Проектная работа "Применение технологии пальчиковых игр в развитии мелкой моторики детей подготовительной к школе группы"
проект (подготовительная группа) на тему

Елагина Елена Сергеевна

 

Развитие мелкой моторики ребёнка должно начинаться с раннего детства. Сначала упражнения могут носить пассивный характер. Уже начиная с полугода можно производить осторожное сгибание и разгибание пальчиков рук ребёнка, а также слегка поглаживать его руки в направлении от пальцев к запястью.

Цель моей работы: содействовать интенсивному развитию мелкой моторики детей подготовительной к школе группы по средствам пальчиковых игр и упражнений.

Задачи:

- формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук;

- развитие мышления, памяти, внимания, сосредоточенности;

- формирование навыков учебной деятельности (умения слушать, понимать и выполнять словесные инструкции);

- создание педагогические условия для развития речи у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук;

- отбор и систематизация комплекса разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие руки ребёнка;

- подбор диагностических методик для оценки уровня развития мелкой моторики руки ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная работа

Применение технологии пальчиковых игр в развитии мелкой моторики детей подготовительной к школе группы

Подготовила

Елагина Елена Сергеевна

(учитель-логопед МАДОУ № 10

«Аленький цветочек» г.Ступино)

Ступино

2014

Содержание

Проблемно – ориентированный анализ                                                                         3

Цель и задачи проекта                                                                                                     4

Основные принципы реализации проекта                                                                     4

Этапы работы                                                                                                                    5    

Реализация проекта                                                                                                           6

Картотека игр и упражнений                                                                                           8

Заключение                                                                                                                      11

Литература                                                                                                                       12

Проблемно – ориентированный анализ

В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такой режим дня ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособления к школьной жизни невозможно, но частично или очень значительно облегчить его – вполне реальная задача.

Большая часть родителей и педагогов в детском саду, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом.

Настоящее современное общество - мир компьютеризированной техники. Повседневная замена игровых упражнений компьютером снижает развитость не только мелкой, но и крупной моторики. Облегченность нажатием клавиши не способствует полноценному развитию моторики пальцев рук, что в свою очередь оказывает влияния на развитие речи. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом…), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепления подвижности пальцев, развитие силы, координации движений. Все это – основные составляющие овладением письмом.

Кроме того, развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению и играет важную роль в овладении учебными навыками. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Письмо является сложнейшим психомоторным навыком, успешное становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений, уже достигших необходимого развития к началу младшего школьного возраста. Зачастую, первоклассники не способны проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв (так называемая «дрожащая линия»), не умеют точно вырезать по контуру фигуры из бумаги, у многих детей отмечается плохая координация движений при беге, прыжках, общая двигательная неловкость и неуклюжесть. Даже нормально развивающемуся ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук.

Начиная со старшей группы, развитие мелкой моторики становится составной частью большой работы по подготовке к обучению письму. Для удержания и сохранения внимания и живого интереса детей подбирается интересный материал, разнообразные игры и игровые упражнения. Игровые моменты в процессе подготовки руки к письму ориентируют ребенка контролировать зрительно-моторную деятельность, а также стимулируют желание заниматься определенным видом деятельности в течение продолжительного времени.

Развитость мелкой моторики влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку, высокий уровень которых предотвращает формирование школьных трудностей. Развитие сложно-координированных движений важно начинать с самого младшего возраста. Вот почему важно следить за уровнем развития общей и мелкой моторики.

Для успешного развития мелкой моторики важно тренировать обе руки. Как правило, одна рука у большинства людей оказывается ведущей, с ней обычно и проводится основная работа, в то время как не ведущая рука оказывается ущербной, что является ошибочным.

Как известно, один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению детей дошкольного возраста является уровень развития крупной и мелкой моторики. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития крупной и мелкой моторики умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыка письма. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Итак, нарушения моторики, как крупной, так и мелкой может создать трудности в овладении письменной речью, привести к возникновению негативного отношения к учебе, к осложнениям в адаптационный период к школьным условиям.

Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развитие навыков ручной умелости.

Развитие мелкой моторики ребёнка должно начинаться с раннего детства. Сначала упражнения могут носить пассивный характер. Уже начиная с полугода можно производить осторожное сгибание и разгибание пальчиков рук ребёнка, а также слегка поглаживать его руки в направлении от пальцев к запястью.

