Метапредметные уроки в школе
план-конспект по теме

Кононова  Татьяна Анатольевна

Метапредметный подход в организации учебной деятельности школьников на уроке в условиях введения ФГОС основоного общего образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок искусства в 8-м классе.  Тема: «Вода»

Цыркунова Татьяна Анатольевнаучитель музыки


Цели урока:

  • Развитие творческих способностей учащихся.
  • Формирование навыка анализа музыкального произведения.
  • Формирование умения выражать свои впечатления от прослушанного музыкального произведения.

Оборудование урока:

  • Презентация
  • Мольберты (2 шт), лист ватмана (2 шт), краски, вода
  • Книга «Капля, дающая жизнь»
  • Видеозапись  «Рисуем на воде»
  • Аудиозапись « Звуки природы»
  • Сосуды с водой ,салфетки
  • Памятки, буклеты, жетоны  красного и зелёного цвета

Тип урока: урок творчества

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация учебной деятельности.

Сегодня у нас необычный урок – урок творчества.

«Вода – красота всей природы. Вода жива, она бежит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и движение всему ее окружающему». С. Т. Аксаков

Мы соприкоснемся с удивительной стихией -  Водой, попробуем постичь, понять её красоту, попробуем доказать, что вода жива и является основой жизни. А поможет нам в этом книга с названием «Капля, дающая жизнь». И мы открываем первую страницу нашей книги.

  1. Вода – источник жизни

Вода наиболее распространенное и важное вещество на Земле. В любом источнике литературы по физиологии живых организмов, человека указывается в процентном соотношении ко всему организму, сколько в каких органах, структурах живого содержится воды.

Основная часть воды внутри организма, связанная вода, сосредоточена внутри клеток (около 70 %), а остальная (30 %) часть воды – это внеклеточная вода. Из этой внеклеточной воды – 7 % составляет кровь и лимфу (фильтрат) крови, а остальная омывает клетки. Это межтканевая или свободная вода организма.

Ряд органов организма человека содержат достаточно много воды в своем составе. Это мозг, половые клетки, кожа, печень и др. При рождении человека, его организм содержит определенное соотношение связанной, внутриклеточной воды к свободной, межклеточной воде. Это соотношение двух вод организма в процессе жизнедеятельности человека должно поддерживаться постоянно. От постоянного поддержания равновесия водного гомеостаза организма зависит здоровье человека и его долголетие. В свою очередь для того, чтобы в организме поддерживалось соотношение между связанной, внутриклеточной водой и внеклеточной, свободной водой, человек должен пить высококачественную питьевую воду, которая по своим структурным и биофизическим характеристикам максимально должна соответствовать свойствам внутриклеточной воды организма. В природе такой питьевой воды сегодня становится все меньше и меньше. Отсюда следует, что для жизни человека необходима не просто питьевая вода чистая, доочищенная  или альпийская, нужна питьевая вода, которая имеет определенную структурную упорядоченность и, которая имеет природную биоэнергетику, так называемая «живая вода». Только такая структурированная питьевая вода при ее систематическом употреблении человеком, способна поддерживать постоянство в организме соотношения связанной воды к свободной.

Вторая страница нашей книги расскажет нам  о замечательных свойствах воды.

  1. Вода и её свойства

У воды есть очень важное сообщение для нас. Вода предлагает заглянуть нам поглубже в нас самих. Когда мы смотрим в себя через зеркало воды, сообщение удивительным образом проявляется и становится кристально чистым. Мы знаем, что жизнь человека напрямую связана с качеством нашей воды, вне зависимости внутри или снаружи нас.

Человек издавна наделял воду чудодейственными свойствами. Вот, например, сказка. Лежит Иван-царевич мёртвый, над ним уже вороны летают. Откуда ни возьмись, прибежал Серый волк и схватил воронёнка:

- Ты лети-ка, ворон, за живой и мёртвой водой. Принесёшь мне живой и мёртвой воды, тогда отпущу твоего воронёнка.

