Проект "Добрые друзья природы"
проект по теме

Сазонова Елена Сергеевна

Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Поэтому в своей работе я использую самую близкую, значимую для ребёнка среду - это  его семью! В семейной  среде  ребенок, прежде всего, подражает родным, впитывает дух внутрисемейных отношений, поведения в обществе, и переносит его в свои отношения вне семьи. Я считаю, что наиболее эффективно нравственное воспитание и  формирование эмоциональных связей между детьми и взрослыми происходит в совместной деятельности, в которой возникают взаимоотношения сотрудничества. Исходя из всего выше сказанного,  у меня возникла идея данного проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobrye_druzya_prirody.docx19.15 КБ

Предварительный просмотр:

«Добрые друзья природы»

 «От того, как прошло детство,
кто вёл ребёнка за руку в детстве,
что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира - от этого
в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний
малыш»
В. А. Сухомлинский.

В конце ХХ века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты ЗЕМЛЯ. Поскольку деятельность людей продолжает вносить изменения в окружающий мир, которые приводят к печальным последствиям, люди перестали «чувствовать» природу, забыли её законы , тем самым поставили под угрозу выживание человечества. Всё это диктует необходимость усиления внимания человека к природе на самой ранней стадии формирования личности, а это значит, что начинать экологическое воспитание детей нужно в раннем возрасте и в определённой среде, где ребёнок наблюдает за явлениями и событиями в природе, где ему помогают понять взаимосвязи в природе, он может задавать вопросы ей и получать на них ответы. Одним из таких мест является дошкольное образовательное учреждение.

Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Доктор биологических наук Т.В. Потапова предлагает несколько иной подход: «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего, созидательного обращения с ними и желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом». А так, так дети склоны копировать поведение взрослых, именно с них и нужно начинать экологическое воспитание.

Поэтому в своей работе я использую самую близкую, значимую для ребёнка среду - это  его семью! В семейной  среде  ребенок, прежде всего, подражает родным, впитывает дух внутрисемейных отношений, поведения в обществе, и переносит его в свои отношения вне семьи. Я считаю, что наиболее эффективно нравственное воспитание и  формирование эмоциональных связей между детьми и взрослыми происходит в совместной деятельности, в которой возникают взаимоотношения сотрудничества. Исходя из всего выше сказанного,  у меня возникла идея данного проекта.

Цель проекта: 

1. Способствовать формированию экологического сознания родителей, и детей в совместной деятельности.

2. Формирование на основе экологических знаний бережного и созидательного отношения к природе.

3. Укреплять сотрудничество педагогов и родителей в вопросе «экологическое воспитание детей».

Задачи проекта: 

1. Создание условий в группе  для родителей и детей к формированию основ экологии и природопользования.

2. Расширение представлений родителей о том, что в природе всё взаимосвязано и нарушение одного звена в цепи может вызвать непоправимое.

3. Приобщение родителей к реальной жизнедеятельности детей в детском саду, в процессе экологического воспитания.

4. Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

5. Вызвать желание оказать помощь в создании экологически благоприятной окружающей среды на территории детского сада, своей придомовой территории, микрорайона.

6. Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей по проблеме рационального обращения с отходами.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение уровня экологической культуры родителей (понимание того, что человек является частью природы и потому зависит от неё и биологически и духовно, а значит недостойно быть равнодушным к проблемам экологического характера.

2. Непосредственное участие родителей в экологическом образовании детей, на примере своих собственных поступков.

3. Активное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятиях.

Возможные риски:

- не понимание родителями актуальности проблемы экологического воспитания детей

- не заинтересованность в реализации проекта

- не усвоение детьми материала.

Пути преодоления рисков:

- индивидуальные и подгрупповые беседы с родителями о воспитании детей.

- организация круглого стола по проблемным вопросам в воспитании детей.

- тренинг для родителей «Знаю ли я свой край?».

- индивидуальные поручения родителям по созданию рефератов «Комнатные растения», « Родничок, ручеёк, река».

- проведение дидактических игр с детьми.

- беседы с детьми по вопросам охраны природы.

Перспективный план по реализации проекта:

Этап. Информационный.

Мероприятия

Срок

Ответственные

1

Анкетирование родителей с целью выявления знаний об экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

Май

Воспитатель

2

Подготовка наглядного материала для просвещения родителей, в папки – передвижки. Разработка перспективного плана работы с родителями и воспитанниками.

Май

Воспитатель

Этап. Практический.

1

Акция «Чистая планета»

Май

Воспитатель, родители, дети

2

Совместная творческая деятельность родителей и детей в создании макетов
«Каким я хочу видеть прогулочный участок в детском саду или около дома».

Июнь – сентябрь

Воспитатель, родители, дети

3

Проведение совместно с родителями праздников, развлечений, выставок на экологическую тему.

Круглый стол

Октябрь

Воспитатель, музыкальный руководитель, дети

4

Создание лаборатории природы в группе: подбор исследовательского материала, развивающих игр, энциклопедий, разработка экологических знаков.

