ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» и «МУЗЫКА» В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШОЛЬНИКОВ"
опыты и эксперименты

 Глебова Ольга Алексеевна

Нравственное воспитание по-прежнему не утратило своей актуальности. Задачи воспитания у дошкольников патриотических чувств можно решить с помощью чтения народных сказок, инсценировок и разыгрывание театральных постановок по сказкам, исполнения песенок, попевок, музыкальных загадок, слушания фольклорных музыкальных произведений. Все это предоставляет ребенку возможность в доступной ему форме познавать окружающий мир. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_pedsovet.docx19.94 КБ
Файл lepbuk._soobshchenie_iz_opyta_raboty.docx26.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД  № 24 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

«ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» и «МУЗЫКА»

В ПЕТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШОЛЬНИКОВ

 

 

МУЗ.РУКОВОДИТЕЛЬ: ГЛЕБОВА О.А.

Мончегорск

2015

        Как часто звучат в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской души”. Но не менее часто: “падение нравственности”, “деградация общества”. Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.

        Замечательный человек и актер Е. Леонов говорил: «Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни». Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.

        Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.

        В нашем дошкольном учреждении нравственно-патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта.

        Одной из важнейших задач патриотического воспитания в дошкольном возрасте является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к окружающим народам. Сутью патриотических чувств является привитие детям любви к родному краю, природе, к истории и культуре родных мест.

        Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. “Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования”, – так говорил Аристотель. “Дело


искусства – сохранять душу”, – это слова нашего современника В. Распутина.

Музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.

Огромное значение в патриотическом воспитании дошкольников представляет интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Музыки».

С детской книгой малыш встречается уже в первые годы своей жизни. Он знакомится с первыми стихами, с детским фольклором, в котором особое место занимают считалки, потешки, дразнилки и конечно сказки, что способствует ознакомлению детей с родным краем и воспитания у них патриотических чувств.

Дошкольный возраст – возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Сказка – одно из первых произведений искусства, которое формирует внутренний мир ребенка. Через чтение сказок ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности.

        Патриотическое воспитание не возможно без знаний народных сказок. Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка – это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств.

        Народные сказки – это уникальный материал.

Они внушают уверенность в торжестве правды, победе

добра над злом. Положительные герои наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели.

        Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.

        Детям не только рассказывают сказки, но еще и предлагают поиграть и инсценировать их, принять участие в театрализованных постановках. Использование музыкальных произведений обогащает образовательный процесс, усиливает эмоциональное восприятие художественного произведения.


        Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке.

Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

        С музыкальным фольклором дети нашего дошкольного учреждения знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы, которые обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества, что еще больше привлекает и закрепляет познания детей в чтении и рассказывании знакомых сказок.

        Правильное музыкальное сопровождение с использованием фольклорных элементов позволяет педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, которые заключены в сказках, как:

 дружба помогает победить зло («Зимовье»);

 добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);

 зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»)

        Таким образом, в заключение сказанного, можно отметить, что нравственное воспитание по-прежнему не утратило своей актуальности. Задачи воспитания у дошкольников патриотических чувств можно решить с помощью чтения народных сказок, инсценировок и разыгрывание театральных постановок по сказкам, исполнения песенок, попевок, музыкальных загадок, слушания фольклорных музыкальных произведений. Все это предоставляет ребенку возможность в доступной ему форме познавать окружающий мир. Совместное решение задач нравственно-патриотического воспитания педагогами и мной, как музыкальным руководителем нашего детского сада, дало ощутимые результаты: музыка прочно вошла в быт детей, заняла значительное место в их жизни.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников». - М.: ЦГЛ., 2005

2. Данилина Г.Н. «Дошкольникам об истории и культуре России». – М.: АРКТИ, 2005

3. Казакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // «Обруч», 2003 №6

4. Ковалева Г.А. «Воспитываем маленького гражданина» - М.: АРКТИ, 2005

5. Новицкая М.Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду». – М.: Линка-Пресс,2003

6. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1999

7. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс, 2004.

8. Новикова И. Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 1990. - №10

9. Потешки, считалки, небылицы. / Сост. А. Н. Мартынова. – М., 1989.



Предварительный просмотр:

                  муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 24 комбинированного вида»

Сообщение из опыта работы

Лэпбук музыкального руководителя

Глебова Ольга Алексеевна,

музыкальный руководитель,

высшая квалификационная категория

Мончегорск

2018

                Внедрение стандарта дошкольного образования существенно изменило подход и к организации музыкальной деятельности дошкольников. Перед нами стоит задача воспитания активного и любознательного поколения, решить которую возможно лишь с использованием нестандартных форм сотрудничества с воспитанниками. Одним из универсальных способов реализации деятельностного подхода в музыкальном воспитании дошкольников, обеспечение сотрудничества и сотворчества взрослых и детей является использование лэпбука.

        Лэпбук-универсальное средство обучения дошкольников, которое может применяться в любой деятельности, в том числе и в музыкальной.

           Лэпбук можно отнести к форме организации программного материала, который ребёнок-дошкольник осваивает и закрепляет. Он представляет собой картонную папку с различными кармашками, вкладками, мини-книжками и другими интересными окошками, где в компактном виде представлены все необходимые материалы для освоения той или иной темы. Сама по себе такая папка привлекает детей-дошкольников и позволяет преподнести детям нужный материал в занимательном виде.

        Лэпбук является универсальным пособием, назначение которого достаточно широко. Он может использоваться в групповой  

, подгрупповой,  и индивидуальной работе  с детьми по музыкальному воспитанию.

