общих способностей в статье представлена работой Шадрикова В.Д. Статья будет полезна музыкальным руководителям при подготовке к диагностике музыкальных способностей детей дошкольного возраста для составления более целостной картины индивидуальности каждого ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_voprosu_ob_izuchenii_muzykalnyh_sposobnostey.docx22.1 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

К вопросу об изучении музыкальных способностей

у детей дошкольного возраста

Одной из главных задач музыкального воспитания в дошкольном возрасте  является развитие музыкальных способностей у детей. Важным условием развития музыкальных способностей выступает их раннее выявление и определение программы музыкального развития каждого ребенка. Музыкальные способности у всех детей проявляются по-разному. У одних детей музыкальность обнаруживается  уже на первом году жизни, развивается быстро и легко, у других — в  более поздний период и развивается труднее. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или отсутствия способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок. Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается у детей, получивших достаточно богатые музыкальные впечатления. Подтверждением этому являются биографии известных композиторов, чья музыкальность развивалась при поддержке близких родственников-музыкантов.

Дошкольный возраст является синзитивным периодом для развития музыкальных способностей. Это период наиболее динамичного развития музыкальности. Для развития музыкальных способностей  детей нужны постоянные наблюдения с проведением диагностических срезов. Диагностика музыкальных способностей, проводимая один-два раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание занятий.

Приступая к диагностике музыкальных способностей каждый исследователь должен руководствоваться рядом важнейших положений, раскрывающих природу  способностей, изложенных в трудах Л.С.  Выготского, Б.Г. Ананьева, Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова и др.

1.   Человек  от природы  наделен общими способностями.

2.   Любая деятельность осваивается на фундаменте общих способностей, которые развиваются в этой деятельности.

3.   Развитие способностей имеет оперативный характер, т.е. происходит тонкое приспособление свойств личности к требованим деятельности.

4.   Специальные способности есть общие способности, которые приобрели черты оперативности под влиянием требований деятельности.  Следовательно, музыкальные способности — это  общие способности, отвечающие требованиям  музыкальной деятельности и необходимые для ее выполнения.       

5. В процессе музыкальной деятельности человек приобретает музыкальный опыт. Способы усвоения опыта, а также способности, выступающие как результат усвоения  обобщенных способов музыкальной деятельности, объединены в комплекс,  называемый музыкальностью. Музыкальность — чисто человеческое свойство, сложившееся в процессе общественной практики. Оно исторически обусловлено. 

6.      Существует неправильное представление о том, что есть «музыкальные» и «немузыкальные» дети. Данное суждение не соответствует современным представлениям о специальных способностях как частных проявлениях общих способностей, опосредованных требованиями конкретной деятельности.  Каждый психически здоровый ребенок способен заниматься музыкальной деятельностью в соответствии с имеющейся у него музыкальностью.

Итак, как же проявляется музыкальность. Для выявления музыкальности необходимо определение критериев. Под музыкальностью понимают комплекс способностей, требующихся для осуществления музыкальной деятельности. Современные диагностики музыкальных способностей основываются на критериях, выделенных крупнейшим отечественным ученым Б.М. Тепловым (3).

По мнению Б.М. Теплова, основным признаком музыкальности является эмоциональная отзывчивость на музыку, т.е. способность ее переживания. Наряду с этой способностью, по мнению ученого, признаком музыкальности следует считать способность дифференцированного восприятия музыкальной ткани, т.е. слуховой компонент. Основу для развития музыкальности составляют простейшие музыкально-сенсорные способности, определяемые как способности к восприятию свойств музыкальных звуков: высоты, громкости, тембра и длительности. Основными музыкальными способностями Б.М. Теплов называл следующие:

1)             ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии;

2)             музыкально-слуховые представления, т.е. способность к воспроизведению музыки по слуху;

3)             музыкально-ритмическое чувство, т.е. способность активно, двигательно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Наряду с выделенными Б.М. Тепловым способностями музыкальность включает в себя музыкальное мышление, исполнительские, творческие способности и др.

Представленные компоненты музыкальности отличаются специфичностью проявления и выявляются в музыкальной деятельности. Однако содержание данных компонентов достаточно легко соотносится с общими способностями человека, на которых базируются все виды деятельности, выделенными автором современной концепции способностей человека В.Д. Шадриковым (4). Ученый определяет общие познавательные и психомоторные способности личности. К общим познавательным способностям относятся следующие: ощущение (сенсорные процессы), восприятие (перцептивные процессы), память (мнемонические процессы), представление, воображение (имажитивные процессы), мышление (мыслительные процессы), внимание (аттенционные процессы). Автором  разработаны критерии развития общих  способностей человека. Рассмотрим  критерии общих познавательных способностей: ощущение — скорость  возникновения и различения, дифференцированность и точность, устойчивость уровня чувствительности; восприятие — объем, точность, полнота, быстрота, эмоциональная окрашенность; память — объем, точность запоминания и воспроизведения, прочность и скорость запоминания; представление — яркость и точность, соответствие образа воспринимаемому ранее объекту, полнота образа, детальность представленной в образе информации; воображение — новизна, оригинальность, осмысленность, широта оперирования образами; мышление — гибкость мыслительных процессов, скорость протекания, самостоятельность, экономичность мышления, широта и глубина ума, последовательность мысли, критичность; внимание — сосредоточенность, объем, устойчивость, распределение, переключение, оперативная подвижность. Критериями общих психомоторных способностей выступают скорость реакции и движений, сила, темп, ритм, точность, пластичность, меткость и ловкость. Данные критерии могут применяться и при оценке музыкальных способностей у детей.

