Приект "Рисуем музыку"
проект (подготовительная группа) на тему

Проет был реализован с детьми подготовительной группы, родителями и педагогами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект "Рисуем музыку"76.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

1. НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА     «РИСУЕМ МУЗЫКУ»

2. АКТУАЛЬНОСТЬ

       Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребёнка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Приобщение к искусству вводит ребёнка в мир волнующих и радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни. Безусловно, искусство должно являться стержневым компонентом современного дошкольного образовательного процесса, так как именно оно наиболее эффективно влияет на формирование целостной, всесторонне и гармонично развитой личности, становление его культуры, потребностей, интересов, способностей, мотиваций, необходимых для дальнейшего успешного обучения,  развития, социализации.  

       Искусство – важнейший компонент духовной культуры, который включает в себя литературу, живопись, музыку, театр. Все эти виды связаны и переплетаются между собой особыми узами, глубоко внутренними, имея под собой одну и ту же основу – многообразные проявления природы. Для того чтобы  формировать у детей целостную картину мира, необходимо максимально синтезировать виды искусства, которые позволяют «озвучить» и «оживить» картину, музыку, пробудить целую гамму чувств и ассоциаций.  Каждая  встреча ребёнка с прекрасным имеет большое значение в формировании его чувств и сопричастности к миру. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно формирование  творчески активной личности. Одним из важных условий, от которых зависит успешность приобщения дошкольников к эстетическим ценностям, является руководство педагога. Оценив значимость данной проблемы, мы разработали проект «Рисуем музыку, слушаем живопись».

3. ЦЕЛЬ: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к музыкальной культуре и изобразительному искусству через организацию совместной художественно-творческой деятельности детей, родителей и педагогов.

 ЗАДАЧИ:

1. Совершенствовать условия в ДОУ по приобщению детей к музыкальной культуре и изобразительному искусству.

2.  Разработать и систематизировать работу по приобщению детей к музыкальной культуре и изобразительному искусству через организацию совместной художественно-творческой деятельности.

3. Обобщить опыт работы педагогов по приобщению детей к музыкальной культуре и изобразительному искусству.

4. Укрепить сотрудничество и взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников.

4. ТИП  ПРОЕКТА: долгосрочный, творческий.

5. СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ: с ноября 2014г. по май 2015 г.

6. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: 

- дети старшего дошкольного возраста  (старшая группа №8),

- воспитатели –  Кузнецова В.В., Лавриенко В.Г.,

- родители воспитанников,

- руководители проекта: музыкальный руководитель – Васильева М.В.

7. ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОДЕ ПРОЕКТА

        Приступая к реализации проекта, мы учитывали следующие основные принципы:

  • развивающего образования;
  • сочетания научной обоснованности и практической применимости;
  • соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
  • обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
  • обеспечение интеграции образовательных областей «Познание», «Музыка», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы» в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • решение программных образовательных задач при проведении  совместной деятельности взрослого и детей, в самостоятельной деятельности детей, в рамках непосредственно образовательной деятельности и при  взаимодействии с семьями детей;
  • построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

       В соответствии с поставленной целью и задачами проекта, мы определили следующие основные этапы:

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

1-й  Подготовительный (ноябрь 2014г. - январь 2015г.):

 - изучение научно-методической литературы, анализ Интернет-ресурсов по данной теме;

 - подбор необходимых материалов: репродукций (И. Шишкина, И. Левитана, А. Саврасова, С. Писахова, С. Борисова) и музыкальных произведений (П.И. Чайковского, А. Вивальди, С. Прокофьева);

 - обновление центра по изобразительной деятельности в группе;

- обновление изобразительной студии необходимыми материалами для творческой деятельности детей;

  - изготовление пособий, дидактических игр: «Художественный салон», «В музее», «Разноцветные краски», «Найди ошибку», «Назови правильно», «Найди отличие», «Что лишнее», «Найди свой домик», «Найди пару», «Будь внимателен» и т.д.;

  - заключение договора о сотрудничестве с музыкальной школой. 

Данный проект предполагает активное участие родителей:

 - анкетирование родителей по теме проекта;

 - встречи с родителями - профессиональными музыкантами;

 - совместное посещение музея;

 - совместное создание фонотеки, видеотеки;

 - участие в создании «мини-галереи» (картин о природе, портретов великих композиторов, художников);

 - участие в сборе художественной литературы по данной теме (выдающиеся музыканты, художники);

- участие в конкурсах, выставках фотогазет;

 - совместные встречи в музыкально-литературной гостиной «В мире прекрасного».      

2-й этап Основной - практический (февраль 2015г. – апрель 2015г.)

     В ходе реализации проекта с детьми старшего дошкольного возраста предусматривается организация музыкально-литературной гостиной:

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН МУЗЫКАЛЬНО-ЛИТЕРАТУРНОЙ ГОСТИНОЙ

Месяц

Тема

Совместная деятельность детей и педагогов

Музыкальный руководитель

Воспитатель

Сентябрь-

Октябрь

«Золотая осень»

Слушание:

1.«Листопад» - муз. Т. Потапенко, сл.Е. Авдиенко.

