Программа дополнительного образования по хореографии для детей от 5 до 7 лет «Танцевальный серпантин».
рабочая программа на тему

Воеводина Ольга Михайловна

Данная программа направлена на приобщение детей к миру танца.Обучаясь по этой программе, дети научатся чувствовать ритм,  слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения. Одновременно смогут развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность.Программа «Танцевальный серпантин» рассчитана на два года обучения и рекомендуется для занятий детей с 5 до 7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_horeografii_tantsevalnyy_serpantn.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Воеводина Ольга Михайловна, музыкальный руководитель высшей категории МА ДОУ д/с № 167 города Тюмени.

Программа дополнительного образования по хореографии для детей от 5 до 7 лет «Танцевальный серпантин».

                                  Пояснительная записка.

 В настоящее время к организации обучения и воспитания детей в ДОУ предъявляют все более высокие требования. Общество хочет видеть будущего школьника полноценным и всесторонне развитым. Поэтому необходимо развивать ребенка многогранно, не останавливаясь не перед какими трудностями.

Наиболее полное раскрытие творческих потенциалов личности дошкольника в ДОУ, определяется через выбор хореографического направления.

Программа «Танцевальный серпантин» ставит своей целью приобщить детей к танцевальному искусству, раскрыть перед ними его многообразие и красоту, способствовать эстетическому развитию дошкольников, привить им основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее образное содержание.

Данная программа направлена на приобщение детей к миру танца. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, память и трудолюбие, прививают любовь к прекрасному и способствуют развитию всесторонне-гармоничной личности дошкольника.

 Между тем хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка. Он формирует его художественное «Я» как составную часть орудия «общества», посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые личные стороны нашего существа.

         Обучаясь по этой программе, дети научатся чувствовать ритм,  слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения. Одновременно смогут развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем помогут сформировать правильную осанку, научат  основам этикета и грамотной  манеры поведения  в обществе, дадут представление об актерском мастерстве.

Занятия хореографией дают  организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии движения, прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей. На занятиях разучиваются различные движения под музыку. Дети учатся ускорять и замедлять движения, непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером, динамикой музыки. В процессе систематических занятий у ребят развивается музыкально-слуховое восприятие. Детям постепенно приходится вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движения.

Параллельно с развитием музыкальности, пластичности и другими танцевальными качествами, на занятиях по хореографии дети научатся чувствовать себя более раскрепощенными, смогут развивать индивидуальные качества личности, воспитать в себе трудолюбие и терпение.

         Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох также необходимо, как и изучение грамоты и математики. В этом и заключается основа национального характера, любовь к своему краю, своей родине.

           Программа «Танцевальный серпантин» рассчитана на два года обучения и рекомендуется для занятий детей с 5 до 7 лет. Занятия проводятся в старшей и подготовительной группе 2 раза в неделю. Длительность занятий: старшая группа – 25 мин.,  подготовительная группа – 30 мин.  

 Цель – приобщить детей к танцевальному искусству, способствовать эстетическому и нравственному развитию дошкольников. Привить детям основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее многообразие и красоту. Выявить и раскрыть творческие способности дошкольника посредством  хореографического искусства. 

Задачи:

  1. обучающая - научить детей владеть своим телом, обучить культуре движения, основам  народного и современного танца, музыкальной грамоте и основам актерского мастерства, научить детей вслушиваться в музыку, различать выразительные средства, согласовывать свои движения с музыкой;
  2. развивающая – стимулировать познавательные процессы личности ребёнка (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение). Обогатить его эмоционально- волевую сферу. Расширить возможности коммуникативной стороны общения у ребёнка (невербальными средствами коммуникации);
  3. воспитывающая – повысить двигательную активность и движенческую культуру ребёнка, разнообразить оздоровительную работу в дошкольном учреждении (развитие фигуры, устранение физических недостатков, укрепление всех групп мышц, совершенствование координации движений), обеспечить интерес  и любознательность детей,  развивать их художественный вкус. Ознакомить ребёнка с этикетом танца.  

      Специальные знания, умения и навыки являются необходимым средством воспроизведения образа, а не целью данного курса обучения.