На мой взгляд, наиболее рациональными способами развития мелкой моторики являются:

  • пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук способствуют освоению детьми элементов самомассажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, улучшают функции рецепторов проводящих путей. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой стимулируют умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настрою, улучшению произношения многих звуков, а значит - развивают речь.
  • игры (дидактические, театрализованные, «театр в руке», сюжетно-ролевые) позволяют повысить общий тонус, развивают внимание, память, снижают психоэмоциональное напряжение, развивают воображение.
  • сюжетно-тематические занятия по аппликации, конструированию, рисованию, и лепке способствуют развитию познавательных и творческих способностей, развитию навыков и умений детей, координации движений пальцев рук, способствуют развитию речи.
  • чтение художественной литературы, потешек расширяет горизонты познания, стимулирует речевое и интеллектуальное развитие, расширяет словарный запас.
  • использование графических упражнений учит ориентироваться на ограниченной плоскости, развивают мыслительную деятельность, внимание, память ребенка, приучают руку к сознательным, точным, целенаправленным движениям.

Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, мы предлагаем использовать разнообразные приемы:

  • пальчиковая гимнастика;
  • показ при помощи рук различных изображений («очки», «стул», «колокольчик», «зайка» и т.д.), которыми может сопровождаться чтение потешек или сказок;
  • обрывание бумаги разной плотности и фактуры (салфеток, газетной, картона)
  • сминание пальцами комочков из бумаги;
  • перебирание и сортировка круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль и др.)
  • выкладывание из крупы на фоновой бумаги различных изображений геометрических фигур, букв, цифр, узоров)
  • выполнение аппликаций из природного материала (семян, орех, яичной скорлупы и т.д.)
  • создание на бархатной бумаге изображений и узоров из цветных нитей – ниткопись;
  • шнуровка на различных предметах;
  • сматывание шерстяной пряжи в клубки;
  • завязывание и развязывание бантов, узлов;
  • застегивание пуговиц, молний, крючков;

  • нанизывание бус, пуговиц и мелких игрушек на леску, работа с проволокой;
  • конструирование из палочек, полосок узоров различными пальцами;
  • плетение крючком косичек и выкладывание из них изображений по контуру.
  • нахождение мелких предметов в емкости с фасолью, горохом – «сухой бассейн»
  • игры с «осьминогом» (утяжеленный) мешочек с песком, обвязанный цветными нитями в виде осьминога, закрепляется на резинке с петлей, которая надевается на палец ребенка.
  • изготовление бус из разноцветных скрепок.
  • игры с песком (погружение рук, просеивание его между ладонями, рисование по мокрому песку пальцами, выкладывание узоров из мелких камушков.)
  • графические упражнения - игры: « Дорожка», «По точкам», «Узоры крестиком» и др.
  • физические упражнения, основанные на хватательных движениях
  • игры, с конструкторами требующие закручивать шурупы, гайки.
  • лепка из соленого теста.
  • рисование различными материалами (карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью и т.д.)
  • плетение из бумаги и тесьмы ковриков, полосок.
  • симметричное вырезание, аппликация, вырезание ножницами различных фигурок из старых картинок.
  • Компьютерные игры на устройствах с Мультитач-дисплеем, например Cut the buttons для iPad.

При организации работы по развитию крупной и мелкой моторики детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи мы придерживались следующих правил:

  • Задание подбирается с учетом их постепенно возрастающей сложности.
  • Учитываются индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.
  • Работу проводится регулярно, систематически.
  • Соблюдается временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.
  • Повышается интерес детей дошкольного возраста к упражнениям и заданиям путем превращения их в занимательную игру.

Цель: содействовать интенсивному развитию мелкой моторики детей подготовительной к школе группы по средствам пальчиковых игр и упражнений.

Задачи:

- формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук;

- развитие мышления, памяти, внимания, сосредоточенности;

- формирование навыков учебной деятельности (умения слушать, понимать и выполнять словесные инструкции);

- создание педагогические условия для развития речи у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук;

- отбор и систематизация комплекса разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие руки ребёнка;

- подбор диагностических методик для оценки уровня развития мелкой моторики руки ребенка.

Основные принципы реализации проекта

Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности, театрализованной деятельности.

Принцип гуманистичности - предполагает индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.

Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности.

Принцип интеграции - необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.

Принцип системности - решение задач в системе всего учебно- воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках ДОУ, города и семьи.

Принцип преемственности - организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого и разновозрастного развития.

Образ конечного результата

Критерии оценки

Формирование высокого уровня развития мелкой моторики руки, обеспечивающий успешное обучение письму в 1-ом классе

Конкурс «Умные пальчики». Награды. Грамоты.