Долго ли ворон летал, коротко ли – принёс он живой и мёртвой воды. Серый волк спрыснул мёртвой водой раны Ивана-царевича – раны зажили, спрыснул живой – Иван-царевич ожил.

Есть ли на самом деле в природе живая и мёртвая вода? Мы утверждаем, что замечательные свойства живой воды спасают в засушливый год урожай. Мёртвой водой заполнены некоторые реки и водоёмы, отравленные отходами промышленности. Вода – удивительный природный минерал, образцы которого не экспонируются ни в одном из минералогических музеев мира.

(Опыт с сосудами, наполненными водой с различной словесной информацией)

 Творческий  и мечтательный  исследователь из Японии Масару  Эмото опубликовал важную книгу: "Сообщение воды", основанную на его исследованиях. Эмото на практике доказал, что энергетические вибрации человека, мысли, слова, идеи и музыка воздействуют на молекулярную структуру воды, той самой воды которая составляет 70 % тела человека и покрывает такое же количество поверхности нашей планеты. Вода является источником всей жизни на нашей планете, её качества и целостности и является жизненно важной для всех форм жизни. Тело человека – как губка, состоящая из триллионов камер, называющихся клетками, которые хранят в себе жидкость. Качество нашей жизни напрямую зависит от качества нашей воды.

Вода очень податливая субстанция. Её физические очертанья легко подстраиваются к любой среде, где она находится. Но её физический внешний вид не единственная вещь, которая меняется; её молекулярная структура тоже меняется. Энергия или вибрации окружающей среды могут изменить молекулярную структуру воды. В этом смысле, вода реагирует не только физически на окружающую среду, но и молекулярно.

Эмото визуально запечатлел эти молекулярные изменения в воде. Его работа наглядно продемонстрировала различия в молекулярной структуре воды и её взаимодействия с окружающей средой.

Эмото обнаружил много удивительных различий в кристаллической структуре воды, взятой из различных источников и из разных условий со всей нашей планеты. Вода из древних горных потоков и ключей была прекрасно сформирована геометрически. Загрязнённая и токсичная вода из индустриальных и загрязнённых областей и застоявшаяся вода из водопроводов и водохранилищ имела определённо нарушенную и случайным образом сформированную структуру.

С нарастанием популярности музыкальной терапии, Эмото решил посмотреть какой эффект оказывает музыка на структуру воды. Он поставил дисцилированую воду между двух колонок на несколько часов, и затем сфотографировал кристаллы, которые получились после замораживания.

После того, как Эмото увидел как вода реагирует на различную окружающую среду, загрязнения и музыку, он вместе с коллегами решил посмотреть как мысли и слова влияют на формирование кристаллов. Он использовал слова, напечатанные в текстовом редакторе, распечатанные и наклеенные на ночь на стеклянную посуду. Затем вода была заморожена и сфотографирована.

Эти фотографии показали изменения воды, как живой, ответственной за каждую нашу эмоцию и мысль. Совершенно ясно, что вода легко меняется под воздействием вибраций и энергий в окружающей среде, несмотря на то, что это токсичная и загрязнённая или совершенно чистая среда.

Еще с древних времен известно, что вода обладает целебными свойствами. Люди верили, а кто-то и сегодня верит, что заговоренной водой можно излечить любые недуги.

(Буклеты с заговорами на воду)

Следующая  страница нашей книги раскроет секреты снятия энергетического напряжения.

  1. Вода – движение – жизнь

В древности воде придавалась первостепенная важность. В самой первой фразе книги Бытия сказано: «Вначале Бог сотворил небо и землю. Земля же была безведна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». Эти слова ясно свидетельствуют о том, что древние считали воду главной предпосылкой возникновения жизни на Земле.

И древние египтяне, и христиане связывали с водой духовность и сознание. В обеих религиях считалось, что омовение водой избавляет от грехов и готовит к восхождению на более высокий уровень сознания. В древности при крещении человека полностью окунали в воду.