В работе педагог использует различные методические приемы:

• показ образца выполнения движения без музыкального сопровождения, под счет;

• выразительное исполнение движения под музыку;

• словесное пояснение выполнения движения;

• внимательное отслеживание качества выполнения упражнения и его оценка;

• творческие задания.

      Методические приемы варьируются в зависимости от используемого хореографического материала (игра, пляска, упражнение, хоровод и т.д.), его содержания; объема программных умений; этапа разучивания материала; индивидуальных особенностей каждого ребенка. Все приемы и методы направлены на то, чтобы хореографическая деятельность детей была исполнительской и творческой.

                                    Структура  занятия.

     Каждое  занятие состоит  из  трёх  частей: вводной, основной  и  заключительной. Каждое  занятие – это  единое  целое, где  все  элементы  тесно  взаимосвязаны  друг  с  другом.

I.         Вводная  часть занятия   занимает  5-15%   от   общего времени. Задачи  этой  части  сводятся  к  тому, чтобы  подготовить  двигательный аппарат ребёнка, его нервную систему и создать  психологический  и  эмоциональный  настрой.

II. Основная  часть  занимает   70-85%  от  общего   времени. В  этой  части  решаются  основные  задачи, совершенствование ранее полученных навыков, идёт  основная  работа  над  развёрнутыми композициями. В этой части даётся  большой  объём  знаний, развивающих  творческие  способности  детей.

III. Заключительная часть занятия длится  от  3 до 7 %  общего времени. Здесь  используются  упражнения  на  расслабление мышц, снятие напряжения и излишней эмоциональности. В конце   занятия   подводится   итог,  и  дети  возвращаются в группу.   

На шестом году жизни ребенок физически крепнет, становится более подвижным. Успешно овладевает основными движениями, у него хорошая координация движений в ходьбе, беге, прыжках. Совершенствуются процессы высшей нервной деятельности: развивается способность анализировать, обобщать, делать простейшие умозаключения, улучшается произвольная память. Появляются элементы творчества во всех видах детской деятельности.

                                     Учебный план:

                                                Старшая  группа.

Виды занятий

Кол-во

занятий

Кол-во занятий

в неделю

Кол-во занятий

в месяц

Кол-во детей

в группе

Вводно-ознакомительные

4

2

8

    15 - 20

Экскурсионные

       4

Образовательно - игровые

    22

Практические

38

Итого-показательные

     4

Всего: 72 занятия

Тематический план.

                                                Старшая  группа.

                                            (занятия проводятся 2 раза в неделю)

№ п/п

Тематическое планирование.

1.

Танцевальные движения:

1. Ходьба:

- со сменой темпа;

- сменой характера;

- со сменой направления движений;

- в сочетании с другими движениями;

2. Бег:

- лёгкий (на месте с продвижением);

- поднимая колено высоко вперёд;

 - бег с захлёстом голени назад;

- выбрасывая прямые ноги вперёд.

3. Галоп:

- прямой;

- боковой;

- сольно;

- в паре;

- в сочетании с хлопками;

- с различным положением рук.

4. Прыжки:

- высокие;

- с акцентом вверх;

- с сильно вытянутыми коленями и стопами;

- с выбрасыванием ноги вперёд;

- с выбрасыванием ноги в сторону;

С выбрасыванием ноги назад.

5. Проскоки:

- вперёд;

- назад;

- в сторону

- на двух ногах;

- на одной ноге.

6. Упражнения для рук, кистей, пальцев:

- являются частью разминки;

- включаются в танцевальные элементы;

7. Упражнения на ориентировку в пространстве:

- по кругу;

- колонкой;

- «звездочкой»;

- «змейкой»;

- «воротца»;

- по одному (врассыпную);

- в паре.

8. Движение головы:

Активно вводится практически во все танцевальные элементы, придают законченность движениям и большую выразительность.

2.

Танцевальные элементы:

- простой танцевальный шаг;

- приставной шаг с ударом в пол;

- переменный шаг;

- «ковырялочка»;

- «верёвочка»;

3.

Разминки:

«Марш - парад»

«Весёлый тренаж»

«Наш сосед»

«Добрый жук»

«Сара барабу»

«Аэробика»

«Танец утят»

4.