Как же проявляется музыкальность у детей. Признаками музыкальности в раннем возрасте становятся: музыкальная впечатлительность, реакция на музыку, проявляющаяся в сосредоточенности или активных движениях, потребность в музыкальных впечатлениях, наличие музыкальных предпочтений.

На третьем году жизни развивается музыкальное восприятие, возрастает интерес к музыке, ребенок готов к активному запоминанию музыки. Ребенок стремится к участию в исполнительской деятельности.

К четырем годам ребенок способен различать регистры, тембры музыкальных инструментов, несложный ритм, динамику, темп, активно участвовать в музыкальной деятельности.

В связи с заметным скачком в развитии познавательных процессов ребенок пятого года жизни тяготеет к более сложной музыкальной деятельности.  Ребенок готов к довольно сложному звукоразличению, объяснению эмоционального характера музыкального произведения, интерпретации музыкального образа и его передаче в разных видах музыкальной деятельности. Укрепляются специальные исполнительские умения и навыки.

Шестой год жизни характеризуется самостоятельностью музыкальных проявлений и действий. Восприятие носит целенаправленный и творческий характер, творчество пронизывает все виды детской исполнительской деятельности. Возрастает познавательная активность ребенка: возникает интерес к истории создания музыкального произведения, жизни и творчеству композитора. Высокого уровня достигают общие и музыкальные способности. 

Из данного описания проявления музыкальности у детей на протяжении дошкольного возраста следует, что музыкальные способности развиваются вместе с общими способностями и определяются этими способностями. Базу для развития музыкальных способностей составляют сенсорные процессы относительно ощущений и восприятия свойств музыкального звука, таких как высота, длительность, тембр и громкость. Развитие музыкально-сенсорных способностей играет огромную роль для последующего развития музыкальности ребенка.  Восприятие лежит в основе ладового чувства, музыкальной способности, определяемой как любовь и интерес к музыке. Память, представление, воображение составляют основу для развития  музыкально-слуховых представлений, как способности к воспроизведению музыки. Мышление сопровождает все виды музыкальной деятельности и тесно связано как с восприятием музыки, так и с ее исполнением. Сочетание восприятия и психомоторных способностей определяет развитие чувства ритма, как способности активно, двигательно воспринимать музыку, чувствовать выразительность музыкального ритма.

Таким образом, анализ содержания музыкальных способностей показывает, что основу этих способностей составляют общие способности. Музыкальные способности — это вариант проявления общих способностей, их оперативная форма, образующаяся под влиянием требований деятельности. Для выявления музыкальных способностей у ребенка можно использовать критерии общих способностей, названные выше. Использование общих критериев изучения способностей ребенка позволит педагогу увидеть более  целостно индивидуальность каждого ребенка, уделить внимание развитию наиболее ярких сторон детской одаренности.

Литература:

1.             Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977.

2.             Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6т. - М.: Педагогика, 1982. Т.1.

3.             Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – В кн.: Проблемы индивидуальных различий. – М.: АПН РСФСР, 1985.

4.             Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. - М.: Логос, 1996.

5.             Шадриков В.Д. Происхождение человечности. - М.: Логос, 2003.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: « Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста».

ЦЕЛЬ: учить детей выполнять несложные упражнения и танцевальные  движения с предметами и без предметов. Приобщать малышей к необычной для будничных дней обстановке, веселому, радостному настроени...

Статья "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста"

Статья предназначена для музыкальных руководителей, учителей музыки и преподавателей ВУЗа....

СТАТЬЯ.ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ И ИГР, ИХ ЗНАЧИМОСТЬ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

ЗНАЧЕНИЕ   МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ   ПОСОБИЙ  И  ИГР, ИХ  ЗНАЧИМОСТЬ  В  РАЗВИТИИ  МУЗЫКАЛЬНЫХ  СПОСОБНОСТЕЙ  У  ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНО...

Статья "Музыкальная игра-сказка, как инновационный подход к развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста"

В данной статье рассмотрим музыкальную игру-сказку, как средство инновационного подхода в развитии  музыкальных способностей у дошкольников....

Статья "Выявление и развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста"

В материалах даются практические советы по выявлению и развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста...

Статья "Формирование и развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста"

Дети дошкольного возраста лучше всего воспринимают информацию в игровой форме. Игры позволяют в легкой форме подогревать интерес детей к музыке, а также обучить их основным понятиям музыкальной грамот...