Для чего нужна вода? Многие ответят, что она нужна для того, что бы утолить жажду, смыть грязь, просто искупаться. Но далеко не многие знают, что водой можно смывать негативное эмоциональное состояние. Для этого нам не нужно, как в древности проводить специальные обряды и затрачивать много времени. К сожалению, гидропроцедурам не все отдают должное, в том плане, что делают это «между прочим», «лишь бы освежиться». А в итоге, как было эмоциональное напряжение, так оно и осталось.

К сожалению, каждый из нас подвержен каждый день испытывать негативные эмоции. Такие как:

• Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей;

• Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности;

• Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта;

• Презрение – возникает в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов, поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведения объекта чувства;

• Страх – отрицательное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.

А разве может человек продуктивно работать, когда у него совершенно нет настроя на работу? Ответ очевиден – конечно же, нет. Как же тогда исправить такое положение? На самом деле все очень просто. Я предлагаю не сложную методику, которая работает на 100 %.

Первым делом после тяжелого дня нужно идти в душ. Вода поможет успокоиться и снять напряжение. Но мало просто принимать  душ, не задействовав при этом свои собственные мысли. Став под воду, ощутите чистоту и свежесть воды. Представьте, что она проникает в каждую клеточку вашего тела. Очень важно в этот момент расслабиться и получать наслаждение от ударов струи воды о кожу. Если расслабиться полностью не получается, воспользуйтесь вашим любимым средством для душа. Аромат цветов, или морской свежести, или какой-нибудь другой запах позволит вам забыть о реальности. Главное, чтобы этот запах был вашим любимым. Потом, закройте глаза. Представьте, что вы находитесь в самом красивом и чистом месте. Думайте о том, как вам хорошо. И вот наконец-то мы подошли к самому главному. Представьте, как вода смывает с вас усталость, негативные эмоции, суету, проблемы. Думайте, как вместе с водой уходит все то, что вас беспокоит, смывается напряжение. Ощутите, что вам становится легче.

После проведения такой процедуры вы обязательно почувствуете, что плохое настроение ушло, вы почувствуете легкость, как физическую, так и духовную. Ощутите умиротворение, удовольствие и спокойствие.

По окончании процедуры вы ощутите себя другим человеком, обновленным и полным сил. Мы живем в очень сложное время, стресс окутывает нас с головы до ног. Но вместо того, чтобы принимать антидепрессанты, чтобы не терять свои силы – полюбите гидропроцедуры. Они не занимают много времени, зато результат не заставит себя ждать. И помните – вода источник жизни!

Плавание, аквааэробика. Все, чем вы занимаетесь в воде, улучшает эмоциональное состояние благодаря удивительным свойствам воды. Она забирает негативную энергию, а любые упражнения в воде становятся гораздо эффективнее из-за естественного сопротивления, которое она создает. После 45 минут в бассейне вы выйдете заново родившимся.

Помогает снять эмоциональное напряжение звуки (шум, плеск воды)  и картины с изображением воды.

 Я предлагаю отобразить ваши эмоции при прослушивании музыки на листах ватмана

                 (Работа  с красками под музыку у доски)

 (Памятки по прослушиванию релаксационной музыки)

Когда хорошая музыка сопровождается такими эффектами, душа раскрывается, а разум наслаждается.

Мы перешли к последней странице нашей книги.

  1. Вода – красота жизни

(видеоролик рисуем на воде)

Закрывая последнюю страницу нашей книги, давайте подведём итог: что значит для вас вода?

  1. Итоги урока.
  2. Рефлексия:

Вспомним слова Аксакова: «Вода – красота всей природы. Вода жива, она бежит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и движение всему ее окружающему». Можем ли мы утверждать, что вода  жива? Что в одной капле воды находится вся жизнь? Почему? Что удивило? Что больше всего запомнилось?

Желаю творческих успехов!



Предварительный просмотр:

Открытый урок на тему «Космос»

Задачи:

  • развитие музыкальности, способности к сопереживанию, образного и ассоциативного мышления;
  • освоение  интонационно-образной природы музыки, особенностях  музыкального языка, ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: восприятии музыки, исполнении; воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры обучающихся.

Методы: 

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
  • метод погружения;
  • метод интонационно-стилевого постижения музыки;
  • метод художественного контекста.