        Он может использоваться в различных видах музыкальной деятельности,)    для выполнения заданий по освоению нотной грамоты,  в проектной деятельности .

как организация определённого этапа проекта и как форма организации «Центра музыкального развития» в группе, изготовленного в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей определённого возраста.

        Цель использования лэпбука заключается в обеспечение активности ребёнка и разнообразия практической деятельности в процессе реализации художественно-эстетического развития дошкольника.

Задачи :

1.Воспитывать умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности.
2.Развивать познавательную активность, самостоятельность, инициативность.
3. Способствовать развитию мыслительных процессов (анализа, синтеза, логического мышления).
4. Побуждать детей самостоятельно, по своему желанию собирать и организовывать информацию.
5. Содействовать лучшему пониманию и запоминанию изучаемого материала, и применению полученного опыта в новых жизненных ситуациях.представлены вашему вниманию на слайде.

        Активно использую лэпбуки для подгрупповой формы работы в музыкальной деятельности .  

        Небольшой лэпбук можно изготовить на каждого ребёнка. В нём могут быть разделы, которые необходимы для развития ритма, слуха, звукообразования и голосоведения, а также освоения основ музыкальной грамоты.

        Кармашки лэпбука могут наполняться содержанием в соответствии с решаемыми  на занятии задачами и индивидуальными особенностями дошкольников.

        Дети, посещающие музыкальные занятия,  имеют разный уровень музыкального развития, поэтому индивидуализация некоторых заданий позволяет освоить материал в соответствии с возможностями ребёнка.

        Представленные вам  лэпбуки могут применяться в работе с детьми разного возраста одновременно.

        Лэпбук  «В мире музыки» я использую в самостоятельной и совместной музыкальной деятельности с детьми в группе в режиме дня. В его включены:

  1. Круги Луллия (малый внутренний круг – виды детской деятельности: слушание, пение, движение, игра на музыкальных инструментах, чтение стихов, изодеятельность; внешний круг – тематика: День знаний, Новый год, 23 февраля, выпускной и т.д.). Круги Луллия позволяют закрепить музыкальный материал, пройденный в течение учебного года, вспомнить пройденное за предыдущий год, «проработать» тему в разных видах детской деятельности.        
  2. «Узнай настроение в музыке», «Три кита в музыке», портреты русских, советских и зарубежных композиторов (для слушания музыки).
  3.  Игры на закрепление знаний о музыкальных инструментах: «Четвёртый лишний», «Музыкальное лото», «Музыкальное домино»;
  4. Творческий кармашек «Музыкальная шкатулка», куда может быть вложен музыкальный диск или рисунки детей.

  Таким образом, используя лэпбук, ребёнок может выбрать интересующие его задания и проявить себя.

        В средней группе дети с педагогом изготовили лепбук на тему «ТЕАТР». В нём собраны материалы для использования теневого, настольного и кукольного театра для постановки спектаклей, детских музыкальных опер, инсценирования сказок, стихов.

        В «Центрах музыкального развития» в группе целесообразно использовать тематические лэпбуки: по временам года, по праздничным и памятным датам («День Победы», «Праздник урожая» и т.д.), по конкретной теме «Музыкальные инструменты», «Сказка в музыке».    

        Преимущества использования лэпбука заключаются в следующем:

  1. Он способствует  интеграции  образовательных областей
  2. Деятельность ребёнка строится на основе его индивидуальных особенностей и потребностей
  3. Дошкольник получает информацию и навыки через деятельность.
  4. Процесс оформления лэпбука помогаем ребенку в приобретении навыка сбора и организации материала.
  5. Лэпбуки хороши для закрепления материала по определённой теме

          В результате применения лэпбуков при построении образовательного процесса в области «Художественно-эстетическое развитие» в музыкальной де ятельности получены положительные результаты.

-Стал полнее реализовываться деятельностный подход в музыкальном воспитании дошкольников.

- Обеспечено сотрудничество и сотворчество взрослых и детей.

-У воспитанников значительно повысился интерес к музыкальной деятельности за счёт использования новой формы организации учебного материала.

- Улучшились результаты освоения программы, дети охотнее и быстрее осваивают основы музыкальной грамоты, развиваясь в соответствии со своими индивидуальными возможностями.

                Таким образом, использование лэпбука открывает новые возможности в         музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принцип интеграции образовательной области "Чтение художественной литературы"

Принцип интеграции образовательных областей является одним из принципов, на которых строится содержание и структуру общеобразовательной программы дошкольного учреждения. Согласно принципу интеграции з...

педагогический совет на тему : Интеграция образовательных областей "Познание" , "Художественная литература" и "Музыка" в образовательном процессе.

Работаем по ФГТ Предлагаю Вашему вниманию  Совет педагогов Интеграция образовательных областей « Познание», «Художественная литература» и «Музыка» в образовательном процессе. ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Страна Азербайджан» Интеграция образовательных областей Чтение художественной литературы, Коммуникация, Социализации, Познания

Страна   Азербайджан.Для детей дошкольного возраста.Цели и задачиСформировать у детей дошкольного возраста представление стране – Азербайджан.Познакомить детей с достопримечательностям...

Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе

Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражаю...

Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы». Интеграция с другими образовательными областями.

Доклад на тему: «Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы». Интеграция с другими образовательными областями»....

Интеграция и реализация образовательных областей в образовательной области Чтение художественной литературы Сказка Д. Биссета «Кузнечик Денди»

Тема:  Интеграция и реализация образовательных областей в образовательной области Чтение художественной литературы. Сказка Д. Биссета «Кузнечик Денди»   Основной вид интегр...