Доклад
материал на тему

Полякова Ирина Николаевна

"умственное воспитание детей средствами фольклора"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_folkloru.docx17.73 КБ

Предварительный просмотр:

У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и предают из поколения в поколение. Народ  не должен забывать о прошлом: о красоте и богатстве нашей музыки, живописи, литературы, о своих праздниках и обычаях. Именно родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом рождения личности.

Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции передаваемые веками. И хочется надеяться, что  то уцелевшее, та «старина», которая осталась жить – в танцах, играх песнях, воспоминаниях – сохранится для потомков.

Дети самый доброжелательный народ: им даёшь  - они берут. Только наша задача - задача воспитателей – дать именно то, что нужно.

Приобщить детей к культуре народа, помогает фольклор. Он даёт прекрасные образы русского языка, подражая которым ребенок учиться русскому языку.

Произведения устного народного творчества способствуют развитию образного мышления, обогащают его речь.

Загадки, пословицы, поговорки, потешки позволяют расширить кругозор детей, лучше узнать жизнь и быт русского народа, его мудрость, помогает формировать чувство патриотизма и любовь к Родине, к родному краю.

В фольклорных произведениях – пословицах, сказках, былинах и песнях – нашли свое выражение народные воззрения на природу, общество и человека.

Дошкольный возраст – самое благоприятное время для умственного воспитания, без которого невозможно формировании умственных способностей ребенка. Важное значение для развития умственных способностей детей имеют загадки. Это полезное упражнение не только для умственного развития, но и для развития образности речи. Простые загадки можно предлагать  детям уже на третьем году жизни, только необходимо учитывать, хорошо ли они знают эти предметы, о которых идёт речь в загадке. Чтобы облегчить их отгадывание, в качестве опоры используются предметы, игрушки. Некоторые загадки заучиваются детьми наизусть с целью закрепления и дифференциации звуков, для развития чёткой дикции. При этом необходимо объяснять содержание загадки. При выборе загадок желательно учитывать их значимость для умственного воспитания дошкольников.

Самостоятельное составление загадок – задача довольно трудная для дошкольников, но это занятие способствует развитию активной речи, умственному воспитанию. Дети учатся чётко и кратко описывать предметы, явления, находить и выделять в них наиболее существенные качества, признаки, свойства предметов. При составлении загадок дети учатся излагать свои мысли.

Итак, загадки представляют большую ценность для умственного и речевого  развития дошкольников. Он не только уточняют, расширяют представление детей о каком – то предмете или явлении, но и развивают наблюдательность, учат думать, отвлечённо мыслить, подмечать характерные признаки предметов. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, самостоятельность, привычку глубже осмыслить мир.

Не менее полезно для умственного и речевого развития – это заучивание пословиц и поговорок. Небольшие по объёму, они заключают в своём содержании ясную, чёткую, краткую мысль, а в процессе высказывания обогащает речь говорящего. Пословицы и поговорки учат детей правилам поведения, нормам взаимоотношения. Это очень богатый и ценный фольклорный материал, который надо обязательно использовать в работе с детьми. Тематика пословиц и поговорок разнообразна, многие из них воспитательно – назидательное значение. В них отражён огромный опыт народа, выработанный в течении длительного времени. Многие пословицы и поговорки учат правильно решать многие жизненные вопросы: например «Семь раз отмерь – один раз отрежь». Важное место в этой работе отводится обучению детей понимания образного содержания и обобщённого значения пословиц и поговорок. Ребенок должен чувствовать, что это именно те слова, с помощью которых можно выразить свои мысли.

Из всего многообразия и форм детского устного творчества наиболее завидная судьба у считалок.. Считалки в основном поострены в виде вопросов и ответов, с чётким ритмом. Считалки воздействуют на поведение ребенка, воспитывают выдержку, развивают речь. Надо стремиться подбирать такие считалки, чтобы их содержание раскрывало некоторые представления детей об окружающей действительности. Разучивая считалки, дети упражняются не только в отчётливом, громком, неторопливом их произнесении, но и закрепляют или уточняют полученные знания на других занятиях, очень часто это навыки использования порядкового счета.

Считалки широко используются в народных играх. С их помощью дети распределяют роли в играх.

Самый любимый детьми и наиболее обширный раздел устного  народного творчества – сказки. У нашего народа целая кладовая бесценных жемчужин этого жанра. Сказки учат дошкольников справедливости, честности, благородству, поэтому их надо больше, чем другие жанры фольклора, использовать в работе с детьми. Знакомя детей с той или иной сказкой, важно не только доставить им радость, но и довести до их сознания главную идею сказки, учить оценивать поступки героев. Большое значение в правильном восприятии той или оной сказки детьми имеют иллюстрации.  Для обогащения словарного запаса и усвоения детьми слов, характеризующих народную речь, важно показывать красочные иллюстрации к сказкам, подчёркивая при этом колорит предметов быта, одежду, обстановку, в которой действуют герои. Систематическое и планомерное использование сказок, формирует у детей интерес к народному творчеству. Впечатления полученные от сказок, дети отражают в играх, рисунках. Значительно обогащается речь детей. Разговаривая друг с другом, они часто употребляют образные выражения, эпитеты, сравнение сказок. В.А. Сухомлинский считал сказки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, яркой индивидуальности.

Малые фольклорные формы сложились у каждого народа на основе огромного жизненного опыта. Народ существует пока существует его язык. Ознакомления детей с разными формами фольклора должно проходить поэтапно, постепенно, должно отличаться бережным отношением к национальным традициям праздников, песен, обрядов. Народная мудрость , доброта, юмор представляют перед детьми в доступном исполнении на праздниках, вечерах – развлечениях. Где ярко и образно надо использовать народные сказки, песни, потешки.

Нужно не только дать детям знания, но и организовать их на участие в использовании детских народных песен, закличках, колядок, которые ярко представлены именно в праздниках.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.

Фольклор – величайшее богатство нации. Он и сегодня приносит радость приобщения к светлым мыслям, тонким чувствам, и учит ценить жизнь.

 

Доклад

На тему: «Умственное воспитание детей средствами фольклора»

        Воспитатель:

                                                Полякова И.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичный доклад МДОУ №2 "Рябинка"

Приоритетным направлением деятельности МДОУ № 2«Рябинка» является обеспечение психологического благополучия , охрана  и укрепление  здоровья  детей  и духовно-нравственное во...

Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР

     Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...

ДОКЛАД- ПРИЗИНТАЦИЯ ДОКЛАД

1слайдФормы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию2слайднастоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эт...

Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...

Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...

Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".

пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...