Непосредственно образовательная деятельность
методическая разработка на тему

Методическая разработка содержит материалы по организации  непосредственно  образовательной деятельности в дошкольном учреждении, в  которой систематизированы конспекты методических мероприятий с педагогами, схемы, таблицы, методические рекомендации,   Адресуется специалистам различной квалификации, занятым в сфере практической деятельности в системе дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx37.33 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Концепцией  модернизации Российского образования  определены  основные  направления  современной  образовательной политики: обеспечение доступности, эффективности и качества образования. Жизнь современного дошкольного  образовательного учреждения немыслима  без серьёзной опоры  на  научные достижения в области педагогики, без внедрения  новых технологий, ведения  экспериментальной деятельности. Это  обусловлено тем,  что, независимо от вида образовательного учреждения, деятельность педагогического коллектива  всегда направлена на поиск качества образования.

Введение  в действие  ФГОС дошкольного  образования  предполагает  развитие ДОУ как новой образовательной системы, ориентированной  на воспитание  и развитие у детей новых качеств и ценностей.

В настоящее время  у педагогических  работников  дошкольных образовательных учреждений возникает множество  вопросов  в организации непосредственно  образовательной деятельности.

Анализ  психолого – педагогической  литературы  и практики  работы ДОУ  показывает, что современные подходы к организации непосредственно образовательной деятельности недостаточно разработаны  на научном и методическом уровне. В связи с эти возникла необходимость создания методической разработки, где представлена система  работы по повышению  психолого – педагогической компетентности педагогов в организации непосредственно образовательной деятельности.

Цель: оказание методической поддержки педагогов  в обновлении содержания непосредственно образовательной деятельности.

Ожидаемый результат реализации  методической разработки:

  • обеспечена информационная, методическая, технологическая готовность педагогов для работы с детьми по ФГОС;
  • педагоги используют современные  инновационные технологии, приёмы и методы в организации непосредственно образовательной деятельности.
  • доведены требования к условиям, обеспечивающим реализацию основной образовательной программы дошкольного образования согласно ФГОС.
  • Педагоги соблюдают здоровьесберегающие технологии  при  организации непосредственно образовательной деятельности.

Семинар – практикум

«Структура и содержание непосредственно  образовательной  деятельности»

Занятие -1

Проблемное поле. Интерактивная игра «Ёлочка»

  1. Программное содержание
  2. Методы и приёмы.
  3. Активизация познавательной и творческой деятельности  детей

Интерактивная игра «Ёлочка» позволяет определить затруднения педагогов в организации непосредственно образовательной деятельности и наметить всевозможные пути решения сложившихся затруднений.

Педагоги в микрогруппах  выполняют  задание.  Им выдаётся  пиктограмма  «Ёлочка», на одной ветке, которая ведёт к стволу педагоги записывают проблему, а на ветке от ствола возможный маршрут решения, затем обсуждают.        

Программное содержание

Содержание непосредственно образовательной деятельности  разрабатывается на основе требований реализуемой образовательной программы по данному разделу с учетом уровня сформированности  познавательной деятельности детей и освоенности предыдущих разделов программы, а также общих задач воспитания и развития и направлено на достижение основных целей обучения:

  • обучающих, включающих усвоение ребенком определенного объема знаний, умений и навыков;
  • развивающих, ориентированных на познавательную сферу дошкольника и включающих развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, речи,
    способностей;
  • воспитательных, связанных с формированием личности ребенка: потребностей и мотивов, ценностей, нравственных установок, норм поведения, черт  характера.

Программное содержание должно нести в себе:

  • целостность представления (изложения);
  • взаимосвязь частей (структурных компонентов);
  • единую логику развития (так как именно на этом выстраивается взаимодействие воспитателя с детьми, что и обеспечивает усвоение содержания).

Практическое задание в микрогруппах:

Педагогам раздаются  конспекты НОД без программного содержания. Педагоги определяют  программное содержание  непосредственно образовательной деятельности.

  1. Методы и приёмы непосредственно образовательной деятельности.

        Рассматривая метод как систему действий, отметим, что каждый метод можно представить как совокупность методических приемов. Ведь прием - это часть метода (или частичное выражение метода). Прием - это система действий, направленная на решение учебной задачи (или задач).

Анализ многообразия дидактических приемов показывает, что можно определить небольшое количество универсальных приемов, которые вписываются в классификацию представленных выше методов.

Приемы, которыми пользуется педагог для обучения: сообщение, описание, объяснение, инструкции, постановка вопроса, задания, показ (демонстрация) опыта, показ практического действия, наглядного объекта и т. д.

Ответные действия детей: слушание, заучивание, восприятие, наблюдение, решение, разделение, соединение, рисование, практическое действие, размышление вслух, объяснение, описание, задавание вопросов, выполнение упражнений, конструирование и т. д.

Таким образом, метод обучения выбирается в зависимости от дидактических целей занятия, от содержания самого материала:

  • объяснительно-иллюстративный метод информирует о новых элементах знаний темы;
  • репродуктивный метод формирует навыки отношений между элементами знаний;
  • проблемный метод ориентирует на осознанное усвоение
    и развивает определенный тип мышления (решения проблемных
    ситуаций в разных условиях);
  • проблемный, эвристический и исследовательский методы
    развивают творческие способности детей.

