В мире профессий
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Одна из основных задач дошкольного образования – формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Для этого важно у ребенка-дошкольника развивать интерес к различным профессиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya._smirnova_.mir_professiy_-_kopiya.docx41.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тип: комбинированный

Вид: познание

Тема: «Мир профессий»

Возраст: старшая группа

Программное содержание: Дать первоначальные знания о разнообразии профессий военных, обобщить понятия о труде военных.

Расширять и конкретизировать представления о профессиях людей, об их      трудовых процессах, предметах и орудиях труда. Закреплять в речи существительное с обобщающим значением “профессии”.

Развивать речевую активность, диалогическую речь (посредством ответов на вопросы, диалога); уточнять и расширять словарный запас слов по данной теме.

Воспитывать уважение к труду взрослых,   к защитникам Отечества.
Словарная работа: военные профессии, танкист, летчик, моряк, подводник, десантник, радист, сапер.

Оборудование и материал: интерактивная доска, проектор, ноутбук; листы, на которых приклеены изображения людей разных профессий, заготовки предметов, необходимых для этих профессий; клей, кисточки, салфетки, подставки, ленточка для альбома.

Предварительная работа: отгадывание и придумывание загадок о профессиях, знакомство с профессиями через дидактические игры, сюжетно-ролевые игры; чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций о профессиях.

Предварительная работа воспитателя: составление конспекта, разработка слайдов, подбор оборудования, демонстрационного материала.

Методы и приемы: наглядные, словесные, игровые.

Структура занятия:

I.Организационный момент  2 мин.

II.Основная часть

1.Игра «Закончи пословицу»  2мин.

2.Игра  «Назови женскую профессию» 2 мин.

3.Игра  «Кто так говорит?» 2 мин.

4. Физминутка 2 мин

5.Д/и «Назови мужские профессии» 5 мин.

6.Продуктивная деятельность  5мин.

III.Заключительная часть 2 мин.

Используемая литература:

1.Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – Москва: Просвещение,1992.

2.Ковригина Т.В. Комплексные занятия.-Волгоград:Учитель,2011.

3.Бондаренко Т.М. Комплексные занятия.- Воронеж: Учитель,2009.

4.Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2-7 лет.-Москва,Просвещение,2011.

5.Тематический словарь в картинках. Мир человека. Профессии.

Ход:

В: Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели,
И тихонечко все сели.

В: Ребята, сегодня  нас в гостях Незнайка и он обратился к нам за помощью. У него проблема, он не может выбрать для себя профессию. Вспомните, ребята,  его друзей из Солнечного города: Стекляшкин – астроном, Тюбик – художник, Гусля – музыкант, Пилюлькин  - доктор, Винтик и Шпунтик – механики. А Незнайка все думает – какую профессию ему выбрать .

В: Ну, конечно же мы поможем Незнайке.

    В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Предлагаю вам я тему

Так скорей, друзья, за дело.

Хоть немного знаем все мы:

Книги, чашки, стол и дом

Создал человек трудом.

Вот о тех, кто создаёт,

Строит, учит иль поёт,

Мы сейчас поговорим,

И свой урок им посвятим.

Тема наша вам ясна?

О профессиях она.

-Как вы понимаете слово «профессия»? (Инд. ответы детей.)

В: Профессия - работа, дело, которым занимается человек.

В: Вспомните, кем Незнайка хотел быть? (Инд. ответы детей)И музыкантом, и художником, но у него ничего не получилось. А почему у него ничего не получилось, как вы думаете? (ответы детей)

А что же вам нужно делать для того, чтобы стать тем, кем вы хотите?

Д: Учиться.

В: Верно, сначала надо учиться, приложив много стараний и труда.

В мире существует сотни разных профессий. Каждый человек, обычно,  выбирает одну профессию, которой  он посвятит всю свою жизнь.

О труде и об отношении к труду русский народ создал много пословиц. Предлагаю вам вспомнить некоторые.

 Игра «Закончи пословицу».

Кто не работает… (тот не есть).

Скучен день до вечера, коли (делать ничего).

Хочешь есть калачи… (не сиди на печи).

Труд человека кормит… (а лень портит).

Кто любит труд… (того люди чтут).

Без труда не вынешь и…(рыбку из пруда).

В: Профессии бывают женскими, мужскими и общими. Как вы думаете почему некоторые профессии называют общими?

Д: Потому что эту профессию могут себе выбрать и женщины, и  мужчины.

В: Правильно. Давайте, поиграем в игру «Назови женскую профессию». Я вам буду называть мужскую профессию, а вы эту же профессию, но так как она будет называться для женщин.