Отзывы родителей и коллег.

Аудио и видео-записи занятий по работе проекта

Открытые НОД для педагогов и родителей

Музыкальные подборки

Повышение уровня развития речи, мышления, воображения, памяти

Диагностика развития мелкой моторики. Начальная, итоговая

Создание предметно-развивающей среды, которая позволила реализовать полученные результаты

Выставки детских работ

Отзывы родителей и самих детей о проделанной работе по проекту

Создание картотеки игр и упражнений, направленных на развитие общей и мелкой моторики детей подготовительной группы в соответствии с лексическими темами 

Картотека игр и упражнений, направленных на развитие общей и мелкой моторики детей подготовительной группы в соответствии с лексическими темами

Риски:

•Слабая заинтересованность детей и родителей.

 Пути преодоления:

Преподносить «материал проекта» на позитиве, не перегружая объемом детей и родителей, педагогам проявлять большую заинтересованность проектом, делиться результатами работы на каждом этапе проекта. Приглашать родителей на итоговые занятия. Грамоты, благодарности, призы, результаты, удовлетворение от работы. Создать папку для родителей «Умные пальчики»

•Часто болеющие дети

Пути преодоления:

Индивидуальная работа с детьми и родителями

Этапы работы:

1 этап:

Организационный

Выбор темы проекта и его разработка.

Изучение научно - практических и методических источников по заявленной проблеме.

Подбор методического материала по заявленной теме.

Разработка системы работы по развитию мелкой моторики рук у детей.

Разработка картотеки игр и упражнений, направленных на развитие общей и мелкой моторики детей подготовительной группы, в соответствии с лексическими темами.

Разработка анкет для родителей по развитию мелкой моторики у детей.

Разработка консультаций для родителей.

Консультации со специалистами ДОУ

2 этап:

Диагностический

Выявить уровень развития мелкой моторики пальцев рук у детей (начальный и итоговый).

Анкетирование родителей

3 этап:

Практический

Составление картотеки пальчиковых игр и упражнений в соответствии с лексическими темами

Разработка консультативного материала для родителей

Организация выставок продуктивной деятельности детей и родителей группы

Организация и проведение мастер- класса для родителей и детей по развитию мелкой моторики рук

Цикл мероприятий по реализации проекта

4 этап:

Заключительный

Обобщение итогов фронтальной и индивидуальной работы с детьми и родителями.

Анализ эффективности работы системы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук у детей.

Разработка методических рекомендаций.

Подготовка презентационного буклета, отражающего содержание работы с детьми.

Составление картотеки пальчиковых игр и упражнений направленных на развитие:

мелкой моторики пальцев рук,

слухового внимания,

речевого дыхания,

укрепления артикуляционного аппарата,

основных психический процессов (памяти, внимания, воображения).

• Разработка и подборка материала для изготовления совместных работ детей и родителей.

Реализация проекта

Реализация данного проекта в ДОУ осуществляется через цикл НОД с детьми, взаимодействие со специалистами ДОУ. Реализуя «Программу от рождения до школы» (под редакцией Н.Е.Вераксы,  М.А.Васильевой, Т. С.Комаровой) работа с детьми по развитию мелкой моторики осуществляется через пальчиковые игры, пальчиковую гимнастику, пальчиковые упражнения, практикуя их во всех видах деятельности и подбирая под лексические темы НОД.

Большое значение придается работе по формированию умелости в дошкольном возрасте. Она многообразная и разносторонняя, организована в различных направлениях. Развитие ручной умелости осуществляется на различных НОДах: рисование, аппликация, лепка, конструирование, ручной труд. Целью этих занятий является укрепление мелкой моторики за счет совершенствования технических навыков и умений детей, регулярной практической деятельности, а также развитие детской фантазии, художественного вкуса, стремления добиться поставленной цели, почувствовать себя успешным.

Тесное сотрудничество со специалистами ДОУ (учитель- логопед, педагог-психолог, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель) по развитию мелкой моторики пальцев рук улучшит качество результатов нашей работы.

На НОД логопеда, во время индивидуальной работы с детьми, на НОД логоритмики, во время проведения коррекционного часа воспитателями, учитель- логопед активно пропагандирует, выполняет вместе с детьми, контролирует, анализирует тематические упражнения и задания по развитию мелкой моторики. Преемственность в работе учителя - логопеда, воспитателей и других специалистов позволит добиться положительных результатов.