Однако это возможно, если педагог активизирует познавательную и творческую деятельность детей, используя задания типа: «Расскажи, что было дальше» (сказка, рассказ), «Рифмуй строчки», а также приемы привлечения и удержания внимания:

Правильный выбор метода обучения влияет на развитие целостной картины мира ребенка, его способностей, воспитание его потребностей. Затруднения в выборе метода чаще связаны с использованием различных классификаций групп методов.

Наглядные методы обучения:

  • Наблюдение
  • Показ предметов, образца
  • Использование технических средств обучения
  • Использование дидактических  пособий

Словесные методы обучения:

  • Пояснение
  • Рассказ
  • Чтение
  • Беседа

Практические методы обучения:

  • Упражнения
  • Игра

Методы повышения познавательной активности:

  • Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей).
  • Сравнение.
  • Метод моделирования и конструирования.
  • Метод вопросов.
  • Метод повторения.
  • Решение логических задач.
  • Экспериментирование и опыты.

Методы повышения эмоциональной активности:

  • Игровые и воображаемые ситуации.
  • Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.
  • Игры-драматизации.
  • Сюрпризные моменты.
  • Элементы творчества и новизны.
  • Юмор и шутка (учебные комиксы).

Методы обучения и развития творчества:

  • Эмоциональная насыщенность окружения.
  • Мотивирование детской деятельности.
  • Исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование).
  • Прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении - прошлое, настоящее и будущее).
  • Игровые приемы.
  • Юмор и шутка.
  • Экспериментирование.
  • Проблемные ситуации и задачи.
  • Неясные знания (догадки).
  • Предположения (гипотезы).

  1. Активизация познавательной и творческой деятельности  детей

Название приёма

Описание приёма

Голосовая и эмоциональная модуляция

Изменение интонации, тембра, высоты и громкости  голоса

Модуляция темпа речи

Выдерживание паузы, резкое изменение темпа  речи

Прерывание речи, использование  антиципации /догадки/

Прерывание речи на словах, достаточно  очевидных для группы, с просьбой произнести вслух то, на каком  слове прервана  речь

«Провалы памяти»

«Забывание» достаточно  очевидных фрагментов речи, с просьбой напомнить

Жестикуляция

Сопровождение  речи мимикой и адекватной содержанию  жестикуляцией. При этом ладони открыты, жесты  широкие и свободные

Риторические вопросы

Повторение основных моментов речи в форме вопроса, на который  после небольшой паузы даёт ответ  сам педагог

Контрольные вопросы

Задаются  по только что изложенному с требованием исчерпывающего ответа

Активное ассистирование

Закончив или прервав смысловой блок, педагог просит детей дополнить его рассказ на основе имеющихся  у них знаний и опыта

Экстрараздражители

Как бы случайно, но  главное – внезапно, педагог роняет ручку,  включает музыку, свет

«Ошибка воспитателя»

Педагог намеренно допускает  ошибку, а дети должны отметить её. Если дети не заметили, то вернуться к ошибке и спросить: «Я верно говорю?»

Практическое задание в микрогруппах:

Педагогам  предлагается  импровизация непосредственно образовательной  деятельности. Один участник микрогруппы  в роли воспитателя, остальные – дети. Задача педагога - с помощью предложенной группы методов активизировать   познавательную или творческую деятельность детей.

Интерактивная игра «Чемодан, корзина, мясорубка».

На мольберте расположены 3 листа, на одном из которых нарисован чемодан, на втором мусорная корзина, на третьем мясорубка. Педагоги наклеивают стикеры под изображениями. /Приложение 2,3,4/

Чемодан – всё, что сегодня узнала, пригодится в дальнейшем.

 Мясорубка – информацию переработаю.

 Корзина – всё выброшу.

Домашнее  задание:

Изучение литературы по проблеме.

Занятие - 2.

  1. Мини – лекция  

«Формы организации детей в  непосредственно образовательной деятельности».

  1. «Структуры построения непосредственно образовательной деятельности».
  2. Нетрадиционные виды НОД.

  1. «Формы организации детей в  непосредственно образовательной деятельности».

Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является непосредственно образовательная деятельность.

Систематическое обучение во время непосредственно образовательной деятельности – важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Традиционно выделяется три формы организации обучения: подгрупповая,

фронтальная /коллективная/, индивидуально – дифференцированная.

Практическое  задание:

Педагогам называют формы организации, далее они определяют особенности организации, преимущества и недостатки.

Формы организации детей в  непосредственно образовательной деятельности

Особенности организации

Подгрупповая

Детей делят  на подгруппы. Основания для комплектации подгрупп могут быть:  личная симпатия детей, общность интересов. Главная  задача педагога  - обеспечить взаимодействие  детей в процессе  обучения.