Учитель – учительница                              Журналист -

Писатель –                                                    Продавец -

Артист –                                                       Уборщик -

Певец –                                                          Официант -

Художник –                                                Спортсмен –

Задание «Кто так говорит?»

- А теперь догадайтесь, человек какой профессии так говорит.

  • «Кому добавки?» (повар).
  • «Какой зуб вас беспокоит?» (врач-стоматолог).
  • «Большое спасибо за покупку» (продавец).
  • «Вам посылка, распишитесь» (почтальон).
  • «В мою сеть попало много рыбы» (рыбак).
  • «Тема сегодняшнего урока «Полезные ископаемые» (учитель).
  • «Присаживайтесь, как будем стричься?» (парикмахер).
  • «Уважаемые, пассажиры, приветствую вас на борту самолета» (пилот)
  • «Оплатите, пожалуйста, проезд» (Кондуктор).

- Молодцы! Вы правильно отгадали профессии людей, произносящих эти выражения.

Физминутка «Профессии»

Мы в профессии играли (ходьба на месте)

В миг мы лётчиками стали! (прямые руки в стороны)

В самолёте полетали –(покружиться вокруг себя)

И шофёрами вдруг стали! (ходьба на месте)

Руль теперь в руках у нас (руки перед собой, «держим руль»)

Быстро едем, просто класс! (бег вокруг себя с рулем)

А теперь на стройке мы (ходьба на месте)

Кладём ровно кирпичи.(руки перед собой согнуты в локтях)

Раз- кирпич и два, и три – (поднимаем руки вверх)

Строим дом мы, посмотри! (соединить прямые руки над головой)

Вот закончена игра,

Нам на стульчики пора.

В: - Но так, как Незнайка у нас все - таки мужчина мы ему должны рассказать о мужских профессиях. Ребята, расскажите  кем работают ваши папы.

-Какие мужские профессии мы еще не назвали.

Д: Полицейский, пожарный, военный,  летчик, моряк, водитель, строитель.

В: Для людей многих профессий придумали специальную форменную одежду. Назовите такие профессии.

Д: Полицейский, пожарный, военный,  летчик, моряк, врач, повар, продавец.

В: Для чего нужна форменная одежда?

Д: Для того, чтобы их можно было узнать, военным для маскировки; пожарным – для защиты; поварам, врачам – для чистоты.

В: Для того, чтобы успешно выполнять свою работу, людям многих профессий нужны специальные качества характера. Какие качества нужны военным?

Д: Выносливость, выдержка, смелость, ум, сила, отважность…

В: Военные проходят особую подготовку, они натренированны, физически сильные, изучают боевые приемы.  Все профессии военных почётны , важны и очень опасны. Несмотря на внешние различия,  они выполняют одну общую задачу. Какую?

Д: Защищают наше Отечество.

В: Все военные - защитники Отечества. В мирное время они проводят учебные сражения, изучают военную технику. 
Вооружённые силы можно разделить на три главные группы- сухопутные или наземные войска, военно – воздушные и военно-морские силы. 
В: В нашей армии есть авиация - боевые самолеты и вертолеты. Они готовы защищать в случае необходимости наше Отечество с воздуха.

Самолет управляется экипажем летчиков - это первый и второй пилоты, штурман, который прокладывает курс самолета в небе, радист, держащий связь с аэродромом, механик, отвечающий за исправность самолета. Летчики носят красивую голубую форму под цвет неба. Кроме того, в полете они имеют специальные высотные шлемы. Они относятся к военно-воздушным силам.

Айназ: Еще в нашей армии есть танки – это самоходные машины на гусеничном ходу. Танк может пройти  по любой местности: по оврагам и там, где нет дорог. Танки вооружены пушками и пулеметами. Танком управляют танкисты.

В: Есть военные, которые стоят на страже границ Родины. Как их называют?

Д: Пограничники.

В: Какая у них задача?

Д: Не пропускать через границу врагов, шпионов.

В: Кто помогает пограничникам нести нелегкую службу?

Д: Нести нелегкую службу пограничникам помогают специально обученные собаки. 

В: Для чего нужны пограничникам собаки? (ответы детей)

В: И пограничник, и танкист служат в сухопутных войсках.  Почему их называют сухопутными войсками? (ответы детей)

В:  Кто, ребята, защищает морские просторы нашей Родины?

Д: Моряки и подводники.

В: Служат они на военных кораблях  и подводных лодках. Большие надводные корабли оснащены орудиями, пулемётами. 
Подводные лодки передвигаются под водой. Они могут поразить корабль противника снарядами, который называется торпеда. 
Все вместе они составляют военно– морской флот. Кто самый главный на корабле?