Танцы:

1.Парные и круговые пляски, праздничные выходы.

«Осенний сон»

«Дружба крепкая»

 Краковяк «Зимние забавы»

«Ёлочки и зайчики»

 Кадриль с ложками

2. Сюжетные и характерные танцы.

«Пых, пых самовар»

«Мухоморы – пареньки»

 Танец с зонтиками «Дождя не боимся»

 «Белочки» с орешками

  Танец Козы с козлятами

«Ёлочки»

«Снежинки» с платками

«Гномики» с фонариками

«Гусары и куколки»

«Солнышко» с ленточками

5.

Подготовка к итоговому контрольному занятию.

6.

Итоговое контрольное занятие.

ИТОГО: 72 часа

Оценка деятельности воспитанников даётся на отчётных мероприятиях в рамках программы работы детского сада, проводимых в течение года.

Предполагаемый результат:

По итогам освоения программы планируется достижение следующих результатов:

К концу 1-ого года обучения дети должны знать и уметь: 

• проявлять устойчивые музыкально - ритмические навыки;

• овладеть начальной танцевальной памятью;

• слушать и слышать музыку, различно двигаться под музыку;

• самостоятельно исполнять программные танцы;

• показать достаточный уровень исполнительской выразительности;

• ориентироваться в пространстве;

• координировать простейшие танцевальные движения;

• правила поведения в хореографическом зале;

Дети седьмого года жизни имеют достаточно развитые двигательные навыки: они умеют ритмично ходить и бегать; легко, энергично, а также высоко поднимать ноги в коленях; скакать с ноги на ногу; самостоятельно строить круг, расширяя и уменьшая его; двигаться парами по кругу, сохраняя расстояние между парами; выполнять различные движения с предметами и без них; исполнять отдельные танцевальные движения (выставлять ноги вперед на прыжке, делать приставной шаг, с приседанием, полуприседанием, кружиться, продвигаясь вперед), способны передавать игровые образы различного характера.

                                 Учебный план:

                                  Подготовительная  группа.

Виды занятий

Кол-во

занятий

Кол-во занятий

в неделю

Кол-во занятий

в месяц

Кол-во детей

в группе

Вводно-ознакомительные

4

2

8

    15 - 20

Экскурсионные

       4

Образовательно - игровые

    22

Практические

38

Итого-показательные

     4

Всего: 72 занятия

Тематический план.

Подготовительная  группа.

                                                       (занятия 2 раза в неделю)

№ п/п

Тематическое планирование.

1.

Танцевальные движения:

1. Ходьба:

- шаги с одновременной работой рук;

- шаги с работой корпуса;

- шаги с работой головы.

2. Бег:

- бег с захлёстом голени назад;

- бег с выбросом ног вперёд;

- лёгкий бег на полупальцах;

- бег с высоко поднятыми коленями;

- бег с ускорением;

- бег с замедлением;

- бег с остановками.

3. Галоп:

- по кругу;

- по прямой линии;

- вокруг себя;

- по одному;

- парой;

- с хлопками;

- с притопами.

4. Прыжки:

- в различных ритмических комбинациях;

- в разных темпах;

- на месте;

- с продвижением вперёд;

- назад;

- в сторону;

- в двух ног на одну;

- с одновременным движениями рук и головы;

- в исполнении по одному и в парах.

5. Проскоки:

- вперёд;

- назад;

- в сторону на двух ногах;

- на одной ноге;

6. Упражнения для рук:

- резкие – мягкие;

- короткие – длинные.

7. Упражнения на ориентировку в пространстве:

- диагональ;

- простейшие перестроения: колонна по одному, по парам, тройкам, по четыре;

- «звездочка»;

- «корзиночка»;

- «ручеек»;

- «змейка».

8. Движение головы:

Активно вводится практически во все танцевальные элементы, придают закончен-ность движениям и большую выразительность.

2.

Танцевальные элементы:

- простой танцевальный шаг;

- приставной шаг с ударом в пол;

- переменный шаг;

- «ковырялочка»;

- «верёвочка»;

- припадание.

3.