Приемы:

  • активное слушание;
  • словесное рисование;
  • проблемно-поисковые ситуации (моделирование ситуации восприятия непрограммного произведения, выразительность и изобразительность в музыке)

Знать (понимать): осознать взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, изобразительного искусства, а также легкой и серьезной музыки.

Уметь:  определять выразительные и изобразительные образы в музыке, сопоставлять живописные и музыкальные произведения.

Личностные: Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве.

  • Метапредметные: Сопоставлять живописные и музыкальные произведения, сотрудничать с педагогом и сверстниками. Формирование у школьников умения анализировать литературное и музыкальное произведение на заданную тему.

Предметные:  определять выразительные и изобразительные образы в музыке.

Урок – исследование

Оборудование и материалы к уроку: 

  • творческие работы обучающихся (рисунки) фото, картины о космосе;
  • портреты  космонавтов;
  • видеоролик с песней В.Цоя «Звезда по имени Солнце»;
  • аудиозаписи: Space Magic Fly; песни: "Мы дети солнца",минусовка песни «Звезда по имени Солнце»;
  • листы А4 жёлтого цвета(по количеству учащихся),цветные карандаши;
  • эмоции – смайлики и цветные полоски к ним;
  • мольберты, краски, ватман
  • творческие задания для первых парт (слова для рифмы четверостишия, буриме);
  • презентация

Ход урока.

1. Организационный момент

2. Основная часть

1) Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)

Цели:

  • Мотивировать обучающихся к учебной деятельности посредством вопроса;
  • формулирование учебной задачи.

- С каким вопросом вы пожаловали ко мне, молодые люди?

Дети: Какие слова сказал бы солнцу молодой человек?

У:Мнение одного из молодых людей мы сейчас услышим.(видеоролик с  песней В.Цоя «Звезда по имени Солнце» 3 мин.40 сек.)

Кто автор этих слов?

Дети: певец, музыкант В.Цой

Работа с текстом (лежит на партах)

Текст (слова) песни «Звезда по имени Солнце»

Белый снег серый лед
На растрескавшейся земле
Одеялом лоскутным на ней
Город в дорожной петле
А над городом плывут облака
Закрывая небесный свет
А над городом желтый дым
Городу две тысячи лет
Прожитых под светом звезды по имени Солнце


Две тысячи лет война
Война без особых причин
Война дело молодых
Лекарство против морщин
Красная-красная кровь
Через час уже просто земля
Через два на ней цветы и трава
Через три она снова жива
И согрета лучами звезды по имени Солнце


И мы знаем что так было всегда
Что судьбою был больше любим
Кто живет по законам другим
И кому умирать молодым
Он не помнит слова да и слова нет
Он не помнит ни чинов ни имен
И способен дотянуться до звезд
Не считая что это сон
И упасть опаленным звездой по имени Солнце

Разбираем 1 и 2 куплет.

Внимательно прочитайте слова 1 и 2 куплета. Что хотел сказать автор этих слов?

Дети: В основном о бесконечной войне,о том ,что нужно ценить свою жизнь и постараться не погибнуть молодым,о том ,что всё что на земле согревает прекрасная Звезда по имени солнце....

Учитель: Песня о жизни. В первом куплете показан старый город, который много чего пережил на своем веку, и все это время был согрет лучами Солнца. Во втором - да, долгая война без особых причин... А пролитая кровь вскоре исчезает, превращаясь в живую траву, согретую солнцем... Ну а в третьем конечно сказано, что все всегда знали, что судьбой больше любим настоящий достойный человек... Он не помнит ни чинов, ни имен, не лебезит перед другими... И способен дотянуться до звезд, не считая что это сон, и упасть опаленным звездой по имени Солнце - ну тут я думаю и так все понятно..

Звезда по имени солнце, одним из ключевых смыслов является:
Что бы не происходило в этом мире, все равно солнце - источник жизни. Оно можно сгореть, прожить и если надо обжечь... Нам надо всем помнить, что любой наш поступок всегда будет иметь последствия в будущем.

Разбор музыкального сопровождения (слушаем минусовку) Какой характер?