Большое развивающее значение имеют занятия ритмикой и логопедической ритмикой. Овладевая хорошим чувством ритма, дети быстро овладевают двигательными навыками и умениями. Развивая чувство ритма, мы тем самым улучшим координацию движений, точность, скорость двигательной реакции.

Занятия ритмикой и логоритмикой служат целью нормализации двигательных функций и речи, объединяют как работу по развитию моторики, так и психотерапевтические и общевоспитательные мероприятия.

Психогимнастика и упражнения на релаксацию, специальные игры с психологом снижают психическое напряжение у детей, развивают психомоторные качества, внимание, память, мышление, помогают детям адаптироваться в определенных ситуациях.

На физкультурных НОД развиваем общую моторику и координацию движений, а также используем упражнения для коррекции не только двигательного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития. Занятия проводятся с проговариванием стихотворных текстов. Разученные упражнения общего характера включаются в различные виды деятельности.

Все виды деятельности по развитию мелкой моторики привлекают детей. Их интригует мотивация задания, интересует процесс работы и радует результат. Особенно ярко ребята проявляют свои эмоционально - речевые возможности, когда погружаются в мир театра. Одинаково успешно они становятся артистами как теневого, так и пальчикового, настольного и кукольного театров. Гармонизация движений мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает напряжение. Дети учатся говорить, общаться, играть.

Развивая мелкую моторику в рамках проекта, мы обогащаем и расширяем работу,  опираясь на интересы ребенка и семьи.

Данный материал имеет многофункциональный характер: формирует фонетико-фонематическую базу, развивает фразовую и связную речь, речевую моторику, крупную и мелкую моторику, способствует сенсорному развитию, активизирует развитие высших психических функций, познавательной деятельности, учит играть с игрушками, формирует процесс социальной адаптации у детей.

Каждое упражнение – это продуктивный речевой тренинг, успешно развивающий речевую деятельность детей в условиях высокого эмоционального комфорта. Игры и игровые упражнения проводятся с детьми подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи. Используются различные по фактуре материалы и разнообразные приемы. Работа с детьми будет эффективной лишь при условии систематического ее проведения с учетом возрастных особенностей детей и при постоянном поддержании интереса к занятиям.

Для удобства работы педагога упражнения представлены в виде календарного понедельного плана. Игры и игровые упражнения проводятся на материале различных лексических тем. Форма работы может быть разная: с целой группой детей, с небольшими подгруппами (3-4 ребенка) и индивидуально с каждым ребенком.

Практика показывает, что хороший результат достигается тогда, когда при отработке каждой лексической темы обеспечивается взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя.

Для удобства реализации проекта, планирования работы, контроля и самоконтроля, анализа и рефлексии весь материал был разделен в соответствии с лексическими темами (см. таблица 1).

Таблица 1

Картотека игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики детей подготовительной группы в соответствии с лексическими темами

Месяц

Неделя

Игры и упражнения

Физкульт

минутка

Пальчиковая гимнастика

Игры с предметами

Сентябрь

3. Сад - огород

«Овощи»

«Засолка капусты»

«Пластилиновые жгутики»

4. Откуда хлеб пришел?

«Колосья»

«Подрастает зернышко»

«Веселые прищепки»

Октябрь

1. Деревья

«Рябинка»

«Деревья»

«Деревья»

2. Дары леса: грибы, ягоды

«Ягоды»

«Корзинка»

«Ножницы потерялись»

3. Осень

«Дождь»

«Что делать после дождика?»

«Тучка и дождь»

4. Семья. Человек

«Кто живет у нас в квартире?»

«Семья могучая»

«Кто это?»

5. Посуда

«Машина каша»

«Помощники»

«Склеим чашку»

Ноябрь

1. Москва – столица России

«Кольца»

«Здравствуй»

«Строители»

2. Продукты

«Пельмени»

«Пекарь»

«Овощи»

3. Одежда. Обувь. Головные уборы

«Ботинки»

«Ботинки»

«Застегни одежду»

4. Бытовые электроприборы

«Чайник»

«Этот пальчик…»

«Новые слова»

Декабрь

1. Зима

«Зимушка - Зима»

«Кто спит зимой?»