Разминки:

«Жар - птица»

«Горошинки цветные»

«Зимние забавы»

«Добрый жук»

«Маугли»

«Рыбка»

«Партнёрская гимнастика»

4.

Танцы:

1.Парные и круговые пляски, праздничные выходы.

«Осенние дорожки»

«Ярмарка»

 Берлинская полька

«Новогодний экспресс»

«Дружба»

«Коты и мыши»

«Ностальжи»

2. Сюжетные и характерные танцы.

«Россиночка – Россия»

«Коляда»

 Танец с балалайками

«Увезу тебя я в тундру»

«Звёздочки» с фонариками

«Снеговики» с метёлками

«Пингвины»

«Российский Дед Мороз»

 «Яблочко»

«Граница»

«Ангел летит»

«Мама»

«5 февральских роз»

«Солнышко»

«Не отнимайте солнце у детей»

«Аист на крыше»

«Зажгите свечи»

5.

Подготовка к итоговому контрольному занятию.

6.

Итоговое контрольное занятие.

ИТОГО: 72 часа.

Оценка деятельности воспитанников даётся на отчётных мероприятиях в рамках программы работы детского сада, проводимых в течение года.

Предполагаемый результат:

По итогам освоения программы планируется достижение следующих результатов:

К концу 2-ого года обучения дети должны знать и уметь: 

• азы партнёрских отношений;

• воспринимать музыкально-танцевальный материал по словесному описанию;

• создавать посредством мимики, пластики, жеста характер и образ героев танца;

• самостоятельно исполнять программные танцы;

• координировать танцевальные движения, ориентируясь в пространстве музыкального зала;

• уметь выполнять танцевальную связку из нескольких элементов под музыку;

• критически оценивать уровень своих исполнительских возможностей;

• правила поведения в хореографическом зале;

• радоваться за успех другого.

                      Учебно - методическое обеспечение:

- просторное помещение для занятий – зал.

- форма для занятий:  Девочки – белые футболки или купальник, юбки, носочки, удобная для занятий обувь - чешки или балетки, волосы хорошо подобраны. Мальчики – белые футболки, чёрные шорты, мягкая обувь - чешки;

- музыкальный инструмент: фортепиано;

- музыкальный центр, аудиоаппаратура;

- СD диски с записями программных танцев;

- реквизиты к танцевальным постановкам;

 - костюмы к танцам.

                                     Список используемой литературы:

1. Барышникова Т.К. Азбука хореографии. – СПб., 1996.

2. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Санкт-Петербург, 2000.

3. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала. – М.,2004.

4. Гусев Г.П. Этюды. – М., 2004.

5. Звездочкин  В.А. Классический танец. – Ростов н/Д., 2003.

6. Каплунова  И.М.  и  Новоскольцева  И.А «Праздник  каждый  день» «Композитор» - Санкт- Петербург, 2007.

7. Каплунова  И.М.  и  Новоскольцева  И.А «Этот  удивительный  ритм» «Композитор» - Санкт- Петербург, 2005.

8. Усова О.В. Развитие личности ребёнка средствам хореографии. Татр Танца для детей 3-6 лет. Авторская программа. – Екатеринбург, 2001.

9. Ткаченко Т. Народный танец. – М., 1975.

10. Белкина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. – М., 1984.

11. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать. – М., 2003.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по хореографии

 Все Божьи дети могут танцевать.                       (Харуки Мураками)                ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по хореографии на 2018 – 2019 учебный год

Хореография в детском саду – это одно из любимейших детских занятий. Малыши настолько переполнены жизненнойэнергией, что абсолютно не могут усидеть на месте и обязательно всем видам деятельности...

Рабочая программа дополнительного образования по хореографии

Программа разработана на четыре года, для детей дошкольного возраста  3-7 лет....

Рабочая программа дополнительного образования "Топотушки" (Хореография)

Рабочая программа дополнительного образования "Топотушки" (Хореография)Хореография в детском саду – это одно из любимейших детских занятий. Малыши настолько переполнены жизненной...

рабочая программа дополнительного образования по хореографии "Сюрприз"

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Хореография" танцевального кружка "Сюрприз" для детей 5-7 лет. Новизна настоящей программы ...