Д: Капитан, он в ответе за весь корабль. 
В: У каждого на корабле свои обязанности: боцман следит за порядком, радист поддерживает связь с землёй, еду готовит корабельный повар – кок.

Все профессии военных почётны и важны. Труд военного – это постоянный риск. Наша страна гордиться своей армией, её отважными воинами. Все военные готовы в любой момент защищать мирное население, то есть нас с вами. Военный - профессия героическая, уважаемая и очень нужная! 

В: Назовите, с какими военными профессиями мы познакомили Незнайку.

Д: Моряк, пограничник, подводник, танкист, летчик.
В: Профессию военную

     Мы знаем не одну.

     Всегда нужны военные,

     Чтоб защищать страну.

- Молодцы! Мы рассказали Незнайке о разнообразных профессиях. Ребята, Незнайка хочет узнать, а кем бы вы хотели стать, когда вырастите.

Ответы детей.

- Мы с вами начали оформлять альбом «Профессии». И сейчас мы должны его дополнить предметами, необходимыми для этих профессий.

(У детей на столах готовые заготовки - изображения предметов, необходимых для различных профессий  и приклеенные, раннее, изображения людей разных профессий и изображения предметов, необходимых для различных профессий)

- Посмотрите какой интересный альбом мы собрали для Незнайки. Я думаю, что теперь, Незнайка сможет определиться с выбором профессии.

Но все - таки хочется узнать, кем вы хотите знать и почему. (Ответы детей)

Пройдет еще немало лет, прежде чем вы будете делать свой выбор.

Камиля: Профессий много в мире есть,
              Их невозможно перечесть.
              Сегодня многие нужны,
              И интересны, и важны.
              И ты скорее подрастай,
              Профессией овладевай.
              Старайся в деле первым быть
              И людям пользу приносить!

Источники:

  1. Рисунки Незнайки - http://alapdetbibl.blogspot.ru/2011/05/blog-post_29.html, http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=1513,
  2. Домик - http://xvatit.com/school/sch-online/compet/79508-case-mysterious-world-of-plants.html
  3. Незнайка музыкант - http://videoblock.info/article/59/neznaika
  4. Учитель - http://artclipart.net/vector/education-vector/2074-uchitel-u-doski-v-klasse-vektornyy-klipart.html, http://colorclipart.ru/shkolnyj-uchitel-u-doski-s-ukazkoj-vektornyj-klipart/
  5. Писатель – http://www.pravmir.ru/skonchalsya-pisatel-vasilij-belov/, http://www.m24.ru/galleries/980
  6. Артист – http://www.tvcenter.ru/news-tv/stars/Voroniny/, http://www.starsandcars.com.ua/interview/georgiy-dronov-avtomobil-pomog-mne/
  7. Певец – http://svykt.ru/chronic/182-dima-bilan-v-yakutske.html, http://showbizdaily.ru/9958_valerii-ne-ponravilsya-remont-doma/
  8. Художник – http://rs.gov.ru/node/26872, http://usenkomaxim.ru/2013/02/11/mary-whyte-portretyi-akvarelyu-sovetyi-hudozhnika/mary-whyte-portretyi-akvarelyu-za-rabotoy/
  9. Журналист –http://sait-sovetov.jimdo.com/как-правильно-брать-интервью,  http://www.avtoradio.ru/?an=univer-avto-str4&page=2,
  10. Продавец –http://900igr.net/kartinki/obschestvoznanie/Prodavets/007-Professija-prodavets.html,http://rufor.org/showthread.php?p=173056
  11. Уборщик – http://lost-land.ru/forum/14-638-2,http://www.advantagegroup.ru/dp5.php,
  12. Официант –http://ukr-biz.net/photo/b646048.htm, http://nowa.cc/showthread.php?t=366104,
  13. Спортсмен –http://walkingblog.ru/page/11,http://www.smsport.ru/image/pekin/ol/,
  14. Стоматолог - http://bezbolispb.ru/tag/metallokeramika/,
  15. Незнайка художник - http://mult-online.kz/russian-cartoon-films/325-neznayka-uchitsya-1961g.html
  16.  Повар- http://poglyad.com/stories/story-5576,
  17. Почтальон- http://litsait.ru/proza/baiki/pochtalon.html,
  18. Рыбак - http://www.garmoniazhizni.ru/post183926825/,
  19. Парикмахер- http://duhbodr.prihod.ru/magazine,
  20. Пилот - http://vpk.name/images/i58194.html ,
  21. Кондуктор - http://www.ural-torg.ru/good/16858065.html,
  22. Танкисты-http://ilovephotoshop.ru/load/photomontage/16-316-2,
  23. Моряки -http://mostfind.com/2012/07/den-vmf-2012-v-sankt-peterburge.html
  24. Летчик -  http://gazetamg.ru/news/inter/?id=6070,
  25. Подводники -http://news.bbc.co.uk/hi/russian/photo_galleries/newsid_7018000/7018586.stm,
  26.  Сапер - http://www.urbanvinyl.ru/p1177-Militari-Saper-VVS-negr.html,
  27. Пограничник - http://vse.kz/blog/1010/entry-11823-den-pogranichnika/.
  28.  Незнайка -http://www.kp.ru.
  29. Самолеты - http://wallbox.ru/wallpaper/14827/#.UtuvR-zHmc8, http://www.zastavki.com/rus/Aviation/wallpaper-3053-24.htm,http://avia-museum.narod.ru/england/avro_vulcan_add.html,
  30. Летчик -  http://www.fonstola.org/fon/download/258298-fonna,
  31. Моряки -  http://www.vinzavod.ru/all/onprint/2/139/,
  32. Корабли - http://www.voenvideo.ru/photo/13-0-1194-3,
  33.  Подводная лодка - http://картинки.cc/подводная-лодка-обои-и-картинки-н,
  34. Десант - http://www.arms-expo.ru/049057054048.html?year=2011&month=11&page=2, http://omskpress.ru/tags/десант,
  35. Танки - http://mashtab-ekb.ru/forum/viewtopic.php?f=86&t=1340,
  36. Радист - http://wallpapers-hq.ru/радист-на-учениях-передаёт-сведения/, http://elib.org.ua/warcraft/special/remember.ru/signal/koriakin/koriakin_r.htm,
  37.  Сапер - http://www.odnoklassniki.ru/profile/193886112907, http://lols.ru/2011/04/page/5/,
  38. Памятник - http://forum.ruspresaclub.ru/viewtopic.php?f=44&p=23329,
  39. Пилюлькин - http://raduga-dusha.ru/post184477690/, http://arnusha.ru/post149624697, http://fotki.yandex.ru/users/svetlera/view/469885/?page=0,
  40. Тюбик - http://fotki.yandex.ru/users/svetlera/view/469891/?page=1, http://www.liveinternet.ru/users/4752857/post209202573/,
  41. Винтик и Шпунтик - http://arnusha.ru/post149624697,
  42. Полицейские -http://cetki.com/2011/03/25/novaja_forma_rossijjskojj_policii.html,
  43. Пожарные - http://forum.for-ua.com/read.php?1,114085,114651,quote=1,
  44. Строитель - http://ru.123rf.com/photo_3640869_muscular-professional-man-in-a-builder-uniform-with-tools.html,
  45. Военный - http://med-apte4ka.ru/?do=kursanti-forma,
  46. Врач - http://www.ancientukr.ru/r/novosti/page/5,
  47. Шофер - http://iulya.mypage.ru/,
  48. Плотник - http://vse-professii.ru/?act=show_list_p&t=15,
  49. Механик -http://www.photomo.ru/photo/969/,
  50. Радист - http://www.deep.su/forum/viewtopic.php?p=126644,

Врач-

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: Игра: формирование представлений дошкольников в мире профессий. Психолого-педагогические условия развития ранних представлений ребенка о профессиях

Профориентация детей в значительной степени влияет на самореализацию личности в будущем.  Даже когда ребенок определился с выбором учебного заведения и факультета еще рано считать, выбор будущей ...

Проект "Ребенок в мире профессий. Знакомство с профессиями родителей"

Проект представляет работу по ранней профориентации в детском саду. Особенности работы в условиях сельского детского сада....

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром по теме «В мире профессий. Знакомство с профессией "шоколатье"» (с проведением мастер – класса)

Цель: Вызвать у детей  интерес к разным видам профессий, способствовать обогащению знаний и навыков при знакомстве с профессией - шоколатье. Задачи:Закрепить  знания детей о профессиях ...

Конспект НОД по развитию речи лексическая тема недели «Профессии». Занятие в старшей группе (5 – 6 лет) «В МИРЕ ПРОФЕССИЙ»

Формирование представлений у детей о разных профессиях (врач, повар, продавец, парикмахер) об орудиях труда.Расширить представление детей о разнообразии профессий, конкретных трудовых действиях. Форми...

"В мире профессий. Профессии города и деревни"

Расширять и конкретизировать представления детей о профессиях людей....

Мастер - класс «Ребенок в мире профессий. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к миру медицинских профессий»

Повышение компетентности педагогов в вопросах использования современных технологий по ранней профориентации дошкольников....