«Снег идет»

2. Зимующие птицы

«Кормушка»

«Дятел»

«Уютное гнездышко»

3. Зимние развлечения

«Зимние забавы»

«Гимнастика для рук»

«Пальчиковый бассейн»

4. Новый год

«Снежок»

«Елка»

«Наряжаем елку»

Январь

3. Дикие животные

«Есть у каждого свой дом»

«Зайцы»

«Белка с орешками»

4. Домашние птицы

«Гусенок пропал»

«Цыпленок»

«Цыпленок»

5. Домашние животные

«Вышли уточки на луг»

«У кошечки»

«Здравствуй»

Февраль

1. Транспорт

«Транспорт»

«Транспорт»

«Самолет»

2. Мебель

«Мебель»

«Мебель»

«Волшебный мешочек»

3. День Защитника Отечества

«Береза»

«Солдаты»

«Звезда»

4. Наш город. Дом

«Дом»

«Дом и ворота»

«Игры с прищепками»

Март

1.Женский день

«Маме помогаем»

«Вот помощники мои»

«Тюльпаны»

2. Весна

«Синие лужи весны»

«Апрель»

«Удобный дом»

3. Перелетные птицы

«Птицы»

«Птички»

«Разрезные картинки»

4. Профессии. Инструменты

«Мы строгали, мы строгали»

«Веселый оркестр»

«Вылепи из пластилина»

Апрель

1. Космос

«Ракета»

«Здравствуй»

«Выкладывание из счетных палочек ракету»

2. Дикие животные севера

«Накорми зверей»

«Зверята»

«Чья цепочка длиннее?»

3. Дикие животные жарких стран

«У жирафов»

«Слон»

«Зоопарк»

4. Рыбы

«У реки росла рябина»

«Рыбки»

«Рыбка в аквариуме»

Май

1. Цветы

«Вместе по лесу идем»

«Цветок»

«Весенний пейзаж»

2. Насекомые

«Жук»

«Паучок»

«Насекомые»

3. Лето

«Лето»

«Игрушки»

«Ловкие пальчики»

4. Школа

«Школа»

«Шалости»

«Наш класс»

5. Школьные принадлежности

«Раз, два, три, четыре»

«Карандаш»

«Карандаш»

Заключение

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи ребенка, но и является мощным фактором интеллектуального развития. А также готовит руку как непосредственное орудие выполнения графических движений, что в сумме во многом определяет степень готовности ребенка к обучению в школе.

На мой взгляд, в процессе применения технологии пальчиковых игр будут замечены такие изменения:

  • воспитанники преодолеют имеющиеся нарушения моторики;
  • у воспитанников укрепится мышечный тонус;
  • у воспитанников  сформируется навык владения карандашом, ручкой;
  • у воспитанников разовьются четкие движения и координация;
  • у воспитанников снизится утомляемость и повысится работоспособность.

Исходя из анализа литературных источников, собственного опыта, можно прийти к выводу, что моя работа по применению технологии пальчиковых игр в развитии мелкой моторики детей подготовительной к школе группы позволит преодолеть имеющиеся нарушения моторики у детей, укрепить мышечный тонус,  сформировать навык владения карандашом, ручкой, развить четкие движения и координацию, снизить утомляемость и повысить работоспособность.

Таким образом, применение технологии пальчиковых игр в развитии мелкой моторики детей подготовительного к школе возраста вполне оправдывает себя.

Литература:

1.  Агапова И. Давыдова М.  Игры с пальчиками для развития речи  М. ООО      ИКТЦ « Лада», 2011

2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. – М.:ТЦ Сфера, 2005. (Логопед в ДОУ).

3.  Гордеева Т.В. Пальчиковая гимнастика с предметами. М.: Национальный книжный центр, 2011.

4.  Дербина А.И., Кыласова Л.Е. Логопедическая группа. Игровые занятия с детьми 5-7 лет. Волгоград, «Учитель», 2011.

5. Зуева Т.Л. Коррекционно-речевое направление в физкультурно – оздоровительной работе с дошкольниками. Учебно – методическое пособие. «Центр педагогического образования», 2008.

6. Калинина Т.В., Николаева С.В., Павлова О.В., Смирнова И.Г. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет. Волгоград, «Учитель», 2010.

7. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. Средняя, старшая, подготовительная группы. М.: «ВАКО», 2008.

8. Лифиц Е.А. Развитие речи, движения и мелкой моторики. Комплексные занятия. Практическое пособие / Е.А.Лифиц, И.В. Лифиц. – М.: Айрис – пресс, 2010.– (Дошкольное воспитание и развитие).