Фронтальная (коллективная)

Педагог работает  со всей группой. Главными достоинствами данного вида обучения являются его экономичность, единое содержание, чёткая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, недостатком -  трудности в индивидуализации обучения

Индивидуально - дифференцированная

Педагог разрабатывает  задания разной степени сложности с учётом возрастного  компонента, уровня сформированности практических умений и навыков детей, эмоционального состояния, здоровья, типа высшей нервной деятельности.

  1. «Структуры построения непосредственно образовательной деятельности»

Организуя непосредственно-образовательную деятельность с с дошкольниками, необходимо, прежде всего, определить его главную цель, зависящую от того, будет ли НОД носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель.

Так, на обучающем виде НОД накапливается необходимый личностный опыт: знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности, а на развивающем дети, используя приобретенный опыт, самостоятельно добывают знания. Соответственно, в образовательном процессе должны использоваться различные виды НОД.

Деятельность воспитателя

Деятельность ребёнка

Мотивация деятельности

Возникновение интереса к новой деятельности, готовности  к восприятию

Изложения  учебного материала

Восприятие

Закрепление учебного материала

Осмысление

Подведение  итогов НОД, индивидуальная оценка детей

Возникновение чувства удовлетворения познавательной деятельности

Определение  новых целей

Возникновение интереса к предстоящей новой деятельности, ожидание её

Модель построения  обучающего типа НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность ребёнка

Создание проблемной ситуации

Возникновение состояние «хочу узнать»

Совместное определение значимых проблем, выдвижение  гипотез, дополнительная мотивация

Управление самостоятельным поиском

Самостоятельный поиск

Совместное  подведение итогов, выдвижение  гипотез

Модель построения развивающего типа  НОД

Модель построения комплексного  типа  НОД

В комплексном виде  НОД  решаются задачи двух и более видов деятельности. Важно отметить, что при этом необходимо сохранять единую сюжетную линию  и не допускать набора упражнений на разные виды деятельности без какой-либо логики.

Модель интегрированного типа   НОД

        Сущность интегрированного вида НОД заключается в том, что посредством различного содержания и видов деятельности решается одна (основная) дидактическая или воспитательная цель.

Практическое  задание:

Педагоги  в микрогруппах  получают  конспекты НОД. Задача педагогов - определить тип непосредственно образовательной деятельности.

3.Нетрадиционные виды непосредственно  образовательной деятельности.

• НОД-соревнования (выстраиваются на основе соревнования между детьми): кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т. д.

  • НОД - КВН (предполагают разделение детей на две подгруппы и проводятся как математическая или литературная викторина).
  • Театрализованная НОД (разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию).
  • НОД -сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнер, подсказывая сюжетную линию игры и решая таким образом задачи обучения).
  • НОД - консультации (когда ребенок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребенка).
  • НОД - взаимообучения (ребенок-«консультант» обучает других детей конструированию, аппликации, рисованию).
  • НОД - аукционы (проводятся, как настольная игра «Менеджер»).
  • НОД - сомнения (поиска истины). (Исследовательская деятельность детей типа: тает - не тает, летает - не летает, плавает -тонет и т. д.)
  • НОД - путешествия.
  • Бинарная НОД (авт. Дж. Родари). (Составление творческих рассказов на основе использования двух предметов, от смены   положения которых меняются сюжет и содержание рассказа.)
  • НОД - фантазии.
  • НОД - концерты (отдельные концертные номера, несущие  познавательную информацию).
  • НОД - диалоги (проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной).
  • НОД - посиделки (ознакомление дошкольников с народными праздниками (например, «Масленица») и приобщение к ним);
  • НОД - посещение гостей;
  • НОД - сказка (развитие детей посредством   различных видов деятельности, объединенных сюжетом хорошо знакомой сказки или мультфильма);

Практическое  задание:

Педагогам предлагаются  карточки, где указаны  различные нетрадиционные виды непосредственно образовательной  деятельности. Задача педагогов составить краткий конспект непосредственно  образовательной деятельности  нетрадиционного вида.

Домашнее задание:

Разработать конспекты  непосредственно   образовательной деятельности  нетрадиционного вида.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности интегрированной направленности с использованием интерактивных технологий. Тема: "Тридесятое царство, обувное государство". Конспект непосредственной образовательной деятельности интегриров

Образовательная область: познание, коммуникация, художественное творчество. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Цели:1....

Непосредственно образовательная деятельность по коммуникации и продуктивной деятельности «Ателье» (15 минут). Самостоятельная деятельность детей (10 минут). Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по художественному творчеству «Вос

Позанкомятся с профессиями работников ателье по пошиву одежды. Поупражняются в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весеннняяя). Совместно выполнят поделку из разых видов ткани....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках тематической недели «Береги себя») Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках т

Цель: создание условий для развития познавательной активности посредством составления алгоритма действий при  возникновении пожараЗадачи:ü  создать условия для расширения представлений...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема непосредственно образовательной деятельности: «Космическое путешествие»

Возрастная группа: старшая группаФорма организации воспитанников: подгрупповая.Продолжительность непосредственно образовательной деятельности: 25 минут.Цель непосредственно образовательной деятельност...