2. «Осенняя песнь» - муз. П.И.Чайковского

(из цикла времена года)

3. «Утро» - муз. С. Прокопьева.

4. «Осень» - муз. А. Вивальди (1и 2ч.)

 Танцевальная импровизация: «Осенние листья кружатся» - муз. «Вальс» П.И. Чайковского.

Пение:

1.«Журавли»- муз. А. Лившина, сл. С. Познанской.

2. «Падают листья» - муз. А. Филиппенко, сл. Г. Бойко.

3. «Тучка» - муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найденовой

Рассматривание репродукций картин на тему осени И. И. Левитан «Золотая осень», И.Грабарь «Осень», И.С. Остроухова «Золотая осень»

Рисование «Лес в осеннем убранстве»

Заучивание стихов выставка детских книг, иллюстраций на тему осени, экскурсия в парк, наблюдение за осенними явлениями, беседы об осени, чтение художественных произведений «Лес осенью» А. Твардовского

«Осень» - отрывок  А. Майкова.

Декабрь

"Зимушка хрустальная»

Слушание произведений: «Зима» - муз. П.И.Чайковского

Сл. А. Плещеева

2. Зима» - А. Вивальди (из цикла Времена года

3.«Декабрь»- муз. Чайковского (из цикла «Времена года»)

4. «Буря мглою небо кроет…» Романс на стихи А.С. Пушкина.

5. «Зимушка пришла», «Тройка» - муз.

Г.Свиридова, Филиппенко,

Танец импровизация:

«Зимние Узоры» на муз. из балета «Щелкунчик»

Пение:

1.«Зимушка хрустальная» - муз. А. Филиппенко, сл.Н.Волгиной.

2. «Зимняя песенка» - муз. М. Красева, сл. С. Вышеславцевой.

3. «Снегири» - муз. Е. Зарицкой, сл. Л. Куклина.

Просмотр видеозаписи с зарисовками зимних пейзажей, рисование на тему: «Зимушка зима»

Знакомство детей с творчеством 
А.С. Пушкина: рассказ воспитателя о поэте, заучивание стихов, выставка детских книг и иллюстраций на тему зимы просмотр видеофильма "Дом-музей А.С. Пушкина"

Январь

"Забавы зимушки зимы"

Слушание песен:

- «Тройка» - муз. Чайковского (из цикла «Времена года»)

- «Зимнее утро» - муз. Чайковского «Детский альбом»

- «Шествие гномов» - Э. Грига.

- «Баба Яга»,

 - П.И. Чайковского «Дет. альбом»

- «Камаринская» - П.Чайковский «Дет. альбом»

Пение:

 «Спят деревья на опушке» муз. М. Иорданского, сл. И. Черницкой.

 «Снегопад» - муз. В. Герчик, сл. З. Петрова.

«Голубые санки» муз. М. Иорданского, сл.М. Клоковой.

Танцевальная импровизация:

«Серебристые снежинки» на муз. Д. Шостаковича «Вальс- шутка».

Рассматривание репродукции «Взятие снежного городка» - В. Сурикова и иллюстраций зимних забав, рисование  «Зимние забавы».

Наблюдение и просмотр иллюстрации зимние забавы, просмотр фотографий, проведение бесед., разучивание стихотворения «Вот моя деревня», чтение загадок, пословиц.

Март

"Пришла весна»"

Слушание:

- «Весна» муз. Вивальди (из цикла «Времена года)

- «Март» - муз. Чайковского (из цикла «Времена года»)

- «Весна и осень»  - Г. Свиридова.

Пение:

- «Весенняя песенка» - муз. А. Филипенко, сл. Н. Найденовой.

«Веснянка» - укр. народная песня.

- «Весенняя капель» - Е. Тиличевой, сл. М. Долинова.

- «Вот уж зимушка проходит» - муз. Чайковского, сл. С. Клоковой.

Танцевальная импровизация:

«Вальс подснежников» на муз. «Вальс» Д. Кабалевского.

Рассматривание иллюстраций, репродукций картин «Голубая весна» В.Н. Бакшеева, К.Ф. Юона «Мартовское солнце», И. Левитан «Март», рисование «Ранняя весна».

Наблюдения на прогулке, рассматривание репродукций художников, чтение стихов о весне, загадок, беседы о весне.

Апрель

"Апрель, апрель, звенит капель"

Слушание:

«Жаворонок»- муз. М. Глинки, «Апрель», «Подснежник» - муз. Чайковского (из цикла «Времена года»)

Пение: «Пришла весна» - муз. З. Левиной, сл. Л. Некрасовой,

-«Ой, бежит ручьем вода!» - укр. народная песня.

- «Скворцы» - муз. Е.  Зарицкой, сл. Л. Куклина

Танцевальная импровизация:

«Вальс» муз. Ф.Шуберта.