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектная работа «Применение технологии пальчиковых игр в развитии мелкой моторики детей подготовительной к школе группы» Выполнила: Елагина Елена Сергеевна учитель-логопед МАДОУ д/с комбинированного вида № 10 «Аленький цветочек» Ступинского муниципального района

Слайд 2

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский

Слайд 3

Будущий первоклассник

Слайд 4

Задачи проекта: формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук; развитие мышления, памяти, внимания, сосредоточенности; формирование навыков учебной деятельности (умения слушать, понимать и выполнять словесные инструкции); создание педагогические условия для развития речи у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук; отбор и систематизация комплекса разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие руки ребёнка; подбор диагностических методик для оценки уровня развития мелкой моторики руки ребенка.

Слайд 5

Этапы реализации проекта: Практический этап Заключительный этап Организационный этап Диагностический этап

Слайд 6

Организационный этап Выбор темы проекта и его разработка. Изучение научно- практических и методических источников по заявленной проблеме. Подбор методического материала по заявленной теме. Разработка системы работы по развитию мелкой моторики рук у детей подготовительной к школе группы. Разработка картотеки игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики детей подготовительной группы, в соответствии с лексическими темами. Разработка анкет для родителей по развитию мелкой моторики у детей. Разработка консультаций для родителей. Консультации со специалистами ДОУ.

Слайд 7

Диагностический этап Определение уровня развития мелкой моторики пальцев рук у детей. (Начальная, итоговая). Анкетирование родителей

Слайд 8

Практический этап Составление картотеки игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики детей подготовительной к школе группы, в соответствии с лексическими темами. Разработка консультативного материала для родителей Организация выставок продуктивной деятельности детей и родителей группы Организация и проведение мастер- класса для родителей и детей по развитию мелкой моторики рук Цикл мероприятий по реализации проекта

Слайд 9

Заключительный этап Обобщение итогов фронтальной и индивидуальной работы с детьми и родителями. Анализ эффективности работы системы работы по развитию мелкой моторики рук у детей. Разработка методических рекомендаций. Подготовка презентационного буклета, отражающего содержание работы с детьми. Составление картотеки пальчиковых игр и упражнений, направленных на развитие: мелкой моторики пальцев рук, слухового внимания, речевого дыхания, укрепления артикуляционного аппарата, основных психический процессов (памяти, внимания, воображения). Разработка и подборка материала для изготовления совместных работ детей и родителей.

Слайд 10

Картотека игр и упражнений Месяц Неделя Игры и упражнения Физкульт минутка Пальчиковая гимнастика Игры с предметами Сентябрь 3. Сад - огород «Овощи» «Засолка капусты» «Пластилиновые жгутики» 4. Откуда хлеб пришел? «Колосья» «Подрастает зернышко» «Веселые прищепки» Октябрь 1. Деревья «Рябинка» «Деревья» «Деревья» 2. Дары леса: грибы, ягоды «Ягоды» «Корзинка» «Ножницы потерялись» 3. Осень «Дождь» «Что делать после дождика?» «Тучка и дождь» 4. Семья. Человек «Кто живет у нас в квартире?» «Семья могучая» «Кто это?»

Слайд 11

Работа с родителями:

Слайд 12

Ожидаемые результаты Формирование высокого уровня развития мелкой моторики руки, обеспечивающий успешное обучение письму в 1-ом классе Повышение уровня развития речи, мышления, воображения, памяти Создание предметно-развивающей среды, которая позволила реализовать полученные результаты Создание картотеки игр и упраж- нений, направленных на развитие мелкой моторики детей подготовительной к школе группы в соответствии с лексическими темами

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние пальчиковой гимнастики на развитие мелкой моторики детей

Данная статья о том как влияет развитие мелкой моторики рук на развитие ребенка в целом....

Использование современных интерактивных технологий в развитии познавательной активности детей подготовительной к школе группы.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в познавательной деятельности и развитии речевой активности детей, решая проблему познавательно-речевого развития, нельзя не оценить возможности широ...

НАУЧНО ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСТВА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ Изучение уровня развития творчества у детей подготовительной к школе группы

НАУЧНО ПРАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСТВА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ  Изучение уровня развития творчества у детей подготовительной к школе группыВВ...

Анализ результатов исследования мелкой моторики в подготовительной к школе группе

Анализ результатов исследования мелкой моторики в подготовительной к школе группе...

«Роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики детей группы раннего возраста»

Роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики ранний возраст....

План самообразования «Использование технологии моделирования в развитии связной речи детей подготовительной к школе группе»

Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день в речи детей существует множество проблем. Логопедическое обследование детей моей группы «Непоседы» показало ряд сложностей в развитии связно...