доклад
статья на тему

Кононова  Татьяна Анатольевна
«Влияние функциональной музыки на психофизическое здоровье ребенка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc156.5 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА БЕЛОГОРСКА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

МУ «КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ, ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №6

                                                                                                                                                                                                        

                                                                                                                                                                       

г. Белогорск

Роль музыки в воспитании ребенка очень велика. Она широко используется на занятиях и в повседневной жизни детского сада.

В процессе психологической разгрузки обычно используются музыкальные произведения, исполняемые в медленном темпе, в той или иной форме, спокойно-повествовательном или умиротворяющим воздействием.

Одним из наиболее выразительных средств воздействия музыки – является ритм. Чередование долгих и коротких, «тяжелых» и «легких» звуков обычно вызывает выраженные ассоциации с физическими движениями. Однако музыка вызывает не только моторные ассоциации, но и целую гамму эмоционально-психологических переживаний, окраска которых всегда сугубо индивидуальна. Тем не менее, каждому типу музыкального произведения и темпу его исполнения соответствуют вполне определенные чувства и переживания.

Для того, чтобы вывести ребенка из того или иного эмоционального состояния, ему необходимо сначала дать послушать мелодии, соответствующие его настроению, затем постепенно сменить характер музыки в соответствии с желательной переменой. Наиболее сильный и выраженный эффект дает однородная по своему характеру музыка. В сложном произведении передающим бурную смену настроений, его суммарное итоговое воздействие вредно, а иногда просто невозможно предугадать, поэтому необходимо тщательно подбирать все музыкальные отрывки или произведения.

Для моделирования настроения можно порекомендовать следующие музыкальные произведения: «Утро» Грига, «Полонез» Огинского (при переутомлении); «К радости» Бетховена, «Аве Мария» Шуберта, «Вальсы» Чайковского и Шопена (при выраженной раздражимости, усталости); «Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюси и др. (при снижении сосредоточенности, внимания).

РАССЛАБЛЯЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ оказывают такие классические мелодии как «Баркарола» Чайковского, Баха, «Лебедь» Сен-Санса, «Сентиментальный вальс» Чайковского, «История любви» Лея и многие другие произведения.

Музыка также может оказывать и тонизирующие воздействие: П. Чайковского «Вальс цветов», «Вальсы» Шопена и др. Необходимо широко использовать русские народные песни, фольклор, танцевальные мелодии разных народов, музыку и песни к детским мультфильмам.

Из музыкальных жанров, стимулирующих активность детей на занятиях и других формах работы, наиболее эффективны марш и бодрая энергичная музыка, танцевальные, народные мелодии, детские песни и пляски. Эти жанры отличаются четкостью, простотой ритмического рисунка, характера и содержания, поэтому легко воспринимаются и воспроизводятся детьми в движениях и другой деятельности.

При составлении комплексов музыкальных произведений в соответствии с целевым назначением различных видов функциональной музыки желательно изучение привязанности и вкуса детей к определенным музыкальным произведениям (методом беседы и опроса).

Большое значение в достижении положительного эффекта функциональной музыки имеет разнообразие и варьирование репертуара. Включение новых комплексов произведений в работу с детьми должно производиться постепенно, путем поэтапной замены музыкальных произведений.

Различные виды функциональной музыки включаются в режимные моменты: прием детей, прогулку, пробуждение под музыку, закаливающие процедуры, лечебную гимнастику и др.

Одним из видов функциональной музыки есть фоновая «изобразительная» музыка. Она используется для формирования более полного представления о предметах, явлениях, событиях окружающего мира, а также для психофизической коррекции с помощью релаксации и психорегулирующей тренировки.

Включается в занятия познавательного цикла, физкультурные (заключительная часть), индивидуальные и групповые занятия психолога, другие момента ДОУ.

Музыкальный материал подбирается в зависимости от содержания занятия: народная, фольклорная музыка, классическая. Широко используется на занятиях фонограммы «Звуки природы» (стук капель дождя, журчание ручья, шелест волн, пение птиц и др.).

На занятиях по изобразительной и речевой деятельности фоновая музыка подбирается в соответствии с темой занятия. Все это усиливает художественный образ, который детям предстоит передать в собственном исполнении, обогащает их представления, вызывает нужные эмоции, способствует выразительности их действий, создает определенный настрой перед рисование.

На физкультурных занятиях и утренней гимнастике музыка передает разный характер движений: спокойный, плавный или подвижный, сильный, порывистый, широкий. На протяжении всего занятия музыка может выполнять различные функции: она может быть встречающей, лидирующей, успокаивающей, провожающей, врабатывания, т.е. меняется в зависимости от содержания деятельности (бег, прыжки, дыхательная гимнастика, ОРУ, релаксация и т.д.). Музыка повышает эмоциональный тонус, движения детей становятся активнее, координированнее, определеннее. Усиливать и усугублять это воздействие помогает игровой образ, который создается под соответствующую музыку (летают птички, скачут лошадки, зайчики и др.). Все это развивает воображение, музыкальный ритм и слух, способствует укреплению психофизиологического здоровья детей.

Таким образом, влияние функциональной музыки на психофизическое здоровье ребенка очень велико и значительно, поэтому необходимо как можно шире и полнее включать ее в режимные моменты ДОУ и на занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичный доклад МДОУ №2 "Рябинка"

Приоритетным направлением деятельности МДОУ № 2«Рябинка» является обеспечение психологического благополучия , охрана  и укрепление  здоровья  детей  и духовно-нравственное во...

Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР

     Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...

ДОКЛАД- ПРИЗИНТАЦИЯ ДОКЛАД

1слайдФормы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию2слайднастоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эт...

Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...

Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...

Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".

пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...