Рассматривание репродукций И. Левитана «Весна – большая вода»,

А. Саврасова «Грачи прилетели», И. Бродской «Апрель», рисование «Подснежники» (гуашь, подмалевок)

Организация наблюдений в природе. Проведение бесед, чтение загадок, пословиц и поговорок о весне. Разучивание стихотворения «Подснежник» - Е. Серова, выставка детских книг и иллюстраций на весеннюю тематику.

Характерные признаки  организации музыкально-литературной гостиной по приобщению детей искусству: 

  • содружество искусств;
  • многообразие художественно-информационного пространства;
  • познание через переживание, творчество;
  • совместная деятельность взрослых и детей;
  • успех, достижения, открытия детей;
  • индивидуальность ребенка как ценность.

3-й этап Итоговый (апрель 2015г. – май 2015г.):

  1. Подведение итогов работы (количественная и качественная обработка итогов работы).
  2. Анализ проделанной работы.

Методы и приёмы:

  1. Исследовательские методы: изучение и анализ научно-методической литературы, мониторинг.
  2. Словесные методы: рассказ, беседа, пояснение, сравнение, вопросы.
  3. Практические методы: метод вызывания адекватных эмоций, акцентирование деталей, приём «вхождения в картину», приём точных установок, приём мысленного создания собственной картины по названию.
  4. Игровые методы: имитационные игры ("Ритмическое эхо", "Где живут звуки?"),  игры-драматизации ("Сочиняем музыкальную сказку", "Музыкальные образы", "Музыкальные события"), музыкально-дидактические, развивающие игры ("Музыкальная лестница", "Тихо-громко", "Сколько звуков", "Отгадай инструмент"), игры-импровизации («Музыкальные вопросы", "Цветные звуки", "Музыкальные портреты», моделирующие игры ("Запишем музыку", "Рисуем музыкальный альбом", "Как звучит картина"), эффект неожиданности, метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов, «минутки музыки».
  5. Наглядные методы: выставки картин, демонстрация картин, пособий, показ слайдов и т.д.

Способы оценки проекта:

1. Мониторинг детей по художественно-эстетическому развитию и сравнительный анализ с предыдущим учебным годом.

2. Анкетирование родителей с целью выявления удовлетворенности качества образовательной деятельности дошкольного учреждения.

 

8. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

             «Та страна, которая будет учить своих детей искусству, превзойдет все остальные» (Д. Дидро). Развитие у детей целостного восприятия искусства на основе комплексного подхода к различным его видам: музыке, литературе, живописи, пластике, театру - вот конкретный путь эстетического воспитания дошкольников. Организация и проведение встреч детей с исполнителями произведений классической музыки в музыкально-литературной гостиной значительно обогатит детей в музыкальном, художественном, познавательном, социальном и творческом планах. Живая яркая музыка оставит яркий след в эмоциональной памяти детей, углубит представление о прекрасном, познакомит с его эталонами, создаст мотивацию к занятиям классическим искусством, будет способствовать  формированию начал музыкальной и художественной культуры. Дети познакомятся с музыкой и музыкантами, исполняющими произведения на различных инструментах симфонического оркестра и народных инструментах.

    Мы уверены, что проводимая работа в дошкольном учреждении позволит развить и воспитать:

 -  интерес детей к классической музыке, изобразительному искусству;

 - эмоционально-ценностное отношение к искусству,

 -  развить вдумчивого восприятия подлинных произведений русского классического искусства;

 - умение всматриваться в произведение искусства и анализировать его содержание;

- умение отражать впечатления о персонажах художественных произведений в рисунке;

- создаст наиболее благоприятный климат в детском коллективе;

- обеспечит условия для общения, диалога и достижения взаимопонимания между участниками проекта.

         Предполагаем, что проект «Рисуем музыку, слушаем живопись» продолжит свою деятельность через:

  1. организацию музыкально-литературной гостиной;
  2. распространение педагогического опыта на различных уровнях;
  3. расширение связей с учреждениями социально-культурного назначения (музеи, библиотеки и т.п.) – совместные творческие проекты.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по музыке "Музыка весны"

Музыкальное занятие для средней и старшей группы по программе И. Каплуновой "Ладушки". Тип занятия  - интегрированное, вид - исследовательское...

Методические материалы по проведению интегрированных занятий в образовательной области музыка. Тема: "Музыка в рисунках детей"

Интегрированное занятие в образовательнойобласти музыка по приобщению детей к слушанию, развитию фантазии, творческого мышления....

Сценарий НОД "Музыка" для детей старшего возраста "Музыка в движении"

Знакомство детей с произведениями П. Чайковского из "Детского альбома"; Пальчиковая гимнастика: "Замок", "Мама"; Песня "Солнышко и Туча" с движениями; "Упражнение с голубями"; Игра "Мы пойдем сначала ...

"Музыка иленэ сэяхэт"-музыка шогыле (М.хэзерлек торкеме)

Мэктэпкэ хэзерлек торкемендэ уткэрелгэн музыка шогыле...

«Поговорим о музыке» Беседа первая «Музыка, музыка всюду слышна» Приложение к слушанию музыки

Приобщить детей к музыкальному искусству. Научить детей слушать музыку.Учить детей сопереживать чувствам, выраженным в музыке....