Ноябрь - декабрь

Воспитатель, родители, дети

5

Изготовление силами родителей «паспортов» животных, гербария растений Самарского края

Январь

Воспитатель, родители, дети

6

Акция: «Столовая для пернатых»

Февраль

Воспитатель, родители, дети

7

Проект «Огород на окошке»

Март

Воспитатель, родители, дети

8

Акция: «Капелька воды»

Апрель

Воспитатели

9

Проект «Деревья нашего участка»

Май

Воспитатели, родители. дети

При создании проекта учитывались педагогические принципы:

- возрастные особенности детей

- доступность для понимания, как детям, так и взрослым

- наглядность

- сезонность

- последовательность

Реализация проекта.

В начале работы, по воплощению в жизнь проекта, было проведено анкетирование родителей. В результате выяснилось, что из 100% только 40% родителей чётко ответили на вопросы по содержанию экологии и экологического воспитания детей. А значит надо начинать с экологической грамотности взрослых. Одной из доступных форм просвещения в детском саду являются папки передвижки, в которых представлен материал на темы: « Игры с детьми по экологии», «Экологическое воспитание в семье». Материал меняется по ходу реализации проекта. Мною  были подобраны книги для мини-библиотеки, проведены «круглые столы». В процессе обсуждения за «круглым столом» данной темы с инициативной группой родителей, пришли к выводу, что это очень важно и необходимо заинтересовать остальных родителей в экологическом воспитании детей.

Следующим шагом к намеченной цели - родительское собрание, с презентацией, на котором, ими были озвучены цели и задачи данного проекта. Заинтересованность родителей и детей проявилась в создании и разработке:

макетов прогулочных участков;

изготовление кормушек для птиц

оформление выставок детских рисунков на темы: «Наши питомцы»,
«Жизнь в лесу», «Первоцветы»,
совместные поделки, родителей и детей из бросового материала.

ауди и видеотеки со звуками, и жизнью обитателей леса, экологическими проблемами (наводнение, пожары в лесах, задымление).

Как доказано психологами для детей первых семи лет жизни характерны наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, таким образом, дети должны усваивать сведения не вербальным, а наглядным методом. Этот метод даёт возможность ребёнку самостоятельно обнаруживать законы природы. Во время наблюдений и экспериментов у ребёнка активизируются мыслительные процессы, развивается речь, обогащается память. Следствием этого является накопление фонда умственных приёмов и операций. Поэтому совместными усилиями, родителей и педагогов была создана: - лаборатория неживой природы под названием «Хочу всё знать!» в которой дети с удовольствием играют в «исследователей». Узнают, что вода удивительное вещество (может быть и прозрачной и цветной, принимать форму того сосуда в котором находится), песок в сухом состоянии сыпучий, а из влажного можно лепить, камень тонет, лист дерева имеет прожилки и многое, многое другое, а родители пополняют материал, и радуются новым открытиям детей.

Для создания атмосферы взаимопонимания, радости и веселья проводились досуги, развлечения с экологической тематикой. Чтобы эти мероприятия были востребованы, был разработан алгоритм подготовки:

определение темы и цели мероприятия

разработка сценария

распределение ролей взрослых (родителей)

изготовление пригласительных

изготовление атрибутов и плакатов

Анализ совместной с родителями деятельности и результаты.

Таким образом, проводимая работа позволила повысить компетентность и заинтересованность родителей в вопросах:

- экологии и экологического воспитания детей;

- взаимоотношений детей и взрослых;

- вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащения воспитательного опыта.

Перспектива развития.

Наш проект успешно реализуется, а главное это направление имеет перспективу дальнейшего развития:

- оформление «Альпийской горки»;

- создание «Метеоплощадки»;

- продолжение обустройства уголков леса, экологической тропы.
Родители и дети заинтересовались разработкой новых проектов:

- «Вода - кровь земли»;

- «Чудо - растения»;

- «Что такое быть здоровым?!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по экологии в старшей подгруппе МБДОУ «Крутогорский д/с» (тематическая неделя «Мы друзья природы» - с 17.04. по 21.04.) «Жалобная книга природы»

Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.Задачи: развивать познавательный интерес к миру природы;формировать пер...

Познавательно – исследовательский проект для детей старшей группы на тему «Друзья природы» в номинации «Мы оберегом станем для природы»

Познакомить дошкольников с Красной книгой Саратовской области, умение ценить и создавать красоту, воспитывать бережное отношение к природе....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с природой в подготовительной группе «Мы – друзья природы»

Цель: Систематизировать представления детей о многообразии природы.Задачи:1)       Выявить знания о птицах,  животных, деревьях;2)...

Занятие по ознакомлению с миром природы "Мы друзья природы"

Занятие по ознакомлению с миром природы...

Интегрированное занятие по экологии в старшей подгруппе МБДОУ «Крутогорский д/с» (тематическая неделя «Мы друзья природы» - с 17.04. по 21.04.) «Жалобная книга природы»

Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.Задачи: развивать познавательный интерес к миру природы;форми...

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе №9 на тему: «Мы друзья природы природы»

Цель: обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.Программное содержание:Образовательные:- продолжать уточнять и обобщать знания детей о растительном и жи...

Сценарий мероприятия "Мы друзья природы" раздел Безопасность в природе

Предлагается конспект сценария мероприятия для детей старшего дошкольного возраста "Мы друзья природы"....