Учитель: Давайте попробуем исполнить эту песню. (исполнение)

У: Какие ассоциации возникли  у вас при исполнении? С каким цветом вы бы их связали?

Дети: с красным.

У: Почему?

Дети: В музыке чувствуется напряжённость, тревожность, мрачность .

Работа у доски:

У: На доске у меня изображены эмоции. Необходимо к заданной эмоции подобрать свою цветовую гамму из предложенного спектра.

(с каждого ряда по одному человеку)

 

                 Жёлтый,оранжевый,зелёный

                Пастельные тона(розовый,голубой,салатовый)

                   Красный, чёрный, синий, фиолетовый.

У: Молодцы ребята, отлично справились  с заданием. А какая эмоция вам больше всего понравилась? Почему?

Дети: Потому что это эмоция радости. И цвет солнечный, позитивный.

У: У меня в одежде тоже присутствует жёлтый цвет. А знаете ли вы, что у разных народов жёлтый цвет имеет своё определённое значение. Так например  в Японии жёлтая хризантема означает элегантность и величественность. В Китае представители верховной власти носят жёлтую одежду. В Перу жёлтый подсолнух является  эмблемой бога солнца В России символом солнца является блин. А кто вспомнит, какой  праздник на руси связан с блинами?

Дети: Масленица.

 Учитель: Правильно. Зиму провожали, а весну встречали. Пели заклички красному солнцу!

ЗАКЛИЧКИ СОЛНЦУ

Учитель: А как называются песни, в которых люди выражают хвалу, благодарность?

Дети: Гимны.

Учитель: Я предлагаю ребятам за первыми партами каждого ряда подобрать благодарственные слова солнцу. Сочинить текст  гимна.

Сочинение четверостиший. Заготовленные слова для рифмы.

 Радуется солнышко.

Солнечной улыбкою утро начинается.
Дети ясноликие  Солнцу улыбаются.
Песней разливается над Землей Рассвет,
Золотыми волнами дарит  ей  привет!

Солнечными брызгами музыка искрится,
Радуется утру и в солнышке светится!
Просыпаются с Рассветом  Солнечные Дети,
Самые  красивые на всем Белом Свете!

Запевают  дружно песню на Заре,
Радуется Солнышко светлой детворе,
Посылает Лучики им на счастье вновь,
Щедро дарит Свет им и свою Любовь!

Учитель: Пока ребята сочиняют текст, мы с вами не будем терять времени даром. На столах у вас лежат листы жёлтого цвета. Мы сложим из этих листов треугольники –закладки. Работу будем выполнять  под музыку, вкладывая в свой труд частичку своего тепла. По окончанию работы отложите свои заготовки на середину стола.

Учитель: Ну а теперь наши «поэты», зачитайте свои труды. И придумайте мелодию гимна.

Дети зачитывают сочинённые ими куплеты, напевая.

Учитель: Ребята, как вы думаете, дети справились с поставленной задачей? Замечательно. Исполнить этот гимн мы попробуем с вами на следующем уроке.

Учитель: Какие эмоции вы испытывали при написании текста?

Дети: Эмоции радости, удовлетворённости.

Учитель: Эмоции радости продлевают человеку жизнь.

 

Рефлексия:

Подводя  итог урока, давайте с вами ответим на вопрос: Можно ли прожить без солнца?

Дети: Нет. Потому что…..

Можно, но недолго. Потому что свет – это тепло, тепло – это радость, радость- это жизнь!

Учитель: Подарите частичку своей радости, своего тепла друг другу на память. На треугольниках жёлтого цвета, что вы смоделировали своими руками, изобразите эмоцию, которая несёт в себе тепло ваших сердец и подарите друг другу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада.  Зад...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»

На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...

Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...

"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/

Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...

Сценарий выпуска детей в школу "Золушка идет в школу" (подготовительная к школе группа)

Сценарий праздника выпуска детей подготовительной группы в школу включает в себя фрагменты сказки о Золушке, что вовлекает детей в ход праздника с его играми, разными заданиями. Прослеживается интегра...